Открытый урок в 5 классе по теме "Виды глаголов"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему
Материал представляет собой конспект открытого урока в 5 классе по теме "Виды глаголов"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_vid.doc | 47.5 КБ |
sovershennyy_i_nesovershennyy_vid_glagola.ppt | 952.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме « Виды глагола».
Тип урока: Открытие новых знаний
Цели:
1) предметная: создать условия для знакомства детей с видом глагола как постоянным морфологическим признаком;
содействовать в умении выделять вид глагола в тексте; познакомить детей особенностями образования глаголов совершенного и несовершенного вида; научить правильно ставить вопросы к глаголам и правильно употреблять в речи;
2) метапредметная: развивать способности логически рассуждать, делать эвристические выводы; развивать навыки критического мышления при усвоении информации, развивать способности к мыслительной деятельности;
3) личностная: формировать стремление грамотно выражать свои мысли и пользоваться полученными знаниями на письме, развивать познавательный интерес , воспитывать информационную культуру.
Оборудование: эталон для самопроверки, презентация.
Ход урока:
1. Оргмомент. Создание мотивационного направления.
Здравствуйте, ребята .Запишем число и классная работа. Сегодня мы продолжим наше знакомство с глаголом. Его Величество Глагол.
- Как думаете, почему так обращаются к данной части речи? ( Так как слова этой части речи очень часто употребляются, на их основе образуются другие части речи).
2. Актуализация знаний.
2. Блиц- опрос.
- Что мы уже знаем о глаголе как части речи? Суммируйте знания. (Глагол- самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы что делать? Что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. В настоящем и будущем изменяются по лицам и числам, а в прошедшем – по родам ( в ед. ч.) и числам. В предложении чаще всего является сказуемым и согласуется с подлежащим).
- Что знаем о правописании глагола? ( Не с глаголами пишутся раздельно, в форме 3 л. Пишутся без ь , в н.ф .-с ь).
3. Проверка домашнего задания ( упр.634 устно; на крыльях доски 2 ученика выполняют разборы).
- Сформулируйте правило правописания – ться и –тся в глаголах.
3. Постановка учебной задачи.
Обратите внимание на слайд .
Перед нами фрагмент стихотворения И. Никитина. Послушайте его и подумайте, какие слова употреблены в переносном значении.
- Какие слова употребляются в переносном значении?
- Что помогает автору выразить настроение и состояние природы? ( Используется олицетворение – прием, при котором неодушевленному предмету или отвлеченному понятию приписываются качества, действия, присущие человеку: « солнце нагуляется, спускается». В двух последних строчках- развернутая метафора, помогающая наиболее ярче представить картину природы).
Выпишите глаголы нагуляется ,спускается ,разберите по составу. (Ученик на доске выписывает)
4. Введение в тему урока.
- На какой вопрос отвечают ?
- Какой из глаголов обозначает законченность действия? (нагуляется)
- Какой обозначает незавершенность действия? (спускается)
Подпишем вид глаголов. Определим виды глаголов из текста И. Никитина. (Стоит- несов.вид, купается- несов. вид). Запишем тему урока « Виды глагола».
Итак, глаголы совершенного вида отвечают в инфинитиве на вопрос что сделать? и обозначают законченное действие или действие, достигшее определенного предела
Глаголы несовершенного вида отвечают в инфинитиве на вопрос что делать? и не обозначают законченность действия или действия, достигшего определенного предела. Слайд.
5. Формулировка целей учащимися. Осмысление.
-Как вы думаете, какими же должны быть цели нашего урока?
-Чему мы должны научиться на уроке? ( Познакомиться с видом глагола как постоянным морфологическим признаком.
Научиться определять вид глагола.
Познакомиться с особенностями глаголов совершенного и несовершенного видов.
Научиться правильно употреблять глаголы разных видов в речи).
(Слайд)
- Совпадают ли наши выводы, наблюдения с теми материалами, которые предлагает учебник? Открываем учебник на стр. 110 и читаем вслух правило.
6. Первичное закрепление.
- Для закрепления знаний выполним упр.638 учебника. ( на доске)
- Какую закономерность вы заметили? (От глаголов несовершенного вида можно образовать глаголы совершенного вида с помощью приставок. А от глаголов совершенного вида можно образовать глаголы несовершенного с помощью суффиксов).
7. Физкультминутка.
8. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Дети получают раздаточный материал с заданием вставить глаголы нужного вида в неопределенной форме. Объяснить употребление вида.
Он привык…. громко. Он успел….в этот вагон. Как вам удалось….книгу, которой не было в библиотеке? Она перестала….письма подруге. Мне надоело….одно и то же. Он продолжал….несмотря на шум. Ты забыл…письма. Мы научились….английский текст без словаря.
Слова для справок: говорить-сказать, садиться-сесть, доставать-достать, писать-написать, повторить-повторять,читать-прочитать,отправить-отправлять,переводить-перевести.
