Рабочая учебная программа по русскому языку 8 класс
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Брылёва Ольга Георгиевна

Рабочая учебная программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе программы общеобразовательных учреждений "Русский язык" 5-9 классы. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский (2009г.). В программе содержится подробное календарно - тематическое планирование (105 уроков) к учебнику Л.А. Тростенцовой, характеристика контрольно - измерительных материалов,  показана реализация национально - регионального компонента по русскому языку на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_8_klass.doc516.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение «Бобровская средняя общеобразовательная школа»

 Троицкого муниципального района Челябинской области

«Утверждаю»:                                                        «Согласовано»:                                                      «Рассмотрено»

Директор школы                                                  зам. директора по УВР                                          на заседании ШМО учителей

               В.Е. Чернова                                                              В.Н. Бегашева                                филологического и эстетического цикла

   _____________2013г.                                           _______________2013г.                                        Протокол №     от            2013г.

Рабочая учебная программа

по русскому языку в 8 классе на 2013 – 2014 учебный год.

                составлена на основе примерной   программы основного общего образования по русскому языку

 

                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                           Учитель: Брылёва О.Г.

   2013г.

Пояснительная записка

   Рабочая программа по русскому языку в 8 классе составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» 5–9 классы Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский (2009)  в соответствии со следующими нормативными и инструктивно – методическими документами:

  1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (Распоряжение Правительства РФ от 07.02. 2011г. № 163 - р)
  2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов  общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089)
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования  на 2013-2014 учебный год».
  4. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. №103/3404 «О разработке учебных программ, учебных курсов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области»
  5. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2013-2014 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997)
  6. Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 24 июля 2013г. № 03-02/5639 «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2013 – 2014 учебном год»
  7. Учебный план МКОУ «Бобровская СОШ» на 2013 – 2014 учебный год.
  8. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов МОУ «Бобровская СОШ» (Приказ № 215 от 14.10. 2010г.)

Данная рабочая программа реализуется учителем высшей квалификационной категории с высшим образованием и стажем педагогической деятельности 29 лет и направлена на обеспечение образовательных потребностей учащихся и их родителей.

В основной  школе «Русский язык» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным  для изучения в основной школе (с 5 по 9 класс). Обучение очное.

 Цель изучения русского языка в школе - формирование языковой, коммуникативной, лингвистической  и культуроведческой компетенций учащихся. 

Общие задачи изучения русского языка в школе:

  • Формирование научно-лингвистического мировоззрения учащихся, вооружение их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании),  развитие языкового и эстетического идеала.
  • Формирование сознательного отношения к языку как духовной, нравственной и культурной ценности народа, любовь к родному языку.
  • Формирование информационной культуры учащихся, умений извлекать информацию из разных источников.
  • Формирование прочных орфографических и пунктуационных  умений и навыков.
  • Овладение нормами  русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
  • Обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  • Воспитание учащихся средствами данного предмета.
  • Развитие логического мышления учащихся.
  • Обучение умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку.
  • Формирование общеучебных  умений, навыков и обобщённых способов деятельности.

 

8 класс

  • Научить производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью.
  • Научить составлять  простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями.
  • Научить соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
  • Научить находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.
  • Научить ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях.  Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
  • Научить находить в словах все изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами и слова с непроверяемыми орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.
  • Научить  определять тип и стиль текста; подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников; писать сочинения-описания местности, памятника культуры или истории, сравнительные характеристики знакомых лиц,  сочинения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные речевые ошибки.
  • Уметь просто и выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

Реализация Рабочей программы осуществляется по следующему УМК:

  • Программы общеобразовательных учреждений Русский язык 5 – 9 классы 8 –е издание Москва «Просвещение» 2009

  1. Русский язык Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова Москва «Просвещение» 2011

        

Обоснование выбора УМК

  • УМК выбран МО учителей русского языка и литературы в соответствии с потребностями и возможностями учащихся МКОУ «Бобровская СОШ».
  • Эти учебники обеспечивают базовый уровень преподавания литературы.
  • Предметная линия завершена.
  • Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта по русскому языку.
  • Имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации»
  • Имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации».
  • Все учащиеся обеспечены учебниками этих авторов.
  • Результаты олимпиад по предмету высокие.
  • Итоговая аттестация по предмету показывает хорошие результаты.
  • УМК соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся.
  • Подготовленность учителей к обучению школьников по конкретному УМК.

   Обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы, выделения на данные темы учебных часов в объёме, определённом календарно – тематическим планированием

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык»: в 8 классе - 105 часов (из расчёта 3 учебных часа в неделю).

 

Учитывая реальный объём знаний учащихся и уровень владения умениями, а также значимость материала для их формирования,  время на программные темы в классах  распределено  следующим образом. (См. календарно-тематическое планирование).

Распределение учебных часов

Класс

Вводный урок о русском языке

Повторение пройденного в предыдущих классах

Изучение нового программного материала

Уроки развития речи

Повторение изученного в течение учебного года

8 класс

1

6  

76

16

6

 

Обоснование тематики содержания учебной программы в части реализации национально- регионального компонента

Решение задач филологического образования в школе неразрывно связано с реализацией регионального компонента содержания языкового образования.

Программа русского языка в 5 – 9 классах дополнена курсом «Изучение языка произведений уральских писателей» (коммуникативное направление НРК).

  • Коммуникативное направление реализации НРК выбрано МО учителей русского языка и литературы.
  • Обеспеченность преемственности в реализации содержания НРК на уроках русского языка и литературы.
  • Хрестоматий с произведениями уральских писателей в библиотечном фонде школы достаточное количество, все учащиеся ими обеспечены.

        

Содержание НРК в учебном процессе (русский язык 8 класс)


п/п


Дата

Раздел

Тема

Региональное содержание изучаемых вопросов

Количество

отводимого

времени


Форма проведения


1.

Повторение изученного

 в V – VII классах

Знаки препинания в сложном предложении.

Смысловые отношения между частями сложных предложений в стихотворениях В.Богданова «Дождь отшумел…» (стр.217), «Чистые снега» (стр.217-218).


10 мин.

Анализ поэтического текста, наблюдение за использованием сложных предложений.


2.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 

Текст как единица синтаксиса.

Жанровые особенности  эссе.

Лера Авербах «Эссе» (фрагмент из романа «Зеркало» стр.472-473)


10 мин.

Частичный лингвистический анализ  текста.

3.

Простое предложение

Порядок слов в предложении. Интонация.

