Рабочая учебная программа по русскому языку для 5 класса
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Сорокина Альфия Джавятовна

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_rya.docx77.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной основной образовательной программы основного общего образования по русскому (родному) языку для основных школ и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский).

Планирование составлено из расчета 5 часов в неделю (170 часов в год) и ориентировано на учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.

Программа ориентирована на общеобразовательные классы, изучение предмета на базовом уровне.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы

УУД, сформированные в процессе усвоения программы знать:    

         роль русского языка  как национального языка  русского народа, государственного языка  Российской  Федерации и средства межнационального общения;

         смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; ситуация речевого общения;

         основные признаки стилей языка;

         признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

         основные единицы языка, их признаки;

         основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные)для данного периода обучения;

         нормы речевого этикета;

уметь:

         различать разговорную речь и другие стили;

         определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;

         опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

         объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

         адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);

         читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

         извлекать    информацию    из    различных    источников,    включая    средства    массовой    информации;    свободно    пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

         воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

         создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);

         осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;

         владеть различными видами монолога  (повествование, описание,  рассуждение) и диалога  (побуждение  к действию, обмен мнениями);

         свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

         соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

         соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

         соблюдать нормы русского речевого этикета;

         осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

         использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  осознания значения родного языка в жизни человека и общества;

  развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  увеличения словарного запаса;

  расширения круга используемых грамматических средств;

  развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Содержание учебного предмета

 п/п

Разделы и темы

Содержание

Основные виды учебной деятельности

Кол-во часов

1.

Язык и общение.

(2 ч. + 1ч. р/р)

Язык — важнейшее средство человеческого общения. Язык и речь.

Чтение и  анализ текста; работа с текстом упражнения.

                1

Язык и человек. Общение устное и письменное.

Анализ устных и письменных высказываний с точки зрения их цели, условий общения; анализ русских пословиц и поговорок; работа с текстом: списывание, заучивание наизусть, выразительное чтение; анализ жизненных ситуаций, приводимых детьми

1

Стили речи.

Работа с текстом по определению принадлежности функциональной разновидности языка; анализ текстов с точки зрения целей высказывания; приводят собственные примеры

1

2.

Вспоминаем, повторяем, изучаем

(17 ч.+5 ч. р/р+1ч. к/р)

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма.

Работа с текстом, упражнениями учебника. Работа в группе.

1

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило

1

Правописание непроверяемых безударных гласных

в корне слова

Выполнение упражнений на опознавание различных видов орфограмм, графическое выделение морфем в словах.

1

Правописание проверяемых согласных в корне слова

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; лингвистическая игра.

1

Правописание непроверяемых согласных в корне слова

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант:  выбор заголовка, отражающего содержание.

1

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило, работа со словарём.

1

Буквы и, у, а после шипящих

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант.

1

Разделительные ъ и ь

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: работа с текстом; выделение орфограмм-букв и орфограмм-пробелов; работа с иллюстрацией (описание ситуации).

1

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Проверочная работа по теме.

Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: работа с текстом; выделение орфограмм-букв и орфограмм-пробелов; работа с иллюстрацией (описание ситуации)

1

 Что мы знаем о тексте.

Выполнение упражнений, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности.

1

 Обучающее изложение по упр.70

 Написание изложения.

1

Части речи

Выполнение упражнений: характеристика слов с точки зрения принадлежности к той или иной части речи; лингвистическая игра; работа с текстом, сочинение.

1

Глагол . -Тся и -ться в глаголах

Составление предложений по рисунку; определение лица и числа глаголов, приведённых в упражнении; ставят глаголы в неопределённую форму. Выполнение упражнений, руководствуясь правилом.

1

Тема текста

Выполнение упражнений: анализ тем сочинений, самого сочинения, запись исправленного варианта

1

Личные окончания глаголов.

Работа с таблицей; работа с упражнениями: выделение окончаний, составление предложений.

1

Не с глаголами. Проверочная работа.

Определение написания не с глаголами, выполнение упражнений на данное правило, написание проверочной работы.

1

Имя существительное

Анализ таблиц, выполнение упражнений, направленных на закрепление правила «ь на конце существительных»

1

Имя прилагательное

Составление предложений с именами прилагательными, согласование прилагательных с существительными, выделение в них окончаний, их анализ.

