рабочая программа по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Ильинская Лидия Ивановна

Настоящая программа по русскому языку для 8  класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, федерального перечня учебников, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885, зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации от 21 февраля 2012 г. № 23290, допущенных к использованию в ГБОУ СОШ № 1908, а также на основе примерной программы общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для 8  класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, федерального перечня учебников, утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885, зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации от 21 февраля 2012 г. № 23290, допущенных к использованию в ГБОУ СОШ № 1908, а также на основе примерной программы общеобразовательных учреждений под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Рабочая программа по русскому языку для 8 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы:

  • Пояснительную записку.
  • Тематический план.
  • Основное содержание всех тем.
  • Требования к уровню подготовки обучающихся.
  • Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
  • Учебно-методический комплект.
  • Дополнительные обобщающие материалы: литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы), Интернет-ресурсы.
  • Перечень учебного оборудования и наглядных пособий, необходимых для каждого урока (можно дополнить в таблицу поурочного планирования).
  • Поурочное календарное  планирование с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

      Данная рабочая программа по русскому языку для 8  класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).

Русский язык является курсом, который позволяет реализовать практически все содержательные линии обязательного минимума содержания образования:

  • культурно-историческую (человек-история, человек-культура);
  • социально-правовую (человек-общество, человек-человек);
  • информационно-методологическую (человек-информация).

Учебно-тематическое планирование составлено таким образом, что после изучения отдельных тем по синтаксису и пунктуации идут уроки повторения орфографии и специальные уроки по развитию речи.

Обучение русскому языку в 8 классе ведётся по следующим учебным книгам, которые образуют учебно – методический  комплект:  

-   Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык. 8 класс.- М.: Просвещение, 2011г.

-    Богданова Г.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс. – Ч. 1,2. – М.: Просвещение, 2011.

Кроме того, учителем для подготовки и проведения уроков используются следующие пособия:

-   Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. Книга для учителя. –

     М.: Просвещение, 2007.

-  Русский язык. 8 класс: поурочные планы по учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской,

   А.Д.Дейкиной, О.М.Александровой/автор-составитель Н.Ю.Кадашникова. – Волгоград: Учитель,

    2011.

-   Ассоциативный орфографический словарь. Практикум по русскому языку. 8 класс.- Москва:

    Планета, 2011.

-   Е.А.Влодавская. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.:Экзамен, 2008.

-   Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: Вако, 2005.

-   Текучева И.В. Русский язык. Контрольные и проверочные работы. 8 класс. – М.: Экзамен, 2006.

-   Н.И.Сайтанова. Тестовые упражнения. 8-9 классы. – Москва: Просвещение, 2010.

Русский язык. Анализ текста. Рабочая тетрадь. – Москва: Эксмо, 2010.

-   Русский язык 5-11 классы. Тексты для текущего и обобщающего контроля. Автор-составитель

    Н.Ф.Ромашина. –Волгоград.:Учитель, 2008.

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - путешествие, урок-игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок проблемного обучения, урок развития речи.

Методы и приёмы  обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический,

   синтаксический, лингвистический, речеведческий);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки,

   составление плана, тезисов, конспекта);

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка рефератов, доклада,

   написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, рассказа, подготовка устных сообщений)

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим

   его использованием по заданию учителя;

- изложения на основе текстов типа описания, повествование, рассуждения;

- написание сочинений;

- письмо под диктовку;

- комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке

- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового

  оформления, уместности, эффективности достижения поставленных

  коммуникативных задач;

- взаиморецензирование;

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности

  их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный,

  морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический,

  речеведческий);

- лингвистический анализ языковых явлений и  текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста:

  просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее,

  ознакомительно-реферативное и другие;

- аудирование ( понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание

  на слух информации текста, установление смысловых частей текста, определение их

   связей);

- информационная переработка устного и письменного текста:

- составление плана текста;

 - пересказ текста по плану;

 - пересказ текста с использованием цитат;

 - переложение текста;

 - продолжение текста;

 - составление тезисов;

 -  редактирование;

 - участие в диалогах различных видов;

- создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;

 - составление опорных схем и таблиц;

- ведение индивидуальных словарей, работа с различными видами словарей;

- конспектирование.

- реферирование;

- докладирование;

- рецензирование;

- аннотирование и т.д.

- создание  устных высказываний  различных типов и жанров в учебно-научной,

   социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических,

   лексических, грамматических норм современного русского литературного языка,

   применяемых в практике речевого общения;

- участие в дискуссии;

- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом

  орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного

  языка;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами,

  справочной литературой, средствами массовой информации  (в том числе

  представленных в электронном виде), конспектирование, компьютерные диски и

  программы,  ресурсы Интернета.

Основное содержание программы 8 класса:

Функции русского языка в современном мире.(1ч)

Повторение пройденного в 5-7 классах. (8ч)

Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (сочинение по картине).

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (88ч)

Словосочетание.(2ч)

Повторение материала о словосочетании, пройденного в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольное, именное, наречное).

Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.

Простое предложение. (5ч)

Повторение пройденного материала о предложении.  Грамматическая (предикативная) основа предложения.  Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении.  Интонация простого предложения. Логическое ударение. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.

Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.

Двусоставное предложение. Главные члены предложения.(9ч)

Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Виды сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.  Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.

Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.

Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения. (8ч)

Повторение изученного  материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение. Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.  Ораторская речь, ее особенности.  Публичное выступление об истории своего края.

Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Простые односоставные предложения.(9ч)

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом предложения сказуемым (определенно- личные, неопределенно- личные, обобщенно- личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.   Рассказ на свободную тему.

Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.

Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.                   

 Неполные предложения.(4ч)

Понятие о неполных предложения. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Однородные члены предложения. (15ч)

 Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией.  Однородные и неоднородные определения.  Ряды однородных членов предложения.  Разделительные знаки препинания между однородными членами.  Обобщающие слова при однородных членах.  Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.  Вариативность постановки знаков препинания.    Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера). 

Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Обособленные члены предложения. (20ч)

Понятие об обособлении.  Обособленные определения и обособленные приложения.  Обособленные обстоятельства.  Уточнение как вид обособленного члена предложения.  Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.  Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.

Обращения, вводные слова и междометия. (11ч)

Повторение изученного материала об обращении.  Распространенное обращение.  Выделительные знаки препинания при обращении.  Вводные слова. Предложения. Вставные конструкции.  Междометия в предложении.  Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях.  Одиночные и парные знаки препинания.  Текстоообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.  Публичное выступление на общественно значимую тему.

Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями.  Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.

Прямая и косвенная речь. (4ч)

Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге.  Способы передачи прямой речи.  Слова автора внутри прямой речи.  Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.  Косвенная речь.  Цитата.  Знаки препинания при цитировании.  Синтаксические синонимы предложения с прямой речью, их текстообразующая роль.  Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.

Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе. (5ч)

Повторение тем «Словосочетание», «Односоставные предложения», «Двусоставные предложения», «Предложения с обособленными членами», «Вводные слова и предложения».

Сочинение повествовательного характера с элементами описания, повествования, рассуждения.    

                                                                                   

Тематический план

№ п/п

Тема

Количество часов

Практи-ческие работы

Контрольные работы

Развитие речи

Другие

всего часов

1.

Функции русского языка в современном мире

1

лекция

1

2.

Повторение пройденного в 5-7 классах

5

1

2

сл.диктант

8

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

3.1.

Словосочетание

2

тест

2

3.2.

Простое предложение

3

1

1

тест

5

3.3.

Главные члены предложения

7

(1)

2

сл.диктант

9

3.4.

Второстепенные члены предложения

5

1

2

8

3.5.

Простые односоставные предложения

8

1

Тест,

сл.диктант

9

3.6.

Неполные предложения

2

2

сл.диктант

4

3.7.

Однородные члены предложения

12

1

2

сл.диктант

15

3.8.

Обособленные члены предложения

16

1

3

Зачет;тест, сл.диктант

20

3.9.

Обращения. Вводные слова и междометия

9

2

сл.диктант

11

3.10

Прямая и косвенная речь

4

сл.диктант

4

4.

Повторение и систематизация пройденного в 8 классе

4

1

5

ИТОГО

82

7(1)

16

102

Требования к уровню образованности восьмиклассников

В результате изучения русского языка в 8 классе ученик должен

знать/понимать

  • основные нормы русского литературного языка;
  • словосочетания и предложения как основные единицы синтаксиса;
  • грамматическую (предикативную) основу предложения, предложения простые и сложные, главные и второстепенные члены предложения и способы их выражения;
  • односоставные предложения (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные);
  • признаки распространённых и нераспространённых предложений, полных т неполных;
  • осложнённые предложения (предложения с однородными членами, с вводными словами, с обращениями, с обособленными членами);

уметь

  • опознавать единицы синтаксиса;
  • проводить анализ словосочетаний предложений;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
  • создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

по русскому языку за курс 8 класса

  1.  Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений,

 речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

  1. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:  

- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных  предложений, предложений с прямой речью;

- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные  однородными  и обособленными членами,  вводными словами (предложениями), обращениями;

- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием  и стилем речи;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

       По пунктуации.  Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

           Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях,  вводных словах и предложениях.  Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемыми.

       По орфографии.  Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами.  Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи.  Определять тип и стиль текста.  Подробно  и выборочно  излагать                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников.  Писать сочинения  описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения – рассуждения на морально-этические темы.  Совершенствовать изложения и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.  Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным вопросам.  

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку.

       «Нормы оценки…» призваны обеспечивать одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку.  В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);   2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;  3) объем нормативы оценки знаний, умений и навыков;  3) объем различных видов контрольных работ;  4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

        Ученика предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.  На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке;  2) орфографические и пунктуационные навыки;  3)  речевые умения.

        Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения с творческим заданием, сочинения разнообразных жанров, рефераты.

  1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умения применять правила, определения в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:

 1) полноту и правильность ответа;

2)  степень осознанности, понимания изученного;

3)  языковое оформление ответа.

          Ответ на теоретический вопрос  оценивается по традиционной пятибалльной системе.

          Отметка «5» ставится, если ученик:

1)  полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий;

2)  обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания  на практике, привести самостоятельно составленные примеры;

3)  излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

          Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта последовательности и языковом оформлении излагаемого.

          Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но

  1. излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке  правил;
  2. не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
  3. излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

          Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

          Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е.  за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл),  при условии,  если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

2. Оценка диктантов.

      Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности. Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

       Примерный объем диктанта для 8 класса – 120- 150 слов.

