программа курса «Школьная риторика» в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Предлагаемый курс направлен на решение задачи: обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritorika_5_klass_brusinskaya.docx | 33.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Риторика 5 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена учителем русского языка и литературы, Брусинской Л.В.,в соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта полного/общего образования на основе: Школьная риторика: 5 класс. Методические рекомендации// Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд., перераб. – М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баллас», 2006. – 128 с. Пособие знакомит учителей с программой и основными подходами к преподаванию курса «Школьная риторика» в 5 классе по названному учебнику. В собственно методической части пособия разъясняются вводимые речевые понятия, задачи изучения разделов и параграфов, смысл риторических задач, предлагаются возможные варианты их решения, дается дополнительный дидактический материал. Рекомендуемые методические подходы, основные задачи, предложенные программой курса, содержание и структура курса, выдвигаемые требования соответствуют Обязательному минимуму содержания среднего (полного) образования по русскому языку.
Настоящая программа составлена на 34 часа в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на 1 год обучения.
Предлагаемый курс не противоречит общим задачам школы и направлен на решение следующих задач:
- Обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи.
- Формирование такой личности, которая могла бы, владея определенным запасом информации, ориентироваться в конкретной речевой ситуации, строить высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением.
В предлагаемой программе можно выделить два смысловых блока:
- «Общение», — соотносится в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;
- «Речевые жанры», — соотносится с так называемой частной риторикой (которая в учебниках нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры»).
Первый блок — «Общение» — дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах; о видах общения (по различным основаниям); о речевой (коммуникативной) деятельности, ее структуре; о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность и т. д.), — на основе чего у детей постепенно формируются привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативную стратегию и коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень их реализации в общении.
Таким образом, основные понятийные компоненты первого блока: общение, его суть; речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет; речевая (коммуникативная) деятельность, риторические (предтекстовые) действия; коммуникативные качества речи.
Второй блок — «Речевые жанры» — дает представление о стилях языка и речи, об оправданном взаимопроникновении стилей и стилистических ошибках, об индивидуальном стиле и стилизации; о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие — речевой жанр (не жанр литературы), т. е. текст определенного стиля, определенной смысловой структуры (хвалебная речь, интервью, личное письмо, отзыв и т.д.). Трудно представить себе обучение эффективному общению вне работы над теми речевыми жанрами, которые широко распространены в жизни (в профессиональной сфере деятельности в том числе, если имеется в виду профессиональное общение). Именно поэтому речевые жанры как дидактические единицы занимают большое место в разработанной нами программе.
Таким образом, основные понятийные компоненты второго блока: стили, тексты, речевые жанры.
Если школьный курс риторики носит сугубо практический характер, то центральное место в программе должны занимать коммуникативные (в том числе риторические) умения. Именно они являются отправной точкой для отбора понятий и инструментальных знаний, которые вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений. Поэтому для каждого класса в начале программы указывается в обобщенной форме основные умения, которые формируются на данном этапе обучения постоянно, в течение всего учебного, года. При этом все умения (основные и конкретные) делятся на две группы:
а) формирующие умения анализировать и оценивать общение, созданный текст;
б) формирующие умения говорить, слушать, писать, читать — умение общаться.
В тексте программы эти умения обозначены следующим образом: У-1; У-2.
Разграничение этих умений должно предупредить неоправданное сужение работы по риторике, ограничение ее только анализом общения, готовых текстов. Главное — научить детей пользоваться даром слова, научить их общаться.
В предлагаемую программу включен компонент, который условно назван «идеи», т. е. важные мысли нравственно-риторического характера, которые могут быть предметом обсуждения на уроках риторики.
Идеи, предлагаемые в программе для V класса, носят сугубо примерный характер. Их обозначение рассматривается как отправная точка для размышлений и поисков учителя, который может сделать предметом обсуждений в классе другие мысли — в зависимости от речевой подготовки класса, уровня воспитанности учеников и т. д.
