Рабочая программа по русскому языку 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Рабочая программа «Русский язык 10-11 класс» составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, а также на основе программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» и предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на профильном уровне. Составлена из расчета 2,5 часа в неделю (профильный уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
goltsova_russkiy_yazyk_11_klass.doc | 247.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Русский язык 10-11 класс» составлена на основе государственного стандарта образования, Примерной программы среднего полного общего образования, а также на основе программы Гольцовой Н.Г. «Русский язык. 10-11 классы» и предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на профильном уровне. Составлена из расчета 2,5 часа в неделю (профильный уровень). Предлагаемый курс должен обеспечить более высокий уровень языковой подготовки учащихся и способствовать восприятию языка как системы.
Данная программа предполагает работу с учебником Н.Г. Гольцовой, В. Шамшина, М.А. Мищериной. Русский язык. 10-11 классы и обеспечивает восполняющее повторение при подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку.
Цель курса - повторение, обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в основной школе. Программа охватывает все разделы курса «Русский язык», однако основное внимание уделяется грамматике, орфографии и пунктуации в их взаимосвязи и взаимодействии. При этом предусматривается подача материала крупными блоками, что поможет учащимся глубже осмыслить взаимосвязь между различными разделами науки о языке и представить русский язык как систему.
Система расположения материала, полнота изложения теоретических сведений, характер отбора материала для упражнений, разнообразие заданий и т.д. направлены на достижение воспитательных, образовательных, информационных целей, обозначенных в Госстандарте, и на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетентностей как результат освоения содержания курса «Русский язык».
В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку программа предусматривает анализ текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Для развития речи используются такие виды работ, как пересказ, реферирование, составление тезисов, написание изложений, сочинений-миниатюр и другие творческие задания.
Для активизации познавательной деятельности учащихся в программу включены разделы «Из истории русского языкознания», «Культура речи», «Стилистика», «Анализ текста», изучение которых предполагает в первую очередь самостоятельное освоение материала первоисточников, анализ текстов разных функциональных стилей, обеспечивает расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке.
Содержание программы по русскому языку отобрано на основе компетентностного подхода.
Языковая и языковедческая компетенция – углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых – русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценки языковых явлений и фактов; умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения культуры, национально- культурной специфика русского языка; расширение знаний взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения.
Цели обучения русскому языку
Изучение русского языка в старшей школе направленно на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
- развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
- углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, и её функциях; функционально – стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствие в сфере и ситуации общения; и разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Данная программа отличается от примерной тем, что в рабочую программу внесены дополнительные темы, обеспечивающие подготовку обучающихся к ЕГЭ по русскому языку: «Основные этапы работы над сочинением-рецензией по русскому языку», «Классификация ошибок», «Самостоятельная оценка предложенного сочинения», «Повторение и обобщение изученного в начале и конце года», а также программа отличается тем, что основана на индивидуальном обучении учащихся: 15 часов лекционно-практических и 2 часа зачет, в связи с этим возможны изменения: некоторые темы будут 10 класса перенесены в 11.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского языка на профильном уровне в объеме 204 часов (в 10 классе – 75 часов, в 11 классе – 136 часов). Именно на такое число часов рассчитана данная программа.
Используемый учебно-методический комплект:
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М.: Русское слово, 2011.
- Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя.- М.: Русское слово, 2014.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в таблицах 10-11 классы.- М.: Русское слово, 2014.
