Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Относительные имена прилагательные"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Карта содержит 5 этапов урока в соответствии с ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_otnositelnye_imena_prilagatelnye_v_6_klasse.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |
Предмет Русский язык | Класс 6 |
Тема урока | Относительные имена прилагательные |
Планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) | |
умение анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного; умение опознавать качественные и относительные имена прилагательные Метапредметные: Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов. Коммуникативные УУД: воспринимать и создавать текст, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Личностные: проявление интереса к окружающей природе; увеличение словарного запаса, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию | |
Решаемые учебные проблемы | Актуализировать, уточнить и расширить знания о качественных и относительных именах прилагательных |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Разряды прилагательных, относительные прилагательные, постоянный морфологический признак |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Экран, компьютер, мультимедийный проектор |
Методическое назначение средств ИКТ |
|
Аппаратное и программное обеспечение | Экран, компьютер, проектор, Word, Power Point |
Образовательные Интернет-ресурсы | |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | Мотивация учащихся к изучению конкретного материала; анализ субъектного опыта учащихся; осознание учебно - познавательной задачи |
Длительность этапа | 4 мин |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, строят понятные для собеседника высказывания. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. |
Методы обучения | Проблемная ситуация |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор |
Форма организации деятельности учащихся | Фронтальная |
Функция / роль учителя на данном этапе | Подводит учащихся к осознанию темы, организует деятельность детей, мотивирует учащихся к изучению нового материала |
Основные виды деятельности учителя | Говорит вступительное слово, анализирует реальную ситуацию и на основе этого анализа выстраивает системы своих дальнейших действий; четко определяет дидактическую задачу урока как результата соотнесения требований общей педагогической цели изучения предмета, освоения конкретной темы и познавательных возможностей учеников. Активизирует мыслительные процессы детей, обращается к познавательному опыту учащихся, их предварительным знаниям, относящимся к учебному предмету, изучаемой теме, учитывает уровень предшествующей подготовки - Что мы изучаем? - Как называется раздел науки о языке, в котором изучается имя прилагательное? - Какими синонимами можно заменить понятие «Наука о языке»? - Расскажите изученный материал о прилагательных по плану: 1. Что такое имя прилагательное? Как оно изменяется? 2.Какие степени сравнения имеет имя прилагательное? 3.На какие разряды делятся имена прилагательные? 4. По каким признакам можно определить качественные имена прилагательные? |
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи | |
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, осознанно строят речевые высказывания, исследуют условия учебной задачи, принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Учащиеся сами формулируют тему урока |
Длительность этапа | 10 мин |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания |
Методы обучения | Опрос, беседа |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Компьютер, мультимедийный проектор |
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная, групповая |
Функция / роль учителя на данном этапе | Учитель консультирует |
Основные виды деятельности учителя | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Создаёт проблемную ситуацию На экран проецируются предложения: 1.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 2.Весёлым зимним солнышком дорога залита. 3.Терпение и труд все перетрут. - Прочитайте предложения вслух. - Выделите одно из них не менее чем по трем признакам. Можно выделить второе предложение. - Это не пословица, а первое и третье предложения - noсловицы. -Во втором предложении речь идет о зимнем солнышке и дороге, а в первом и третьем - о труде.. - В нем есть имена прилагательные, а в первом и третьем предложениях их нет. -Во втором предложении есть средство выразительности. А именно – эпитет-олицетворение весёлое солнышко. Какие постоянные эпитеты вы знаете? Красная девица, добрый молодец, красное солнце, ясный месяц, могучие плечи, сырая земля, лук тугой разрывчатый, белые ручки, стрелочки калёные, ветры буйные Солнце – яркое, золотое, сверкающее, тёплое, тусклое, ласковое - Напишите второе предложение в тетрадь и разберите его по членам. - Сколько прилагательных в этом предложении? - Выпишите прилагательные и образуйте от них 1 вариант - от прилагательного весёлый - степени сравнения - краткие прилагательные - подберите антоним 2 вариант - от прилагательного зимний - степени сравнения - краткие прилагательные - подберите антоним -Давайте проверим, что у нас получилось? -От какого прилагательного нельзя образовать степени сравнения и краткую форму? -Что обозначает это прилагательное? (зимним – отношение ко времени.) -Учитывая, что оно показывает отношение предмета к чему-либо, скажите, как называется разряд таких прилагательных. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Обращение к теоретическому материалу |
ЭТАП 3. Практикум | |
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | Проявляют способность к самооценке своих действий, поступков, самостоятельную инициативу. Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Выявляют места и причины затруднения |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Учатся формулировать собственное мнение и позицию. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Работают с текстом, выполняют разноуровневые задания, отвечают на вопросы, письменно разбирают прилагательные по составу, обращают внимание на правописание н и нн в прилагательных |
Методы обучения | Взаимопроверка, опрос |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Экран, компьютер, мультимедийный проектор |
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная, групповая, фронтальная |
