Рабочая учебная программа по русскому языку 5 класс
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме
рабочая программа для образовательных учреждений с родным ( нерусским) языком обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_rus.yaz_.5.doc | 338 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Моргаушского района Чувашской Республики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
”Большекарачкинская основная общеобразовательная школа”
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель Заместитель Директор школы
методического объединения директора по УВР _________ Т.Г Ермолаева.
учителей ______В.Л.Михайлова приказ № ___ от «___» _______ 2013г.
_______С.М. Тушилкина «___» ________ _ 2013 г
протокол № __
от “___ ” августа 2013 г.
Рабочая учебная программа по русскому языку
в 5 классе
на 2013-2014 учебный год
Составитель программы
учитель русского языка и литературы
Тушилкина Светлана Михайловна
2013 год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку и Примерной программы основного общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с родным ( нерусским) языком обучения.
Рабочая программа рассчитана на 118 часов в год , что соответствует учебному плану школы на 2013- 2014 учебный год и ориентирована на учебник Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова. Русский язык в 5 классе.
Цели рабочей программы составлены на основе Федерального компенента Государственного общеобразовательного стандарта. Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой
деятельности;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 5 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения. Именно поэтому большое внимание на уроках русского языка уделяется работе с произведениями устного народного творчества: пословицы, загадки, поговорки, песни; выбираются тексты нравственного и патриотического содержания.
Языковая компетенция и лингвистическая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, о его традициях, развития языкового эстетического идеала, т.е. представление о прекрасном в языке и речи, формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке.
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, создавать собственные тексты на основе исходного материала.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русской язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Доминирующей идеей программы является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Курс русского языка для 5 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Наиболее выражена связь русского языка с предметами гуманитарного цикла: литература, история.
II. Содержание учебного курса по русскому языку в 5 классе
Язык - важнейшее средство общения (3 ч)
Повторение пройденного в 1 - 4 классах (14 ч+3 ч. развития речи)
I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.
Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.
Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.
Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.
Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
II Текст. Тема текста. Стили.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (21 ч +3ч. развития речи)
I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.
Пунктуация как раздел науки о языке.
Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.
Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).
Грамматическая основа предложения.
Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.
Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.
Синтаксический разбор словосочетания и предложения.
Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.
Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).
Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.
Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.
Диалог. Тире в начале реплик диалога.
II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.
III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.
Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (9 ч + 2 ч. разв. речи)
I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.
Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.
Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.
Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.
Орфографический разбор.
Орфографические словари.
II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.
Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).
III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.
Лексика. Культура речи (7 ч + 2 ч. развит.речи)
I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.
Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.
Морфемика. Орфография. Культура речи (12 ч + 2 ч. развития речи)
I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.
Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.
Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.
II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.
III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.
Морфология. Орфография. Культура речи (29 ч+4ч.развития речи)
Самостоятельные и служебные части речи
Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.
Имя существительное (11 ч + 2ч. развития речи.)
I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.
Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.
Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).
Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.
Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.
III. Доказательства и объяснения в рассуждении.
Имя прилагательное (5 ч + 1 ч развития речи)
I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.
Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.
Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.
II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).
Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.
III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.
Глагол (13 ч + 1 ч развития речи)
I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.
Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).
Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.
Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.
II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).
Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.
Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.
III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.
Повторение и систематизация пройденного в 5 классе ( 6 ч).
III. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка в 5 классе.
Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;
разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;
соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.
Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.
Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.
В результате изучения курса русского языка ученик V класса должен
знать/понимать:
- роль русского языка как национального языка русского народа
- признаки текста и его типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- нормы речевого этикета;
уметь:
- различать разговорную речь, научную речь, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
аудирование и чтение:
- понимать информацию устного и письменного сообщения;
- читать тексты разных стилей и жанров;
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
- свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо:
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости ( пересказ, изложение);
- создавать тексты различных стилей и жанров ( письмо, отзыв,рассказ);
- владеть различными видами монолога (повествование, описание) и диалога (обмен мнениями);
- излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность);
- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- развития речевой культуры, бережного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- увеличения словарного запаса; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам.
