Учебно-методическая разработка урока русского языка по теме:"Слитное написание союзов".
методическая разработка по русскому языку по теме
Данная разработка содержит актуальный материал,призванный помочь учителю более качественно излагать учащимся такой материал,как правописание союзов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slitnoe_napisanie_soyuzov.docx | 23.13 КБ |
Предварительный просмотр:
1
Учитель: Королёв Олег Николаевич, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №18, г.о. Коломна, Московской области; преподаватель НТЭТ
Урок по теме: «Слитное написание союзов». 7 класс.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений, навыков учащихся.
Цель урока: отличать союзы от самостоятельных частей речи для правильного написания.
Задачи:
- обучающие: закрепление знаний и умений правописания союзов и самостоятельных частей речи с предлогами и частицами;
-развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; развитие устной и письменной речи; развитие памяти, внимания, логического мышления; создавать психологически комфортную обстановку на уроке;
-воспитательные: гуманистическая направленность обучения; обучающиеся работали с текстами, взятыми из художественной литературы; организация активной мыслительной деятельности учащихся; воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку.
План.
1. Проверка домашнего задания.
2. Новый материал.
а) Работа с таблицей.
б) Сравнить предложения.
3.Упр. 296(устный анализ).
4.Трен. упр. ( работа в парах).
5. Д./ з. упр. 297
6. Самостоятельная работа.
_________________________
7.Редактирование текста.
Ход урока:
Орг.момент: Сегодня мы продолжаем изучать общую тему « Союзы». У нас пятый урок по этой теме, завершающий. Через 2 урока мы будем писать диктант по этой теме. Работать будем по следующему плану...(на доске)
1. Дома вы делали морфологический разбор союзов и повторяли сочинительные и подчинительные союзы.
(К доске выходит 1 ученик делать морфологический разбор. Еще 2 ученика заполняют таблицу.
( из упр. 293 разобрать 3 союза.)
2 ученика у доски готовят сообщение на тему «Различение на письме союзов и самостоятельных
частей речи»
Образец таблицы, заполняемой учащимися на доске:
СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ:
Соединительные (и, да (=и), не только-но и, как-так и);
Разделительные (или (иль), либо, то-то, не то-не то);
Противительные (а, но, да (=но), однако, зато).
ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ:
Причинные (потому что, оттого что, благодаря тому что, в связи с тем что);
Целевые (чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы);
Уступительные (несмотря на то что, как ни);
Изъяснительные (что, чтобы, как);
Сравнительные (как, будто, словно, точно);
Условные (если, если бы, как скоро, раз, ли);
Временные (когда, едва, лишь, лишь только).
Проверка. Выставление оценок в оценочные листы.
2. Посмотрите на 2 предложения, записанные на доске.
Чем отличаются они друг от друга? В каком предложении есть союз?
1. Сережа выполнил задание, я тоже его сделал.
2. Серёжа выполнил то же задание, что и я.
-Можем ли мы задать вопрос к слову тоже в первом предложении? (нет).
А во втором? (да: какое?).
-Раз в первом предложении мы не можем задать вопрос, следовательно, тоже не является членом предложения.
А во втором-определение.
-Можем ли мы тоже заменить другим союзом? (да: и я его сделал).
А во втором убираем частицу же.
(Открывается таблица: как отличить союз от местоимения или наречия)
В первом предложении же опустить нельзя, во втором-можно. Следовательно, в 1-союз, во втором-местоимение с частицей.
Разберем еще 3 пары предложений ( на доске разбирает учитель с комментарием).
1 . Оля легко решает задачи, сочинения также хорошо пишет.
Оля так же решила задачу, как и все остальные.
- Родители просили, чтобы в походе мы были осторожны.
Что бы мне рассказать вам интересное?
- Ты долго трудился, зато получил хорошие результаты.
Моего друга хвалили за то, что он отлично выполнил работу.
- упр.296(устный анализ).
Так же названы...
То же слово включено...
Распространено также и в других местностях...
Плёс тоже является названием...
(Оцениваются ответы самых активных учащихся(в оценочные листы).
