Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО» Конспект урока русского языка (развития речи) с использованием метода исследования
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Происходящий в настоящее время переход к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения между обучающимися. Именно поэтому нравственное становление подростков как никогда ранее связано с необходимостью вооружить их навыками продуктивного культурного общения.
Эта постановка вопроса требует перехода на системно-деятельностные, практические формы воспитания, способствующие формированию позитивных отношений между учащимися, их взаимопониманию, умению бесконфликтно общаться, аргументировать свои выводы, прогнозировать результаты своих действий.
Основное требование нового Федерального государственного образовательного стандарта – научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией. Современный ученик должен освоить навыки делового общения ( сначала учебного, затем профессионального), уметь планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. И здесь учителю на помощь приходят различные методы и технологии, в том числе и метод понятий, соединяющий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.
В данной методической разработке представлен материал для обучающихся 5-х классов по русскому языку, тема "Текст".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kkpautovoyt.e._ispravlennaya.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный областной университет
(МГОУ)
Кафедра непрерывного образования
Итоговая работа по курсу:
«Развитие речевой деятельности обучающихся в рамках ФГОСОО»
Конспект урока русского языка (развития речи)
с использованием метода исследования
Работу выполнила –
слушатель курса
Паутова Татьяна Евгеньевна,
учитель русского языка и литера-
туры
МБОУ СОШ№14 г. Королёв
группа №32
Руководитель курса ПК –
д.п.н., профессор Е.С.Антонова
Москва, 2017
Содержание
Введение
- Конспект урока русского языка в 5 Б классе по теме «Текст»………………………………………………..4
Заключение
Литература…………………………………………………………………………………………………………15
Введение
Для успеха в жизни умение
общаться с людьми гораздо важ-
нее обладания талантом.
Дж. Леббок, фран-
цузский этнограф, биолог.
Происходящий в настоящее время переход к информационному обществу резко повышает роль человеческой индивидуальности, творческого начала в школьнике. По-новому складываются и взаимоотношения между обучающимися. Именно поэтому нравственное становление подростков как никогда ранее связано с необходимостью вооружить их навыками продуктивного культурного общения.
Эта постановка вопроса требует перехода на системно-деятельностные, практические формы воспитания, способствующие формированию позитивных отношений между учащимися, их взаимопониманию, умению бесконфликтно общаться, аргументировать свои выводы, прогнозировать результаты своих действий.
Основное требование нового Федерального государственного образовательного стандарта – научить школьника учиться, то есть самостоятельно добывать знания из различных источников, уметь работать с информацией. Современный ученик должен освоить навыки делового общения ( сначала учебного, затем профессионального), уметь планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. И здесь учителю на помощь приходят различные методы и технологии, в том числе и метод понятий, соединяющий в себе проблемный подход, исследовательские и поисковые методы обучения.
Конспект урока русского языка в 5 Б классе по теме «Текст»
Учитель: Паутова Татьяна Евгеньевна,
высшая квалификационная категория,
МБОУ СОШ№14
Цель деятельности учителя | Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте. |
Тип урока | Урок развития речи, «открытия» нового знания (ОЗН) |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие текст, способы связи предложений в тексте; уметь определять признаки текста. Метапредметные (компоненты культурно – компетентносного опыта / приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.) Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию. |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языковыми явлениями, эвристический метод; развитие исследовательских навыков, игровая, конструирование, индивидуальная, групповая, фронтальная работа. |
Оборудование | Мультмедийный экран, компьютер, школьная доска. |
Наглядно – демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем. |
Понятия | Лексическая цельность текста, нахождение текстов разных стилей, тема текста, основная мысль, средства связи предложений в тексте, выразительные средства. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодейст вия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Контроль результатов учебной деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. Организационный момент. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | - Сегодня на уроке мы повторим, изученное в начальной школе, узнаем новые понятия и будем учиться применять их в работе. Чтобы сформулировать тему урока, обратимся к материалу для наблюдения. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Листья падали дни и ночи. Начался листопад. Этот дождь шел неделями. Леса моросили дождем облетавшей листвы.
1). Прочитайте предложения. Можно ли их назвать текстом? Почему? 2). Что их объединяет? А почему их нельзя назвать текстом? 3). Перестройте предложения, чтобы получился текст. Прочитайте полученный текст. «Листопад» Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. (К. Паустовский) 4). Итак, что мы будем сегодня изучать на уроке?