Требования к уровню
подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
- функции языка; основные сведения о лингвистике как науке, роли старославянского языка в развитии русского языка, формах существования русского национального языка, литературном языке и его признаках;
- системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
- понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
- компоненты речевой ситуации; основные условия эффективности речевого общения;
- основные аспекты культуры речи; требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной, обиходно-бытовой, социально-культурной и деловой сферах общения;
уметь
- проводить различные виды анализа языковых единиц; языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию;
- разграничивать варианты норм, преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы;
- проводить лингвистический анализ учебно-научных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
аудирование и чтение
- использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
- владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
говорение и письмо
- создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в социально-культурной, учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), деловой сферах общения; редактировать собственный текст;
- применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка;
- применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
- углубления лингвистических знаний, расширения кругозора в области филологических наук и получения высшего филологического образования;
- совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
- увеличения продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке через наблюдение за собственной речью;
- развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, использования языка для самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
- удовлетворения познавательных интересов в области гуманитарных наук;
- самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
Учебно-тематический план. 10 класс. Профильный уровень. 75 часов
№ | Тема | Кол – во часов | зачеты |
1. | Введение. Фонетика, графика, орфоэпия | 5 | |
2. | Лексика, фразеология, лексикография | 10 | 2 |
3. | Морфемика и словообразование | 5 | 2 |
4. | Морфология и орфография. | 25 | 2 |
5. | Части речи. Имя существительное | 4 | |
6. | Имя прилагательное | 4 | |
7. | Имя числительное | 1 | |
8. | Местоимение | 1 | 2 |
9. | Глагол. Причастие. Деепричастие | 9 | |
10. | Наречие. | 1 | |
Всего часов | 65 | 10 |
Учебно-тематический план. 11 класс. Профильный уровень. 136 часа
№ | Тема | Кол-во часов | зачет |
1 | Повторение и обобщение пройденного в 10 классе | 15 | 2 |
2 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание | 3 | 2 |
3. | Предложение. Простое предложение | 8 | |
4 | Простое осложнённое предложение | 25 | 4 |
5 | Сложное предложение | 13 | 2 |
6 | Предложения с чужой речью | 7 | 2 |
7 | Употребление знаков препинания | 6 | |
8 | Культура речи | 7 | |
9 | Стилистика | 8 | 2 |
10 | Подготовка к ЕГЭ | 13 | |
13 | Повторение | 15 | 2 |
Всего часов | 120 | 16 |
Содержание программы
10 КЛАСС
Введение
Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Языки государственные, мировые, межнационального общения. Основные функции языка.
Русский язык в современном мире. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Основные этапы исторического развития русского языка. Исторический комментарий языковых явлений различных уровней. История русской письменности.
Формы существования русского национального языка (литературный, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго).
Русский литературный язык как высшая форма существования национального языка.
Языковая норма, её функции и типы. Варианты норм. Динамика языковой нормы. Типичные ошибки, вызванные отклонениями от литературной нормы. Преднамеренные и непреднамеренные нарушения языковой нормы.
Система языка, её устройство и функционирование. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Функциональные разновидности языка: разговорная речь, функциональные стили, язык художественной литературы. Разговорная речь, её особенности. Литературный язык и язык художественной литературы.
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ
Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии. Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимия в системе русского языка. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов. Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование.
ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. ОРФОЭПИЯ
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки. Звуки и буквы. Чередование звуков, чередования фонетические и исторические. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения.
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные.
Морфемный разбор слова.
Словообразование. Морфологические способы словообразования. Понятие словообразовательной цепочки. Неморфологические способы словообразования. Словообразовательные словари. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке.
Одна из задач - научить учащихся пользоваться различными типами аспектных словарей и вырабатывать у них потребность постоянной работы со словарями. Работа со словарями должна быть обязательным элементом урока. Список наиболее популярных и доступных словарей дается в конце учебного пособия.
МОРФОЛОГИЯ И ОРФОГРАФИЯ
Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.
Разделы и принципы русской орфографии. Основные орфографические нормы русского языка.
Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические и традиционные написания. Трудные случаи орфографии. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова. Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после Ц. Употребление букв Э, Е, Ё и сочетания ЙО в различных морфемах.
Правописание звонких и глухих согласных. Правописание непроизносимых согласных и сочетаний СЧ, ЗЧ, ТЧ, ЖЧ, СТЧ, ЗДЧ. Правописание двойных согласных. Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки ПРЕ- и ПРИ-. Гласные И и Ы после приставок.
Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.
Части речи. Имя существительное.
Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род имен существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имен существительных и аббревиатуры. Число имен существительных. Падеж и склонение имен существительных. Морфологический разбор имен существительных. Правописание падежных окончаний имен существительных.
Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имен существительных. Правописание сложных имен существительных. Составные наименования и их правописание.
Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные.
Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Синтетическая и аналитические формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых (синтетических) и сложных (аналитических) форм степеней сравнения.
Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных в современном русском языке. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности.
Прилагательные относительные и притяжательные.
Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных.
Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных.
Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий. Правописание суффиксов имен прилагательных.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных.
Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Особенности употребления числительных разных разрядов.
Морфологический разбор числительных. Склонение имен числительных.
Правописание имен числительных. Употребление имен числительных в речи.
Особенности употребления собирательных числительных.
Местоимение. Местоимение как часть речи. Разряды и особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений. Значение и особенности употребления местоимений ты и вы. Особенности употребления возвратного, притяжательных и определительных местоимений.
Глагол. Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола.
Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола.
Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы.
Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Особенности образования и функционирования. Категория времени глагола.
Спряжение глаголов. Две основы глаголов. Формообразование глагола.
Морфологический разбор глагола. Правописание глаголов.
Причастие как особая глагольная форма.
Признаки глагола и признаки прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий, Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.
Деепричастие как глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги.
Наречие. Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия на шипящую. Слитное написание наречий. Раздельное написание наречий. Дефисное написание наречий.
Слова категории состояния.
Лексико-грамматические группы и грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср.р. ед.ч. Морфологический разбор слов категории состояния.
Служебные части речи.
Предлог. Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов.
Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.
Частицы. Частицы как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы НЕ и НИ, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.
Междометие.
Междометие как особый разряд слов. Междометие и звукоподражательные слова.
Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий.
11 КЛАСС
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Основные пунктуационные нормы русского языка. Трудные случаи пунктуации. Пунктуационный анализ.
Словосочетание .Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.
Предложение. Понятие о предложении. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение.
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соединительное тире. Интонационное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия.
Синонимия разных типов простого предложения.
Простое осложненное предложение.
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции.
Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.
Сложное предложение.
Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с одним придаточным.
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью.
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания.
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Культура речи и её основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные коммуникативные качества речи и их оценка. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Культура публичной речи. Культура разговорной речи. Культура письменной речи.
СТИЛИСТИКА
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства. Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно-художественной речи.
Текст. Закономерности построения текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Информационная переработка текста. Анализ текстов разных стилей и жанров.
ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Русский язык как объект научного изучения. Виднейшие учёные-лингвисты и их работы. М.В. Ломоносов. А.Х. Востоков. Ф.И. Буслаев. В.И. Даль. Я.К. Грот. А.А. Шахматов. Л.В. Щерба. Д.Н. Ушаков. В.В. Виноградов. С.И. Ожегов. Основные направления развития русистики в наши дни.
