Программа курса "Школьные вести"
рабочая программа (6 класс) на тему
Программа дополнительного образования «Школьные вести» предусматривает расширенное знакомство учащихся с назначением, интерфейсом и возможностями наиболее распространенных прикладных программ: текстового процессора Word, публикации Publisher. Благодаря уже имеющемуся у школьников представлению и опыту работы в этих приложениях, в рамках курса учащимся предоставляется возможность более глубоко освоить уже известные и лучше изучить новые инструменты обработки информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnye_vesti_programma_kursa.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Алексинская средняя общеобразовательная школа»
Программа
курса дополнительного образования
«Школьные вести»
учитель информатики
Бугай Анна Васильевна
2012 год
Пояснительная записка
Владение компьютерными информационными технологиями в начале XXI века стало таким же элементом общей культуры современного человека, как умение грамотно писать, правильно излагать свои мысли, производить элементарные математические вычисления. Более того, с учетом интегрирующей роли информатики, как школьного предмета, технологии обработки текстовых, табличных и фактографических данных, становятся непременным атрибутом творческой, инициативной личности, обладающей широким кругозором. Они позволяют учащимся усвоить системную связь между фактами и явлениями окружающего мира, выявить сходство и различие между различными объектами и способами управления ими, углубить понимание межпредметных связей, привить дисциплинированность, настойчивость, целеустремленность. Компьютерные информационные технологии способствуют проявлению учащимися творческих способностей, развитию логического мышления и изобретательности, дают возможность получения навыков работы с информацией из различных областей знаний. Таким образом, данный курс является целостным интегрирующим практическим инструментом для совершенствования как технологических, так и общеучебных умений учащихся, готовит их к полноценной жизни в информационном обществе.
Очень велика роль использования компьютера для развития практических навыков работы с компьютером, которые в дальнейшем будут использованы учеником в профессиональной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли воспитания в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности компьютера, решения соответствующих задач для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.
Изучая основы практической работы на компьютере, учащиеся прочнее усваивают навыки работы, приобщаются к систематической и целенаправленной работе с сфере информационных технологий.
Программа дополнительного образования «Школьные вести» предусматривает расширенное знакомство учащихся с назначением, интерфейсом и возможностями наиболее распространенных прикладных программ: текстового процессора Word, публикации Publisher. Благодаря уже имеющемуся у школьников представлению и опыту работы в этих приложениях, в рамках курса учащимся предоставляется возможность более глубоко освоить уже известные и лучше изучить новые инструменты обработки информации.
Основными целями изучения кружка «Школьные вести» являются: формирование у учащихся основ научного мировоззрения в области информатики, этических основ и нравственных норм использования компьютера и компьютерных информационных технологий; развитие у учащихся логического и алгоритмического мышления, системных подходов к решению задач; подготовка учащихся к активной жизни в условиях современного информационного общества.
Основными задачами кружка «Школьные вести» являются: формирование знаний у учащихся в области теории информации и компьютерных информационных технологий, компьютерного моделирования, формирование у учащихся основ информационной культуры, умений использовать компьютер для решения различных практических задач; развитие интересов учащихся к компьютерным информационным технологиям и методам обработки информации.
Эта программа рассчитана на детей 12-17 лет (6-10 класс) увлекающихся информатикой и компьютерами.
Занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. Группа набирается в количестве 10 человек. Занятия проводятся в соответствии с Санитарными нормами и правилами СанПиН 9-131 РБ2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».
Основные разделы:
- Культура. Информация. Общество.
- Издательское дело в среде текстового процессора Word.
- Знакомство с настольной издательской системой Publisher.
- Основы компьютерного производства.
- Компьютерная графика.
- Работа с изображениями в системе Photoshop.
Цели:
- научить учащихся ориентироваться и продуктивно действовать в информационном пространстве, используя для достижения своих целей создаваемые проекты;
- научить способам предоставления информации в издательском производстве;
- познакомить со способами научно-технического мышления и деятельности, направленными на самостоятельное творческое познание и исследование информационной части издательского дела;
- реализовать коммуникативные, технические и эвристические способности учащихся в ходе проектирования, верстки печатного издания;
- сформировать элементы информационной и телекоммуникационной компетенций конструирования печатных изданий.
Задачи:
- познакомить с видами печатных изданий, их функциональными, структурными и технологическими особенностями;
- сформировать навыки элементарного проектирования, верстки издания;
- научить основам работы с программами пакета Microsoft Office, PhotoShop,
- сформировать навыки работы в коллективе с комплексными проектами;
- создать собственную газету.
