Открытый урок в 5 классе по теме "Виды глаголов"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Салмина Ольга Владимировна

Материал представляет собой конспект открытого урока в 5 классе по теме "Виды глаголов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_teme_vid.doc47.5 КБ
Office presentation icon sovershennyy_i_nesovershennyy_vid_glagola.ppt952.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Открытый урок по теме « Виды глагола».

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели:

           1) предметная: создать условия для знакомства детей с видом глагола как постоянным морфологическим признаком;

содействовать в умении выделять вид глагола в тексте; познакомить детей особенностями образования глаголов совершенного и несовершенного вида; научить правильно ставить вопросы к глаголам и правильно употреблять в речи;

            2) метапредметная: развивать способности логически рассуждать, делать эвристические выводы; развивать навыки критического мышления при усвоении информации, развивать способности к мыслительной деятельности;

            3) личностная:  формировать стремление грамотно выражать свои мысли и пользоваться полученными знаниями на письме, развивать познавательный интерес , воспитывать информационную культуру.

Оборудование: эталон для самопроверки, презентация.

                                    Ход урока:

     1. Оргмомент. Создание мотивационного направления.

Здравствуйте, ребята .Запишем число и классная работа. Сегодня мы продолжим наше знакомство с глаголом. Его Величество Глагол.

  - Как думаете,  почему так обращаются к данной части речи? ( Так как слова этой части речи очень часто употребляются,  на их основе образуются другие части речи).

     2. Актуализация знаний.

     2. Блиц- опрос.

  - Что мы уже знаем о глаголе как части речи? Суммируйте знания. (Глагол- самостоятельная часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы что делать? Что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего и будущего времени. В настоящем и будущем изменяются по лицам и числам, а в прошедшем – по родам ( в ед. ч.) и числам. В предложении чаще всего  является сказуемым и согласуется с подлежащим).

  - Что знаем о правописании глагола? ( Не с глаголами пишутся раздельно, в форме 3 л. Пишутся без ь , в н.ф .-с ь).

     3. Проверка домашнего задания ( упр.634 устно; на крыльях доски 2 ученика выполняют разборы).

  - Сформулируйте правило правописания – ться и –тся в глаголах.

3. Постановка учебной задачи.

Обратите внимание на слайд .

Перед нами фрагмент стихотворения И. Никитина. Послушайте его и подумайте, какие слова употреблены в переносном значении.

 - Какие слова употребляются в переносном значении?

 - Что помогает автору выразить настроение и состояние природы? ( Используется олицетворение – прием, при котором неодушевленному предмету или отвлеченному понятию приписываются качества, действия, присущие человеку: « солнце нагуляется, спускается». В двух последних строчках- развернутая метафора, помогающая наиболее ярче представить картину природы).

Выпишите глаголы нагуляется ,спускается ,разберите по составу. (Ученик на доске выписывает)

4. Введение в тему урока.

 - На какой вопрос отвечают ?

 - Какой из глаголов обозначает законченность действия? (нагуляется)

 - Какой обозначает незавершенность действия? (спускается)

 Подпишем вид глаголов. Определим виды глаголов из текста И. Никитина. (Стоит- несов.вид, купается- несов. вид). Запишем тему урока « Виды глагола».

Итак, глаголы совершенного вида отвечают в инфинитиве на вопрос что сделать? и обозначают законченное действие или действие, достигшее определенного предела

Глаголы несовершенного вида отвечают в инфинитиве на вопрос что делать? и не обозначают законченность действия или действия, достигшего определенного предела. Слайд.

5. Формулировка целей учащимися. Осмысление.

  -Как вы думаете, какими же должны быть цели нашего урока?

  -Чему мы должны научиться на уроке? ( Познакомиться с видом глагола как постоянным морфологическим признаком.

Научиться определять вид глагола.

Познакомиться с особенностями глаголов совершенного и несовершенного видов.

Научиться правильно употреблять глаголы разных видов в речи).

 (Слайд)

 - Совпадают ли наши выводы, наблюдения с теми материалами, которые предлагает учебник? Открываем учебник на стр. 110 и читаем вслух правило.

6. Первичное закрепление.

 - Для закрепления знаний выполним упр.638 учебника. ( на доске)

 - Какую закономерность вы заметили? (От глаголов несовершенного вида можно образовать глаголы совершенного вида с помощью приставок. А от глаголов совершенного вида можно образовать глаголы несовершенного с помощью суффиксов).

7. Физкультминутка.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

  Дети получают раздаточный материал с заданием вставить глаголы нужного вида в неопределенной форме. Объяснить употребление вида.

  Он привык…. громко. Он успел….в этот вагон. Как вам удалось….книгу, которой не было в библиотеке? Она перестала….письма подруге. Мне надоело….одно и то же. Он продолжал….несмотря на шум. Ты забыл…письма. Мы научились….английский текст без словаря.

  Слова для справок: говорить-сказать, садиться-сесть, доставать-достать, писать-написать, повторить-повторять,читать-прочитать,отправить-отправлять,переводить-перевести.

  Дети обмениваются работами друг с другом, проверяют, исправляют ошибки, затем сверяют с образцом на слайде.