      Контрольный словарный диктант проверяет усвоение  слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Объем словарного диктанта для 8 класса – 30 – 35 слов.  Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков.

       Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам. Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты,  в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы  были бы представлены не менее 2 – 3 случаями.  Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1 – 3 случаями.  В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в 8 классе – 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм.

       В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись.  В диктанте должно быть в 8 классе – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

       При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

  1. в переносе слов;
  2. на правила, которые не включены в школьную программу;
  3. на еще не изученные правила;
  4. в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
  5. в передаче авторской пунктуации.

     Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает),  «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

      При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки.  Среди ошибок следует выделять НЕГРУБЫЕ, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности.  При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым ошибкам относятся:

  1. в исключениях  из правил;
  2. в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  3. в случаях слитного  и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  4. в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  5. в написании Ы и И после приставок;
  6. в случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…; не что иное, как и др.);
  7. в собственных именах нерусского происхождения;
  8. в случаях. Когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  9. в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

      Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.  Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

        Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических ( в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

        Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму.

        Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

         Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 или более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

       При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл.  Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется' за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок, В IV классе допускается выставление оценки «3» за диктант при

5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

       При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» -  2 орфографические ошибки,  для оценки «3» - 4  орфографические ошибки (для 5  класса — 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

       При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее

                     половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться

следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

  1. Оценка сочинений и изложений

Сочинение и изложение – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 8 классе проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения в 8 классе – 250 – 350 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 классе может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная  работа.  Рекомендуется следующий объем классных сочинений в 8 классе – 2,0 – 3,0 страницы.

С помощью сочинений и изложений проверяются:

1) умение раскрывать тему;

2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и

    задачей  высказывания;

3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматически

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1- 2 речевых недочета.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 -2 речевых недочёта.

Допускается:  

 1 орфографическая;

 или 1 пунктуационная;

 или 1 грамматическая

 ошибка.

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается:

 2 орфографические

 и 2 пунктуационные  

 ошибки;

 или 1 орфографическая

 и 3 пунктуационные

 ошибки;

 или 4 пунктуационные

 ошибки при отсутствии

 орфографических

 ошибок;

 а также 2

грамматические ошибки.

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в основном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускается:  4 орфографические

и 4 пунктуационные ошибки;

 или 3 орфографические ошибки и

5 пунктуационных ошибок;

 или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

 5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено до 6 недочётов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускается:

 7 орфографических и

7 пунктуационных ошибок;

 или 6 орфографических ошибок

 и 8 пунктуационных ошибок;

 или 5 орфографических ошибок

и 9 пунктуационных ошибок,

 или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более до 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочётов.

Имеется более

7 орфографических,

7 пунктуационных

и 7 грамматических ошибок.

            Примечание: 1.  При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления.  Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяет повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2.  Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки  знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы.  Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибок или при соотношениях:  2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3;  «3» ставится при соотношениях:  6 – 4 – 4, 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6.  При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается  во внимание.

3.  Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4.  На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

  1. Оценка обучающихся работ

      Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

      При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

      Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку.  При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок.  В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

       Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

      Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

  1. Выведение итоговых оценок.

      За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка.  Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

      Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок.  Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.  Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

      При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми).  Поэтому итоговая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года)  большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивалась баллом «2» или «1».

       Нормативы оценок за устные ответы и письменные работы учащихся 5 – 9 классов нерусской национальности, обучающихся в массовых школах по программам и учебникам для русских школ, могут увеличиваться на 1 – 2 ошибки, допустимые для соответствующей оценки, или  оцениваться в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся национальных (нерусских) школ по русскому языку», утвержденными Министерством образования и науки РФ.

Учебно-методический комплект.

Учебная программа

Учебное пособие для ученика, дидактический материал

Учебник

Инструмент по отслеживанию результатов

Методическое пособие для учителей

Рабочая программа по русскому языку,  составленная на основе примерной программы  5-9 кл. / Авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.//. – М.: Просвещение, 2011 г.

Богданова Г.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс. – Ч. 1,2. – М.: Просвещение, 2011.

Раздаточные материалы 8 класс. Т.М.Пахнова. – М.:Дрофа, 2007.

Русский язык в таблицах 5 – 11 класс. З.Д.Гольдин, В.Н.Светлышева. – М.:Дрофа, 2007.

 Русский язык. Учебник для 8 класса. Общеобразовательных учреждений. Авторы: С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.М.Максимов, Л.А.Чешко. – М.:Просвещение, 2011 г.

И.В. Текучева. Контрольные и провероные работы по русскому языку: 8кл. К учебнику С.Г.Бархударова М.: Экзамен, 2008.

Горашова Н.Г.Тесты по русскому языку. 8 класс. – М.:Экзамен, 2008.

С.С.Петровская. Диктанты по русскому языку 8 класс. – М.:Дрофа, 2007.

Тесты по русскому языку 8 – 9 класс. Синтаксис и пунктуация. О.С.Иссера, Н.А.Кузьмина. – М.:Дрофа, 2007.

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. Книга для учителя. –

 М.:Просвещение, 2007.

Русский язык. 8 класс: поурочные планы по учебнику Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской,   А.Д.Дейкиной, О.М.Александровой/автор-составитель Н.Ю.Кадашникова. – Волгоград: Учитель, 2011.

Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: Вако, 2005.

Дополнительные обобщающие материалы.