1

Обучающее сочинение по картине А.А. Пластова «Летом»

Работа с репродукцией картины, написание домашнего сочинения.

1

Местоимение

Работа с текстом: выписывают местоимения, определяют его морфологические признаки.

1

Основная мысль текста

Анализ заметки и замечаний к ней, её редакция; написание сочинения на заданную тему, иллюстрации к нему. Контрольный опрос

1

Урок обобщения и систематизации по теме «Повторение изученного в начальной школе

Отработка орфографических навыков.

1

Контрольный диктант по теме  «Повторение изученного в начальной школе»

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

1

3.

Синтаксис, пунктуация, культура речи.

(24 ч.+ 3 ч. р/р + 1ч. к/р)

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

Выполнение работы над ошибками. Анализ текстов с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте, с точки зрения роли в них знаков препинания. Списывание текстов, изложение. Распознать словосочетания в составе предложения, определить главное и зависимые слова в словосочетании; составление собственных словосочетаний.

1

Строение словосочетания. Разбор словосочетаний.

Выполняют разборы словосочетаний. Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи.

1

Предложение.

Определение границ предложений и способов их передачи в устной и письменной речи. Анализ интонационных конструкций. Выделение грамматической основы предложения. Сжатое изложение по тексту.

1

Сжатое изложение по рассказу В.П. Катаева.

Работа над сжатием текста. Написание сжатого изложения.

1

Виды предложений по цели высказывания.  Восклицательные предложения

Выполнение упражнений на определение видов предложений по цели высказывания, характеристика их смысловых и интонационных особенностей. Моделирование интонационной окраски различных по цели высказывания предложений. Распознавание предложений по эмоциональной окраске. Работа в парах.

1

Сочинение на тему «Памятный день в школе»

Краткое вступительное слово учителя. Работа с материалами учебника. Фронтальная беседа. Написание сочинения.

1

Проверочная работа  (тест) по теме «Словосочетание и предложение»

Работа с тестовыми заданиями.

1

Главные члены предложения. Подлежащее.

Выполнение упражнений, направленных на отработку определения главных и второстепенных членов предложений, выделение грамматической основы, определение признаков и способов выражения подлежащего и его связи со сказуемым.

1

Сказуемое.

Определение видов сказуемого и способов его выражения. Написание сочинения-миниатюры, используя глаголы-сказуемые. Описание действий человека при помощи глаголов-сказуемых.

1

Тире между подлежащим и сказуемым.

Выполнение упражнений, направленных на отработку навыка определения главных членов предложения и постановки тире между ними.

11

Нераспространенные и распространенные предложения.

Различать распространённые и нераспространенные предложения, составлять нераспространенные предложения и распространять их однородными членами.

1

Второстепенные члены предложения.  Дополнение.

Распознать виды второстепенных членов предложения, анализ схемы, иллюстрирующей связь между главными и второстепенными членами предложения.  Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения дополнений в предложении, выделение их графически, составление  схем предложений.

1

Определение.

Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения определений в предложении, выделение их графически, распространение предложений определениями.

1

Обстоятельство.

Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения определений в предложении, выделение их графически, распространение предложений определениями

1

Предложения  с однородными членами.

Характеристика предложений с однородными членами. Определение интонационных и пунктуационных особенностей предложений с однородными членами. Определение обобщающих слов перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающего слова.  Составление предложений с однородными членами, подбирают обобщающие слова. Диктант.

1

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Определение интонационных и пунктуационных особенностей предложений с однородными членами. Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения однородных членов предложения и расстановка знаков препинания в предложении.

1

Обобщающие слова при однородных членах.

Определение обобщающих слов перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающего слова. Составление предложений  с однородными членами, подбирают обобщающие слова. Диктант.

1

Предложения с обращениями.

Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями, выбирая уместный тон обращения. Составляют предложения с обращениями.

1

Письмо.

Работа с жанром письма.  Написание письма товарищу.

1

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

Выполнение устного и письменного  синтаксического разбора простого предложения.

1

Простые и сложные предложения

Различать простые и сложные предложения в тексте, читать их схемы, определять границы частей в сложном предложении, составлять предложения по указанным схемам

1

Синтаксический разбор сложного предложения

Выполнение устного и письменного разбора простого и  сложного предложения.

1

Повторение и обобщение  по теме «Синтаксис. Пунктуация. Предложение простое и сложное».

Отработка пунктуационных навыков.