Роль инверсии в стихотворных текстах (на примере стихотворения В.А. Суслова «Златоуст» стр.353).

15 мин.

Наблюдение и языковой анализ  текста.

4.

Двусоставные предложения

Тире между подлежащим и сказуемым.

Функция тире в стихотворениях М.Д. Львова «Чтоб стать мужчиной…» стр.166, «Откликной гребень» (стр.172-173).

15 мин.

Наблюдение и языковой анализ  текста.

5.

Второстепенные члены предложения

Определение.

Роль определений в стихотворении Б. Ручьёва «Песня о брезентовой палатке» (стр. 181-184).

15 мин.

Наблюдение над предложениями и языковой анализ.

6.

Односоставные предложения

Назывные предложения.

Роль назывных предложений в стихотворении А.В. Куницына «…Помню детство» (стр.307)

10 мин.

Наблюдение над предложениями и языковой анализ.

7.

Односоставные предложения

Неполные предложения.

Роль неполных предложений в стихотворении

 Н.Г. Кондратковской «Камни» (стр.156-157).

15 мин.

Наблюдение над предложениями и языковой анализ.

8.

Обращение

Выделительные знаки препинания при обращении.

Функциональная нагрузка обращений в  стихотворении

 И. Банникова «Сияй, сияй, моя Россия» (стр.479)

15 мин.

Языковой анализ стихотворного текста.

9

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

Особенности использования вводных слов в стихотворении

 Н. Годины «Окликаю по имени рощу» (стр. 296).

10 мин.

Наблюдение над предложениями и языковой анализ.

10.

Чужая речь

Понятие о чужой речи. Комментирущая часть.

Роль прямой речи  в шутливом стихотворении Р.А. Дышаленковой «Собака и мальчик» (стр.407).

15 мин.

Наблюдение над предложениями и языковой анализ.

11.

Вводные и вставные конструкции 

Публичное выступление.

Публичное выступление об истории Челябинской области.

Л. К.Татьяничева «Урал» (стр.201)

40 мин.

Домашнее задание

12.

Повторение и систематизация изученного в VIII классе

 Синтаксис и пунктуация

Особенности использования простых и сложных предложений в стихотворениях Кондратковской Н.Г. «Маленький скрипач» (стр. 154-155), «Сказы» (стр. 155-156).

40мин.

Комплексный анализ художественного текста.

Межпредметные связи, преемственность

  При изучении русского  языка   как предмета более тесные связи осуществляются с литературой. При обучении русскому языку используются   программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связей предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание, рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общие для этих предметов виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.п.).   Одинаковые лингвистические понятия имеют место в курсе изучаемых иностранных языков (подлежащее, сказуемое, члены предложения и т.д.).  Близкие понятия содержатся в курсе литературы, изобразительного искусства (антоним, антитеза, контраст, изобразительное средство); на уроках истории учащиеся знакомятся с архаизмами. Историзмами, заимствованными словами, широко вводят их в речь; при изучении географии – с вопросами народонаселения и языковыми группами; на уроках биологии – с вопросами мышления и речи; при занятиях  музыкой – со звуком, тембром, интонацией.

 Используя репродукции картин известных художников на уроках русского языка, учитель опирается на те знания, которые приобрели школьники на уроках изобразительного искусства.  Обучая детей писать сочинение по картине, учитель русского языка способствует их эстетическому воспитанию, учит ценить правдивое изображение жизни, выявлять идейный замысел художника, понимать язык этого вида искусства. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по русскому языку.

Используемые технологии, методы, формы работы, обоснование их использования

Непременным условием успешности учителя является владение современными образовательными технологиями, методами и приёмами обучения. Их применение определяет уровень преподавания и повышает эффективность урока. На уроках русского языка предпочтение отдаётся технологиям, учитывающим возрастные особенности учащихся, их способности, интересы и потребности. К ним относятся следующие:

  • технология личностно ориентированного развивающего обучения;
  • технология развития критического мышления через чтение и письмо;
  • игровые технологии;
  • технология встречных усилий;
  • технология опережающих заданий;
  • технология сотрудничества;
  • здоровьесберегающие технологии (смена видов деятельности, музыка, физминутки);
  • ИКТ.

     Наличие компьютерного класса и выход в Интернет позволяют использовать новые информационные технологии. Использование новых технологий объективно ведёт к улучшению качества обучения русскому языку, повышает эффективность усвоения знаний школьниками.

Главным при изучении предмета «Русский язык» остаётся работа с единицами языка, текстами разных стилей речи, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

 

           

        

        Особенности организации учебного процесса

Основной формой организации учебных занятий остаётся классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: игра, практикум, путешествие, лекция, семинар, зачёт, конференция и др.В процессе изучения курса русского языка учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе. Целесообразность применения той или иной формы определяется конкретной дидактической целью, содержанием и методами учебной работы. Каждая из форм обучения входит в общую систему образовательного процесса как составная часть, неся в себе определённую дидактическую нагрузку, имея свои сильные и слабые стороны, специфические особенности и области наилучшего применения.

Организуются  дополнительные  индивидуальные занятия  как с учащимися, не усваивающими программный материал, так и с сильными учащимися, требующими получения дополнительных знаний.  

                                                               

Содержание учебного материала

Содержание учебного материала в рабочей программе полностью соответствует содержанию учебного материала примерной  программы общеобразовательных учреждений «Русский язык» 5-9 классы Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский  Москва «Просвещение» 2009»

Учебно – тематический план

8 класс

Распределение часов

Количество часов по программе

Количество часов в неделю

НРК

Творческие и контрольные работы

105

3

12

31


п/п

Раздел программы

Количество

часов

Диагностика

1.

Повторение изученного в V-VII классах

7+2

Проверочная работа. Тест (2).  Изложение. Контрольный диктант №1.

2.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

4+1

Проверочная работа. Контрольный словарный диктант №1

3.

Простое предложение

2+1

Домашнее сочинение. Проверочная работа.

4.

Двусоставные предложения

13+3

Тест (4). Сочинение (2). Контрольный диктант №2. Контрольная работа. Контрольный словарный диктант №2 Проверочная работа.

5.

Односоставные предложения

9+2

Тест. Контрольный словарный диктант №3. Сочинение. Проверочная работа. Контрольная работа.

6.

Однородные члены предложения

12+2

Изложение. Тест (2). Проверочная работа. Контрольный словарный диктант №3. Контрольный диктант №3.

7.

Обособленные члены предложения

13+2

Зачёт (2). Контрольный диктант №4. Проверочная работа (2).