Программа Т.А. Ладыженской «Детская риторика» для 5 класса предполагает изучение предмета 3 часа в неделю (102 ч.). В связи с тем, что в учебном плане школы на изучение риторики отводится только 1 час в неделю (34 ч.), в рабочую программу внесены изменения. Кроме того, все предлагаемые программы носят рекомендательный (открытый) характер. Наряду с научными формулировками даются более простые, доступные, понятные. В связи с этим в программе произведена корректировка авторской программы в плане сокращения часов, отводимых на изучение тем. Предполагается, что сокращение тем будет восполнено, во-первых, за счёт увеличения часов, отведённых на самостоятельную работу, во-вторых, при планировании тем в 6-8 классах (линейно-ступенчатый принцип расположения материала позволяет обратиться к ранее сокращённому или неизученному материалу) и, в-третьих, на уроках развития речи (автор программы по русскому языку Т.А. Ладыженская)
Изменения касаются следующих тем и разделов:
- « Что такое общение» (2час.);
- «Виды общения» (3 часа);
- «Главный секрет Демосфена» (5 часов);
- «Речь правильная и хорошая» (4 часа);
- «Будьте вежливы» (8 часов);
- «Учимся слушать» (5 часов);
- «Учимся читать» (5 часов);
- «Начало моей биографии» (4 часа);
- «Текст» (8 часов);
- «Вторичные тексты» (3 часа);
- «Объявления» (1 час);
- «Что произошло хоть раз» (2 часа);
- «Сочините сказку» (13 часов).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ
№ п/п | Название раздела, темы типовой (базовой) программы | Кол-во часов типовой (базовой программы) | Количество часов программы |
I. | Общение | 42 | 10 |
Что такое общение? | 4 | 2 | |
Виды общения | 3 | - | |
Главный секрет Демосфена | 5 | - | |
Речь правильная и хорошая | 9 | 4 | |
Учимся писать – редактировать | 3 | 4 | |
Будьте вежливы | 8 | - | |
Учимся слушать | 5 | - | |
Учимся читать | 5 | - | |
Речевые жанры | 60 | 23 | |
Текст | 12 | 4 | |
Вторичные тексты | 4 | 1 | |
Давайте говорить друг другу комплименты | 3 | 3 | |
Объявления | 7 | 6 | |
«Что произошло хоть раз» | 7 | 5 | |
Спорить или ссориться | 2 | - | |
Сочините сказку | 17 | 4 | |
Начало моей биографии | 4 | - | |
Резервные уроки обобщения | 4 | 1 | |
ИТОГО | 68 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ V класс (34 )
Идеи:
Учиться вежливой речи — учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.
Выражать собственные мысли собственными словами — одна из самых больших радостей (ценностей) жизни.
Понятийные и инструментальные знания
1. Общение
Чему учит риторика. Как люди общаются. Речевая ситуация. (Кто говорит [пишет, слушает, читает]? — кому? — с какой целью? [зачем?] — что?). Коммуниканты (кто говорит, слушает, пишет, читает). Коммуникативные (речевые) задачи, цели.
Виды общения. По количеству общающихся: один — один; один — группа; один — много. Общение словесное — несловесное.
Вежливость. В чем она состоит. Вежливо — невежливо — грубо.
Этикетный диалог. Просьба. Вежливый отказ. Комплименты. Спор, но не ссора.
Слышать и слушать. Учимся слушать собеседника (правила для слушающего). Слушаем с установкой (определить жанр, стиль, запомнить и т. д.).
Учимся читать (извлекать информацию). Читаем с установкой (определить жанр, собрать материал и т. д.). Виды чтения.
Учимся править текст. Виды правки. (Зачеркните ненужное. Добавьте нужное. Замените слова и выражения. Измените последовательность.)
Что такое правильная речь. Зачем нужны нормы (нормативы). Надо — нельзя. Нормы языковые и отклонения от них. Правильно — неправильно — допустимо. Нормативные словари.