 Вывод:  мы должны правильно использовать глаголы разных видов в речи, учитывая, о каком действии (законченном или незаконченном) говорится в предложении.

А теперь, ребята, найдем и исправим ошибки в употреблении глаголов разных видов в одном предложении. Посмотрите на слайд и исправьте ошибки.

 9. Рефлексия         

- Какое открытие вы для себя сделали?

- Интересно ли вам было на уроке?

- С каким настроением вы работали?

- Какое задание оказалось самым трудным? Что помогло преодолеть трудность?

- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. Надеюсь, вам понравился сегодняшний урок.

10. Домашнее задание.

  • Написание сочинения - миниатюры «Весна в нашем городе», используя глаголы совершенного и несовершенного вида). Используйте метафоры, сравнения, олицетворения при написании миниатюры).

      .  Упражнение 639.

Списать. Вставить глаголы нужного вида в неопределенной форме. Объяснить употребление вида.

 Он привык…. громко.

 Он успел….в этот вагон.

 Как вам удалось….книгу, которой не было в библиотеке?

 Она перестала….письма подруге.

 Мне надоело….одно и то же.

 Он продолжал….несмотря на шум.

 Ты забыл…письма.

 Мы научились….английский текст без словаря.

  Слова для справок: говорить-сказать, садиться-сесть, доставать-достать, писать-написать, повторить-повторять,читать-прочитать,отправить-отправлять,переводить-перевести.

Списать. Вставить глаголы нужного вида в неопределенной форме. Объяснить употребление вида.

 

 Он привык…. громко.

 Он успел….в этот вагон.

 Как вам удалось….книгу, которой не было в библиотеке?

 Она перестала….письма подруге.

 Мне надоело….одно и то же.

 Он продолжал….несмотря на шум.

 Ты забыл…письма.

 Мы научились….английский текст без словаря.

  Слова для справок: говорить-сказать, садиться-сесть, доставать-достать, писать-написать, повторить-повторять,читать-прочитать,отправить-отправлять,переводить-перевести.

Списать. Вставить глаголы нужного вида в неопределенной форме. Объяснить употребление вида.

 Он успел….в этот вагон.

 Как вам удалось….книгу, которой не было в библиотеке?

 Она перестала….письма подруге.

 Мне надоело….одно и то же.

 Он продолжал….несмотря на шум.

 Ты забыл…письма.

 Мы научились….английский текст без словаря.

  Слова для справок: говорить-сказать, садиться-сесть, доставать-достать, писать-написать, повторить-повторять,читать-прочитать,отправить-отправлять,переводить-перевести.

Списать. Вставить глаголы нужного вида в неопределенной форме. Объяснить употребление вида.

 Он успел….в этот вагон.

 Как вам удалось….книгу, которой не было в библиотеке?

 Она перестала….письма подруге.

 Мне надоело….одно и то же.

 Он продолжал….несмотря на шум.

 Ты забыл…письма.

 Мы научились….английский текст без словаря.

  Слова для справок: говорить-сказать, садиться-сесть, доставать-достать, писать-написать, повторить-повторять,читать-прочитать,отправить-отправлять,переводить-перевести.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Солнце за день нагуляется, З а кудрявый лес спускается. Лес стоит под шапкой темною, В золотом огне купается.

Слайд 3

Нагуляется Спускается На какие вопросы отвечают глаголы? Как вы думаете, почему виды глаголов получили такое название?

Слайд 4

Глаголы совершенного вида отвечают в инфинитиве на вопрос что сделать? и обозначают законченное действие или действие, достигшее определенного предела Глаголы несовершенного вида отвечают в инфинитиве на вопрос что делать? и не обозначают законченность действия или действия, достигшего определенного предела

Слайд 5

Виды глагола

Слайд 6

Цели: Познакомиться с видом глагола как постоянным морфологическим признаком. Научиться определять вид глагола. Познакомиться с особенностями глаголов совершенного и несовершенного видов. Научиться правильно употреблять глаголы разных видов в речи.

Слайд 8

Она перестала писать письма подруге. Мне надоело повторять одно и то же. Он продолжал читать, несмотря на шум. Ты забыл отправить письмо. Мы научились переводить английский текст без словаря.

Слайд 10

Найдите и исправьте ошибки в употреблении глаголов 1) Я дочитал книгу и шел спать. 2) Учащиеся задерживались в школе, но все же решили задачу. 3) Я долго переписал сочинение. 4) Ребенок горько плакал и никак не успокоился. 5) Слушатели долго аплодировали, и пианист играл еще одну пьесу.

Слайд 12

Домашнее задание 1) Выучить правила на стр.110. 2) Напишите сочинение-миниатюру на тему: « Весна в нашем городе », используя глаголы совершенного и несовершенного вида. 3) Упр. 639.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 6 класса по теме "Глагол"

Конспект урока для учащихся 6 классов, изучение темы "Глагол как часть речи"...

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Презентация и конспект открытого урока 5 класс русский язык Ться и тся в глаголах

Презентация и конспект открытого  урока  русский язык 5 класс ться и тся в глаголах...