IV. Контроль уровня обученности учащихся
по русскому языку в 5 классе
Учебный период | Учебный раздел. Тема контроля | Вид контроля | |
I четверть | диагностическая работа по русскому языку | текущий | |
Словарный диктант № 1. Буквы а, у, и после шипящих. Разделительные Ъ и Ь. | текущий | ||
Тема текста. Написание сочинения. | текущий | ||
Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом». | текущий | ||
Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1-4 кл.» | текущий | ||
Написание изложения. Определение основной мысли текста. | текущий | ||
Тренировочный тест. Самостоятельная работа по теме «Словосочетание и предложение» | текущий | ||
Контрольный диктант по теме «Главные и второстепенные члены предложения». | текущий | ||
II четверть | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» | текущий | |
Тип речи: повествование. Написание изложения | текущий | ||
Тип речи: описание. Описание предмета. Написание сочинения. | текущий | ||
Словарный диктант №2 по теме «Фонетика». | текущий | ||
Контрольный диктант по теме «Фонетика». | текущий | ||
Обучающее сочинение. Тип речи: описание. Описание картины. | текущий | ||
Подробное изложение | текущий | ||
III четверть | Тип речи: рассуждение. Написание сочинения. | текущий | |
Написание сочинения- описания по картине ( И.Э. Грабарь. «Февральская лазурь») | текущий | ||
Контрольный диктант по теме «Морфемика». | текущий | ||
Тип речи: рассуждение. Написание сочинения- рассуждения по прочитанному произведению. | текущий | ||
Сочинение по картине Кончаловского « Сирень в корзине» | текущий | ||
Словарный диктант № 3 по теме «Имя существительное» | текущий | ||
Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | текущий | ||
Сочинение «Описание животного». | текущий | ||
IV четверть | Контролный диктант « Имя прилагательное» | ||
Сочинение – рассказ на основе фантастического вымысла | текущий | ||
Невыдуманный рассказ о себе. Написание сочинения-миниатюры | текущий | ||
Контрольный диктант по теме «Глагол». | текущий | ||
Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса. | итоговый |
V. Учебно-тематический план
«Русский язык 5 класс»
Содержание | Кол-во часов | Контрольные работы | Развитие речи |
Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное. | 3 | _ | _ |
Повторение изученного в начальных классах. | 13 | 1 | 3 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. | 19 | 2 | 3 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. | 8 | 1 | 2 |
Лексика. Культура речи. | 7 | - | 2 |
Морфемика. Орфография. Культура речи. | 11 | 1 | 2 |
Морфология. Орфография. Культура речи. | 26 | 3 | 4 |
Повторение и систематизация изученного. | 5 | - | 0 |
ИТОГО: 117 ч.+ 1 ч. резерв | 92 | 9 | 16(5/10) |
VI. Календарно-тематическое планирование
«Русский язык. 5 класс»
(117 час.+ 1 час. резерв)
I четверть | ||||
№ урока | Тема урока | Количество часов | Виды контроля | Дата |
Язык и общение ( 3 часа) | ||||
1. | Язык и человек. Язык и речь. | 1 | 02.09-07.09 | |
2. | Диагностическая работа | 1 | ||
3. | Стили речи | 1 | ||
Повторение изученного в V – VI классах ( 14 час + 3 часа развития речи) | ||||
4. | Звуки и буквы. Состав слова. Орфограмма. | 1 | ||
5. | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. | 1 | 09.09-14.09 | |
6. | Правописание проверяемых и непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | ||
7. | Буквы а, у, и после шипящих. | 1 | словарный диктант | |
8. | Разделительные Ъ и Ь. Словарный диктант № 1 | 1 | ||
9. | Раздельное написание предлогов с другими словами. | 1 | 16.09-21.09 | |
10 | Развитие речи. Текст. Обучающее изложение по упр.70. | 1 | изложение 1 ч. | |
11. | Части речи. Глагол. ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. | 1 | ||