Указанные темы перенесены в 11 класс в тему «Повторение» | |||||||
76-78 | Наречие как часть речи. Правописание наречий. | 3 | Наречия, разряды наречий по значению, степени сравнения наречий. | Употребление наречий в речи, образование наречий. | Морфологический разбор наречий. | Правописание наречий. | Упр. 279, 286 |
79 | Слова категории состояния. | 1 | Слова категории состояния. | Омонимичность слов; категории состояния наречиям и кратким прилагательным. | Морфологический разбор слов категории состояния. | Попутное повторение орфографии. | Упр.291 |
80-81 | Служебные части речи. Предлог. | 2 | Служебные части речи. Предлог. Производные и непроизводные предлоги. Простые и сложные. | Особенности употребления предлогов в речи. | Морфологический разбор предлогов. | Правописание предлогов. | Упр. 296. 301 |
82-83 | Союз как служебная часть речи. | 2 | Союз как служебная часть речи. Простые и составные, сочинительные и подчинительные союзы. Союзы и союзные слова. | Употребление союзов в речи. Выразительные возможности союзов. | Морфологический разбор союзов. | Правописание союзов. | Упр. 304, 306 |
84-85 | Частицы. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. | 2 | Служебные части речи. Частицы. Разряды частиц. | Употребление частиц в речи. Стилистические особенности употребления частиц. Отрицательные частицы и их значение. | Морфологический разбор частиц. Определение значения частицы НЕ, значения частицы НИ. | Правописание частиц. | Упр. 308 Упр. 309 |
86 | Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. | 1 | Междометия. Звукоподражательные слова. | Особенности употребления в речи междометий и звукоподражательных слов. | Морфологический разбор междометий. | Правописание междометий и звукоподражательных слов. | Упр. 320 |
87-90 | Повторение и обобщение пройденного | 4 | Повторение и обобщение основных тем и разделов курса. | Упр. 323, 326 |
11 класс. Профильный уровень (136 ч)
№ уро-ка | Тема урока | К-во часов | Основные термины и понятия | Практические навыки | Правописные навыки | Д.з. | |||
1-3 | Повторение и обобщение пройденного по фонетике, графике, орфоэпии и орфографии. | 3 | Звуки и буквы. Чередование звуков. Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения | Развивать навыки связной монологической речи, совершенствовать артикуляционные умения. Фонетический разбор слова | Правописание чередующихся гласных и согласных | Упр. 97,101 | |||
4-6 | Повторение по теме «Морфемика и словообразование» | 3 | Состав слова; аффиксы словообразующие и формообразующие; основа слова и окончание; сущность и порядок морфемного и словообразовательного разбора | Морфемный и словообразовательный анализ слова | Отработка орфографических навыков | Упр. 78, 97 | |||
7-11 | Обобщающее повторение частей речи | 5 | Самостоятельные и служебные части речи. Правописание прилагательных, причастий, наречий | Совершенствовать умение опознавать части речи | Совершенствовать навыки правописания некоторых частей речи | Упр. 214. 270, 286 | |||
12-15 | Слитное и раздельное написание НЕ и НИ с различными частями речи | 4 | Частицы, разряды частиц по значению | Совершенствовать умение определять значение частиц | Правописание частиц | Упр. 318 | |||
16-17 | Зачет № 1 | 2 | Подведение итогов уроков повторения и обобщения пройденного в 10 классе | Элементы анализа текста. | Знать основные нормы русского литературного языка | Тест на правописную грамотность. | |||
18 | Основные принципы русской пунктуации | 1 | Синтаксис, пунктуация, функции знаков препинания, принципы пунктуации | Пунктуационный анализ предложения | Основные функции знаков препинания | Упр. 327 | |||
19 | Словосочетание | 1 | Словосочетание, типы словосочетаний | Морфологический разбор знаменательных частей речи | Правописание окончаний имен существительных и прилагательных | Упр. 328 | |||
20-21 | Виды синтаксической связи | 2 | Словосочетание, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний | Синтаксический разбор словосочетаний | Изменение имен числительных | Упр. 331 | |||
22 | Понятие о предложении. Классификация предложений | 1 | Предложение, предикативность, грамматическая основа, предложения простые и сложные | Характеристика предложений, пунктуационный разбор предложений | Знаки препинания в сложном предложении | Упр. 335 | |||
23 | Простое предложение. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные | 1 | Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные | Характеристика предложений, пунктуационный разбор предложений | Повторение орфографии и пунктуации. Постановка знаков препинания в конце предложения | Упр. 339 | |||
