Научно-исследовательская работа – один из способов подготовки к ЕГЭ по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку на тему
Никто, никогда и ничему не сможет кого-то научить против его воли! И никуда не деться от очевидного факта: без тренировки в выполнении тестов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку об отличном результате можно только мечтать. А чтобы хорошенько разобраться, что представляют задания, предложенные в ЕГЭ по русскому языку, я решила создать проект «ЕГЭ – это не страшно!», проводить с детьми исследовательскую работу по составлению тестов, используя в качестве материалов произведения классиков литературы. Это помогает и в более тщательном изучении литературных произведений. Например, в 6 классе мы составляли тесты «Разряды местоимений», 7 классе мои ученики составили тесты по теме «Правописание не с разными частями речи» и т.д. Эти тесты удобно использовать на уроках повторения в начале или конце учебного года. (Одна из исследовательских работ представлена в приложении). Тестовые задания максимально приближены по типу, структуре и уровню сложности к реальным экзаменационным лингвистическим задачам, представленным в официальных демоверсиях.
Данный научно-исследовательский проект предназначены для осуществления учащимися средней общеобразовательной школы учебной деятельности на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ege-eto_ne_strashno.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-исследовательская работа –
один из способов подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Никто, никогда и ничему не сможет кого-то научить против его воли! И никуда не деться от очевидного факта: без тренировки в выполнении тестов при подготовке к ЕГЭ по русскому языку об отличном результате можно только мечтать. А чтобы хорошенько разобраться, что представляют задания, предложенные в ЕГЭ по русскому языку, я решила создать проект «ЕГЭ – это не страшно!», проводить с детьми исследовательскую работу по составлению тестов, используя в качестве материалов произведения классиков литературы. Это помогает и в более тщательном изучении литературных произведений. Например, в 6 классе мы составляли тесты «Разряды местоимений», 7 классе мои ученики составили тесты по теме «Правописание не с разными частями речи» и т.д. Эти тесты удобно использовать на уроках повторения в начале или конце учебного года. (Одна из исследовательских работ представлена в приложении). Тестовые задания максимально приближены по типу, структуре и уровню сложности к реальным экзаменационным лингвистическим задачам, представленным в официальных демоверсиях.
Данный научно-исследовательский проект предназначены для осуществления учащимися средней общеобразовательной школы учебной деятельности на уроках русского языка.
Тема учебного проекта тесно связана с изучением различных орфограмм
Возраст учащихся: 6-9 класс
Время работы над проектом: 2013-2015 уч.г.
Время защиты проектов: итоговая школьная научная конференция
Форма работы: урочно-внеурочная
Мотивация к познанию, работе: самомотивация от удовлетворения собственным трудом.
Цели:
Образовательная:
- выявить умение и способность учащихся работать самостоятельно по теме;
- познакомить со специфическими особенностями составления тестов
- Воспитательная:
- воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других ребят;
- воспитывать личную ответственность за выполнение работы.
Развивающая:
- развивать умения работать самостоятельно
- формировать речевые умения, обогащать речь детей.
Темы проектов
Исследовательская работа «Лингвистический портрет моих одноклассников»
Составление теста по теме «Не с разными частями речи»
Составление теста по теме «Разряды местоимений»
Составление теста «о-ё после шипящих и ц»
Составление теста по теме «Н и НН в разных частях речи» и др
I. Обоснование проекта, его цели
Проект - это наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности, дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств.
Метод проектов - педагогическая технология, цель которой ориентирует на применение актуализированных знаний и приобретение новых для активного включения деятельности в социокультурной среде. Поэтому проект «ЕГЭ – это не страшно!» интересен тем, что будет проводиться группой учеников с учителем с целью подготовки к ЕГЭ.
Этой работе должны быть присущи:
а) долгосрочность программы, а не единовременное вмешательство.
Проект «ЕГЭ – это не страшно!» окажет содействие повышению престижа и популяризации научных знаний, развитию у школьников познавательной активности и творческих способностей. Таким образом, проект «ЕГЭ – это не страшно!» - это путь самореализации учащегося и учителей, возможность сотрудничества на равных, когда вместо традиционного «учитель-ученик» рождается «исследователь-исследователь», а это, по нашему мнению, показатель движения школы вперед.
II. Задачи проекта
Поскольку целью проекта «ЕГЭ – это не страшно!» является подготовка к ЕГЭ, то непосредственно сами цели органично совпадают с интересами учеников:
- выявление у учащегося способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;
- развитие их творческих способностей;
- формирование аналитического и критического мышления учащегося в процессе творческого поиска и выполнение исследований;
- развитие целеустремленности и системности в деятельности;
- самоутверждение учащегося, благодаря достижению поставленной цели, и получение необходимого жизненного опыта.