8.

Обращение

2+1

Проверочная работа.

9.

Вводные и вставные конструкции

8+1

Проверочная работа (2). Контрольный диктант №5.

10.

Чужая речь

7+1

Проверочная работа (2). Контрольная работа. Рассказ. Контрольный словарный диктант № 4.

11.

Повторение и систематизация изученного в VIII кл.

7+1

Проверочная работа (2). Изложение. Контрольная работа.

Календарно – тематическое планирование

8 класс



Сроки


Тема


Основное содержание. Понятия.


Виды деятельности (учебные действия)

Диагностика (вид и форма контроля)

1.

Русский язык в современном мире.

Функции русского языка

Составлять опорный конспект

Опорный конспект

Повторение изученного в V – VII классах (7+2)

2.

Пунктуация и орфография. Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения.

Знаки завершения, разделения, выделения. Пунктуация. Орфография.

Разграничивать знаки препинания по их функциям. Знать синтаксические условия  употребления знаков препинания.

Синтаксический разбор предложений

(по группам)

3.

Знаки препинания в сложном предложении.

Сложное предложение. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения.

Определять вид сложного предложения, соотносить содержание с графической схемой, правильно употреблять разделительные и выделительные запятые.

Проверочная работа

4 – 5.

Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Краткие прилагательные. Краткие причастия. Наречия. Слова категории состояния.

Знать условия выбора н – нн в суффиксах полных и кратких прилагательных, причастий и наречий. Уметь графически обозначать условия выбора данных орфограмм.

Тест.

6 – 7.

Р.р. Изложение с грамматическим заданием.

Тема. Основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций.

Сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты.

Изложение.

8.

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

Условия выбора слитного и раздельного написания не с разными частями речи.

Знать условия выбора слитного и раздельного написания не с разными частями речи. Различать частицу и приставку не.

Тест.

9.

Контрольный

диктант № 1по теме «Повторение изученного в V – VII классах».

Правописание частей речи. Члены предложения. Знаки препинания.

Записывать текст, воспринимаемый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами; выполнять все виды разбора.

Диктант с грамматическим заданием.

10.

Анализ контрольного диктанта № 1 по теме «Повторение изученного в V – VII классах»

Типы орфограмм. Пунктуационный разбор. Схемы пунктограмм.

Уметь производить работу над ошибками.

Составление карточек «Мои ошибки»

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (4+1)

11.

Основные единицы синтаксиса.

Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Текст. Номинативная функция. Коммуникативная функция.

Знать основные единицы языка, разграничивать их по функциям: номинативная и коммуникативная.

Работа с текстами.

12.

Р.р. Текст как единица синтаксиса.

Текст. Тема и главная мысль текста. Типы речи. Средства связи в тексте.

Анализировать и конструировать текст.

Творческие задания по группам.

13.

Предложение как единица синтаксиса.

Предложение – одна из основных единиц синтаксиса. Коммуникативная функция предложения.

Разграничивать текст и набор отдельных предложений, определять границы предложения, используя необходимые знаки завершения.

Контрольный словарный диктант № 1

14.

Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний.

Глагольные, именные и наречные словосочетания.

Разграничивать свободные словосочетания и фразеологические обороты, разные виды словосочетаний по их значению.

Упражнения учебника.

15.

Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.

Согласование. Управление. Примыкание. Синтаксический разбор словосочетаний.

Определять вид подчинительной связи и средства связи слов в словосочетании, составлять словосочетания с заданным видом связи; производить устный и письменный разбор словосочетаний.

Проверочная работа.

Простое предложение (2+1)

16.

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

 Грамматическая основа. Двусоставные и односоставные предложения.

Знать виды предложений по наличию главных членов: двусоставные и односоставные; разграничивать их. Уметь определять предикативность предложения.

Мини – изложение по данному началу  (упр.76)

17.

Порядок слов в предложении. Интонация.

Логическое (смысловое) ударение. Интонация. Интонационные средства.

Знать роль порядка слов и логического ударения, основные элементы интонации. Уметь выразительно читать предложения по интонационным схемам.

Работа с упражнениями учебника.

18.

Р.р. Описание памятника культуры.

Особенности монументальной скульптуры. Особенности сочинения «Описание памятника»

Определять замысел художника и видеть его реализацию в общем виде памятника, его деталях, окружении; писать сочинение в определённом жанре.

Домашнее сочинение.

Двусоставные предложения

Главные члены предложения (5+2)

19.

Главные члены предложения. Подлежащее. Сказуемое.

Способы выражения подлежащего и сказуемого.

Находить подлежащее и сказуемое и определять способы их выражения.

Работа с материалом учебника.

20.

Простое глагольное сказуемое.

Простое глагольное сказуемое.

Знать, чем выражается простое глагольное сказуемое. Знать правила согласования глагола – сказуемого с подлежащим в числе и роде.

Тест.

21-22

Р.р. Сочинение по картине И. Шевандроновой «На террасе».

Типы речи. Описание. План сочинения.

Уметь создавать текст – описание, отбирать необходимый фактический материал, свободно излагать свои мысли.

Сочинение.

23.

Составное глагольное сказуемое.

Основные элементы составного глагольного сказуемого (вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределённая форма).

Уметь определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения, правильно использовать составные глагольные сказуемые в речи.

Проверочная работа.

24.

Составное именное сказуемое.

Основные элементы составного именного сказуемого: именная часть и глагол – связка. Способы выражения именной части.

Находить составное именное сказуемое, определять способ выражения именной части.

Тест.

25.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым в простом предложении, графически объяснять условия выбора тире; интонационно правильно произносить предложения.

Проверочная работа.

Второстепенные члены предложения (8+1)

26.

Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение.

Виды второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении. Прямое и косвенное дополнение.

Находить в предложении второстепенные члены, распознавать дополнения, определять их вид (прямое или косвенное) и способы выражения.

Работа с упражнениями учебника.

27.

Определение.

Согласованные и несогласованные определения, способы их выражения.

Знать виды определений в зависимости от характера связи с определяемым словом; способы выражения согласованных и несогласованных определений.

Самостоятельная работа.

28.

Приложение. Знаки препинания при нём.

Приложение. Правила постановки дефиса в приложениях.

Знать способы выражения приложения, правила постановки дефиса при приложении; находить в предложении приложение и определяемое слово и различать их.

Тест.

29.

Обстоятельство.

Виды обстоятельств по значению. Способы выражения обстоятельств.

