Урок в 6 классе "О-ё после шипящих"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка в 6 классе "О-ё после шипящих"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_o-yo_posle_shipyashchih.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе « О-ё после шипящих»
1. Вступительное слово учителя.
Мы слышим сотни, сотни языков, Они
звучат со всех концов планеты!
Повсюду миллионы разных слов
Несутся, словно аромат букетов!
Язык у всех народов свой, родной,
И каждому он дорог бесконечно.
Но есть язык, поистине святой,
И пусть на свете он пребудет вечно!
Мы говорим на русском языке и имеем великую радость прикасаться к тайникам его, постигать красоту и мудрость. Ежедневно на уроках русского языка мы знакомимся с этимологией слов, с правилами правописания и произношения. Вот и сегодня мы должны раскрыть одну из тайн родного языка.
2. Формулировка темы и цели урока на основе анализа текста.
- Выразительно прочитать текст.
-Какая орфограмма представлена в словах с пропущенными буквами?
«Страсти-мордасти»
Ч..рной-ч..рной ночью под ж..лтой-ж..лтой луной по маленькой реч..нке в утлой лодч..нке плыл человек в ш..ртах, с парч..вым ридикюлем и багаж..м. За ним тихо двигался ч..лн. В нём лежал холщ..вый меш..к и сидел мыш..нок. Было свеж.. Причалили. Глухая чащ..ба. Тонкой руч..нкой ч..порный человек достал ш..мпол, провёл на земле две ч..рточки, беч..вкой выложил круж..к и развёл костёр. Пламя горяч.. трещало.
-Сформулируйте тему, цель урока.
З.Повторение теории.
-Какие разделы русского языка стали нашими помощниками при изучении данной темы?
4.Распределительный диктант.
-Распределите слова из фантастического романа «Страсти-мордасти», с которым мы работали в начале урока, по колонкам, придерживаясь правила написания
-Какие слова не вошли в таблицу? (Шортах, мешок, чащоба, чопорный, шомпол)
-Как называются эти слова? (Слова-исключения)
-Дайте толкование слов-исключений.
5.Работа с рифмовками.
-Настало время повторить рифмовки с помощью приема «Снежный ком» (1- первое слово, 2-первое и второе слово и т.д.)
1) Шорох, чокаться, трущоба, 2) Бечёвка, ночёвка и раскорчёвка,
Жом, изжога и чащоба, Тяжёлый, дешёвый, стажёр, ухажёр,
Шов, крыжовник и обжора, Печёнка, тушёнка и дирижёр.
Шомпол, чопорный и шоры,
Шоколад, шоссе, шофер -Вот и весь набор.
6. Конкурс на лучшее предложение с однородными членами.
- Составьте предложение с однородными членами, используя рифмовки. (Ученикам, не составившим предложение, выписать из текста.)
- Сделайте синтаксический разбор лучшего предложения.
7.Орфографическая дуэль.
- Сейчас к доске приглашаются ученики (по одному от каждого ряда) и записывают словосочетания. Главное условие, которое вы должны выполнить, - написать без ошибок, сделать графические обозначения. При допуске ошибки выходит следующий ученик. Побеждает тот ряд, в котором останется большая часть учащихся, не вызванных к доске.
Встаёшь с первым лучом, плащ с капюшоном, холщовый мешок, окружённый кустами крыжовник, шёлковый плющ, чёрненький паучок, мышонок метнулся направо, камышовый шалаш, располагаешься на ночёвку, кипучий родничок, течёт речонка, шорох и шёпот камышовых зарослей, кумачовый флажок, печёт пирожок.
Проверка осуществляется учениками-консультантами.
8.Тестирование
1.В этой строчке у существительных пропущена буква ё:
А) ш..рох, ш..пот, трущ..ба, печ..ный, горяч..;
Б) реш..тка, беч..вка, ж..рдочка, сбереженный, камыш..вый;
В) тяж..лый, расч..т, ч..рточка, чуж..го, врач..м.
2.В этой строчке в суффиксах пропущена буква о:
А) реч..нка, стереж..т, холщ..вый, мальч..нка, ш..лковый;
Б) р..скошный, плеч..м, ш..колад, ш..в, парч..вый;
В) береж..т, ключ..м, ноч..вка, тираж..м, чеч..тка.
З.В этой строчке в корне пропущена буква ё:
А) печ..ный, уч..ный, корч..вка, стаж..р;
Б) щ..голь, ш..в, наш..л, сгущ..нка, пч..лы;
В) ж..лтая, деш..вый, щ..лка, ключ..м, медвеж..нок.
4.В этой строчке во всех словах пропущена буква о:
А) камыш..вая, ш..ссе, др..жать, боч..нок, обж..ра;
Б) грош..вая, галч..нок, прич..ска, суш..ные, дириж..р;
В) кипяч..ный, руч..нка, багаж..м, кумач..вый.
5.В этой строчке буква ё пропущена в причастиях:
А) возмущ..нный, пш..нная, ж..сткая, розовощекий, полуш..пот;
Б) пересеч..нный, моч..нные в бочонке, истолч..нное;
В) зажж..нный, суш..ный, печ..ный, моч..ный, круч..ный.
9.Информация о домашнем задании.
1 )Написать продолжение рассказа «Страсти-мордасти» - 1 группа;
2)Составить словарный диктант (20 слов) - 2 группа.
10.Рефлексия
11.Итог урока
Сегодня на уроке мы изучили тему «О - ё после шипящих», перевернули еще одну страницу великой книги «Русский язык». Помните, что знание языка делает нас образованнее, культурнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "О и Е после шипящих в именах существительных"
Урок построен по деятельностному методу...
Презентация к уроку "Буквы о-ё после шипящих" 5 класс
Презентация к уроку русского языка в 5 классе...
Тема урока: «Буквы о-ё после шипящих в корнях слов»
Урок русского языка для 5 класса разработан по ФГОС в соавторстве с учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 66 г. Краснодара Косиди Т.Г....
Конспект урока "Буквы о-ё после шипящих в корне слов". 5 класс
Урок русского языка в 5 классе по теме: "Буквы о-ё после шипящих в корне слов"...
Конспект урока "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"
Конспект урока изучения нового материала в 5 классе с использованием перфопапок....
10 класс. Урок русского языка - Гласные после шипящих.
Цель урока: повторение основных терминов и понятий раздела; закрепление правописных навыков, совершенствование навыков аналитических разборов....