24-25 | Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Распространенные и нераспространенные предложения | 2 | Двусоставные предложения, односоставные предложения. Второстепенные члены предложения | Синтаксический разбор предложений | Повторение основных правил орфографии | Упр. 342, 345 | |||
26 | Полные и неполные предложения. Соединительное тире. Интонационное тире | 1 | Структурная неполнота предложения. Соединительное тире; интонационное тире | Пунктуационный разбор предложения | Тире в неполном предложении | Упр. 351, 354 | |||
27-28 | Простое осложненное предложение. Синтаксический разбор простого предложения | 2 | Упр. 359 | ||||||
29-30 | Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях | 1 | Предложение, однородные и неоднородные члены предложения | Пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания в предложении с однородными членами | Упр. 366 | |||
31-32 | Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами
| 1 | Однородные члены предложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов | Пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при однородных определениях | Упр. 375 | |||
33-34 | Зачет № 2 | 2 | Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Элементы анализа текста. | Знать основные нормы русского литературного языка | Тест на правописную грамотность. | |||
35-36 | Обобщающие слова при однородных членах | 2 | Обобщающие слова, однородные члены предложения | Пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при обобщающих словах | Упр. 380 | |||
37-39 | Обособленные члены предложения. Обособленные и необособленные определения | 3 | Обособление, функции знаков препинания. Обособление определения | Пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при обособленных членах предложения | Упр. 386 | |||
40-42 | Обособленные приложения | 3 | Обособленные члены предложения: обособленные приложения | Пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при обособленных приложениях | Упр. 393 | |||
43-44 | Обособленные обстоятельства | 2 | Обособленные члены предложения: обособленные обстоятельства | Пунктуационный анализ предложения 1 | Знаки препинания при обособленных обстоятельствах | Упр. 399 | |||
45-46 | Обособленные дополнения | 2 | Обособленные члены предложения: обособленные дополнения | Пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при обособленных дополнениях | Упр. 401 | |||
47-48 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения | 2 | Уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения | Пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения | Упр. 404, 407 | |||
49 | Повторение темы. Проверочная работа | 1 | Проверка навыков правописания и грамматических разборов | ||||||
50-51 | Зачет № 3 | 2 | Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Элементы анализа текста. | Знать основные нормы русского литературного языка | Тест на правописную грамотность. | |||
52-53 | Знаки препинания при сравнительных оборотах | 2 | Сравнительный оборот, способы присоединения сравнительного оборота | Синтаксический разбор предложения, синтаксический разбор словосочетания, работа с толковым словарем | Знаки препинания при сравнительных оборотах | Упр. 412 | |||
54-55 | Знаки препинания при обращениях | 2 | Обращения, знаки препинания при обращениях | Синтаксический разбор предложения, морфологический разбор знаменательных частей речи | Знаки препинания при обращениях. Повторение правил орфографии | Упр. 415 | |||
56-57 | Вводные слова | 2 | Вводные слова, группы вводных слов по значению, | Синтаксический разбор предложения, пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях | Упр. 421 | |||
58 | Вставные конструкции | 1 | Вставные конструкции | Синтаксический разбор предложения, пунктуационный анализ предложения | Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях | Упр. 425 | |||
59 | Подготовка к ЕГЭ Тест | 2 | Проверка навыков правописания и грамматических разборов | ||||||
60 | Междометия. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова | 1 | Междометия, вопросительно-восклицательные, утвердительные и отрицательные слова | Пунктуационный анализ предложения. Морфологический разбор слов различных частей речи | Знаки препинания при междометиях, отрицательных, утвердительных, вопросительных, восклицательных словах | Упр. 429 | |||
61-62 | Сложное предложение. Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 2 | Сложное предложение, средства связи частей сложного предложения, союзные и бессоюзные сложные предложения | Определение типов сложного предложения. Синтаксический разбор сложного предложения | Правописание союзов. Знаки препинания в сложносочиненном предложении | Упр. 437. 440 | |||