12. | Развитие речи. Тема текста. Написание сочинения. | 1 | сочинение 1 ч. | |
13. | Личные окончания глаголов. | 1 | 23.09-28.09 | |
14. | Имя существительное. Падеж, число, род. | 1 | ||
15. | Имя прилагательное. | 1 | ||
16. | Развитие речи Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом». Написание сочинения. | 1 | сочинение 1 ч. | |
17. | Местоимение. | 1 | 30.09-05.10 | |
18. | Обобщающий урок по теме «Повторение изученного в 1-4 кл.». Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | ||
19 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 1-4 кл.» | 1 | диктант 1 ч. | |
20. | Анализ контрольного диктанта Урок-практикум. Тренировочный тест. Самостоятельная работа по теме «Повторение изученного в 1-4 кл.».. Работа над ошибками. | 1 | ||
21. | Синтаксис и пунктуация. | 1 | 07.10-12.10 | |
22. | Словосочетание. Главное и зависимое слово. Разбор словосочетания. | 1 | ||
23. | Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения. | 1 | ||
24-25. | Развитие речи. Написание изложения. Определение основной мысли текста. | 1 | изложение 2 ч. | 14.10-19.10 |
26. | Члены предложения. Подлежащее-главный член предложения. | 1 | ||
27. | Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Употребление тире в русских пословицах. | 1 | ||
28. | Распространенные и нераспространенные предложения. Урок-практикум. Тренировочный тест. Самостоятельная работа по теме «Словосочетание и предложение» | 1 | тест | |
29. | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | 1 | 21.10-26.10 | |
30. | Определение. | 1 | ||
31. | Обстоятельство. | 1 | ||
32. | Предложения с однородными членами | 1 | ||
33. | Знаки препинания в предложениях с однородными чл. предложения | 1 | 28.10-02.11 | |
34. | Предложения с обращениями. | 1 | ||
35. | Обобщение по темам ««Главные и второстепенные члены предложения», « Предложения с однородными членами» | 1 | ||
36. | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | ||
Итого в I четверти: всего: 36ч., контрольный диктант: 2, развитие речи: 5 ч.( изложений -3 часа, сочинений -2 часа),словарный диктант: 1, тест: 2. | ||||
II четверть | ||||
№ урока | Тема урока | Количество часов | Виды контроля | Дата |
37. | Развитие речи. Письмо. | 1 | письмо 1 ч. | 11.11-16.11 |
38-39. | Простые и сложные предложения | 2 | ||
40. | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | ||
41-42. | Прямая речь. Знаки при прямой речи. | 2 | 18.11-23.11 | |
43. | Диалог. Знаки препинания при диалогической речи. Диалоги в русских народных сказках. | 1 | ||
44. | Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация» | 1 | диктант 1 ч. | |
Фонетика ( 9ч. + 2 ч. развития речи) | ||||
45. | Фонетика. Звуки речи. Гласные звуки | 1 | 25.11-30.11 | |
46. | Согласные звуки Позиционные чередования гласных и согласных звуков. | 1 | ||
47. | Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие | 1 | ||
48. | Развитие речи. Повествование. Написание изложения | 1 | изложение 1 ч. | |
49. | Графика. Алфавит. Создание письменности на Руси: братья Кирилл и Мефодий. | 1 | 02.12-07.12 | |
50. | Развитие речи. Описание предмета. Сочинение. | 1 | сочинение 1 ч. | |
51. | Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. | 1 | ||
52. | Двойная роль букв Е, Е, Ю, Я. Словарный диктант №2. | 1 | словарный диктант | |
53. | Орфоэпия. Фонетический разбор слова. | 1 | 09.12-14.12 | |
54. | Обобщающий урок по теме « Фонетика. Орфоэпия». Тренировочный тест. Самостоятельная работа. | 1 | тест | |
55. | Контрольный диктант по теме «Фонетика». | 1 | диктант 1 ч. | |
Лексика. Культура речи (7 ч.+ 2ч. развития речи) | ||||
56. | Слово и его лексическое значение | 1 | ||
57. | Однозначные и многозначные слова | 1 | 16.12-21.12 | |