Находить в предложении обстоятельства, знать виды обстоятельств по значению, способы их выражения.

Творческая работа по упр.151

30.

Синтаксический разбор двусоставного предложения.

Порядок устного и письменного синтаксического разбора двусоставного предложения.

Производить устный и письменный синтаксический разбор двусоставного предложения.

Работа с упражнениями учебника.

31.

Р.р. Характеристика человека.

Уметь характеризовать человека, т.е. раскрывать особенное в его характере, поведении, свойствах ума, воли; отличать деловую характеристику от характеристики человека – друга, знакомого, родственника и т.п.

Сочинение – характеристика человека.

32.

Повторение раздела «Двусоставные предложения». Подготовка к контрольному диктанту.

Виды сказуемого. Группы второстепенных членов предложения.

Отличать согласованные определения от несогласованных; знать условия постановки тире в простом предложении.

Тест.

33.

Контрольный

 диктант № 2 по теме «Главные члены предложения»

Правописание частей речи. Члены предложения. Знаки препинания.

Записывать текст, воспринимаемый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами; выполнять все виды разбора.

Диктант с грамматическим заданием.

34.

Анализ контрольного

 диктанта № 2 по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

Типы орфограмм. Пунктуационный разбор. Схемы пунктограмм.

Уметь производить работу над ошибками.

Составление карточек «Мои ошибки»

Односоставные предложения (9+2)

35.

Главный член односоставного предложения.

Односоставные предложения.

Разграничивать двусоставные и односоставные предложения, определять способ выражения главного члена односоставных предложений.

Работа с упражнениями учебника.

36.

Назывные предложения.

Роль назывного предложения в художественном тексте.

Уметь распознавать назывные предложения, находить их главный член предложения.

Тест.

37.

Определённо – личные предложения.

Способы выражения главного члена определённо – личного предложения.

Уметь распознавать определённо – личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения.

Контрольный словарный диктант № 2

38.

Неопределённо – личные предложения.

Способ выражения главного члена неопределённо – личного предложения.

Уметь распознавать неопределённо – личные предложения, находить их главный член, определять способ его выражения.

Комментированное письмо.

39.

Р.р. Инструкция.

Инструкция – описание опыта и других способов деятельности.

Уметь писать инструкцию – описание опыта и других способов деятельности.

Написание инструкции.

40.

Безличные предложения.

Способы выражения главного члена безличного предложения.

Уметь разграничивать безличные предложения, обозначающие состояние природы и человека; использовать  их в заданной речевой ситуации.

Комментированное письмо.

41.

Р.р. Рассуждение.

Рассуждения – размышления на лингвистическую, морально – этическую тему.

Уметь создавать текст – рассуждение. Использовать в качестве аргументов факты, примеры из жизни.

Сочинение «Слово делом крепи»

42.

Неполные предложения.

Типы неполных предложений.

Находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом, использовать неполные предложения в диалоге.

Работа с упражнениями учебника.

43.

Синтаксический разбор односоставного предложения.

Порядок проведения устного и письменного синтаксического разбора односоставного предложения.

Производить устный и письменный синтаксический разбор.

Синтаксический разбор предложений.

44.

Обобщение и систематизация материала по односоставным и неполным предложениям.

Основные признаки односоставных и неполных предложений.

Производить синтаксический разбор односоставных предложений; правильно ставить знаки препинания; различать типы односоставных предложений.

Проверочная работа.

45.

Контрольная работа по теме «Односоставные и неполные предложения».

Типы односоставных предложений.

Производить синтаксический разбор односоставных предложений; правильно ставить знаки препинания; различать типы односоставных предложений.

Контрольная работа.

Простое осложнённое предложение (1)

46.

Понятие об осложнённом предложении.

Способы осложнения предложения (однородные и обособленные члены, вводные и вставные конструкции, обращения).

Знать способы осложнения простого предложения.

Проверочная работа.

Однородные члены предложения (13+2)

47.

Понятие об однородных членах предложения.

Способы выражения однородных членов предложения.

Распознавать однородные члены предложения; составлять графические схемы однородных членов, использовать однородные члены предложения в заданной ситуации.

Работа с упражнениями учебника.

48.

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

Обобщающее слово при однородных членах предложения. Правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только перечислительной интонацией.

Знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных только перечислительной интонацией, при однородных членах с обобщающим словом.

Работа с упражнениями учебника.

49 -50.

Изложение

Тема. Основная мысль текста. Выразительные средства языка. Использование изученных синтаксических конструкций.

Сохранять структуру текста при воспроизведении, делать краткие записи в виде перечня ключевых слов, фиксировать основные факты.

Изложение.

51.

Однородные и неоднородные определения.

Признаки однородных и неоднородных определений.

Уметь разграничивать однородные и неоднородные определения, правильно расставлять знаки препинания.

Тест.

52 – 53.

Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них.

Сочинительные союзы, группы сочинительных союзов.

Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, связанными соединительными, противительными, разделительными, двойными союзами.

Комментированное письмо

54 – 55.

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

Тире и двоеточие при однородных членах с обобщающим словом.

Знать правило постановки тире и двоеточия при однородных членах предложения с обобщающим словом в разных позициях ( после однородных членов или перед ними).

Проверочная работа.

56.

Синтаксический разбор предложения

с однородными членами.

Порядок  устного и письменного синтаксического разбора  предложения с однородными членами.

Производить устный и письменный синтаксический разбор предложения с однородными членами.

Синтаксический разбор предложений.

57.

Пунктуационный разбор предложения

с однородными членами.

Порядок  устного и письменного пунктуационного разбора  предложения с однородными членами.

Производить устный и письменный пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

Контрольный словарный диктант № 3

58.

Повторение по теме «Однородные члены предложения»

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

Производить синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

Тест.

59.

Контрольный

 диктант № 3 по теме «Однородные члены предложения»

Правописание частей речи. Члены предложения. Знаки 

 препинания.

Записывать текст, воспринимаемый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами; выполнять все виды разбора.

Диктант с грамматическим заданием.

60.

Анализ контрольного диктанта № 3 по теме «Однородные члены предложения».

Типы орфограмм. Пунктуационный разбор. Схемы пунктограмм.

Уметь производить работу над ошибками

Работа над ошибками

Обособленные члены предложения (13+2)

61.

Понятие об обособлении.

Обособление. Знаки препинания при обособлении.

Выделять запятыми обособленные члены предложения.

Работа с упражнениями учебника.

62 – 63.

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

Условия обособления определений.

