Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Относительные имена прилагательные"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Карта содержит 5 этапов урока в соответствии с ФГОС ООО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет Русский язык

Класс 6

Тема урока

Относительные имена прилагательные

Планируемые образовательные результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

  1. Предметные:  

умение анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного; умение опознавать  качественные и относительные имена прилагательные

         Метапредметные:

Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его

результата с заданным эталоном.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов.

Коммуникативные УУД: воспринимать и создавать текст, уметь с

достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

         Личностные: проявление  интереса к окружающей природе; увеличение словарного запаса, уважительное отношение к родному языку,

стремление к речевому самосовершенствованию

Решаемые учебные проблемы

Актуализировать, уточнить и

расширить знания о качественных и относительных именах прилагательных

Основные понятия, изучаемые на уроке

Разряды прилагательных, относительные прилагательные,

постоянный морфологический признак

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Методическое назначение средств ИКТ

  • Для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;
  • для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;
  • для обобщения, систематизации знаний;  
  • для создания проблемной ситуации
  • перед изучением нового материала, предъявления новой информации;

Аппаратное и программное обеспечение        

Экран, компьютер, проектор, Word, Power Point

Образовательные Интернет-ресурсы

www.uroki.net

www.zavuch.info

www.intergu.ru

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Мотивация учащихся к изучению конкретного материала;

анализ субъектного опыта учащихся;

осознание учебно - познавательной задачи

Длительность этапа

4 мин

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, строят понятные для собеседника высказывания. Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Методы обучения

Проблемная ситуация

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности        

Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор

Форма организации деятельности учащихся        

Фронтальная

Функция / роль учителя на данном этапе

Подводит учащихся к осознанию темы, организует деятельность детей, мотивирует учащихся к изучению нового материала

Основные виды деятельности учителя

Говорит вступительное слово, анализирует  реальную ситуацию и на основе этого анализа выстраивает системы своих дальнейших действий; четко определяет дидактическую задачу урока как результата соотнесения требований общей педагогической цели изучения предмета, освоения конкретной темы и познавательных возможностей учеников.

Активизирует мыслительные процессы детей, обращается к познавательному опыту учащихся, их предварительным знаниям, относящимся к учебному предмету, изучаемой теме, учитывает уровень предшествующей подготовки

          - Что мы изучаем?

        - Как называется раздел науки о языке, в котором изучается имя прилагательное?

        - Какими синонимами можно заменить понятие «Наука о языке»?

        - Расскажите изученный материал о прилагательных по плану:

1. Что такое имя прилагательное? Как оно изменяется?                                                         2.Какие степени сравнения имеет имя прилагательное?                                                           3.На какие разряды делятся имена прилагательные?                                                                    4. По каким признакам можно определить качественные имена прилагательные?

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, осознанно строят речевые высказывания, исследуют условия учебной задачи, принимают и сохраняют  учебную цель и задачу.

Учащиеся сами формулируют тему урока

Длительность этапа

10 мин

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания

Методы обучения

Опрос, беседа

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Компьютер, мультимедийный проектор

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная, групповая

Функция / роль учителя на данном этапе

Учитель консультирует

Основные виды деятельности учителя

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Создаёт проблемную ситуацию

На экран проецируются предложения:

1.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

2.Весёлым зимним солнышком дорога залита.

3.Терпение и труд все перетрут.

-  Прочитайте предложения вслух.

-  Выделите одно из них не менее чем по трем признакам.

 Можно выделить второе предложение.

- Это не пословица, а первое и третье предложения - noсловицы.

-Во втором предложении речь идет о  зимнем солнышке и дороге, а в первом и третьем - о труде..

- В нем есть имена прилагательные, а в первом и третьем предложениях их нет.

-Во втором предложении есть средство выразительности. А именно – эпитет-олицетворение весёлое солнышко. Какие постоянные эпитеты вы знаете?

Красная девица, добрый молодец, красное солнце, ясный месяц, могучие плечи, сырая земля, лук тугой разрывчатый, белые ручки, стрелочки калёные, ветры буйные

Солнце – яркое, золотое, сверкающее, тёплое, тусклое, ласковое

- Напишите второе предложение в тетрадь и разберите его по членам.         

- Сколько прилагательных в этом предложении?

- Выпишите прилагательные и образуйте от них

1 вариант - от прилагательного весёлый

 - степени сравнения

 - краткие прилагательные

 - подберите антоним

        2 вариант  - от прилагательного зимний

- степени сравнения

 - краткие прилагательные

 - подберите антоним

-Давайте проверим, что у нас получилось?

-От какого прилагательного нельзя образовать степени сравнения и краткую форму?

-Что обозначает это прилагательное?

(зимним – отношение ко времени.)

-Учитывая, что оно показывает отношение предмета к чему-либо, скажите, как называется разряд таких прилагательных. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Обращение к теоретическому материалу

ЭТАП 3. Практикум

Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов

Проявляют способность к самооценке своих действий, поступков, самостоятельную инициативу.

 Устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Выявляют  места и причины затруднения

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Учатся формулировать собственное мнение и позицию.  В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают

выводы.

Работают с текстом, выполняют разноуровневые задания, отвечают на вопросы, письменно разбирают прилагательные по составу, обращают внимание на правописание н и нн в прилагательных

Методы обучения

Взаимопроверка, опрос

Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная, групповая, фронтальная

Функция / роль учителя на данном этапе

Учитель консультирует, диагностическая работа (на входе)

Основные виды деятельности учителя

Актуализирует самостоятельную деятельность учащихся  на проявление ими познавательной инициативы, связанной с расширением знаний о прилагательных

Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся.

