презентация на тему: "Комплексный анализ текста как способ подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
презентация к уроку по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Карпова Елена Александровна

Материал данной презентации можно использовать при подготовке к очинению-рассуждению на ОГЭ и ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy_analiz_teksta_kak_sposob_podgotovki_k_chasti.pptx328.66 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексный анализ текста как способ подготовки учащихся к выполнению части С на ЕГЭ. Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №12 «Центр образования» города Серпухова Московской области КАРПОВА Елена Александровна

Слайд 2

Часть С ЕГЭ по русскому языку позволяет составить представление не только о сформированности ключевых умений, но и о общем развитии ученика, о его социальной и нравственной зрелости, о его общей культуре.

Слайд 3

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОв ЕГЭ по русскому языку. Недостатки, выявленные в работах учащихся(часть С ): пересказ вместо четко сформулированной темы и идеи текста; неумение верно оформлять собственное письменное высказывание, отсутствие логики в следовании микротем , бедность лексико-грамматического строя речи выпускника, отсутствие умения аргументированно выражать личностную позицию; личностная позиция проявляется слабо: заметны общеязыковые штампы, недостаток собственного взгляда на поднимаемую в тексте проблему. Выбранные выражения демонстрируют неумение ставить необходимые акценты, слабость и нечеткость сформированности смысловых структур; неумение проводить языковой анализ научного и публицистического стилей речи, выделять характерные для них средства выразительности ; б ольшое количество орфографических и пунктуационных ошибок.

Слайд 4

Ключевые умения, проверяемые частью С умение анализировать содержание и форму исходного текста; умение выражать личностную позицию; умение последовательно излагать мысли; умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических форм и лексическое богатство языка; владение нормами литературного языка; о рфографические и пунктуационные умения .

Слайд 5

Необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учеников как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано. Решая эти задачи, следует обратиться к комплексному анализу текста.

Слайд 6

РАБОТА С ТЕКСТОМ ДАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: РАЗВИВАЕТ У УЧАЩИХСЯ ЯЗЫКОВОЕ ЧУТЬЕ; ВЫРАБАТЫВАЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ЗОРКОСТЬ, СПОСОБСТВУЕТ УСТРАНЕНИЮ ГРАММАТИЧЕСКИХ, СТИЛИСТИЧЕСКИХ И РЕЧЕВЫХ ОШИБОК; ПОВЫШАЕТ ОБЩИЙ УРОВЕНЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ; РАЗВИВАЕТ КОММУНИКАЦИОННОЙ ФОН; РАЗВИВАЕТ АНАЛИТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ КАК НА УРОВНЕ ЯЗЫКОВЫХ СРЕДСТВ , ТАК И НА УРОВНЕ СОДЕРЖАНИЯ.

Слайд 7

План анализа текста. 1.Прочитайте текст. 2. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? 3.Какокого типа речи текст? 4. К какому жанру относится текст? 5. Какое настроение преобладает в тексте? 6. Определите тему текста. 7. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. 8. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план. 9.Как связаны эти части? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства языка. 10. Отметьте основные образы текста. 11. Понаблюдайте над лексикой текста. 12. Понаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется автор. 13. Какими морфологическими средствами пользуется автор? 14.Понаблюдайте над синтаксисом и пунктуацией текста. 15. Сформулируйте идею текста. 16. Каково ваше впечатление от текста?

Слайд 8

Конечные цели комплексного анализа текста: - БОЛЕЕ АДЕКВАТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА УЧАЩИМИСЯ; - УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ ОПРЕДЕЛЕННЫХ РЕЧЕВЫХ И ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ, Т.Е. РЕЧЕВОЙ И ЯЗЫКОВОЙ ГРАМОТНОСТИ; - ГРАМОТНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА СВОИМИ СЛОВАМИ; - СОЗДАНИЕ УЧАЩИМИСЯ СОБСТВЕННОГО ОРИГИНАЛЬНОГО ТЕКСТА НА ОСНОВЕ ДАННОГО (СОЧИНЕНИЕ).

Слайд 9

Работа с текстом начинается с 5 класса . С каждым следующим учебным годом она усложняется таким образом , чтобы к выпускным экзаменам ученик не испытывал трудностей, сдавая ЕГЭ по русскому языку .

Слайд 10

Пример комплексного анализа текста в 5 классе Прощальными ра ( с,з )катами прогр ..мели летние грозы. Ливни пошли на убыль. Но со… нце еще щедро отдает свое тепло. В август… в природ… улавливаю( тся,ться ) приметы перехода лета в осень. В этих приметах нежность и грусть. Разн .. травье превратилось в душистые скирды. Небо ра ( с,зчистилось ) от облаков и стало звонким. Оно приготовилось и ждет,когда в нем зазв .. нят пр.. щальные поклики птиц. Когда в полдень припекает со… нце , замечае ( тся,ться ) особое нежное томление земли. Зеленая листва отслужила свое и начинает блекнуть. Пол… няли краски летней поры. Со… нце выплыва..т теперь в глубокой т…шине и посеревших от ноч …ной прохлады туманах. Задания к тексту: 1.Озаглавьте текст. 6. Вставьте пропущенные буквы. 2. Тема текста. 7. Произведите фонетический разбор слова еще. 3. Основная мысль текста. 8. Найдите и выпишите из текста эпитеты. 4. Стиль текста. 9. Разберите слова по составу: прохлада, душистые . 5. Тип текста. 10. Произведите морфологический разбор одного глагола. 11. Найдите в тексте и подчеркните однородные члены . 12. Понаблюдайте за приходом осени в вашем крае. Напишите небольшое сочинение об этом .