1.  Н.Н.Соловьева. Русский язык в задачах и играх. – М.: Материк – Альфа, 2004.

2.  Н.Н.Соловьева. Игры на уроках русского языка. – М.: Материк – Альфа, 2007.

3.  Т.М.Воителева. Дидактические материалы русский язык. 8 – 9 класс. – М.:Дрофа, 2007.

4.  С.И.Львова. Русский язык в кроссордах. – М.: Дрофа, 2007.

5.   Е.Н.Кольцова.  Развитие речи 8 – 9 класс. – М.: Дрофа, 2007.

6.  Н.Ю.Ганжина, Н.Ф.Назарова.  Сборник диктантов по синтаксису и пунктуации 8 – 9 класс. –

      Саратов. :Лицей, 1998.

7. Т.В.Шклярова. Найди ошибку. Самостоятельные работы. 8 класс – Москва. – Грамотей, 2008.

8.  Русский язык за 7 уроков. 8 класс. Быстро и просто.Москва.- Тригон, 2009.

9.   Компакт – диски: Страна Лингвиния (сборник диктантов, тренингов и электронных словарей).

10.   Обучающая компьютерная программа «Фраза». Программа – тренажер по русскому языку.

11.   Компакт – диск: Русский язык.  Справочник школьника.

12.   Компакт – диск: Русский медвежонок – языкознание для всех.

13. Интернет – ресурсы:  

Учебно-материальная база общеобразовательного учреждения

http://www.school.mos.ru/ 

Учитель и ученик. Информационно-методический сайт.

http://www.debryansk.ru/~lpsch/ 

Раздел по литературе  Новосибирской образовательной сети.

http://www.websib.ru/noos/literature/index.html 

Информационные материалы по русскому языку и литературе.

http://www.ooipkro.ru/Bank_HTML/str37.htm 

Развитие орфографической зоркости учащихся 

http://gramota.direktor.ru

Урок литературы: проблемы, методы, подходы 

http://www.eelmaa.narod.ru/urlit/urlit_main.html

Опорный орфографический компакт по русскому языку 

http://yamal.org/ook/

Литература: универсальная энциклопедия 

http://mega.km.ru/bes_98/content.asp?rubr=52

Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию 

http://www.spelling.spb.ru/rosenthal/alpha/index.htm

Толковый словарь крылатых выражений 

http://www.comics.ru/dic/ 

Образовательный сектор. Литература и русский язык.

http://www.phis.org.ru/education/saity_lit.shtml 

Страничка Учительская. Сайт Питерская школа.

http://www.shkola.spb.ru/teacher_room/index.phtml?tid 

Образовательный портал «Учеба».

http://www.posobie.ru/ 

Сайт Федерации Интернет образования.

http://teacher.fio.ru/index.php?c=61 

Газета «Литература», электронная версия. Сайт для учителей «Я иду на урок литературы».

http://lit.1september.ru/

Сайт «Кабинет русского языка и литературы» http://ruslit.ioso.ru/

Сайт НМЦ ЮВАО г. Москвы.

statgrad.mioo.ru г. Москва





Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            Календарно - тематическое планирование (8 общ)

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Формы организации деятельности на уроке

Элементы  дополнительного содержания

Д/З

Дата проведения по плану

Дата проведения факт

1

Функции русского языка в современном мире.

1

Дать понятие о функции русского языка в современном мире.

Расширить общие сведения о русском языке и его международном значении

Лекция,

Составление тезисного плана

Значение русского языка как государственного языка, его место в группе восточных языков

Упр.4,5

Повторение  изученного в 5-7 классах

(6 +2 р/р)

2-5

Обобщающее повторение. Комбинированные уроки

4

Фонетика и графика, орфография. Морфемика и словообразование, лексика и фразеология. Морфология. Знать теоретический материал по разделам русского языка, изученный в 5-7 классах.

Повторение. Объяснительный диктант, выборочный диктант

Отработка навыков лингвистического разбора

С.5 упр.4

6.

Р/Р. Строение текста. Стили речи

1

Текст, строение текста, типы текстов, виды и средства связи частей  текста, стили речи

Урок развития речи

 Комплексный анализ текста

упр. 9

7.

Р/Р. Подробное изложение с грамматическим заданием, со зрительной подготовкой

1

Закрепить умения писать изложение от третьего лица, сжато и подробно передавать содержание некоторой части текста

Урок развития речи

Отработка умения сжатия текста

Словарные слова, упр.13, 18

8.

Обобщающее повторение

1

Фонетика и графика, орфография, морфемика и словообразование; знать теоретический материал по разделам русского языка, изученный в 5-7 классах

Работа с таблицами и схемами

Словарный диктант

Тетрадь Богдановой

9.

Контрольный диктант (по теме «Повторение в начале учебного года»)

1

Уметь писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему

диктант

Словосочетание

2

10.

Строение и грамматическое значение словосочетаний

1

Повторение сведений о словосочетании, полученных в предшествующие годы обучения: отличие от слова и предложения: строение, отношения между его компонентами, способы выражения в речи, виды в зависимости от главного слова.

Развитие культуры речи. Правильное употребление глаголов надеть и одеть.

Формировать навык вычленения словосочетания из предложения, подбор синонимичных словосочетаний как средства выразительности речи, обогащения ее

Упр 62, 65

11.