Что такое хорошая речь. Богатство языка и богатство речи. Точная речь. Фактическая и коммуникативная точность.
2. Текст, речевые жанры
Что такое текст. Смысловая цельность и связность текста. Замысел. Как он воплощается. Тема и микротема.
Сильные позиции текста. Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и предложения.
Вторичные тексты. Пересказы, подробные и краткие. Степень сжатия текста.
Речь деловая. Объявление. Устное и письменное.
Речь художественная. Сказочные истории, их сказывание.
Речь разговорная. Этикетные диалоги. Рассказы о себе.
ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ
В результате изучения курса «Школьная риторика» учащиеся должны овладеть следующими умениями:
У-1. Умение анализировать и оценивать общение, в частности:
- степень эффективности общения;
- уровень владения языком;
- корректность поведения.
У-2. Умение общаться — как минимум в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», в частности, умения:
- ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресат (аудиторию);
- формулировать явно (вслух — письменно) или для себя (неявно) свое коммуникативное намерение;
- определять свои коммуникативные удачи — неудачи — промахи.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
В планировании предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ: тестовые работы, создание тестов различных жанров.
Отдельные часы выделены на анализ ошибок, допускаемых учащимися при составлении текстов различных жанров.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Ладыженская Т.А. и др. Деская риторика в рассказах и рисунках: 1 класс. Методические рекомендации. – 2-е изд., перераб. – М.: Баласс, С-ипнфо, 2004. – 96 с.
- Ладыжеская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе: Книга для учителя. – М.: «Баллас», «С-инфо», 2002. – 80 с.
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. И доп. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.
- Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова; РАН. Ин-т рус. яз. – 9-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 2006. – 688 с.
- Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. – Изд. 3-е, испр. и доп. / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. – М.: Флинта, Наука, 2008. – 312 с.
- Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. Школы. – 35-е изд. – М.: Просвещение, 1980. – 224 с.
- Школьная риторика. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. / Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский дом «С-инфо»; Издательский дом «Баллас», 2004. – 160 с.
- Школьная риторика: 5 класс. Методические рекомендации// Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд., перераб. – М.: ООО «С-инфо»; ООО «Баллас», 2007. – 128 с.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. И доп. – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.
- Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова; РАН. Ин-т рус. яз. – 9-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 2006. – 688 с.
- Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся сред. Школы. – 35-е изд. – М.: Просвещение, 1980. – 224 с.
- Школьная риторика. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. / Под ред. Т.А. Ладыженской. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский дом «С-инфо»; Издательский дом «Баллас», 2007. – 160 с.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Учебники « Школьная риторика» под редакцией Т.А. Ладыженской;
- Поликодовые тексты: тексты песен, стихов, пословиц, поговорок, фрагменты из художественной литературы;
- Видеофрагменты из « Ералаша», мультфильмов;
- Иллюстрации; Схемы.