Выделять запятыми обособленные члены предложения.

Проверочная работа.

64 – 65.

Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему.

Тезисы. Аргументы. Вывод.

Уметь писать сочинение – рассуждение на дискуссионную тему, продумывать основной тезис, аргументы, факты, примеры, концовку, которая должна подвести итог изложенному.

Сочинение.

66 – 67.

Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

Приложение. Условия обособления приложений.

Знать правила обособления приложений, распознавать их, выделять на письме обособленные приложения.

Проверочная работа.

68.

Зачёт по теме «Обособленные определения и приложения».

Условия обособления приложений и определений.

Правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями.

Зачёт.

69 – 70.

Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них.

Способы выражения обособленных обстоятельств (одиночные деепричастия, деепричастный оборот).

Распознавать обособленные обстоятельства, выделять их графически, объяснять условия обособления.

Работа с упражнениями учебника.

71 – 72.

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

Виды уточняющих членов предложения (обстоятельство, дополнение). Правила выделения уточняющих членов предложения.

Находить обособленные члены предложения, разграничивать обособленные обстоятельства, определения и уточняющие члены предложения; объяснять графически условия обособления.

Работа с упражнениями учебника.

73.

Зачёт по теме «Обособленные обстоятельства и уточняющие члены предложения».

Условия обособления обстоятельств и уточняющих  членов предложения.

Уметь расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами и уточняющими членами.

Зачёт.

74.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами.

Порядок синтаксического и пунктуационного разбора предложений с обособленными членами.

Производить пунктуационный и синтаксический разбор предложения с обособленными членами.

Работа с упражнениями учебника.

75.

Контрольный

 диктант № 4 по теме «Обособленные члены предложения».

Правописание частей речи. Члены предложения. Знаки препинания.

Записывать текст, воспринимаемый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами; выполнять все виды разбора.

Диктант с грамматическим заданием.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения

Обращение (2+1)

76.

Назначение обращения. Распространённые обращения. Употребление обращений.

Распространённые и нераспространённые обращения. Способы выражения обращения.

Разграничивать обращение и подлежащее.

Знать способы выражения обращения.

Комментированное письмо.

77.

Выделительные знаки препинания при обращении.

Обращения в разных речевых ситуациях.

Правильно расставлять знаки препинания при обращении.

Тест.

78.

Р.р. Составление делового письма.

Официально – деловой стиль.

Признаки делового письма. Этикетные формы обращения. Деловая корреспонденция.

Уметь составлять текст, в котором содержится обращение к официальному лицу, деловое предложение, соблюдать официально – деловой стиль письма.

Написать деловое письмо.

Вводные и вставные конструкции (8+1)

79.

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению.

Правила выделения вводных слов и вводных конструкций в устной речи и на письме.

Выделять вводные слова и вводные конструкции знаками препинания, использовать вводные слова разных значений в речи.

Работа по упражнениям учебника.

80 – 81.

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

Предложения с вводными  словами.

Правильно выделять знаками препинания, определять текстообразующую роль вводных слов, вводных предложений.

Работа по упражнениям учебника.

82.

Вставные слова, словосочетания и предложения.

Назначение вставных конструкций. Правила выделения вставных конструкций на письме.

Находить вставные конструкции в тексте, определять их назначение, выделять на письме знаками препинания.

Проверочная работа.

83.

Р.р. Публичное выступление.

Публицистический стиль. Адресат высказывания. Убедительные аргументы. Содержательность. Ясность высказывания. Использование цитат. Выразительность речи.

Знать требования к устному выступлению.

Подготовить публичное выступление на тему «История Челябинской области»

84.

Междометия в предложении.

Особенности междометия.

Знать правила выделения междометий на письме

Проверочная работа.

85.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения.

Порядок синтаксического и пунктуационного разбора предложений со словами, не являющимися членами предложения.

Производить пунктуационный и синтаксический разбор предложений со словами, не являющимися членами предложения.

Работа с упражнениями учебника.

86.

Контрольный

диктант № 5 по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

Правописание частей речи. Члены предложения. Знаки препинания.

Записывать текст, воспринимаемый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами; выполнять все виды разбора.

Диктант с грамматическим заданием.

87.

Анализ контрольного

диктанта № 5 по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения»

Типы орфограмм. Пунктуационный разбор. Схемы пунктограмм.

Уметь производить работу над ошибками

Работа над ошибками.

Чужая речь (7+1)

88.

Понятие о чужой речи. Комментирущая часть.

Способы передачи чужой речи. Структура предложений с чужой речью.

Разграничивать предложения с прямой и косвенной речью. Уметь заменять прямую речь косвенной.

Контрольный словарный диктант № 4

89.

Прямая и косвенная речь. Косвенная речь.

Способы передачи чужой речи. Структура предложений с чужой речью.

Разграничивать предложения с прямой и косвенной речью. Уметь заменять прямую речь косвенной.

Работа с упражнениями учебника.

90.

Прямая речь.

Структура предложений с прямой речью. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений.

Проверочная работа.

91.

Диалог.

Структура диалога. Правило пунктуационного оформления диалога.

Правильно расставлять знаки препинания при диалоге.

Творческая работа.

92.

Р.р. Рассказ.

Повествование. Особенности жанра рассказа.

Уметь писать выдуманные рассказы.

Написать рассказ.

93.

Цитата.

Способы введения цитат в авторский текст.

Уметь распознавать цитаты в тексте, уметь вводить цитату в авторский текст разными способами.

Работа с текстом.

94.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.

Порядок синтаксического и пунктуационного разбора предложений с чужой речью.

Производить пунктуационный и синтаксический разбор предложений с чужой речью.

Проверочная работа.

95.

Контрольная работа по теме «Чужая речь».

Знаки препинания в предложениях с чужой речью. Способы передачи чужой речи.

Производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью; правильно расставлять знаки препинания.

Контрольная работа.

Повторение и систематизация изученного в VIII классе (7+2)

96.

Синтаксис и морфология.

Взаимосвязь синтаксиса и морфологии. Синтаксические функции различных частей речи.

Уметь производить синтаксический разбор предложения, разграничивать синтаксические функции частей речи в составе грамматической формы.

Работа с текстом.

97.

Синтаксис и пунктуация.

Взаимосвязь синтаксиса и пунктуации. Алгоритм рассуждения при постановке знаков препинания.

Знать о значении пунктуации для оформления письменной речи; разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях (разделение, выделение, завершение).

Проверочная работа.

98 – 99.