Дети обмениваются работами друг с другом, проверяют, исправляют ошибки, затем сверяют с образцом на слайде.
Вывод: мы должны правильно использовать глаголы разных видов в речи, учитывая, о каком действии (законченном или незаконченном) говорится в предложении.
А теперь, ребята, найдем и исправим ошибки в употреблении глаголов разных видов в одном предложении. Посмотрите на слайд и исправьте ошибки.
9. Рефлексия
- Какое открытие вы для себя сделали?
- Интересно ли вам было на уроке?
- С каким настроением вы работали?
- Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?
- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. Надеюсь, вам понравился сегодняшний урок.
10. Домашнее задание.
- Написание сочинения - миниатюры «Весна в нашем городе», используя глаголы совершенного и несовершенного вида). Используйте метафоры, сравнения, олицетворения при написании миниатюры).
. Упражнение 639.
Списать. Вставить глаголы нужного вида в неопределенной форме. Объяснить употребление вида.
Он привык…. громко.
Он успел….в этот вагон.
Как вам удалось….книгу, которой не было в библиотеке?
Она перестала….письма подруге.
Мне надоело….одно и то же.
Он продолжал….несмотря на шум.
Ты забыл…письма.
Мы научились….английский текст без словаря.
Слова для справок: говорить-сказать, садиться-сесть, доставать-достать, писать-написать, повторить-повторять,читать-прочитать,отправить-отправлять,переводить-перевести.
Списать. Вставить глаголы нужного вида в неопределенной форме. Объяснить употребление вида.
Он привык…. громко.
Он успел….в этот вагон.
Как вам удалось….книгу, которой не было в библиотеке?
Она перестала….письма подруге.
Мне надоело….одно и то же.
Он продолжал….несмотря на шум.
Ты забыл…письма.
Мы научились….английский текст без словаря.
Слова для справок: говорить-сказать, садиться-сесть, доставать-достать, писать-написать, повторить-повторять,читать-прочитать,отправить-отправлять,переводить-перевести.
Списать. Вставить глаголы нужного вида в неопределенной форме. Объяснить употребление вида.
Он успел….в этот вагон.
Как вам удалось….книгу, которой не было в библиотеке?
Она перестала….письма подруге.
Мне надоело….одно и то же.
Он продолжал….несмотря на шум.
Ты забыл…письма.
Мы научились….английский текст без словаря.
Слова для справок: говорить-сказать, садиться-сесть, доставать-достать, писать-написать, повторить-повторять,читать-прочитать,отправить-отправлять,переводить-перевести.
Списать. Вставить глаголы нужного вида в неопределенной форме. Объяснить употребление вида.
Он успел….в этот вагон.
Как вам удалось….книгу, которой не было в библиотеке?
Она перестала….письма подруге.
Мне надоело….одно и то же.
Он продолжал….несмотря на шум.
Ты забыл…письма.
Мы научились….английский текст без словаря.
Слова для справок: говорить-сказать, садиться-сесть, доставать-достать, писать-написать, повторить-повторять,читать-прочитать,отправить-отправлять,переводить-перевести.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Солнце за день нагуляется, З а кудрявый лес спускается. Лес стоит под шапкой темною, В золотом огне купается.
Нагуляется Спускается На какие вопросы отвечают глаголы? Как вы думаете, почему виды глаголов получили такое название?
Глаголы совершенного вида отвечают в инфинитиве на вопрос что сделать? и обозначают законченное действие или действие, достигшее определенного предела Глаголы несовершенного вида отвечают в инфинитиве на вопрос что делать? и не обозначают законченность действия или действия, достигшего определенного предела
Виды глагола
Цели: Познакомиться с видом глагола как постоянным морфологическим признаком. Научиться определять вид глагола. Познакомиться с особенностями глаголов совершенного и несовершенного видов. Научиться правильно употреблять глаголы разных видов в речи.
Она перестала писать письма подруге. Мне надоело повторять одно и то же. Он продолжал читать, несмотря на шум. Ты забыл отправить письмо. Мы научились переводить английский текст без словаря.
Найдите и исправьте ошибки в употреблении глаголов 1) Я дочитал книгу и шел спать. 2) Учащиеся задерживались в школе, но все же решили задачу. 3) Я долго переписал сочинение. 4) Ребенок горько плакал и никак не успокоился. 5) Слушатели долго аплодировали, и пианист играл еще одну пьесу.
Домашнее задание 1) Выучить правила на стр.110. 2) Напишите сочинение-миниатюру на тему: « Весна в нашем городе », используя глаголы совершенного и несовершенного вида. 3) Упр. 639.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 6 класса по теме "Глагол"
Конспект урока для учащихся 6 классов, изучение темы "Глагол как часть речи"...
Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»
Цель: 1. Проверка знаний учащихся по теме; 2. Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3. Правильная запись решений....
Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»
Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....
Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”
Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"
Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...
Презентация и конспект открытого урока 5 класс русский язык Ться и тся в глаголах
Презентация и конспект открытого урока русский язык 5 класс ться и тся в глаголах...