1

Выполнение тестовых заданий по теме «Синтаксис. Пунктуация. Предложение простое и сложное».

Выполнение тестовых заданий.

1

Предложения с прямой речью.

Выделение в предложениях прямой речи после слов автора и перед ними, объяснение знаков препинания. Составление предложений с прямой речью, их схем.

1

Диалог

Различение предложений с прямой речью и диалог. Оформление диалога в письменной речи. Работа в группе. Моделирование диалога (описание происходящего на картине).

1

Повторение и систематизация знаний  по теме  «Синтаксис. Пунктуация».

Контрольный опрос и выполнений заданий по теме раздела.

1

Контрольная работа  по теме «Синтаксис. Пунктуация»

Выполнение контрольной работы.

1

4. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.

9 ч.+ 4 ч. р/р +1К/Р

 Фонетика.

Гласные звуки

Анализ схемы, демонстрирующей группы звуков речи в русском языке. Составление таблицы «Гласные звуки».

1

Согласные звуки.  Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие

Выполнение упражнений на распознавание звуков. Работа с текстом.  Анализ и применение правила проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования.  Выполнение упражнений, связанных с анализом смыслового различия слов, отличающихся твёрдостью/мягкостью.

1

Повествование.

Знакомство с повествованием как функционально-смысловым типом речи.

1

Обучающее изложение с элементами описания по упр.183 (по рассказу  К.Г. Паустовского «Шкатулка»).

Написание изложения.

1

Согласные звонкие и глухие

Характеристика согласных звуков. Выполнение упражнений на повторение пунктуации и орфографии. Заучивание стихотворения наизусть и его декламация.

1

Описание предмета в художественном стиле.

Знакомство с описанием как функционально-смысловым типом речи.

1

Графика. Алфавит.

Анализ и объяснение важности Сопоставление и анализ звукового и буквенного состава слов. Расположение слов в алфавитном порядке, отработка навыка поиска слов в словаре. Пересказ текста.

1

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

Анализ орфографических правил, связанных с употреблением мягкого знака. Распределить слова на группы согласно виду орфограммы. Диктант. Составление текста на основе словосочетаний, данных в диктанте.

1

Двойная роль букв е, ё, ю, я

Фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного.

1

Орфоэпия

Анализ и оценивание речи с орфоэпической точки зрения, исправление произносительных и орфографических ошибок.

1

Фонетический разбор слова

Фонетический разбор.

1

Повторение изученного материала в разделе «Фонетика. и графика.»

Отработка орфоэпических навыков.

1

Контрольная работа  по теме «Фонетика. Графика.»

Выполнение контрольных заданий по темам раздела.

1

Описание предметов, изображенных на картине  Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты и птицы»

Написание сочинения.

1

5.

Лексика. Культура речи.

(8ч.+2ч.р/р)

Слово и его лексическое значение

Работа со словами, с их лексическим и грамматическим значением, использование толковых словарей. Работа с текстом: озаглавить, составить план текста, анализ структуры и содержания.

1

Однозначные и многозначные слова

Составить словосочетания с многозначными словами, используя разные значения.

1

Прямое и переносное значение слов

Работа с текстом, иллюстрациями к нему. Работа с толковыми словарями: выбрать слова, имеющие переносное и прямое значение, составить словосочетания, предложения.

1

Омонимы

Работа с толковыми словарями. Составить и проанализировать словосочетания и предложения с омонимами. Анализ стихотворения, содержащего омонимы.

1

Синонимы

Выполнение упражнений: подобрать синонимы к данным в упражнении словам, составить словосочетания с синонимами,  анализ предложений, содержащих синонимы.

1

Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Выполнение упражнений, помогающих написать сочинение, подобрать синонимы к данным в упражнении словам, составить словосочетания с синонимами. Написание домашнего сочинения.

1

Антонимы

Описать с помощью антонимов происходящее на рисунке. Охарактеризовать названных в упражнении животных с помощью антонимов. Диктант. Работа со словарём.

1

Обучающее изложение (подробное) К.Г. Паустовского «Первый снег»

Написание изложения.

1

Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика»

Отработка навыков.

1

Проверочная работа по теме «Лексика»

Выполнение проверочной работы.

1

6.

Морфемика. Орфография. Культура речи.