Связь слов в словосочетании

1

Дать понятие о видах связи в словосочетании; формирование умений: 1) определять способ связи слов в словосочетании; 2) преобразовывать словосочетания одного грамматического значения  в синонимичные с другим видом связи; 3) правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования; 4) использовать в речи словосочетания – стилистические синонимы.

Исследование

Закрепить умения делать схемы словосочетаний

Упр. 72, 74

Предложение

5

(4+1

р/р)

12.

Предложение как средство выражения мысли. Строение и грамматическое значение предложений

1

Закрепить изученное о словосочетании, расширить знания учеников о строении и грамматическом значении предложения, научить выделять грамматическую основу, определять цель высказывания

Исследование, тест

Формировать умения: 1) осознавать предложение как основную единицу языка, единицу обращения; предложение как средство выражения мысли, чувств, переживания; 2) употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания, интонации

Упр. 88 (устно) упр. 89

13.    

Интонация предложения. Синтаксический разбор предложения

1

Повторить правила написания не с существительными, прилагательными, наречиями на –о (-е), глаголами и глагольными формами, числительными)

Работа с конспектом, синтаксический разбор предложений

Знать понятие   

Тетрадь Богдано-вой; конспект выучить

14.

Повторение и обобщение изученного по орфографии. Правописание НЕ с разными частями речи

1

Закрепить изученное о предложении, дать понятие об интонации, ее роли в предложении, совершенствовать навыки устной речи. Приставка не-, частица не и часть корня не.

Объяснитель-ный диктант

Урок практикум

Упр. 93, вопросы для повторе-ния

15.

Порядок слов в предложении. Логическое ударение

1

Дать понятие об интонации, ее роли в предложении, совершенствовать навыки устной речи. Прямой и обратный порядок слов в предложении. интонация, логическое ударение

Формирование умений: 1) с помощью логического ударения и порядка слов выделять наиболее важное слово в предложении; 2) выразительно читать текст

упр. 93, упр. 95 (устно)

16.

Р.Р. Контрольное сочинение

1

Совершенствовать навыки устной речи, расширять словарный запас учеников, обучать описанию памятника архитектуры

сочинение

Упр. 114

Главные члены предложения

9 (7+

2р/р)

17.

Подлежащее

1

Расширить представления учеников о подлежащем, его признаках, способах выражения

Конструирова-ние предложе-ний; словарный диктант

Умения выделять главные члены предложения и среди них подлежащее, определять способы его выражения.

§ 11 упр. 116

18.

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое.

1

Расширить представление о сказуемом, его признаках, дать понятие о простом глагольном сказуемом и способах его выражения

Комментированное письмо; комплексный анализ текста

Формировать умения находить сказуемое, определять форму простого глагольного сказуемого, использовать эту форму в различных типах речи.

§ 12

упр. 124, выучить слова из рамочек.

19.

Повторим орфографию. Правописание глаголов

1

Повторить правописание безударного личного окончания глаголов; мягкий знак после шипящих на конце глаголов

Проверочный диктант

Тетрадь Богдано-вой; конспект выучить

20-21.

Составное глагольное сказуемое

2

Формирование понятия о структуре составного глагольного сказуемого. Способы выражения и значение  вспомогательных  глаголов

Конструирова-ние предложений, занимательные задания; текущий контроль

Формировать умения различать сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений

Упр. 137, выучить слова из рамочки, тетрадь Богдано-вой

22.

Р/Р.  Изложение с описанием местности

1

Выработать навыки письменного изложения своих мыслей

изложение

Повторить § 11 - 13

23-24.

Тире между подлежащим и сказуемым

2

Формирование пунктуационных навыков. Определение способов выражения подлежащего и сказуемого. Анализ условия постановки  (или отсутствия) тире между подлежащим и сказуемым.  

Конструирова-ние предложе-ний; контроль-ный словарный диктант; объяснительный диктант

Формирование умений ставить знаки препинания между главными членами предложения, умения составлять предложения. В которых необходимо тире.

§ 15

упр. 154, 159(у)),

160 (п)

25.

Р/Р. Изложение с элементами сочинения - рассуждения

1

Умения писать изложение и высказывать свое отношение к поднятой проблеме

изложение

Второстепенные члены предложения

8

(6+2 р\р)

26.

Дополнение

1

Закрепить знания учеников о второстепенных членах предложения, расширить представления о дополнении, способах его выражения

Конструи-рование словосочетаний и предложений; проверочный работа

Формировать умения определять 1) способы выражения дополнении; 2) роль второстепенных членов в предложении

§16 упр. 166, 167, 169; выучить слова из рамочек

27.

Определение

1

Расширить представления учеников об определении; дать понятие о несогласованном определении, о синонимии определений разного вида

Тренировочные упражнения; составление плана; выборочный диктант

формировать умения:

1) различать согласованные определения;

2) определять способы их выражения;

3) использовать в речи определения для характеристики предмета, явления, определения – эпитеты как средства выразительности речи

§17, упр. 177, 178 подгото

виться к  словарному диктанту;

индивиду

альные задания.

28-29.

Р/Р Изложение

2

Развивать умение учеников письменно излагать прочитанный и услышанный текст; развивать творческие способности учеников, умение высказывать собственную точку зрения на прочитанное

Изложение, самостоятельная работа

Самостоятельно изучить

§18, упр. 179

30.