63-66 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным | 4 | Сложноподчиненные предложения; главная и придаточная части, виды придаточных | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении | Упр. 448 | |||
67-68 | Зачет № 4 | 2 | Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Элементы анализа текста. | Знать основные нормы русского литературного языка | Тест на правописную грамотность. | |||
69-70 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | 2 | Сложноподчиненные предложения; типы придаточных, последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное соподчинение | Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными | Упр. 453, 454 | |||
71-73 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 3 | Сложное бессоюзное предложение, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | Упр. 459 | |||
74-75 | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи | 2 | Сложное предложение с разными видами связи; союзная и бессоюзная связь | Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения с разными видами связи | Знаки препинания в предложении с разными видами связи; при стечении сочинительных и подчинительных союзов | Синтаксический разбор предложений с разными видами связи | |||
76 | Период. Знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое и абзац | 1 | Сложное предложение с разными видами связи. Период, знаки препинания в периоде. Сложное синтаксическое целое, микротема, | Пунктуационный анализ предложения. Анализ микротемы, структуры ССЦ | Знаки препинания в периоде | Упр. 470 | |||
77-78 | Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи | 2 | Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь и слова автора | Составление схем предложений с прямой речью | Знаки препинания при прямой речи | Упр. 480 | |||
79-82 | Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах | 4 | Диалог, реплики диалога. Цитата, способы оформления цитат | Синтаксический разбор сложного предложения; пунктуационный разбор | Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах | Упр. 481 | |||
83 | Повторение темы «Пунктуация» | 1 | |||||||
84-85 | Зачет № 5 | 2 | Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Элементы анализа текста. | Знать основные нормы русского литературного языка | Тест на правописную грамотность. | |||
86-87 | Сочетание знаков препинания | 2 | Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания | Пунктуационный разбор различных синтаксических конструкций | Постановка знаков препинания при их стечении | Упр. 487 | |||
88 | Факультативные знаки препинания | 1 | Функции знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные | Пунктуационный анализ предложения | Постановка факультативных знаков препинания | Упр. 488 | |||
89 | Авторская пунктуация | 1 | Авторская пунктуация | Пунктуационный анализ предложения | Повторение орфографии | Упр. 490 | |||
90 | Обобщающий урок | 1 | Урок-семинар по теоретическому материалу. Урок-практикум (выполнение тренировочных упражнений). Урок-анализ текста | Упр. 495, 497 | |||||
91 | Контрольное тестирование | 1 | Проверка правописных умений и навыков грамматических разборов | ||||||
92 | Подготовка к ЕГЭ | 1 | Упр. 511 | ||||||
93-96 | Культура речи. Язык и речь. Правильность русской речи. Типы норм литературного языка. О качествах хорошей речи. Культура публичной речи. Культура разговорной речи. | 4 (2 часа семинар) | Язык и речь; культура речи; норма литературного языка, типы норм. Орфоэпические нормы, акцентологические нормы, словообразовательные нормы, лексические нормы, грамматические нормы | Составление тезисов, плана-конспекта. Осознанный выбор языкового варианта, соответствующего норме | Повторение орфографии и пунктуации | Упр. 513, 517, 518 | |||
97-98 | Р/Р. Изложение с элементами сочинения | 2 | Проверка орфографической и пунктуационной грамотности | ||||||
99-100 | Функциональные стили | 2 | Функциональные стили, стилистика; стиль, классификация стилей | Грамматические разборы разных видов | Повторение: написание терминов | Анализ предложенного текста | |||
101-102 | Зачет № 6 | 2 | Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Элементы анализа текста. | Знать основные нормы русского литературного языка | Тест на правописную грамотность. | |||
103-104 | Повторение. Трудные случаи правописания: правописание приставок пре-/при- ; правописание о, ё после шипящих | 2 | Морфология. Орфография. Орфограмма. Принципы правописания | Повторение и закрепление навыков решения орфографических задач | Правописание приставок пре-/при- ; правописание о, ё после шипящих | Упр. 112, 142 | |||