Изложение.

Тема. Основная мысль.

Уметь писать подробное изложение с элементами сочинения.

Изложение.

100.

Синтаксис и культура речи.

Содержание понятия «культура речи».

Уметь правильно употреблять форму зависимого слова при управлении, правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

Работа с текстами.

101- 103.

Синтаксис и орфография.

Изученные орфограммы.

Уметь объяснять синтаксические условия выбора правильного написания, обнаруживать ошибки в правописании слов, исправлять их.

Проверочная работа.

104.

Итоговая контрольная работа за курс VIII класса.

Изученные пунктограммы.

Изученные орфограммы.

Синтаксический разбор предложений.

Пунктуационный разбор предложений.

Производить синтаксический и пунктуационный разбор  простых осложнённых предложений (односоставных и двусоставных), предложений с чужой речью; правильно расставлять знаки препинания.

Контрольная работа.

105.

Анализ итоговой контрольной работы за курс VIII класса.

Типы орфограмм. Пунктуационный разбор. Схемы пунктограмм.

Уметь производить работу над ошибками

Работа над ошибками.

Учебно-методическое обеспечение программы

Программа общеобразовательных учреждений Русский язык 5 – 9 классы Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский  Москва «Просвещение» 2009

Учебники

  1. Русский язык Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова Москва «Просвещение» 2011

Учебно-методические пособия для учителя

8 класс

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе Москва «Просвещение» 2009
  2. Дейкина А.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку 8-9 классы Москва «Аркти» 1999
  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку 8 класс Москва «Вако» 2005
  4. Жердева Л.А. Русский язык в школе Карточки-задания 8 класс Москва «Владос» 2004
  5. Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку 8 класс
  6. Николина Н.А. Обучение русскому языку в 8 классе Москва «Просвещение» 2005
  7. Сиденко Н.В. Поурочные планы по русскому языку 8 класс Волгоград «Учитель» 2001
  8. Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в 8 классе Москва «Просвещение» 2005
  9. Францман Е.К. Изложение с элементами сочинения 5-9 классы Москва «Просвещение» 1998

Учебные пособия для учащихся

8 класс

  1. Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором 8 класс Москва «Просвещение» 2005
  2. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку  8 класс Москва «Просвещение» 2005
  3. Жердева Л.А. Карточки-задания Синтаксис, пунктуация Москва «Владос» 2004
  4. Еремеева А.С. Русский язык 8 класс Рабочая тетрадь Саратов «Лицей» 2005
  5. Малюшкин А.Б. Тематические зачёты по русскому языку 8 класс  Москва «Сфера» 2001
  6. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста Рабочая тетрадь 8 класс Москва «Сфера» 2002
  7. Соловьёва Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку 8 класс Москва «Материк Альфа» 2001
  8. Тихонова В.В., Шаповалова Т.Е. Русский язык Тесты 8-9 классы Москва «Дрофа» 2001

Справочная литература по русскому языку для учащихся

  1. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка 10-е издание Москва «Просвещение» 2005
  2. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка 4-е издание Москва «Просвещение» 2006
  3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка 5-е издание Москва «Просвещение» 2005
  4. Лапатухина М.С. Школьный толковый словарь русского языка 2-е издание Москва «Просвещение» 1998
  5. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка 2-е издание Москва «Просвещение» 2006
  6. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка 8-е издание Москва «Просвещение» 2006
  7. Ожегов С.И. Словарь русского языка Москва «Русский язык» 1998
  8. Одинцов В.В. Школьный словарь иностранных слов 8-е издание Москва «Просвещение» 2006
  9. Панов Б.Т. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка Москва «Просвещение» 1991
  10. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка Москва «Просвещение» 1998
  11. Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей xviii – xx вв.) Москва «Просвещение» 1996
  12. Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка Москва 2006
  13. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка Москва 2001
  14. Ушаков Д.Н. Орфографический словарь 41-е издание Москва «Просвещение» 1990
  15. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка Москва «Просвещение» 1997

 

        

        

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

 Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими компетенциями:

  • производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
  • составлять  простые двусоставные и односоставные предложения, осложнённые однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
  • пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
  •  соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По пунктуации:

  • находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами;
  • ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях;
  • ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.

По орфографии:

  • находить в словах все изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами и слова с непроверяемыми орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов.

По связной речи:

  • определять тип и стиль текста; подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников; писать сочинения-описания местности, памятника культуры или истории, сравнительные характеристики знакомых лиц,  сочинения на морально-этические темы;
  • совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные речевые ошибки;
  • уметь просто и выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам. 

                                             

                                                         

Критерии оценивания достижений учащихся

Критерии оценивания сочинений и изложений

Содержание

Речевое оформление

Грамотность

  • соответствие содержания работы заявленной теме;
  • полнота раскрытия темы;
  • наличие фактических ошибок;
  • последовательность изложения

  • разнообразие лексики и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число речевых недочётов

число допущенных ошибок:

  • орфографических;
  • пунктуационных;
  • грамматических

Основные критерии оценки

Оценка

Содержание и речь

Грамотность


«5»

  1. Содержание работы полностью соответствует теме.
  2. Фактические ошибки отсутствуют.
  3. Содержание работы излагается последовательно.
  4. Текст отличается богатством лексики.
  5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
  6. Допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 речевых недочёта.

 Допускается:

  • 1 негрубая орфографическая или
  • 1 пунктуационная или
  • 1 грамматическая ошибка


«4»

  1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы.
  2. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
  3. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
  4. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
  5. Допускается не более 2 недочётов в содержании и не более 3-4 речевых недочётов.

Допускаются:

  • 2 орфографические + 2 пунктуационные + 3 грамматические ошибки;
  • 1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические ошибки;
  • 0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические ошибки.

В любом случае количество грамматических ошибок не должно превышать трёх, а орфографических – двух, однако, если из трёх орфографических ошибок одна является негрубой, то допускается выставление отметки «4».

«3»

  1. В работе допущены существенные отклонения от темы.
  2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
  3. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
  4. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
  5. Допускается не более 4 недочётов в содержании и 5 речевых недочётов.

Допускаются:

  • 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки;
  • 3 орфографические и 5 пунктуационных;
  • 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок.

«2»

  1. Работа не соответствует заявленной теме.
  2. Допущено много фактических неточностей.
  3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними.
  4. Текст сочинения не соответствует заявленному плану.
  5. Лексика крайне бедна.
  6. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями.
  7. Нарушено стилевое единство текста.
  8. Допущено 6 недочётов в содержании и до 7 речевых ошибок.