Методы обучения:
Основная методическая установка курса - обучение школьников навыкам самостоятельной индивидуальной и групповой работы по практическому конструированию печатного издания.
Индивидуальное освоение ключевых способов деятельности происходит на основе системы заданий и алгоритмических предписаний. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Кроме индивидуальной работы применяется и групповая работа. В задачи учителя входит создание условий для реализации ведущей подростковой деятельности – авторского действия, выраженного в проектных формах работы. На определенных этапах обучения учащиеся объединяются в группы, т.е. используется проектный метод обучения. Отбор методов обучения обусловлен необходимостью формирования информационной и коммуникативной компетентностей учащихся. Решение данной задачи обеспечено наличием в программе курса следующих элементов данных компетенций:
- социально-практическая значимость компетенции (для чего необходимо создавать печатное издание);
- личностная значимость компетенции (зачем ученику необходимо быть компетентным в области верстки издания);
- перечень реальных объектов, относящихся к данным компетенциям (статья, газета, буклет, компьютер, компьютерная программа, Интернет и др.);
- знания, умения и навыки, относящиеся к данным объектам;
- способы деятельности по отношению к данным объектам;
- минимально необходимый опыт деятельности ученика в сфере данной компетенции;
Формы организации учебных занятий
Основной тип занятий – практикум. Большинство заданий курса выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Единицей учебного процесса является блок уроков (раздел). Каждый такой блок охватывает изучение отдельной информационной технологии или ее части. В предлагаемой программе количество часов на изучение материала определено для блоков уроков, связанных с изучением основной темы. Внутри блоков разбивка по времени изучения производится учителем самостоятельно.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики образовательного продукта, который предстоит создать ученикам.
Изучение нового материала носит сопровождающий характер. Ученики изучают его с целью создания запланированного продукта – графического файла, газеты, рекламного буклета, презентации журнала, библиотеки печатных изданий, сайта и т.п.
Далее проводится тренинг по отработке умений выполнять технические задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения. Тренинг переходит в комплексную творческую работу по созданию учениками определенного образовательного продукта, например фотоколлажа.
Индивидуальная учебная деятельность сочетается с проектными формами работы по созданию издания. Выполнение проектов завершается выпуском газеты «Школьные вести».
Планируемые результаты
В рамках данного курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
- знают принципы и структуру издательского производства, формы предоставления и управления информацией в издательском деле;
- умеют найти, сохранить и систематизировать информацию из сети Интернет, печатных изданий с помощью имеющихся технологий и программного обеспечения;
- умеют спроектировать и сверстать газету объемом 4-8 страниц на заданную тему;
- владеют способами работы с изученными программами (пакет Microsoft Office);
- знают и умеют применять при создании своего проекта основные принципы дизайна;
- владеют необходимыми способами проектирования, создания, верстки печатного продукта;
- знают все виды изданий, способны произвести анализ и сформулировать собственную позицию по отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности;
- владеют приемами организации и самоорганизации работы по изготовлению печатного продукта;
- имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при конструировании сложных изданий;
- имеют опыт коллективной разработки и публичной защиты созданного проекта;
- способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты, корректировать дальнейшую деятельность по издательским технологиям.
Способы оценивания уровня достижений учащихся
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (издания, фотографии, буклеты, газета), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса.
Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа его продукции и деятельности по его созданию. Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога - обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей и особенностей образовательного продукта – создаваемого издания.
Предметом контроля и оценки являются внешние образовательные продукты учеников. Качество ученической продукции оценивается следующими способами:
- по количеству творческих элементов в печатном издании;
- по степени его оригинальности;
- по относительной новизне статей в газете для ученика и его одноклассников;
- по практической пользе печатного продукта.