58. | Прямое и переносное значение слова. Русские народные загадки. | 1 | ||
59. | Омонимы. | 1 | ||
60.. | Синонимы. | 1 | ||
61. | Развитие речи. Сочинение по картине (И.Э. Грабарь « Февральская лазурь») | 1 | сочинение 1 ч. | 23.12-30.12 |
62. | Антонимы. Русские народные пословицы с использованием антонимов. | 1 | ||
63. | Обобщающий урок. Повторение по теме «Лексика» | 1 | ||
64. | Р.Р. Подробное изложение по тексту упражнения 375. | 1 | диктант 1 ч. | |
| ||||
Итого во II четверти: всего: 28ч., контрольный диктант: 2, развитие речи : 4 ч., ( изложений-2ч. сочинений-2ч.).тест: 1, словарный диктант: 1 | ||||
III четверть | ||||
№ урока | Тема урока | Количество уроков | Виды контроля | Дата |
. | Морфемика ( 12 ч.+ 2 ч.развития речи) | |||
65. | Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование новых слов | 1 | 13.01-18.01 | |
66. | Основа слова | 1 | ||
67. | Корень слова. Однокоренные слова из старославянского языка. | 1 | ||
68. | Развитие речи. Рассуждение. Подготовка к написанию домашнего сочинения | 1 | 20.01-25.01 | |
69. | Суффикс. Приставка. | 1 | ||
70-71. | Чередование звуков. Беглые гласные. Морфемный разбор слова | 1 | 27.01-01.02 | |
72. | Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы З и С на конце приставок. | 1 | ||
73. | Правописание корней с чередующимися гласными | 1 | ||
74 | Буквы Е –О после шипящих в корне | 1 | 03.02-08.02 | |
75. | Буквы и-ы после ц | 1 | ||
76. | Урок повторения | 1 | ||
77. | Контрольный диктант по теме «Морфемика». | 1 | диктант 1 ч. | 10.0215.02 |
78. | Р.Р.Сочинение по картине П.П. Кончаловского « Сирень в корзине» | 1. | ||
Морфология ( 29 ч. + 4 ч. развития речи) | ||||
Имя существительное ( 11 ч. +2ч. развития речи) | ||||
79. | Имя существительное как часть речи | 1 | ||
80 | Развитие речи. Доказательство в рассуждении. Написание сочинения- рассуждения по прочитанному произведению. | 1 | сочинение 1 ч. | 17.02-21.02 |
81. | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | ||
82. | Род имен существительных Словарный диктант № 3 | 1 | словарный диктант | |
83. | Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа | 1 | 24.02-01.03 | |
84. | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. | 1 | ||
85. | Три склонения имен существительных. Падеж имен существительных. Звательный падеж в устной речи Древней Руси. | 1 | ||
86. | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 1 | 03.03-07.03 | |
87. | Развитие речи. Написание изложения с заменой лица рассказчика. | 1 | изложение 1 ч. | |
88. | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | 1 | ||
89 | Морфологический разбор имени существительного. | 1 | 10.03-15.03 | |
90. | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 | диктант 1 ч. | |
91. | Обобщающий урок по теме «Имя существительное».Работа над ошибками диктанта. | 1 | ||
Имя прилагательное ( 5 ч. +1 ч. развития речи) | ||||
92. | Имя прилагательное как часть речи | 1 | 17.03-22.03 | |
93 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных | 1 | ||
94. | Развитие речи. Сочинение «Описание животного | 1 | ||
Итого в III четверти: всего: 30 час., контрольный диктант: 2, развитие речи : 5 ч., ( изложений-1ч., сочинений -4ч.),словарный диктант: 1 | ||||
IV четверть | ||||
№ урока | Тема урока | Количество часов | Виды контроля | Дата |
95. | Прилагательные полные и краткие | 1 | 03.04-12.04 | |
97. | Обобщение изученного об имени прилагательном Морфологический разбор имени прилагательного | 1 | ||
98. | Контрольный диктант с грамматическим заданиемпо теме « Имя прилагательное» | 1 | ||
Глагол ( 12ч. +2ч. развития речи) | ||||
98 | Глагол как часть речи | 1 | 14.04-19.04 | |
99. | НЕ с глаголами. | 1 | ||