Поставленные выше цели достигаются в три этапа. Задачи на каждом из них:
I этап – повторение и обобщение теоретического материала по выбранной теме
II этап деятельности – работа с текстом писателя-классика с целью отбора нужных орфограмм и пунктограмм
III этап – составление теста
Получение навыков интеллектуального труда (умение сравнивать, делать выводы, строить гипотезы, формулировать мысли, проблемы) - одна из основных задач данного проекта. Для учащихся среднего звена школьников это хорошая подготовка к переходу в старшее звено, это и отработка навыков систематизации, осмысления собранного материала, приобретение первого опыта научно-исследовательского поиска, что, несомненно, послужит в дальнейшей их жизни стимулом реализовать личный творческий потенциал.
III. Содержание и формы работы проекта «ЕГЭ – это не страшно!»
- Разработка проектов и тем исследований.
- Участие в конкурсах, турнирах, выставках, олимпиадах.
- Выступления на школьной конференции «Знание – сила»
Деятельность участников проекта на различных этапах
№ п/п | Этапы | Задачи | Деятельность учащегося | Деятельность педагогов |
1. | Начинание | Определение темы, уточнение цели | Уточнение информации; Обсуждение задания. | Мотивация учащегося; объяснение цели проекта; наблюдение. |
2. | Планирование | Анализ проблем, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов. | Формируют задачи; Уточняют информацию; | Помощь по просьбам; наблюдение. |
3. | Принятие решения | Сбор и уточнение информации, обсуждение (“мозговой штурм”). Выбор оптимальных вариантов. Уточнение планов деятельности. | Работа с информацией; синтез и анализ; выполнение исследования. | Наблюдение; консультации. |
4. | Выполнение | Выполнение проекта | Выполнение исследования; оформление. | Наблюдение; Советы (по просьбе). |
5. | Оценка результатов | Анализ выполненного проекта, успехов и неудач, причин. Анализ достижения поставленных целей. | Участие в коллективном самоанализе проекта и самооценка. | Наблюдение; направленный процесс анализа (по необходимости) |
6. | Защита проекта | Подготовка доклада. Защита обоснованного проекта. Оценка. | Защищают проект; участвуют в коллективной оценке. | Участие в коллективном анализе и оценке проекта. |
IY. Участники проекта
Участниками проекта предполагаются уч-ся 6-9 классов:
Участники проекта имеют право:
- выбрать тему в соответствии со своими интересами;
- получать регулярно методическую и организационную помощь от руководителей проекта;
К обязанностям участников проекта относятся:
- выполнение исследовательских работ в соответствии с требованиями и планом Проекта «ЕГЭ – это не страшно!»»;
- соблюдение графика работ в соответствии с рабочим планом проекта;
К факторам успешности исследовательской деятельности учащихся относятся:
- соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;
- добровольность выбора темы;
- максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения исследования;
- осознание школьниками значимости и полезности выполненной ими работы.
Y. Результат реализации проекта
Результатом реализации проекта является достижение поставленных целей и задач, а также создание фонда учебных работ, которые можно использовать в учебном процессе (тесты, рефераты, доклады)
Список использованной литературы
- Алексеева М.Я. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках // М: Школьная пресса - 2003.
- Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. М., 2005.
- И. Пучкова, Ю. Гостева, Н. Соколова. Русский язык. ЕГЭ, типовые тестовые задания. М.:Экзамен, 2005.
- Журнал «Русский язык в школе» №1, 2, 2006, статьи И.Г. Милославского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с текстом при подготовке к ГИА по русскому языку (приложение)
Работа по подготовке к ГИА должна вестись систематически при изучении всех тем курса русского языка. Предлагаемый дидактический материал может быть использован при изучении темы "Приложение"....
Работа в парах при подготовке к ГИА по русскому языку
Описана методика работы в парах. Представлен образец дидактического материала....
Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Данный материал представляет собой поэтапную работу по подготовке учащихся 11 класса к написанию сочинения части С1 ЕГЭ....
Работа с текстом при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Подбор аргументов к сочинению 15.3 (сила духа, героизм, мечта)
Данное занятие целесобразно проводить в преддверии Дня космонавтики.Материалом для работы учащихся являются 3 текста (о Ю. Гагарине, В. Терешковой, Г. Гречко), примеры из которых могут послужить аргум...
презентация на тему: "Комплексный анализ текста как способ подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Материал данной презентации можно использовать при подготовке к очинению-рассуждению на ОГЭ и ЕГЭ...
Методическая разработка. «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах».
Методическая разработка «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах». В данной разработке содержится материал, который...
«Система работы со слабоуспевающими при подготовке к ОГЭ по русскому языку»
Актуальная проблема для любого учителя «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями, создать атмосферу для развития их способностей и п...