Допускаются:

  • 5 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных;
  • 8 и более пунктуационных ошибок (с учётом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических.

Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 5 грамматических.

Критерии оценивания диктантов

Нормы оценок (количество ошибок)

Вид диктанта

«5»

«4»

«3»

«2»


Контрольный

1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная

- 2 орфографические +

2 пунктуационные;

- 1 орфографическая +

3 пунктуационные;

- 0 орфографических +

4 пунктуационные

- 4 орфографические + 4 пунктуационные;

- 3 орфографические +

5 пунктуационных;

- 0 орфографических + 7 пунктуационных;

- 6 орфографических +

6 пунктуационных (если есть однотипные и негрубые орфографические и пунктуационные)

- 7 орфографических + 7 пунктуационных;

- 6 орфографических + 8 пунктуационных;

- 5 орфографических + 9 пунктуационных;

- 8 орфографических + 6 пунктуационных

Словарный

0

1-2

3-4

до 7

Критерии оценивания дополнительного задания к диктанту

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, грамматического, орфографического) задания, выставляются две оценки (за каждый вид работы).

Оценка

«5»

«4»

«3»

«2»

Уровень выполнения задания

Все задания выполнены верно

Правильно выполнено не менее ¾ всех заданий

Правильно выполнено не менее ½ заданий

Не выполнено более половины заданий

Критерии оценивания устных ответов учащихся

Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

  • полнота и правильность ответа;
  • степень осознанности, понимания изученного;
  • языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  • полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий;
  • обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике;
  • излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5» , но допускает 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

  • излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий;
  • не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры;
  • излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «5», «4», «3» может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).

Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов

Оценка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.

Оценка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.

Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 50% правильных ответов

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.


№п/п



Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество


Примечания


Основная школа

Старшая школа (базовый уровень)

Старшая школа (профиль

ный уровень)

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

+

1.1.

Стандарт основного  общего образования по русскому языку

+

1.2.

Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень)

1.3.

Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень)

1.4.

Примерная программа основного общего образования по русскому языку

+

1.5.

Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по русскому языку

1.6.

Авторские программы

1.7.

Учебники по русскому языку 5-9 классы

+

Учебник по русскому языку 10-11 классы

Рабочая тетрадь по русскому языку 5 -11 классы

Дидактические материалы по русскому языку для 5 -11 классов

+

Учебные пособия по элективным курсам


Сборники изложений по русскому языку для 5-9 классов

+

Сборник экзаменационных изложений по русскому языку для проведения государственной (итоговой) аттестации

Комплект материалов для подготовки к ЕГЭ

Научная, научно-популярная литература по русскому языку

+

Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных правил по русскому языку и т.д.)

+

Методические пособия для учителя

+

2.

Печатные пособия

Таблицы по русскому языку для 5 – 9 классов

+

3.

Информационно-коммуникативные средства

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебные издания по основным разделам курса русского языка

+

Переносное автоматизированное  рабочее место учителя (АРМ)

+

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц

Перечень Интернет – ресурсов

Русский язык

Газета «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок русского языка»

http://rus.1september.ru

Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

http://www.gramota.ru

Коллекция «Диктанты — русский язык» Российского общеобразовательного портала

http://language.edu.ru

Культура письменной речи

http://www.gramma.ru

Владимир Даль. Электронное издание собрания сочинений

http://www.philolog.ru/dahl/

Имена.org — популярно об именах и фамилиях

http://www.imena.org

Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка

http://www.gimn13.tl.ru/rus/

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

http://ruslit.ioso.ru

Крылатые слова и выражения

http://slova.ndo.ru

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)

http://www.mapryal.org

Мир слова русского

http://www.rusword.org

Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система

http://www.ruscorpora.ru

Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка

http://yamal.org/ook/

Основные правила грамматики русского языка

http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm

Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы

http://gramota.ru/book/ritorika/

Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»

http://www.ropryal.ru

Рукописные памятники Древней Руси

http://www.lrc-lib.ru

Русская грамматика: академическая грамматика Института русского языка РАН

http://rusgram.narod.ru

Русская фонетика: мультимедийный интернет-учебник

http://www.philol.msu.ru/rus/galya-1/

Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты

http://character.webzone.ru

Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку

http://www.svetozar.ru

Свиток — История письменности на Руси

http://www.ivki.ru/svitok/

Система дистанционного обучения «Веди» — Русский язык

http://vedi.aesc.msu.ru

Словесник: сайт для учителей Е.В. Архиповой

http://slovesnik-oka.narod.ru

Справочная служба русского языка

http://spravka.gramota.ru

Тесты по русскому языку

http://likbez.spb.ru

Центр развития русского языка

http://www.ruscenter.ru

Филологический портал Philology.ru

http://www.philology.ru

Электронные пособия по русскому языку для школьниковhttp://learning-russian.gramota.r

Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении как отдельных разделов, так и всего курса русского языка в целом.

   Текущий контроль усвоения  материала осуществляется путём устного/письменного опроса. Контроль  результатов обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности  в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формы промежуточной и итоговой аттестации следующие:

  • диктант;
  • изложение (подробное, сжатое, выборочное, с элементами сочинения – рассуждения);
  • сочинение (описание, рассуждение, по картине, рассказ);
  • комплексный анализ текста;
  • проверочная работа с выборочным ответом;
  • тест;
  • осложнённое и творческое списывание;
  • устное высказывание на лингвистическую тему.

Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

   Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение  слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.

Требования к тексту диктанта


Класс

Количество в контрольном диктанте

Количество слов в словарном диктанте

слов (самостоятельных и служебных)


орфограмм


пунктограмм

слов с непроверяемыми орфограммами

8

120-150

24

10

10

30-35

 Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определённой теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретённых навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся по всем изученным темам.

Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

  Основной формой проверки речевого развития учащихся являются сочинения и изложения.  Это комплексная работа, с помощью которой проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:

  • коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму;
  • языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка;
  • навыки правописания – орфографические и пунктуационные.

Требования к объёму сочинений

Примерный объём текста

8 класс

Классное сочинение (количество страниц)

2 – 3

Требования к объёму текста для подробного изложения

Примерный объём текста

8 класс

Количество слов

250-350

 

Рекомендуемое число контрольных работ по русскому языку

Вид контрольной работы


8 класс

Диктант

5

Изложение

3

Сочинение

2

Характеристика контрольно – измерительных материалов

8 класс

Форма

Количество

Тема

Цель

Дата







Диктант







5

1. Повторение изученного

 в V – VII классах.