(17ч.+5 ч. р/р +

1 к/р)

Морфема — наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов

Морфемный анализ слов. Выполнение упражнений: делят слова на группы (формы слова/однокоренные слова), морфемный и словообразовательный анализ слов.

1

Окончание.  Основа слова.

Анализ таблицы. Выделение в словах окончания и определение его грамматического значения.  Работа с текстом: определить стиль, выделить основы у слов различных частей речи, расставить знаки препинания.

1

Сочинение-письмо по личным впечатлениям.

Написание сочинения.

1

Корень слова. Контрольный словарный диктант.

Выделить корни в словах. Сформировать группы однокоренных слов. Исправить ошибки в подборе однокоренных слов.

1

Рассуждение

Составление текста рассуждения.

1

Суффикс

Обозначить суффиксы в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом.

1

Приставка

Обозначить приставки в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом, охарактеризовать морфемный состав слов.

1

Выборочное изложение с изменением лица по тексту упр.419

Написание изложения.

1

Закрепление тем «Корень», «Приставка»,  «Суффикс».

Выполнение заданий по темам раздела.

1

Чередование звуков.  Беглые гласные

Подобрать слова с чередующимися согласными и гласными; определить, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов). Выделить части слов с беглыми гласными, записать слова.  Обозначить приставки в словах , проанализировать разницу между произношением и написанием приставок. Подобрать слова с беглыми гласными в приставках. Работа с орфографическим словарём

1

Варианты морфем

Работа с однокоренными словами.

1

Морфемный разбор слова. Проверочная работа по теме « Варианты морфем»

Устный и письменный морфемный разбор. Написание проверочной работы.

1

Правописание гласных и согласных в приставках

Обозначить приставки в словах, проанализировать разницу между произношением и написанием приставок. Подобрать слова с беглыми гласными в приставках. Работа с орфографическим словарём.

1

Буквы з и с на конце приставок

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.

1

Чередование букв о — а в корне –лаг-/ -лож-

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.

1

Чередование букв о — а в корне –раст - /-рос-, - ращ-.

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.

1

Буквы ё—о после шипящих в корне

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.

1

Буквы и ы после ц

Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило.

1

Повторение и обобщение изученного материала  в разделе «Морфемика. Орфография.»

Опрос и выполнение заданий по темам раздела.

1

Контрольная работа   (диктант)  с грамматическим заданием по теме «Морфемика»

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

1

Подготовка к сочинению –описанию изображенного по картине (П.П.Кончаловский.

«Сирень в корзине»).

Работа над темой сочинения, выполнение заданий, подготавливающих к написанию сочинения.

1

Сочинение-описание изображенного по картине  (П.П.Кончаловский.

«Сирень в корзине»).

Написание сочинения.

1

7.

Морфология. Орфография. Культура речи.  (41 ч. +13 ч. р/р +4 к/р)

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное как часть речи

Работа с текстами упражнений: установить, какой частью речи являются слова; определить род, склонение, падеж имён существительных. Составить распространённые предложения по картине.

1

Доказательства в рассуждении.

Анализ текста: выделить его структурные части: тезис, доказательство и вывод. Сочинение-рассуждение

1

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Написание диктанта, выделив одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составление словосочетаний и предложений.

1

Имена существительные собственные и нарицательные

Выполнение упражнений: распознать имена существительные нарицательные и собственные, привести свои примеры. Составление диалога, используя имена собственные.

1

Род имен существительных

Работа с таблицей учебника: заполнение примерами существительных, у которых определение рода вызывает затруднения. Составление словосочетаний и предложений, в которых отчётливо выявляется род существительных.

1

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму множественного числа, составление с ними диалога. Озаглавливают и пересказывают текст.

1

Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение по тексту Е. Пермяка «Перо и чернильница».

Написание сжатого изложения.

1

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму единственного числа. Составление таблицы для слов, данных в упражнении, распределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает ударение.

1

Три склонения имен существительных

Склонение имён существительных. На основе полученных новых знаний составляют таблицу «Склонение имён существительных»

1

Падежи  имен существительных

Определение падежей имён существительных, выделение падежных окончаний и относящимся к существительным предлогам. Составление словосочетаний с именами существительными в родительном падеже

1

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Применение изученного правила при выполнении упражнений: составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам.

1

Правописание Е –И в  падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Применение изученного правила при выполнении упражнений: составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам.

1

Контрольная работа (подробное изложение с изменением лица по тексту упр.547.)