Сообщение учителем цели урока: Углубить знания о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; познакомиться со способами связи предложений в тексте. Научиться применять знания о способах связи предложений в тексте. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем; размещают рабочие материалы на рабочем столе. Демонстрируют готовность к уроку. Ответ: Тема Ответ: Нарушена последовательность предложений. Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетавшей листвы. Этот дождь шел неделями. 4) - Текст, связь предложений в тексте. | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. | Тетради |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока. | - Определим тему текста. - Какова его основная мысль? С темой текста и основной мыслью связаны все предложения. Все они о листопаде, который длился неделями, создавая ощущение тоски и уныния: лето закончилось, стало холодно и неуютно, пришла осень. Давайте-ка ненадолго отвлечёмся от текста об осени и поговорим о тексте поподробнее и точнее. А если мы возьмём текст из рабочей тетради Е.С. Антоновой «Тайна текста для 5-6 класса» , из упр. №1, стр.48. Прочитайте текст. О чём он? Я люблю свою лошадку. Причешу ей шёрстку гладко. Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает, верёвка всё короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – ещё крепче верёвку натянул. | Листопад. Леса моросили дождем облетевшей листвы. См.столбик.№3 | Групповая | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа. синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно – следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы. Слушают и отвечают на вопросы других. | Устные ответы |
3.Подготовка к изучению новой темы (мотивация к учебному исследованию) | Физкультминутка . | - К какому типу речи относится данный текст? Вы правы – это повествование ( здесь основное сообщение о коне во временной последовательности - К какому стилю речи относится? Но можно ли этот текст назвать текстом? Верно, молодцы, здесь три разные темы. Говорится о коне, но по-разному. Возьмите три карандаша разного цвета и затушуйте предложения одного текста –одним цветом, другого текста – другим, третьего – третьим. Итак, что нам помогло найти три текст: мы не смогли понять мысль автора, потому что он был не последователен в изложении событий, своих чувств, мыслей… А следовательно, текст – это… вспомните определение текста Текст – это единица речи. Текст (от лат. Texstus) – ткань сплетение, соединение. - Почему данное высказывание нельзя назвать текстом , а про листопад можно? - Как определить тему текста? Раз – подняться, потянуться. Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. | Отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Ответ: стиль художественный, его главная функция – эмоционально – эстетическое воздействие на читателя, создание художественных образов. Ответ: текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Ответ: текст – это несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью. Ответ: ответить на вопрос: о чем этот текст? Выполняются физические упражнения | Индивидуальная, фронтальная | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремление к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач логические операции, устанавливают причинно – следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью необходимых для решения проблемы информации. | Устные ответы |
4. Наблюдения над фактами языка ( цель: при помощи сравнения и сопоставления языковых фактов, выделить существенные признаки/правила.) | Выполнение разноуровневых обучающих заданий | - К какому стилю речи относится текст о листопаде и текст из упр.№1? - Как определить основную мысль текста? | Отвечают на вопросы: (стиль художественный, его главная функция – эмоционально – эстетическое воздействие на читателя, создание художественных образов: моросили дождем облетевшей листвы – метафора; летели косо – эпитет; падали дни и ночи – фразеологизм, отвесно ложились – эпитет; падали – летели – ложились – моросили – глаголы в прошедшем времени, а в упр. №1 стили разные: художественный, научный). (Основная мысль – это то, к чему призывает текст, чему учит. Ради чего написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо сформулировать). | Работа в паре, индивидуальная, фронтальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | Вопросы для уточнения информации |
5. Обобщение структурных и семантических признаков понятий/правил ( цель: научить обобщать, делать выводы) | Обсуждение результатов; выполнение заданий, монологические высказывания | Что мы с вами делала, читая фрагменты произведений? - А теперь попробуем понять, как осуществляется связь предложений в тексте грамматически. Как, с помощью каких слов? - Назовите «сцепляющие» слова - Как называются слова «листопад», «листья», «листвы»? - Какой частью речи является слово «они»? - Какое слово оно заменяет в предыдущем предложении? В этом тексте соседние предложения связаны по смыслу и грамматически последовательно, как бы по цепочке: второе с первым, третье - со вторым и т.д. Такую связь называют цепной. - Как схематично можно представить цепную связь в нашем тексте? - Какие слова могут выступать в роли «сцепляющих»? Можем, сказать, что текст – это… | Ответы: - Мы проследили, как связаны предложения в тексте по смыслу (Тема, основная мысль, последовательность, законченность) «Сцепляющие» слова. «Листопад», «листья», «листвы» (однокоренными) Имена сущ. Местоимение. (листья) (употребляется вместо имени существительного) (однокоренные, местоимения, синонимы, наречия и др.) Высказывание, в котором есть тема, идея и оно построено по определенному правилу…. | Фронтальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Действуют по плану. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно – познавательных задач. Личностные: желают приобретать новые знания, умения. Совершенствовать имеющиеся. | Устные ответы |