Функция / роль учителя на данном этапе | Учитель консультирует, диагностическая работа (на входе) |
Основные виды деятельности учителя | Актуализирует самостоятельную деятельность учащихся на проявление ими познавательной инициативы, связанной с расширением знаний о прилагательных Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся. Подберите прилагательные, выражающие отношение к месту, ко времени, к действию, ко времени, к лицу, к числу… Организует работу с текстом: Бамбуковый висячий мост – рядовая конструкция в горных районах азиатских стран. Среди них тоже бывают и карлики, и гиганты. Самый длинный среди бамбуковых мостов - тот, что соединяет берега реки Мин в Китае. Его длина – двести пятьдесят метров, ширина – три метра. Во всей конструкции нет ни одного металлического элемента – даже гвоздя. Найдите прилагательные. Определите их разряд. Объясните правописание данных слов. Подберите к ним имена существительные разных родов. Найдите в первом предложении ГО. Объясните постановку тире в данном предложении Подчеркните слова, соединяющие предложения в тексте. Найдите прилагательное в превосходной степени. Что общего в образовании имён прилагательных горный и длинный? Даёт информацию о переходе относительных прилагательных в качественные |
ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | |
Длительность этапа | 15 мин |
Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов | В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Выполняют задания, отвечают на вопросы. Задают вопросы для уточнения информации. Самопроверка. Осуществляют пошаговый контроль по результату. |
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности | Экран, компьютер, мультимедийный проектор |
Методы контроля | Взаимооценивание, применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля |
Способы контроля | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
Способы коррекции | Дети оценивают свою готовность, обнаруживают незнание, находят причины затруднений |
Форма организации деятельности учащихся | Фронтальная, индивидуальная |
Функция / роль учителя на данном этапе | Учитель консультирует, происходит диалог с учениками , поощряет минимальные успехи |
Основные виды деятельности учителя | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную работу. Исправьте ошибки в предложениях •Эта ложка железнее, чем та. •Золушка потеряла самую хрустальную туфельку. •Это было очень зимним вечером в городской квартире. В каком ряду все прилагательные относительные? А) молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег); Б) деревянный (дом), лисий (хвост), мамин (шарф); В) весеннее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда); Г) колючий (ёж), свежий (воздух), звонкий (голос). Найди и подчеркни в следующих рядах слов «третий лишний» А) низкий рост, туристская тропа, дубовая роща; Б) грубый голос, речной порт, золотые серьги; В) осенний день, спортивная обувь, добрый совет. Г) пятилетний сын, красивая кукла, метровая стена. Цифровой диктант. 1 – качественные прилагательные, 2 – относительные прилагательные. Русские люди, талантливые умельцы, удивительные игрушки, деревянные поделки, золотые изделия, языковОе явление, языкОвая колбаса. -Какая цифра у вас получилась? Прочитайте её правильно. Тест для самопроверки А) на «4» - «5» (12 правильных ответов – на «5», 9-11 –на «4») 1. В каком ряду перечислены грамматические признаки прилагательного? А) не имеет форм изменения; Б) изменяется по родам и падежам; В) изменяется по лицам, числам и временам; Г) изменяется по родам, числам и падежам. 2. Укажи прилагательные, которые не могут иметь степени сравнения: А) паровой; Б) крутой; В) дубовый; Г) громкий; Д) двойной; Е) морской; Ж) золотой; З) красивый. 3. Найди и подчеркни в следующих рядах слов «третий лишний»: А) низкий рост, туристская тропа, громкий голос; Б) настольная лампа, интересный разговор, ветряная мельница; В) высокий потолок, добрый совет, правительственное сообщение. 4. Какие прилагательные являются относительными? А) деревянный дом; Б) глиняный кувшин, В) сизый туман; Г) приморский край. Б) на «3» (6 правильных ответов) 1. В каком ряду перечислены грамматические признаки прилагательного? А) не имеет форм изменения; Б) изменяется по родам, числам и падежам; В) изменяется по родам и падежам. 2. В каждой группе слов найди и подчеркни относительное прилагательное: А) твердая сталь, восточный регион; Б) осенний день, низкий рост; В) золотые серьги, красивый узор, Г) талантливый мастер, трехэтажная школа. 3. Какое прилагательное является относительным? А) удивительный вид; Б) грубый голос; В) чугунная решетка; Г) тяжелый день. |
ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание | |
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Творческое домашнее задание: 1 вариант - напишите текст рекламы относительных прилагательных, 2 вариант – напишите текст рекламы качественных прилагательных. Кому задание покажется сложным, предлагается выполнить упражнение из учебника. (Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме " Степени сравнения многосложных прилагательных" в 4 классе
Технологическая карта - основной помощник по проведению урока. В карте чётко указаны все этапы современного урока, в данном случае -- урок " открытия нового знания", где на базе изученного материала, ...
Технологическая карта урока "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" 6 класс
Технологическая карта урока русского языка "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" 6 класс...
Технологическая карта урока "Н и НН в суффиксах прилагательных" Урок открытия нового знания
Урок в 6 классе нацеливает учеников на составление алгоритма правописани суффиксов прилагательных с Н и НН....
Технологическая карта урока "Прогулка по городу. Степени сравнения прилагательных"
Предоставлена технологическая карта урока...
Технологическая карта урока. 5 класс. Starlight. Степени сравнения прилагательных.
Технологическая карта урока в 5 классе к учебнику Starlight по теме "Степени сравнения прилагательных"....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи"
Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012....
Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Имя прилагательное как часть речи". 5 класс. Интегрированный урок.
Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала учащихся.На уроке русского языка я решила о...