Написание изложения.

1

Множественное число существительных

Склонение имён существительных во множественном числе по падежам. Работа с рисунками. Работа с орфограммой «Ь на конце существительных после шипящих на конце слова» Анализ текста.

1

Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных

Применение усвоенного правила при выполнении упражнений.

1

Морфологический разбор имени существительного.

Отработка навыков морфологического разбора имени существительного.

1

Повторение изученного по теме «Имя существительное".

Контрольный опрос и выполнение заданий по темам раздела. Выполнение устного и письменного морфологического разбора имени существительного.

1

Контрольная работа (диктант)   по теме «Имя существительное»

Выполнение контрольной работы.

1

Устное сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

Составление устного описания картины, отзыва.

1

Имя прилагательное как часть речи

Работа над ошибками. Анализ словосочетаний, предложений и текстов с именами прилагательными. Составление предложений с именами прилагательными. Устный рассказ об имени прилагательном как о части речи.

1

Имя прилагательное как средство выразительности речи.

Анализ словосочетаний, предложений и текстов с именами прилагательными. Составление предложений с именами прилагательными. Устный рассказ об имени прилагательном как о части речи.

1

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

Применение усвоенного правила при выполнении упражнений. Диктант, выделить окончания имен прилагательных.

1

Правописание О-Е после шипящих в окончаниях имен прилагательных.

Применение усвоенного правила при выполнении упражнений. Диктант, выделить окончания имен прилагательных.

1

Правописание О-Е после шипящих в окончаниях имен прилагательных.

Применение усвоенного правила при выполнении упражнений. Диктант, выделить окончания имен прилагательных.

1

Описание животного

Устное сочинение-описание животного.

1

Изложение с элементами сочинения по упр.586.

Написание изложения.

1

Прилагательные полные и краткие

Образование кратких форм прилагательного; в предложениях выделение сказуемых, выраженных краткими прилагательными; составление словосочетаний и предложений с краткими прилагательными. Устное повествование с элементами описания по картине.

1

Краткие прилагательные с основой на шипящую.

Отработка навыков правописания.

1

Контрольная работа (сочинение-описание) по картине А.Н. Комарова «Наводнение»

Написание сочинения.

1

Морфологический разбор имени прилагательного

Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного.

1

Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

1

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

1

Глагол как часть речи.

Определить глаголы-сказуемые в предложении, охарактеризовать их по времени, лицу, числу. Указать, как согласуются сказуемые с подлежащим.

1

Не с глаголами

Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

1

Рассказ

Создание устного рассказа по иллюстрациям

1

Неопределенная форма глагола.

Контрольный словарный диктант.

Образовать глаголы в неопределенной форме. Составление памятки, устное сообщение о неопределённой форме глагола.

1

Правописание       -тся и -ться в глаголах

Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

1

Виды глагола.  Видовые пары.

Образование от данных глаголов глаголов другого вида. Работа с орфографическими словарями. Работа с иллюстрациями (составление рассказа).

1

Буквы е — и в корнях с чередованием

Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

1

Правописание гласных в корнях с чередованием.

Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. Выполнение тестовых заданий.

1

Невыдуманный рассказ (о себе). Редактирование текста.

Самостоятельное составление устного рассказа о себе.

1

Время глагола.  Прошедшее время.

Описать происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Определить вид и время глаголов.  Образовать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы, составить с ними словосочетания. Выделить суффиксы в глаголах прошедшего времени. Работа со словарём.

1

Настоящее время  глагола.  

Составить связный текст «Сегодня на улице…» или «Новости дня». Составить словосочетания с глаголами настоящего времени. Орфоэпическая работа.

1

Будущее время  глагола.  

Устный рассказ «Кто рано встал, тот не потерял». Сочинение о том, как измениться мир в будущем. Подобрать слова на тему «Спорт».

1

Спряжение глаголов

Определение типов спряжения. Спряжение глаголов с ударными окончаниями, составление с ними словосочетаний и предложений.

1

Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием

Усвоение правила определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

1

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом

1

Гласные Е-И в личных окончаниях глаголов.

Усвоение правила определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.  Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

1

Морфологический разбор глагола

Устный и письменный морфологически разбор глагола.

1

Сжатое изложение с изменением формы лица по упр.688.

Написание изложения.

1

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

Усвоение правила написания Ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом.

1

Употребление времен.