6. Применение понятия/или правила на новом языковом материале(цель: закрепить понимание нового) | Подбор примеров, иллюстрирующихприроду изучаемого языкового явления, | А теперь продолжим наш исследовательский путь. Давайте прочитаем третий текст. Встала Варюша рано, оделась и вышла из избы. Тихая и тёплая заря занималась над землёй. На краю неба ещё догорали звёзды. Девочка пошла к лесу. На опушке она остановилась. Что это звенит в лесу, будто кто-то осторожно шевелит колокольчики? На верхушке сосны ударил дятел – пять раз. (По К.Г. Паустовскому). Можем ли мы назвать этот набор предложений текстом? Проверим себя: - Можно ли озаглавить текст? - Как связаны предложения в тексте? - Какова основная мысль текста? - На какие части можно разделить этот текст? - Как связаны начало и конец текста? (Последнее предложение возвращает нас к началу: Начался листопад – Этот дождь шел неделями). Текст Паустовского характеризуется смысловой и композиционной завершенностью. - Перечислите признаки текста:
| Выразительное прочтение, вспоминаем, откуда этот фрагмент текста. («Стальное колечко»). Отвечают на вопросы Не всегда. (по смыслу и грамматически: первое со вторым, второе – с третьим, третье с четвертым, связь последовательная по цепочке, цепная) Встреча девочкой весеннего рассвета. На три: 1)Ранний подъём., 2)пробуждение солнышка (зари), 3) пробуждение птиц(они первыми встают). (В тексте есть зачин, срединная часть, конец). Прежде всего, текст – это высказывание, сообщение, в котором есть:
| Индивидуальная, групповая | Личностные: желают приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Познавательные: читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее . Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом Учебно – познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Устные ответы |
7. Итог урока: сформулировать новое знание и воплотить в урок: . Включение в систему знаний и повторение | Знакомство с работами учащихся, обобщение полученных на уроке сведений, оценивание | - Итак. Чему вы научились на уроке? - Как мы этому учились, что делали? | Научились находить тему и главную мысль текста, определяли связь предложений в тексте, выявили выразительные средства: метафора, эпитет, роль глаголов в повествовании; связь начала и конца текста - кольцевая композиция. Мы читали разные тексты, смотрели и изучали их строение, отличали тексты разных стилей. Это было похоже на детектив. (Определяют свое эмоциональное состояние на уроке) | Индивидуальная | Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. Личностные: приобретают мотивацию к процессу обучения | |
8.Задание на дом | Домашнее задание | Написать сочинение – миниатюру на одну из тем: «Осень в лесу», «Первый снег», «Пейзаж за окном». |
Заключение
В условиях осуществления новой национальной образовательной политики, направленной на построение специальной системы взаимоотношений школы и общества, одним из важных направлений становится разработка научных основ филологического мировоззрения и преподавания гуманитарных предметов.
Результатом обучения должны стать осознанно усвоенные знания, развитие способности к самостоятельному и творческому поиску, умению давать определение понятию. А учитель, работающий в современной школе, должен быть профессионально готов для обеспечения необходимых условий педагогической деятельности.
Литература
1. Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации к рабочей тетради для развития речи и мышления школьников 5-6 классов. 2-е изд. – М.: ООО «Омега-Л»,2011.
2. Антонова Е.С. Тайна текста. Рабочая тетрадь для развития речи и мышления школьников 5-6 классов. 2-е изд. – М.: ООО «Кейс»: ООО «Омега-Л»,2011.
3. «В поисках смысла»/составитель А.Е. Мачехин. Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: ОЛМА-ПРЕСС,2044, - 912с. – (Мудрость тысячелетий). ISBN 5 -224-04726-9/
4. Сборник «Современные направления филологического образования в школе» (материалы межрегиональной научно-практической конференции (25апрель,17 мая 2011).с.56 – М.: ГБОУ Педагогическая академия, 2012.
5. Нарушевич А.Г. Русский язык. Проекты? Проекты… Проекты! 5-11классы: учебно-методическое пособие/ А. Нарушевич/Под ред. Н.А. Сениной. – Ростов-на-Дону: Легион,2013.
6. Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка: 5-9 классы.М.:Вако, 2011 (Мастерская учителя-словесника)
Итернет-ресурсы
- ns- портал работников образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т
В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать у учащихся интерес к предмету....
Особенности работы по развитию связной речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи
В докладе рассмотрена проблема развития связной речи у обучающихся школы VIII вида, предложены приемы работы по развитию монологической и диалогической речи у обучающихся...
Система работы по развитию творческих способностей обучающихся 5-11 классов на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
В данной работе я попыталась обосновать острую необходимость в развитии творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и во внеурочное время. Доказала, что научить всех школьников пользо...
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету»
Областной конкурс на лучший методический проект«Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования»...
Доклад Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования
Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...
Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования
Презентация к докладу. Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью ИКТ на уроках русского языка в условиях цифровой трансформации образования...
«Коррекционные упражнения по развитию памяти у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка и чтения»
Выступление на тему: «Коррекционные упражнения по развитию памяти у обучающихся с нарушением интеллекта на уроках русского языка и чтения»....