Приложение

1

Расширить представления учеников об определении; дать понятие о приложении

Тренировочные упражнения, словарная работа

Формировать умения:

1) распознавать при-ложение среди других членов предложения; 2)использовать при-ложение как средство выразительности речи;

3) правильно ставить знаки препинания при приложении

§17, 18

Упр. 180, 184

Выучить слова из рамочек

31-32

Обстоятельство

2

Расширить представления учеников об обстоятельстве; развивать речь учеников, познакомить с основными видами обстоятельств и способами их определения

Тренировочные упражнения, проверочная  работа

Формировать умения:

1) различать виды обстоятельств по значе-нию; 2) определять способы их выражения;

3)использовать обсто-ятельства для придания речи точности, ясности, выразительности

§19 упр. 187, 190, 194

выучить слова из рамочек; подгото

виться  к контрольному диктанту

33.

Контрольная работа с грамматическим заданием по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

1

Проверить знания учеников, закрепить навыки синтаксического разбора

Тест в формате ЕГЭ

Упр. 199, 200 (устно)

Односоставные предложения

34-35.

Определенно-личные предложения

2

Расширить представления учеников о предложении, дать понятие об односоставных предложениях. Дать определение определенно- личных предложений

Работа с конспектом, тренировочные упражнения

Формировать умения находить определенно- личные предложения по их значению, структур-ным особенностям;

§21

Упр. 206, 208 (устно)

36.

Неопределенно- личные предложения

1

Дать понятие о неопределенно- личных предложениях, научить выделять такие предложения в тексте, в составе сложных предложений

Тренировочные упражнения, работа с конспектом, словарная работа; творческая работа

Формировать умения:

1) находить неопреде-ленно-личные пред-ложения по их значе-нию и структурным особенностям;

2) использовать неопределенно- личные предложения в разных стилях

§ 22 упр. 216, 220, продол

жить рассказ

37-38.

Безличные предложения

2

Дать представление о безличных предложениях, показать способы выражения сказуемого в этих предложениях, развивать речевую культуру учеников

Работа с таблицей, составление плана, тренировочные упражнения; словарный диктант

Формировать умения:1) находить безличные предложения по значе-нию и структурным особенностям; 2) употреблять безличные предложения для пере-дачи состояния  приро-ды и окружающей сре-ды, душевного состоя-ния человека, отрицания чего-либо и т.д. в разных стилях речи

§23 упр. 226, 227, 235, тетрадь Богдано

вой

39.

Назывные предложения

1

Дать понятие назывного предложения; показать их значение, сферу употребления, развивать речевую культуру учеников

Работа с поэтическим текстом, составление плана; тест

Формировать умения:1) находить назывные предложения;

2) определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерках, статьях

§24 упр. 245, 247

Индивидуальные задания.

40-41.

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»

2

Обобщить изученное об односоставных предложениях, развивать навыки самостоятельной работы

Взаимопроверка, тест

Упр. 249, упр. 240 или тетрадь Богдано

вой

42.

Контрольный диктант или зачет

1

Проверить знания учеников, закрепить навыки синтаксического разбора

Диктант или зачет

Повторить §21- 24

Неполные предложения

4 (2+2

р/р)

43-44.

Неполные предложения

2

Дать понятие о неполных предложениях; показать сферу их употребления; показать значение интонации в неполных предложениях; сформировать умение определять неполные двусоставные и односоставные предложения

Конструирование предложений, контрольный словарный диктант

Формировать умения: 1) синонимической замены неполных предложений полными; 2) различать назывные и неполные двусоставные предложе-ния; 3) определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, пользо-ваться неполными пред-ложениями в разговорной речи;4) правильно ставить знаки препинания в неполных предложениях

§25 упр. 255, 258, выписать слова из рамочек

45-46.

Р/Р. Изложение с элементами сочинения

2

Развивать умение учеников письменно излагать прочитанный текст и услышанный текст

Изложение

Упр. 256 (устно)

Однородные члены предложения

15

(13+2 р\р)

47.

Понятие об однородных членах

1

Закрепить изученное об односоставных и неполных предложениях; углубить представления учеников об однородных членах, закрепить навыки узнавания их в тексте, графического их изображения.

Работа со схемами, тренировочные упражнения; словарный диктант

Формировать умения: 1) опознавать однородные члены;2) правильно ста-вить знаки препинания; 3) соблюдать перечис-лительную интонацию в предложениях с однородными членами.

§ 26 упр. 261, 262 (устно)

48-49.

Однородные и неоднородные определения

2

Углубить представления учеников об однородных членах, закрепить навыки узнавания их в тексте, графического их изображения, научить различать однородные и неоднородные определения

Выборочный диктант, самостоятельная работа, работа со схемами, тренировочные упражнения; тест

Формировать умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их.

§26 упр. 266, 267

50-52.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами

3

Углубить знания об однородных членах, связанных сочинительными союзами, уточнить правила пунктуации

Самостоятель-ная работа, работа со схемами и таблицами, тренировочные упражнения

Формировать умения: 1) правильно ставить знаки препинания при одно-родных членах, связан-ных союзами; 2) состав-лять схемы предложений с однородными членами; 3) различать простые предложения с одно-родными сказуемыми, связанными союзом И, и сложные с этим же союзом.

§26, 27 стр. 120-121, упр. 272, 278, 280, выучить слова из рамочек

53-55.

Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них

3

Восстановить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах, углубить и расширить знания по теме

Работа со схемами,  таблицами, контрольный словарный диктант

Формировать умения: 1) правильно ставить знаки препинания при обоб-щающих словах; 2) сос-тавлять схемы предложе-ний с обобщающими словами при однородных членах; 3) различать предложения с обоб-щающими словами при однородных членах и предложения с имен-ными составными сказуемыми.

§28 упр. 290, 291,подго

товиться

к контроль

ному словарно

му диктанту

56.

Повторим орфографию

1

Повторить написание н и нн в прилагательных, причастиях, наречиях

Работа с конспектом

Объяснительный диктант, тест

Выучить конспект, контроль

ные вопросы стр. 132

57.

Р/Р. Контрольное изложение

1

Тема, основная мысль, план текста; уметь определять темы и основную мысль текста

изложение

Упр. 293

58-59.

Закрепление темы «Однородные члены предложения»

2

Закрепить знания по теме, углубить представления об однородных членах предложениях

Проверочный тест

Упр. 292, 293

60.

Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»

1

Проверить знания учеников об обобщающих словах при однородных членах, закрепить навыки постановки знаков препинания

Диктант, грамматическое задание

Повторить § 26-28

61.

Р/Р. Сочинение описание картины

1

Развивать речевую культуру учеников, навыки описания картины; научить использовать безличные предложения в творческих работах

Сочинение, беседа по вопросам

Упр. 294

Предложения с обособленными членами

20 (17+

3 р\р

62.

Понятие об обособленных членах предложения

1

Дать понятие обособления; показать, что обособление – один из способов смыслового выделения или уточнения части предложения

Сопоставление предложений, тренировочные упражнения; словарный диктант

Формировать умения: 1) выделять интонационно обособленные члены; 2) проводить синонимическую замену обособленных членов; 3) правильно ставить знаки препинания при обособленных членах.

Стр. 133, упр. 300, 302, 305

63-64.

Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений

2

Усвоить общие правила обособления согласованных распространенных и нераспространенных определений

Работа над интонацией, объяснительный диктант, тренировочные упражнения

Формировать умения: 1) находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зави-симыми словами, распро-страненными приложе-ниями, а также двумя согласованными одиноч-ными определениями, относящимися к сущест-вительному; 2) инто-национно правильно произносить их

Упр. 299, 303, 304, 311,

65.

Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление несогласованных определений

1

Формировать умения: 1) выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком, несогласованных определений; 2) интонационно правильно читать предложения с обособлениями

Тренировочные упражнения, самостоятельная работа

Упр. 309 (устно), 310

66.

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению

1

Формировать умения: 1) обособлять определения, относящиеся к личному местоимению;

 2) графически объяснять условия обособления второстепенных членов; 3) выразительно читать предложения с обособленными членами

Работа со схемами, тренировочные упражнения; объяснительный диктант

Уметь устранять речевые ошибки, связанные с неоправданным повтором слов, заменяя причастным оборотом

§29 упр. 306, 307

67-68.

Обособление согласованных приложений

2

Показать особенности обособления приложений, закрепить  пунктуационные навыки обособления; синтаксический разбор предложений

Самостоятельная работа, работа с таблицей, тренировочные упражнения, объяснительный диктант; словарный диктант

Формировать умения: 1) интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями; 2) правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений

Стр. 140, примеча-ние п. 2, упр. 317, 322 (устно), 321

69.

Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК

1

Систематизировать знания о постановке знаков препинания при союзе КАК.

Работа с конспектом; тест

Формировать умения правильно ставить знаки препинания в оборотах с союзом КАК

Правило стр. 140 (примечание), таблица, упр. 316

70.

Обобщение изученного по теме об обособленных членах предложения

1

Закрепить изученное по теме «Обособление определения и приложения»,

Орфографический диктант, объяснительный диктант, тренировочные упражнения

Формировать умения работать со схемами

Упр. 318

71-72.

Р/Р. Сочинение – рассуждение на морально-этическую тему

1

Развивать речевую культуру учеников

Сочинение

Повторить § 29

73.

Контрольный диктант (или контрольная работа)

1

Закрепить и проверить знания по теме, закрепить навыки грамматического разбора

Диктант с грамматическим заданием

Повторить § 29

74-76.

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями

3

Углубить представления об обособлении обстоятельств, показать различие между деепричастиями и наречиями, от них образованными

Сопоставление лексических единиц, работа со схемами, тренировочные упражнения; тест

Формировать умения: 1) находить деепричастный оборот, определять его границы; 2) правильно ставить знаки препи-нания при обособлении обстоятельств, выражен-ных одиночными деепри-частиями, деепричаст-ными оборотами; 3) правильно использовать в речи деепричастные обороты, уметь заменять их синонимическими конструкциями

Стр. 144, примеча-

ние с. 145,

§ 30

 упр. 325, 327

77.

Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с предлогами

1

Формировать умения: 1) интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами; 2) правильно ставить знаки препинания при них

Работа над речевыми нормами, объяснительный диктант, работа с таблицей, тренировочные упражнения

Знать условия обособления обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

Придумать и записать предложе

ния с обо-собленны-ми обсто-ятельства-ми, включа

ющими существительные с предлога

ми или лин-гвистичес-кое сочи-нение

78-79.