Составление рассказа, используя глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Устное продолжение рассказа, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Написать по рисункам продолжение спортивного репортажа.

1

Употребление времен  в устных и письменных рассказах

Составление устного рассказа по сюжетным картинкам (коллективно и самостоятельно).

1

Повторение изученного материала  о глаголе

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол».

Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела.

1

Подготовленный диктант по упр.703

Написание диктанта и выполнение грамматического задания. Выполнение работы над ошибками.

1

Подготовка к написанию сочинения-рассказа по рисунку О. Попович «Не взяли на рыбалку».

Выполнение упражнений, подготавливающих к написанию сочинения.

1

Сочинение-рассказ  по рисунку О. Попович «Не взяли на рыбалку».

Написание сочинения.

1

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)  по теме «Глагол»

Написание диктанта и выполнение грамматического задания.

1

8.

Повторение и систематизация изученного (11ч.)

Разделы науки о языке

Составление и  анализ обобщающей таблицы. Сообщение «Изучайте русский язык» по составленному плану

1

Орфограммы в приставках  слов.

Составление и  анализ обобщающей таблицы. Работа с текстами упражнений.

1

Орфограммы корнях слов.

Работа с текстами упражнений.

1

Орфограммы в окончаниях слов.

Составление и  анализ обобщающей таблицы. Работа с текстами упражнений.

1

Употребление букв Ъ и Ь знак. Раздельные написания.

Составление и  анализ обобщающей таблицы. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами.

1

Знаки препинания в простом предложении.

Составление и  анализ обобщающей таблицы. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами.

1

Знаки препинания в сложном предложении.

Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами.

1

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Составление и  анализ обобщающей таблицы. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами.

1

Итоговое тестирование.

Написание теста.

1

Защита исследовательских проектов

Защита проектов.

1

Защита исследовательских проектов. Подведение итогов.

Защита проектов.

1

Практическая часть

Количество часов

Контрольные работы

8 ч.

Развитие речи (сочинение, изложение)

33 ч.

Промежуточная аттестация

1 ч.

Количество уроков с использованием ИКТ

68 ч.

Количество проектов

1 ч.

Количество исследовательских работ

1ч.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Раздел, тема

Кол-во

часов

Дата

провед.

Коррек

ция

Язык — важнейшее средство человеческого общения. Язык и речь.

1

2.09

Язык и человек. Общение устное и письменное.

1

5.09

Стили речи.

Входная диагностика.

1

6.09

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма.

1

7.09

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

1

8.09

Правописание непроверяемых безударных гласных

в корне слова.

1

9.09

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

12.09

Правописание непроверяемых согласных в корне слова.

1

13.09

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

14.09

Буквы и, у, а после шипящих.

1

15.09

Разделительные ъ и ь.

1

16.09

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Проверочная работа по теме.

1

19.09

 Что мы знаем о тексте.

1

20.09

 Обучающее изложение по упр.70 .

1

21.09

Части речи.

1

22.09

Глагол . -Тся и -ться в глаголах.

1

23.09

Тема текста.

1

26.09

Личные окончания глаголов.

1

27.09

Не с глаголами. Проверочная работа.

1

28.09

Имя существительное.

1

29.09

Имя прилагательное.

1

30.09

Обучающее сочинение по картине А.А. Пластова «Летом».

1

3.10

Местоимение.

1

4.10

Основная мысль текста.

1

5.10

Урок обобщения и систематизации по теме «Повторение изученного в начальной школе.

1

6.10

Контрольный диктант по теме  «Повторение изученного в начальной школе».

1

7.10

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание.

1

10.10

Строение словосочетания. Разбор словосочетаний.

1

11.10

Предложение.

1

12.10

Сжатое изложение по рассказу В.П. Катаева.

1

13.10

Виды предложений по цели высказывания.  Восклицательные предложения.

1

14.10

Сочинение на тему «Памятный день в школе».

1

17.10

Проверочная работа  (тест) по теме «Словосочетание и предложение»

1

18.10

Главные члены предложения. Подлежащее.

1

19.10

Сказуемое.

1

20.10

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

21.10

Нераспространенные и распространенные предложения.

1

24.10

Второстепенные члены предложения.  Дополнение.

1

25.10

Определение.

1

26.10

Обстоятельство.

1

27.10

Предложения  с однородными членами.

1

28.10

   42

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

09.11

   43

Обобщающие слова при однородных членах.