Тематическое планирование
6-10 класс, 34 часа
№ | Раздел, содержание раздела | Количество часов по разделу | Количество часов по теме | Форма проведения | |
лекция | Практика | ||||
1. | Культура. Информация. Общество. | 1 |
| 1 |
|
2. | Издательское дело в среде издательского процессора Word. | 16 |
| 5 | 11 |
2.1 | Введение в настольные издательские системы |
| 1 | 1 |
|
2.2 | Объекты печатного издания. |
| 1 | 1 |
|
2.3 | Подготовительная работа. |
| 2 | 1 | 1 |
2.4 | Основные правила ввода. |
| 1 | 1 | |
2.5 | Редактирование текста. |
| 1 | 1 | |
2.6 | Форматирование текста. |
| 2 | 1 | 1 |
2.7 | Оформление заголовков и подзаголовков. |
| 1 | 1 | |
2.8 | Создание колонтитулов. |
| 2 | 1 | 1 |
2.9 | Работа с иллюстрациями. |
| 1 | 1 | |
2.10 | Макетирование страниц. |
| 1 | 1 | |
2.11 | Оформление титульного листа. |
| 1 | 1 | |
2.12 | Подготовка к печати. |
| 1 |
| 1 |
2.13 | Практическая работа по разделу. |
| 1 |
| 1 |
3. | Знакомство с настольной издательской системой Publisher | 17 |
| 6 | 11 |
3.1 | Сравнительная характеристика издательской системы Publisher и текстового редактора Word. |
| 1 | 1 |
|
3.2 | Начало работы с издательской системой Publisher. |
| 2 | 1 | 1 |
3.3 | Текст. Форматирование символов. Текстовый блок. |
| 2 |
| 2 |
3.4 | Графические объекты. Приемы работы с объектами. |
| 3 | 1 | 2 |
3.5 | Многоколонная верстка. |
| 2 | 1 | 1 |
3.6 | Приемы оформления |
| 2 | 1 | 1 |
3.7 | PhotoShop: основы работы с изображением. |
| 2 | 1 | 1 |
3.8 | Практическая работа по разделу. |
| 3 |
| 3 |
Минимум содержания
- Культура. Информация. Общество. – 1 часа. Роль и значение информации в развитии нашего общества. Причины перехода нашей цивилизации от индустриальной фазы развития к информационной. Информатизация общества. Информационная культура: причины возникновения, ее основные цели и задачи, роль в деле формирования общества нового типа.
- Издательское дело в среде издательского процессора Word – 16 часов. Знакомство с основами издательского дела с помощью текстового процессора MS Word. Объекты печатного издания, их классификация и свойства. Правила работы с объектами. Создание и распечатка документа.
- Знакомство с настольной издательской системой Publisher – 17часов. Знакомство с профессиональной издательской системой Publisher. Возможности программы. Типы объектов, их свойства и правила работы с ними. Обработка изображений с помощью графического редактора PhotoShop. Подготовка и верстка издания.
Практические работы:
- Создание страницы школьной газеты с помощью MS WORD.
- Создание страницы школьного журнала с помощью PAGE MAKER.
- Создание бланка организации.
- Создание объемного изображения.
Список используемой литературы при составлении программы
- Информатика 10-11 класс /Под редакцией проф. Н.В. Макаровой, издательство “Питер”,Санкт-Петербург, 2003г.
- Е.В. Вовк “Школьная стенгазета и издательские технологии в школе”, газеты “Информатика в школе”, 2004г.
- Page Maker 6.5.Самоучитель. Е.Г.Вовк, издательство “Диалог-МИФИ”, 2001г.
- “Информатика”, еженедельная методическая газета для учителей информатики
- Access 2002 Самоучитель. Дубнов П.Ю.-М.:ДМК Пресс,2004 г.
- Понятный самоучитель работы в MS WORD , Волков В., издательство “Питер”, Санкт-Петербург, 2003 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по литературе для 6-7 классов «Дом вести - не лапти плести».
Задачи урока:1.образовательные: - знакомство с памятником средневековой нра...
Статья "Как вести себя в сети Интернет"
Как объяснить ребенку об опасности. Как вести себя в сети Интернет....
Интервью ко Дню учителя в газете Арбатские вести 19 октября 2011г.
Газета "Арбатские вести" №279 19.10.2011г., с.3...
Воспитательная программа "Как вести за собой"
Воспитательная программа для 7-8 классов...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "Школа организаторского мастерства «Как вести за собой»"
Образовательная программа «Школа организаторского мастерства «Как вести за собой»» имеет социально-педагогическую направленность.В настоящее время реализация задач деятельности детских общественных об...
Методическая разработка игровой программы «Вести из зимнего леса»
Игровая программа разработана для детей 7–11 лет с отклонениями в умственном и психическом развитии, занимающихся в творческих объединениях отделения дополнительного образования....
Программа факультативный курса по русскому языку для 7-8-го класса на тему "Диалоги вести не лапти плести"
Программа факультативный курса по русскому языку для 7-8-го класса на тему "Диалоги вести не лапти плести"Разработан учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 21 г. Сальска Ростовской ...