Обособление уточняющих членов предложения

2

Дать понятие об обособлении уточняющих членов предложения, показать их роль и значение в предложении

Анализ предложений, составление плана работа с таблицей; объяснительный диктант

Отработать умения: 1) находить уточняющие члены предложения; 2) выразительно читать предложения с уточняющими членами, правильно ставить знаки препинания при них.

§ 31 Упр. 343, 348, 349

80.

Урок- зачет по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения»

1

Проверить знания учеников по теме

Устный опрос, диктант, грамматическое задание; тест

слова из рамочек, упр. 351, 353(устно)

81-82.

Р/Р. Контрольное сочинение

2

Уметь писать сочинение на заданную тему; связно и последовательно излагать свои мысли

сочинение

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

11

( 9+ 2р/р)

83-84.

Обращение и знаки препинания при нем

2

Дать понятие об обращении и его роли в предложении, познакомить со способами выражения обращения, его стилистическими особенностями.

Самостоятельная работа, тренировочные упражнения; объяснительный диктант

Формировать умения находить в предложении обращение, употреблять его с учетом речевой ситуации

§32 упр. 358, 361

85-87.

Вводные слова и вводные предложения, знаки препинания при  них

3

Дать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания

 Словарный диктант

Формировать умения выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов или вводных предложений; 2) правильно ставить знаки препинания при вводных словах

§33, вы-учить гру-пппы ввод-ных слов, упр 372, 376, 379, 381, 384, контроль-ные вопросы стр. 175

88-89.

Вставные конструкции

2

Вставные конструкции, интонация предложения со вставными конструкциями, знаки препинания в предложениях со вставными конструкциями

Объяснитель-

ный диктнт

Уметь находить вставные конструкции

90.

Р/Р. Сочинение-рассуждение

1

Роль книги в жизни человека и общества, рассуждение

сочинение

91.

Р/Р. Контрольное изложение

1

Тема, основная мысль, план текста, стиль и тип речи

изложение

Уметь определять темы и основную мысль текста, составлять его план

92-93.

Повторим орфографию

2

Повторить написание падежных окончаний прилагательных, причастий, а также написание суффиксов в причастиях и деепричастиях

Тренировочные упражнения, конспект; объяснительный диктант, карточка

Формировать умения работать с конспектом

Выучить конспект, тетрадь Богдано

вой

Способы передачи чужой речи.  Прямая и косвенная речь.

4 ч

94-95.

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них

2

Обобщить сведения о предложениях с прямой речью; углубить понятие «прямая речь»

Работа со схемами

 и таблицами; словарный диктант

Формировать умения выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и обосновывать их постановку

§ 35 упр. 393, 394, подготови-ться к словарно

му диктанту

96.

Предложения с косвенной речью

1

Дать понятие «косвенная речь»; показать отличия предложений с косвенной речью от предложений с прямой речью

Выразительное чтение, текущий контроль

Формировать умения различать прямую и косвенную речь, заменять прямую речь на косвен-ную, обосновывать поста-новку знаков препинания при косвенной речи

§ 36

упр. 402, 403

97.

Цитаты и знаки препинания при цитировании

1

Дать понятие цитаты как разновидности прямой речи

объяснительный диктант

Формировать умения вводить в речь цитаты, правильно ставить знаки препинания при цитировании

§ 37 упр. 405, 406

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

98.

Повторение тем «Словосочетание», «Двусоставное предложение», «Односоставное предложение»

1

Повторение и закрепление пройденного по темам.

Лингвистичес-кий разбор, тренировочные упражнения

Отработка умений определять связь между словами в словосочетании и предложении, закрепление навыков постановки знаков препинания

Упр. 419 (устно) 420 письменно

99.

Повторение тем «Однородные члены пред-ложения», «Предложения с обособленными членами», «Предложения с уточняющими членами предложения»

1

Повторить и закрепить пройденной по темам

Лингвистический разбор, объяснительный диктант, тренировочные упражнения, тест

Отработать умения различать однородные и неоднородные определе-ния, определять причину обособления, закрепить навыки постановки знаков препинания

Упр. 426, 427

100.

Повторение тем «Обращение», «Вводные слова и предложении», «Способы передачи чужой речи».

1

Повторение и закрепление пройденного по темам

Словарный диктант, лингвистичес-кий разбор, объяснительный диктант

Отработка умений различать вводные слова и члены предложения, сходные с ними, закрепить навыки постановки знаков препинания

Подготови-ться к контроль

ному диктанту

101-102.

Контрольный диктант. Подведение итогов

2

Повторение и закрепление пройденного, проверка знаний учеников

диктант

Урок-коррекция знаний

Список справочной литературы по русскому языку для учащихся

  1. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков. – М., Просвещение, 2005.
  2. Потиха З.А.Школьный  словарь строения слов русского языка. М., Просвещение, 2005.
  3. Лекант П.А.Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М., Просвещение, 2005.
  4. Словарь-справочник фразеологизмов. – М., Просвещение, 2005.
  5. Историко-этимологический словарь. 1, 2 часть. М., Просвещение, 2005.
  6. З.Е.Александрова. Словарь синонимов русского языка. – М., Просвещение, 2005.
  7. Через дефис. Слитно или раздельно. Словарь-справочник русского языка. –М., Просвещение, 2005
  8. Л.И.Скворцов. Большой толковый словарь правописания русского языка. –М., Просвещение, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....