1

10.11

   44

Предложения с обращениями.

1

11.11

45

Письмо.

1

14.11

46

Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения

1

15.11

47

Простые и сложные предложения

1

16.11.

48

Синтаксический разбор сложного предложения

1

17.11

49

Повторение и обобщение  по теме «Синтаксис. Пунктуация. Предложение простое и сложное».

1

18.11.

50

Выполнение тестовых заданий по теме «Синтаксис. Пунктуация. Предложение простое и сложное».

1

21.11

51

Предложения с прямой речью.

1

22.11

52

Диалог

1

23.11

53

Повторение и систематизация знаний  по теме  «Синтаксис. Пунктуация».

1

24.11

54

Контрольная работа  по теме «Синтаксис. Пунктуация»

1

25.11

55

 Фонетика.Гласные звуки

1

28.11

56

Согласные звуки.  Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие

1

29.11

57

Повествование.

1

30.11.

58

Обучающее изложение с элементами описания по упр.183 (по рассказу  К.Г. Паустовского «Шкатулка»).

1

1.12

59

Согласные звонкие и глухие

1

2.12.

60

Описание предмета в художественном стиле.

1

5.12

61

Графика. Алфавит.

1

6.12

62

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

1

7.12

63

Двойная роль букв е, ё, ю, я

1

8.12.

64

Орфоэпия

1

9.12

65

Фонетический разбор слова

1

12.12

66

Повторение изученного материала в разделе «Фонетика. и графика.»

1

13.12.

67

Контрольная работа  по теме «Фонетика. Графика.»

1

14.12

68

Описание предметов, изображенных на картине  Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты и птицы»

1

15.12

69

Слово и его лексическое значение

1

16.12

70

Однозначные и многозначные слова

1

19.12

71

Прямое и переносное значение слов

1

20.12

72

Омонимы

1

21.12

73

Синонимы

1

22.12

   74

Подготовка к сочинению-описанию по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

1

23.12

75

Антонимы

1

26.12

76

Обучающее изложение (подробное) К.Г. Паустовского «Первый снег»

1

27.12

3 четверть

77

Повторение и обобщение изученного материала в разделе «Лексика»

1

9.01

78

Проверочная работа по теме «Лексика»

1

10.01

79

Морфема — наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов

1

11.01

80

Окончание.  Основа слова.

1

12.01

81

Сочинение-письмо по личным впечатлениям.

1

13.01

82

Корень слова. Контрольный словарный диктант.

1

16.01

83

Рассуждение

1

17.01

84

Суффикс

1

18.01

85

Приставка

1

19.01

86

Выборочное изложение с изменением лица по тексту упр.419

1

20.01

87

Закрепление тем «Корень», «Приставка»,  «Суффикс».

1

23.01

88

Чередование звуков.  Беглые гласные

1

24.01

89

Варианты морфем

1

25.01

90

Морфемный разбор слова. Проверочная работа по теме « Варианты морфем»

1

26.01

91

Правописание гласных и согласных в приставках

1

27.01

92

93

Буквы з и с на конце приставок

1

30.01

94  

Чередование букв о — а в корне –лаг-/ -лож-

1

31.01

95

Чередование букв о — а в корне –раст - /-рос-, - ращ-.

1

1.02

96

Буквы ё—о после шипящих в корне

1

2.02

97

Буквы и ы после ц

1

3.02

98

Повторение и обобщение изученного материала  в разделе «Морфемика. Орфография.»

1

6.02

99

Контрольная работа   (диктант)  с грамматическим заданием по теме «Морфемика»

1

7.02

100

Подготовка к сочинению –описанию изображенного по картине (П.П.Кончаловский.

«Сирень в корзине»).

1

8.02

101

Сочинение-описание изображенного по картине  (П.П.Кончаловский.

«Сирень в корзине»).

1

9.02

102

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное как часть речи

1

10.02

103

Доказательства в рассуждении.

1

13.02.

104

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1

14.02

105

Имена существительные собственные и нарицательные

1

15.02

106

Род имен существительных

1

16.02

107

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

17.02

108

Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение по тексту Е. Пермяка «Перо и чернильница».

1

20.02

109

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1

21.02

110

Три склонения имен существительных

1

22.02

111

Падежи  имен существительных

1

24.02

112

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

27.02

113

Правописание Е –И в  падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

28.02

114

Контрольная работа (подробное изложение с изменением лица по тексту упр.547.)