105-107 | Трудные случаи правописания: правописание н и нн в прилагательных и причастиях | 3 | Орфограмма. Суффикс. Имя прилагательное. Причастие | Морфемный анализ слова. Словообразование имён прилагательных, причастий | Правописание н и нн в прилагательных и причастиях | Упр. 216, 268. | |||
108-109 | Трудные случаи правописания: правописание сложных прилагательных | 2 | Орфограмма. Сложное прилагательное. Слитное, раздельное и дефисное написание | Образование сложных имён прилагательных | Правописание сложных имён прилагательных | Упр. 218 | |||
110-111 | Трудные случаи правописания: правописание наречий | 2 | Наречия, разряды наречий по значению, степени сравнения наречий | Морфемный разбор наречий | Правописание наречий | Упр. 287 | |||
112-113 | Трудные случаи правописания: слова-исключения (гласные и согласные буквы) | 2 | Орфограмма, правила правописания | Орфографический анализ слова | Правописание двойных согласных, непроверяемых гласных | Упр. 96, 125 | |||
114-115 | Повторение. Трудные случаи пунктуации: обособленные члены предложения | 2 | Обособленные члены предложения | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения | Повторение орфографии и пунктуации | Упр. 395, 396 | |||
116-117 | Трудные случаи пунктуации: знаки препинания в сложном предложении | 2 | Сложное предложение, типы сложных предложений | Синтаксический и пунктуационный разбор сложных предложений | Знаки препинания в сложном предложении | Упр. 451 | |||
118-119 | Зачет № 7 | 2 | Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Элементы анализа текста. | Знать основные нормы русского литературного языка | Тест на правописную грамотность. | |||
120-121 | Трудные случаи пунктуации: тире и двоеточие в бессоюзных сложных предложениях | 2 | Бессоюзное сложное предложение, значение частей сложного бессоюзного предложения | Анализ структуры сложного предложения | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | Упр. 456, 465 | |||
122 | Трудные случаи пунктуации: цитирование | 1 | Цитаты, способы оформления цитат | Анализ структуры сложного предложения | Знаки препинания при цитатах | Упр. 486 | |||
123-134 | Подготовка к ЕГЭ | 12 | |||||||
135-136 | Зачет № 8 | 2 | Проверка и тематический контроль знаний, умений, навыков | Элементы анализа текста. | Знать основные нормы русского литературного языка | Тест на правописную грамотность. |
Контроль уровня обученности
В качестве контрольно-измерительных материалов используются тесты, вопросы и задания для комплексного анализа текста и диктанты из книг:
1. Александрова В. Н., Александрова О. И., Соловьёва Т.В. Единый государственный
экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения,
создание текста. – Челябинск: Взгляд, 2013.
2. Меркин Б. Г., Смирнова Л. Г. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ: Дидактические и спра
вочные материалы. Тесты. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2014.
3. Сидорова Т.Л. Культура речи: Пособие для подготовки к ЕГЭ. – Ростов на Дону, 2014
Литература:
- Александров, В. Н. Единый Государственный экзамен. Русский язык/ В. Н.
Александров, О. И. Александрова, Т. В. Соловьева. – Челябинск : Взгляд, 2013.
- Бабайцева, В.В. Русский Язык/ В. В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2014.
- Баранов, М. Т. Русский язык/ М.Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова. – М.:
Просвещение, 2011.
- Власенков, А. И. Русский язык/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.:
Просвещение, 2013.
- Горшков, А. И. Русская словесность: От слова к словесности. 10 – 11 кл. :
учебник для общеобразовательных учреждений/ А.И. Горшков. – М., 2011.
- Горшков, А. И. Русская стилистика : учебное пособие/ А.И. Горшков. – М., 2011.
- Егораева, Г. Т. Русский язык Выполнения заданий части 3 (С)/ Г. Т. Егораева. – М. :
Экзамен, 2015.
- Иссерс, О. С. Тесты к учебнику для общеобразовательных учреждений филологиче
ского профиля/ О.С. Иссерс. – М., 2011.
- Малюшин, А. Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку
10 – 11 кл./ А. Б. Малюшин, Л. Н. Иконницкая. – М.: Творческий центр,2012.
- Миловидова, И. Проверяем свою грамотность: тесты/ И. Миловидова. – М.: Айрис,
2010.
- Потемкина, Т. В. Поурочные разработки. Русский язык к учебнику А. И. Власенкова
10 -11 кл./ Т. В. Потемкина. – М., 2104.
- Учебно – тренировочные материалы для подготовки к единому государственному
экзамену. – М.: Интеллект - Центр, 2015.
- Энциклопедия: Русский язык/ Гл. редактор Каракулов Ю. Н. – М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....