      Подберите прилагательные, выражающие отношение к месту, ко времени, к действию, ко времени, к лицу, к числу…

      Организует работу с текстом: Бамбуковый  висячий мост – рядовая конструкция в горных районах азиатских стран. Среди них тоже бывают и карлики,  и гиганты. Самый длинный среди бамбуковых мостов -  тот, что соединяет берега реки Мин в Китае. Его длина – двести пятьдесят метров, ширина – три метра. Во всей конструкции нет ни одного металлического  элемента – даже гвоздя.

      Найдите прилагательные.      Определите их разряд.

      Объясните правописание данных слов. Подберите к ним имена существительные разных родов.

       Найдите в первом предложении ГО. Объясните постановку тире в данном предложении

      Подчеркните слова, соединяющие предложения в тексте.

      Найдите прилагательное в превосходной степени.

     Что общего в образовании имён прилагательных горный и длинный?

     Даёт информацию о переходе  относительных прилагательных в качественные

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

15 мин

Виды учебной деятельности для проверки  полученных образовательных результатов        

 В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Выполняют задания, отвечают на вопросы. Задают вопросы для уточнения информации. Самопроверка. Осуществляют пошаговый контроль по результату.

Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Методы контроля

Взаимооценивание, применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля

Способы контроля

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Способы коррекции

Дети оценивают свою готовность, обнаруживают незнание, находят причины затруднений

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная, индивидуальная

Функция / роль учителя на данном этапе

Учитель консультирует, происходит диалог с учениками , поощряет минимальные успехи

Основные виды деятельности учителя

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную работу. 

Исправьте ошибки  в предложениях

•Эта ложка железнее, чем та.

•Золушка потеряла  самую хрустальную туфельку.

•Это было очень зимним вечером в городской квартире.

В каком ряду все прилагательные относительные?

 А) молодой (человек), красивый (рисунок), белый (снег);

Б) деревянный (дом), лисий (хвост), мамин (шарф);

В) весеннее (утро), железный (гвоздь), спортивная (одежда);

Г) колючий (ёж), свежий (воздух), звонкий (голос).

Найди и подчеркни в следующих рядах слов «третий лишний»

А) низкий рост, туристская тропа, дубовая роща;

Б) грубый голос, речной порт, золотые серьги;

В) осенний день, спортивная обувь, добрый совет.

Г) пятилетний сын, красивая кукла, метровая стена.

Цифровой диктант.

1 – качественные прилагательные,

2 – относительные прилагательные.

Русские люди, талантливые умельцы, удивительные игрушки, деревянные поделки, золотые изделия, языковОе явление, языкОвая колбаса.

-Какая цифра у вас получилась? Прочитайте её правильно.

Тест для самопроверки

А) на «4» - «5» (12 правильных ответов – на «5», 9-11 –на «4»)

1. В каком ряду перечислены грамматические признаки прилагательного?

  А) не имеет форм изменения;

  Б) изменяется по родам и падежам;

  В) изменяется по лицам, числам и временам;

  Г) изменяется по родам, числам  и падежам.

2. Укажи прилагательные, которые не могут иметь степени сравнения:

А) паровой;          Б) крутой;             В) дубовый;           Г) громкий;                 Д) двойной;          Е) морской;        Ж) золотой;              З) красивый.

3. Найди и подчеркни в следующих рядах слов «третий лишний»:

А) низкий рост, туристская тропа, громкий голос;

Б) настольная лампа, интересный разговор, ветряная мельница;

В) высокий потолок, добрый совет, правительственное сообщение.

4. Какие прилагательные являются относительными?

А) деревянный дом;

Б) глиняный кувшин,

В) сизый туман;

Г) приморский край.

Б) на «3» (6 правильных ответов)

 1. В каком ряду перечислены грамматические признаки прилагательного?

    А) не имеет форм изменения;

    Б) изменяется по родам, числам  и падежам;

    В) изменяется по родам и падежам.

2. В каждой группе слов найди и подчеркни относительное прилагательное:

А) твердая сталь, восточный регион;

Б) осенний день, низкий рост;

В) золотые серьги, красивый узор,

Г) талантливый мастер, трехэтажная школа.

3. Какое прилагательное является относительным?

А) удивительный вид;

Б) грубый голос;

В) чугунная решетка;

 Г) тяжелый день.

ЭТАП 5. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…

Творческое домашнее задание: 1 вариант - напишите текст рекламы относительных прилагательных, 2 вариант – напишите текст рекламы качественных прилагательных.

Кому задание покажется сложным, предлагается выполнить упражнение из учебника. (Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме " Степени сравнения многосложных прилагательных" в 4 классе

Технологическая карта - основной помощник по проведению урока. В карте чётко указаны все этапы современного урока, в данном случае -- урок " открытия нового знания", где на базе изученного материала, ...

Технологическая карта урока "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" 6 класс

Технологическая карта урока русского языка "Дефисное и слитное написание сложных прилагательных" 6 класс...

Технологическая карта урока "Н и НН в суффиксах прилагательных" Урок открытия нового знания

Урок в 6 классе нацеливает учеников на составление алгоритма правописани суффиксов прилагательных с Н и НН....

Технологическая карта урока. 5 класс. Starlight. Степени сравнения прилагательных.

Технологическая карта урока в 5 классе к учебнику Starlight по теме "Степени сравнения прилагательных"....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи"

Автор  УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012....

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема: "Имя прилагательное как часть речи". 5 класс. Интегрированный урок.

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих развитию творческого потенциала учащихся.На уроке русского языка я решила о...