Календарно-тематическое планирование по риторике
5 класс под ред.Ладыженской
№ п/п | Содержание Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование | ||
план | факт | |||||
Общение | 10 | |||||
Общение. Что такое общение. | 1 | Стихотворные тексты А.Барто | ||||
А вместе мы называемся так… | 1 | Видеофрагмент мультфильма « Старая пластинка» | ||||
Речь без ошибок. | 1 | Отрывок из рассказа Драгунского | ||||
Чья речь богаче? | 1 | Отрывок из п. Ильфа и Петрова «12стульев» | ||||
Говори, – пиши точно. Точная речь. Богатство языка. (Р.к.) | 1 | Отрывок из кН. Носова « Незнайка на Луне» | ||||
Говори, – пиши точно. Неточная речь. Богатство речи.( Р.к.) | 1 | Видеофрагмент Кэрролл «Алиса в стране чудес» | ||||
Учимся писать – редактировать | 1 | Тексты-образцы | ||||
Зачеркни ненужное (лишнее). | 1 | Тексты-образцы | ||||
Замени, – надпиши нужное. | 1 | Иллюстрации | ||||
Включи недостающее. Дополни. | Видеофрагменты из «Ералаша» | |||||
Речевые жанры | 23 | 1 | ||||
Тест. В мире текстов. | 1 | Видеофрагменты из мультфильмов | ||||
Ключики – замочки. | 1 | Отрывки –образцы из сказок | ||||
Тема – микротема. Визитная карточка. | 1 | Анализ рассказов Л.Н.Толстого | ||||
Текст о тексте. | 1 | Видеофрагмент « Малыш и Карлсон» | ||||
Вторичные тексты. Когда быть вторым совсем не обидно. | 1 | Сказка (« Красная Шапочка») | ||||
Давайте говорить друг другу комплименты. | 1 | Видеофрагмент Киплинг « Маугли» | ||||
Комплимент комплименту – рознь. | 1 | Видеофрагмент из мультфильма (« Кто похвалит меня»…) | ||||
Похвала и похвальба. | 1 | Басни Крылова | ||||
Объявление. Что? Где? Когда? | 1 | Отрывок из рассказа К. Дойла «Союз рыжих» | ||||
О чем еще может рассказать объявление? | 1 | Видеофрагмент из мультфильма (« Сова и Кролик» | ||||
Секреты устных объявлений. (Создание телерепортажа) | 1 | Создание телерепортажа | ||||
Глашатаи и зазывалы. (Р.к.) | 1 | Отрывки из художественных текстов | ||||
Приглашаем посмотреть, побывать, развлечься. | 1 | Ильф и Петров «12 стульев». Отрывок | ||||
Конкурс «Шуточное объявление». | 1 | Работа с печатными текстами | ||||
«Что произошло хоть раз». | 1 | Отрывки из художественных текстов | ||||
Как строить рассказ. | 1 | Рассказы Драгунского | ||||
Кому как надо рассказывать. | 1 | Видеофрагмент « Ералаша» ( сказка « Красная Шапочка») | ||||
Запишите свой рассказ. | 1 | Иллюстрации | ||||
Конкурс «Самый лучший рассказчик». | 1 | |||||
Сказочная страна. | 1 | Видеофрагменты из сказок | ||||
Волшебный мир сказки. | 1 | Видеофрагменты из сказок | ||||
Сказочные действия. | 1 | Видеофрагменты из сказок | ||||
Сказочный язык. | 1 | Видеофрагменты из сказок | ||||
Слушаем, говорим, пишем… | 34 | Обобщение | ||||
ИТОГО |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса истории для 6 класса основное общее образование, 2 ступень срок реализации программы: 2011-2012 учебного года
Рабочая программа по истории для 6 класса...
Программа курса «Школьный краеведческий музей»
Программа курса "Школьный краеведческий музей" содержит основные направления работы....
Программа курса "Школьные вести"
Программа дополнительного образования «Школьные вести» предусматривает расширенное знакомство учащихся с назначением, интерфейсом и возможностями наиболее распространенных приклад...
Календарно – тематическое планирование по курсу «Введение в биологию» (1 ч. согласно базисному учебному плану) учебник А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский Программа курса «Биология» 5-9 классы. Линия «Ракурс»/ - концентрическая, авт.-сост. Н.И. Романова.
Пояснительная запискаКурс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступ...
программа элективного курса по риторике, 9 класс
Цели данного курса:помочь учащимся лучше использовать свои скрытые возможности при помощи совершенствования речиприобрести такие знания и навыки, как: уверенность в себе во время любого об...
Программа курса "Школьный музей"
Интеграция учебной и воспитательной работы. Системно- деятельностный подход....
Конспект факультативного занятия по курсу «Школьная риторика» в 5 классе «Похвала или прививка от стресса»
Представлено занятие факультативного курса «Школьная риторика» в 5 классе. Этот практикоориентированный курс выполняет важный социальный заказ - учит успешному и эффективному общению. Подобные занятия...