100. | Развитие речи. Рассказ. Сочинение – рассказ на основе фантастического вымысла. | 1 | ||
101. | Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. | 1 | 21.04-26.04 | |
102. | Виды глагола. | 1 | ||
103. | Буквы Е и И в корнях с чередованием. | 1 | ||
104. | Р.Р. Невыдуманный рассказ о себе. | 1 | Сочинение 1 ч. | 28.04-03.05 |
105. | Время глагола. | 1 | ||
106. | Спряжение глагола. Определение спряжения глагола с безударным окончанием. Словарный диктант № 4. | 1 | Словарный диктант | |
107. | Морфологический разбор глагола | 1 | 05.05-10.05 | |
108. | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2- м лице ед. числа. | 1 | ||
.109 | Употребление времен.. | 1 | ||
110 | Повторение темы « Глагол». Контрольные вопросы и задания | 1 | 12.05-17.05 | |
111. | Контрольный диктант по теме «Глагол». | 1 | Диктант 1 ч. | |
Систематизация знаний и повторение изученного (6 ч) | ||||
112. | Разделы науки о языке | 1 | ||
113 | Орфограммы в приставках и в корнях слов. | 1 | 19.05-24.05 | |
114 | Орфограммы в окончаниях слов. Орфограммы в корне слова. | 1 | ||
115. | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | 1 | ||
116. | Итоговый контрольный диктант за курс 5 класса. | 1 | Диктант 1ч. | 26.05-31.05 |
117. | Анализ контрольного диктанта. | 1 | ||
118 | Резервный урок | 1 | ||
Итого в IV четверти: всего: 23ч., контрольный диктант- 3 , словарный диктант:1 развитие речи: 2 ч. | ||||
Итого за год: 117часов + 1 час. резервные, из них 16 час. - развитие речи контрольные диктанты: 8, словарные диктанты: 4, тесты: 3 |
VII. Методическое обеспечение
1. Сборник нормативных документов. Русский язык. Федеральный компонент государственного стандарта. М., 2004 г.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 класс. Авторы: Баранов М.Т. , Ладыженская А.Т., Москва, Просвещение, 2009 г.
3. Учебник «Русский язык» 5 класс авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Москва, «Просвещение», 2013 г. Допущено Министерством образовании и науки РФ.
Resource id #4230
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по русскому языку 5-9 класс. Базовый уровень. 714 часов (по УМК С.И. Львовой)
Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по УМК С.И. Львовой, тематическое планирование для работы в 5-9 классах и сопоставительный анализ рабочей программы и основных нормативных документов (Федер...
Рабочая учебная программа по русскому языку 5-9 класс. Базовый уровень. 714 часов (по УМК С.И. Львовой)
Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по УМК С.И. Львовой, тематическое планирование для работы в 5-9 классах и сопоставительный анализ рабочей программы и основных нормативных документов (Федер...
Рабочая учебная программа по русскому языку 8 класс
Рабочая учебная программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе программы общеобразовательных учреждений "Русский язык" 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский (20...
Рабочая учебная программа курса «Русский язык» для 7 класса
рабочая учебная программа по русскому языку 7 класс к учебнику Ладыженской и календарно-тематическое планирование...
Рабочая учебная программа по русскому языку для 9 класса ( 3 часа в неделю, всего 102 часа).
1. Пояснительная запискаРабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5 - 9 классы). Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Л...
Рабочая учебная программа по русскому языку для 8 класса (4 часа в неделю)
Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по русскому языку для общеобразовательных школ : М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. «Русский язык». 5-9 кл...
Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.
Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Русск...