1

1.03

115

Множественное число существительных

1

2.03

116

Правописание о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных

1

3.03

117

Морфологический разбор имени существительного.

1

6.03

118

Повторение изученного по теме «Имя существительное".

1

7.03

119

Контрольная работа (диктант)   по теме «Имя существительное»

1

9.03

120

Устное сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

1

10.03

121

Имя прилагательное как часть речи

1

13.03

122

Имя прилагательное как средство выразительности речи.

1

14.03

123

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

15.03

124

Правописание О-Е после шипящих в окончаниях имен прилагательных.

1

16.03

125

Описание животного

1

17.03

126

Изложение с элементами сочинения по упр.586.

1

20.03

127

Прилагательные полные и краткие

1

21.03.

128

Краткие прилагательные с основой на шипящую.

1

22.03

129

Контрольная работа (сочинение-описание) по картине А.Н. Комарова «Наводнение»

1

23.03

130

Морфологический разбор имени прилагательного

1

24.03

4 четверть

131

Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»

1

3.04

132

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

4.04

133

Глагол как часть речи.

1

5.04

134

Не с глаголами

1

6.04

135

Рассказ

1

7.04

136

Неопределенная форма глагола.

Контрольный словарный диктант.

1

10.04

137

Правописание       -тся и -ться в глаголах

1

11.04

138

Виды глагола.  Видовые пары.

1

12.04

139

Буквы е — и в корнях с чередованием

1

13.04

140

Правописание гласных в корнях с чередованием.

1

14.04

141

Невыдуманный рассказ (о себе). Редактирование текста.

1

17.04

142

Время глагола.  Прошедшее время.

1

18.04

143

Настоящее время  глагола.  

1

19.04

144

Будущее время  глагола.  

1

20.04

145

Спряжение глаголов

1

21.04

146

Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием

1

24.04

147

Правописание безударных личных окончаний глаголов

1

25.04

148

Гласные Е-И в личных окончаниях глаголов.

1

26.04

149

Морфологический разбор глагола

1

27.04

150

Сжатое изложение с изменением формы лица по упр.688.

1

28.04

151

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

1

2.05

152

Употребление времен.

1

3.05

153

Употребление времен  в устных и письменных рассказах

1

4.05

154

Повторение изученного материала  о глаголе

1

5.05

155

Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол».

1

8.05

156

Подготовленный диктант по упр.703

1

10.05

157

Подготовка к написанию сочинения-рассказа по рисунку О. Попович «Не взяли на рыбалку».

1

11.05

158

Сочинение-рассказ  по рисунку О. Попович «Не взяли на рыбалку».

1

12.05

159

Контрольная работа (диктант с грамматическим заданием)  по теме «Глагол»

1

15.05

160

Разделы науки о языке

1

16.05

161

Орфограммы в приставках  слов.

1

17.05

162

Орфограммы корнях слов.

1

18.05

163

Орфограммы в окончаниях слов.

1

19.05

164

Употребление букв Ъ и Ь знак. Раздельные написания.

1

22.05

165

Знаки препинания в простом предложении.

1

23.05

166

Знаки препинания в сложном предложении.

1

24.05

167

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

26.05

168

Итоговое тестирование.

1

29.05

169

Защита исследовательских проектов

1

30.05

170

Защита исследовательских проектов. Подведение итогов.

1

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку 8 класс

Рабочая учебная программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе программы общеобразовательных учреждений "Русский язык" 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский (20...

Рабочая учебная программа по русскому языку 5 класс

рабочая программа для образовательных учреждений  с  родным ( нерусским)  языком обучения....

Рабочая учебная программа по русскому языку 6 класс

Рабочая учебная программа по русскому языку имеет следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, контроль уровня обученности, требования к ЗУН обуча...

Рабочая учебная программа по русскому языку, 6 класс

Рабочая учебная программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе авторской программы по русскому языку 5-9 классы авторов В.В. Бабайцевой, А.Ю. Купаловой, Е.И. Никитина, А.П. Еремеевой, Г...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 9 класс основное общее образование

Рабочая учебная  программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования Министерства образования Российской Федерации...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 8 класс основное общее образование

Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта общего образования Министерства образования Российской Федерации....

Рабочая учебная программа по русскому языку 9 класс 7 вида

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского н...