1. Проверить орфографические, пунктуационные и грамматические навыки учащихся.

2. Главные члены предложения

2. Проверить умение записывать текст, воспринимаемый на слух, в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.

3. Однородные члены предложения

3. Проверить знания учащихся по изученной теме.

4. Обособленные члены предложения

4. Проверить орфографические, пунктуационные и грамматические навыки учащихся.

5. Слова, грамматически не связанные с членами предложения

5. Проверить орфографические, пунктуационные и грамматические навыки учащихся.






Сочинение






8

1. Описание памятника культуры.

1. Проверить умение учащихся строить монологическое высказывание на основе исходных текстов.

2. Сочинение по картине

 И. Шевандроновой «На террасе».

2. Проверить умение учащихся создавать текст – описание, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы.

3. Характеристика человека.

3. Проверить умение характеризовать человека, т.е. раскрывать особенное в его характере, поведении, свойствах ума, воли.

4.  Рассуждение

4-5. Проверить умение учащихся аргументировать свою точку зрения, создавать текст – рассуждение.

5. Рассуждение на дискуссионную тему

6. Составление делового письма.

6. Проверить умение  соблюдать официально – деловой стиль письма.

7. Публичное выступление.

7. Проверить умение учащихся создавать высказывание в публицистическом стиле.

8. Рассказ.

8. Проверить умение писать выдуманные рассказы



Изложение



3

1. Изложение с грамматическим заданием.

1. Проверить умение учащихся подробно излагать текст и производить комплексный анализ текста.

2 -3. Проверить умение высказывать суждение по теме.

2. Изложение

3. Изложение.




Контрольная работа




3

1. Односоставные и неполные предложения

1. Проверить умение правильно ставить знаки препинания; различать типы односоставных предложений.

2. Чужая речь

2.  Проверить умение производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью; правильно расставлять знаки препинания.

3. Итоговая работа за курс VIII класса.

3. Проверить усвоение учащимися пунктограмм, изученных в 8 классе.




Тест




10

1. Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

1. Проверить знания учащихся по теме «Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, наречий, причастий».

2. Слитное и раздельное написание не с разными частями речи.

2. Проверить знания учащихся по теме «Слитное и раздельное написание не с разными частями речи».

3. Простое глагольное сказуемое.

3. Проверить знания учащихся по изученной теме.

4. Составное именное сказуемое.

4. Проверить знания учащихся по изученной теме.

5. Приложение. Знаки препинания при нём.

5. Проверить пунктуационные навыки постановки знаков препинания при приложении.

6. Повторение раздела «Двусоставные предложения»

6. Проверить  пунктуационный навык постановки тире в простом предложении.

7. Назывные предложения

7. Проверить умение распознавать назывные предложения, находить  главный член предложения.

8. Однородные и неоднородные определения.

8. Проверить умение разграничивать однородные и неоднородные определения.

9.Повторение темы «Однородные члены предложения»

9.  Проверить умение производить синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами.

10. Выделительные знаки препинания при обращении.

10. Проверить  пунктуационные навыки постановки знаков препинания в предложениях с обращениями.

Зачёт

2

1. Обособленные обстоятельства и уточняющие члены предложения

1. Проверить  умение расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами и уточняющими членами.

2. Обособленные определения и приложения

2. Проверить умение расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями.







Проверочная работа







15

1. Знаки препинания в сложном предложении.

1. Проверить умение правильно употреблять разделительные и выделительные запятые.

2. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний.

2.  Проверить умение производить устный и письменный разбор словосочетаний.

3. Составное глагольное сказуемое.

3. Проверить умение определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения.

4. Тире между подлежащим и сказуемым.

4. Проверить знания учащихся по данной теме.

5. Обобщение и систематизация материала по односоставным и неполным предложениям.

5. Проверить умение правильно ставить знаки препинания; различать типы односоставных предложений.

6. Понятие об осложнённом предложении.

6.  Проверить знание учащимися способов осложнения простого предложения.

7. Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

7. Проверить знания учащихся по данной теме.

8. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

8. Проверить умение выделять запятыми обособленные члены предложения.

9. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них.

9. Проверить умение выделять запятыми  приложения.

10. Вставные слова, словосочетания и предложения.

10. . Проверить умение выделять запятыми вставные слова, словосочетания и предложения.

11. Междометия в предложении.

11. Проверить умение выделять запятыми  междометия в предложении.

12. Прямая речь.

12. Проверить умение учащихся правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью.

13. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью.

13.Проверить умение производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с чужой речью

14. Синтаксис и пунктуация

14.  Проверить умение разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях

15. Синтаксис и орфография

15. Проверить умение объяснять синтаксические условия выбора правильного написания.



Контрольный словарный диктант





4

1. Предложение как единица синтаксиса.

1-4.  Проверить знание правописания, произношения  и лексического значения словарных слов.

2. Определённо – личные предложения.

3. Пунктуационный разбор предложения

с однородными членами

4. Понятие о чужой речи. Комментирущая часть


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку 5-9 класс. Базовый уровень. 714 часов (по УМК С.И. Львовой)

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по УМК С.И. Львовой, тематическое планирование для работы в 5-9 классах и сопоставительный анализ рабочей программы и основных нормативных документов (Федер...

Рабочая учебная программа по русскому языку 5-9 класс. Базовый уровень. 714 часов (по УМК С.И. Львовой)

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу по УМК С.И. Львовой, тематическое планирование для работы в 5-9 классах и сопоставительный анализ рабочей программы и основных нормативных документов (Федер...

Рабочая учебная программа курса «Русский язык» для 7 класса

рабочая учебная программа по русскому языку 7 класс к учебнику Ладыженской и календарно-тематическое планирование...

Рабочая учебная программа по русскому языку 5 класс

рабочая программа для образовательных учреждений  с  родным ( нерусским)  языком обучения....

Рабочая учебная программа по русскому языку для 9 класса ( 3 часа в неделю, всего 102 часа).

1. Пояснительная запискаРабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5 - 9 классы). Авторы программы М.Т.Баранов, Т.А.Л...

Рабочая учебная программа по русскому языку для 8 класса (4 часа в неделю)

Рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы по русскому языку для общеобразовательных школ : М.Т.Баранов,  Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. «Русский язык». 5-9 кл...

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной  программы   общеобразовательных учреждений «Русск...