- Тренировочные упражнения (в парах).
- вариант:
- Доброта для души то же, что здоровье для тела.
- Секунду он молчал, мать смотрела на него тоже молча.
- Так же, как и вчера, на площади шумели люди.
- Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен.
- вариант:
- Стеклянная дверь на балкон была закрыта, чтобы из сада не несло жаром.
- В ячейке сети запуталось около сотни скумбрий, но попалась также одна странная рыбка.
- Всё было так же, как всегда.
- Песня за домом смолкла, зато за прудом соловей заводил свою.
Предложения записаны на карточках, вложенных в файлы. Фломастером на файле учащиеся делают знак разделения или соединения. Взаимопроверка по контрольным картам.
Оценку-в оценочный лист.
- Союз пишем слитно, ставим +. Не союз-раздельно, ставим
- Его друзья отлично играют в футбол, брат играет так же, как и они.
- Мне он тоже советует заниматься спортом.
- Олегу тоже не сиделось в бричке.
- Так же, как в море, над лугами дуют свежие ветры.
- Все очень устали, зато цели достигли.
- Укажите правильный вариант объяснения написания выделенного слова (выделенных слов) в предложении «Мы чувствовали, что отцу не хочется разговаривать. Инна (то)же молчала».
1) тоже — всегда пишется слитно;
2) то же — всегда пишется раздельно;
3) тоже — здесь сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
4) то же — здесь местоимение то с частицей же, поэтому пишется раздельно.
3. Укажите номер ответа, в котором написание выделенного слова объяснено верно.
В ТО(ЖЕ) время по другую сторону парка в прохладной столовой Варвара Ивановна сидела одна
у потухающего самовара.
1) ТО(ЖЕ) – всегда пишется слитно;
2) ТО(ЖЕ) – всегда пишется раздельно;
3) ТО(ЖЕ) – здесь это сочинительный союз, поэтому пишется слитно;
4) ТО(ЖЕ) – здесь это местоимение ТО с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно
- Редактирование текста:
1.Чтобы быть по-настоящему грамотным человеком, нужно постоянно обращаться к книгам. 2.Как муравей ухитряется поднять ношу во много раз тяжелее своего веса – то же загадка. 3.Тоже слово, да не так бы молвить. 4.Бревно через воду, и скрипучий деревянный мосток, и гулкий железнодорожный мост существуют для того, что бы мы не засиделись на одном берегу, чтобы вода не служила препятствием для тех, кто хочет куда-то идти, что-то искать. 5.Чтобы вы не делали, чембы вы не занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник – книга. 6.Коротко, за то ясно. 7.Он торопился от того, что боялся опоздать. 8.Тут была елань – то же место, что зимой в пруду прорубь. 9.Настя бросилась было в сторону, где маячили два дерева, - там то же тропы не было.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: "Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи" ( 6 класс)
Цель урока: систематизировать и обобщить правила правописания НЕ с разными частями речи....
Методическая разработка урока русского языка по теме "Союз"
Методическая разработка урока русского языка по теме "Союз" с использованием ИКТ направлена на организацию повторения и обобщения изученного по данной теме в 7 классе....
Учебно – методическое пособие к уроку русского языка по теме «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях»
Данное пособие предназначено для учителей и учеников, изучающих тему «Одна и две буквы «Н» в отыменных, отглагольных прилагательных и причастиях» .В нем представлен алгоритм последовательности учебных...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»
· ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку закрепления знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего вр...
План-конспект урока русского языка на тему "Слитное написание союзов тоже, также, зато"
Урок повторения и совершенствования знаний учащихся по теме "Союз", с использованием современных развивающих технологий. Формирование навыков слитного написания союзов, развитие творческой, речевой и ...
Учебно-методическое пособие для уроков русского языка по теме: Алгоритм написания сочинения-рассуждения
Учебно-методическое пособие содержит алгоритм написания сочинения-рассуждения при подготовке учащихся 9 классов к ОГЭ...
Конспект урока русского языка «Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»
Сформулировать понятие о сложных прилагательных, обеспечить усвоение учащимися орфограммы слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написа...