Слайд 11

К 9 -11 классам задания по комплексному анализу текста выходят на новый уровень.

Слайд 12

Пример карточки для 9 класса Текст. Саврасов пр …шел сюда на … краину села Молвитина чтобы посмотреть (в)близи на старую церковь. Пр …шел и остался (на)долго. То ощ … щение весны которым он жил все эти дни когда ехал в санях по о( т,тт ) аявшей дороге вдыхая пьянящий мартовский воздух ( с,з ) десь у околицы обычного (не)приметного русского села пр …обрело особую красоту и силу. Он увидел ( с,з ) десь то чего ждал что смутно надеялся увидеть. Ради этого он проехал столько верст. Задания. 1. Выпишите из слов со скобками наречия, раскройте скобки. 2. Выпишите все слова с приставкой ПРИ. Произведите их морфемный разбор. 3. Спишите текст, расставляя знаки препинания. 4. Выпишите третье предложение текста. Обозначьте грамматические основы, части предложения и средства связи частей. Определите виды придаточных. 5.Кто такой Саврасов? Чему посвящено его творчество?

Слайд 13

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА В 10-11 КЛАССАХ СОСТАВЛЯЮТСЯ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Слайд 14

Пример карточки для 10-11 классов А ) Александр отказывался от всех переговоров потому что он лично чу… ствовал себя оскорбле ( н,нн ) ым . Б) И так точно, вследстви … своих личных свойств, привычек, условий и целей, действовали все те неперечислимые лица, учас … ники этой войны. В) Наполеон начал войну с Россией потому что он н… мог н… приехать в Дрезден, н… мог н… отуманит(?) ся почестями. Г) Провидение заставляло всех людей , стремясь к достижению своих личных целей, содействовать исполнению одного огромного результата о котором (н…) один человек (н… Наполеон, н… Александр, н… еще менее кто-либо из учас … ников войны) н… имел н… малейшего чаяния. ( По Л.Н.Толстому .) ЗАДАНИЯ. Внимательно прочитайте предложения. Расположите их в такой последовательности, чтобы получился текст. Спишите полученный текст, расставляя пропущенные знаки препинания и вставляя необходимые буквы. Найдите в тексте сложноподчиненные предложения с придаточными причины. Обратите внимание на смысловое, интонационное и пунктуационное выделение причинного значения в этих предложениях. Выпишите из предложения Б) слово, образованное приставочным способом, произведите его морфемный и словообразовательный разбор. Выскажите в 4-5 предложениях свое мнение по поднятой в полученном тексте проблеме .

Слайд 15

Много очень полезного и интересного материала для комплексного анализа текста содержится в пособии Т.М.Пахновой « Русский язык. Комплексная работа с тек стом .9-11 классы». Задания направлены прежде всего на то, чтобы учащиеся глубоко осмыслили содержание текста , увидели, что именно в тексте проявляется живая сущность слова, поняли, что именно общение с текстом показывает нам, как в языке все взаимодействует, все взаимосвязано: и лексика, и фонетика, и морфология, и синтаксис.

Слайд 16

Текст №117. Перестройка изменила не сам русский язык, она изменила условия его употребления. Исчезли границы между разными формами языка и между сферами его употребления. Языковая стихия обрушилась и захлестнула весь народ. Оказывается, что почти каждый может выступать публично, а некоторые еще и обязаны. Сегодня политические деятели различаются не только внешностью, взглядами , но и языком. «Языковые портреты политиков стали обязательной частью их образа, инструментом в политических кампаниях и даже объектом пародирования. Публичная речь во многом стала отражением индивидуальности, как, вообще говоря, и должно быть. Таким образом, социальных различий в речи теперь меньше, а индивидуальных больше. ( М.Кронгауз . Из статьи «Язык мой – враг мой.) Задания к тексту: Определите стиль текста. Объясните значение слова пародирование. Сравните слова компания-кампания. Придумайте с ними предложения. Напишите сочинение на тему «Языковой портрет …», укажите в названии конкретное лицо, речевая характеристика которого является отражением его индивидуальности Приведите примеры. Сделайте выводы.

Слайд 17

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ОСНОВНЫх СПОСОБОВ В ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЧАСТИ с ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Слайд 18

УМЕНИЕ СОЗДАВАТЬ НОВЫЙ, АВТОРСКИЙ, ОРИГИНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ – ЭТО И ЕСТЬ КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКУ. Ведь это не только подготовка к грядущим испытаниям, но и развитие образного и логического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»

ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки   к сочинению-рассуждению»...

Презентация урока по Русскому языку в 9 классе. Анализ текста как способ подготовки к ГИА.

И снова чья- то маленькая жизнь в твоих руках становится большой…… Из искры возгорится пламя М.Горький    Почему я стала учителем? Этот вопрос я задавала себе несколько раз,  и всегда о...

Научно-исследовательская работа – один из способов подготовки к ЕГЭ по русскому языку

 Никто, никогда и ничему  не сможет кого-то  научить против его воли!  И никуда не деться от очевидного факта: без тренировки в выполнении тестов при...

Тексты изложений для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Тексты изложений для подготовки к экзамену в форме ОГЭ по русскому языку в 9 классе...

Тексты изложений для подготовки к ОГЭ по русскому языку

35 текстов изложений с микротемами и примерным вариантом сжатия...

Работа с текстом в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Текст предназначен для отработки тем "Словосочетание", "Односоставные предложения", "Обособленные члены предложения"....

Анализ текста: технология кейс-стади в практике урока русского языка

Одна из задач учителя русского языка–активно использовать современные технологии в процессе подготовки обучающихся к итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ).Сочинение-рассуждение мы начинаем писать с по...