Анализ текста: технология кейс-стади в практике урока русского языка
статья по русскому языку

Гаврилова Наталья Георгиевна

Одна из задач учителя русского языка–активно использовать современные технологии в процессе подготовки обучающихся к итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ).

Сочинение-рассуждение мы начинаем писать с постановки проблемы, а вычленить проблему бывает для учащихся сложно. Технология  кейс-стади помогает в исследовании проблем текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_keys-stadi_1.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ текста: технология кейс-стади в практике урока русского языка

(Н. Г. Гаврилова, учитель МБОУ СОШ №1 г.Иркутска)

Одна из задач учителя русского языка–активно использовать современные технологии в процессе подготовки обучающихся к итоговой аттестации (ОГЭ и ЕГЭ).

Сочинение-рассуждение мы начинаем писать с постановки проблемы, а вычленить проблему бывает для учащихся сложно. Технология  кейс-стади помогает в исследовании проблем текста.

Данная технология появилась в Соединенных Штатах в начале 20 века и стала известна благодаря Гарвардской школе бизнеса. Кейс (case) не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию и принять решение. Кроме того, он должен включать набор вопросов, подталкивающих к решению поставленной проблемы.По содержанию кейсы делятся на несколько типов:обучающие анализу и оценке;обучающие решению проблем и принятию решений;иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом.

Использование метода кейсов на уроках позволяет установить оптимальное сочетание теоретического и практического обучения. Кейс-стади способствует формированию у учащихся целого ряда необходимых умений и навыков:1) аналитические: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную информацию; анализировать, восстанавливать отсутствующую информацию;2) практические: использование на практике различныхметодов и принципов, известных из теории;3) творческие: применение творческих навыков в генерации альтернативных решений, которые можно найти логическим путем;4) коммуникативные: умение вести дискуссию, убеждать окружающих, использовать различные медиасредства, кооперироваться в группы, защищать свою точку зрения.

Несомненным достоинством применения метода кейс-стади на уроках является то, что он позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий, способствует в заинтересованности учащихся в изучении предмета, побуждает к активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации.Особенно данный метод эффективен в тех случаях, когда нужно научить быстро и правильно ориентироваться в многовариантных ситуациях или в ситуациях со многими возможными решениями: при выходе из конфликтной ситуации, при выборе оптимального педагогическогорешения.

Как правило, технологию кейс-стади мы используем на уроках подготовки к ЕГЭ:написанию сочинения-рассуждения. Сценарий одного из уроков приводится ниже.

1. Подготовительный этап.Учителем готовится ситуация, дополнительные информационные материалы, определяется место урока в системе предмета и задачи урока. Выбирается текст-кейс для работы над сочинением.

Брестская крепость

Брестская крепость. Совсем недалеко она от Москвы: меньше суток идет поезд. Все, кто бывает в тех краях, обязательно приходят в крепость.

Здесь громко не говорят: слишком оглушительными были дни сорок первого года и слишком многое помнят эти камни. Сдержанные экскурсоводы сопровождают группы по местам боев, и вы сможете спуститься в подвалы 333-го полка, прикоснуться к оплавленным огнеметами кирпичам, пройти к Тереспольским и Холмским воротам или молча постоять под сводами бывшего костела.

Не спешите. Вспомните. И поклонитесь.

В музее вам покажут оружие, которое когда-то стреляло, и солдатские башмаки, которые кто-то торопливо зашнуровывал утром 22 июня. Вам покажут личные вещи защитников и расскажут, как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям... И вы непременно остановитесь возле знамени – единственного знамени, которое пока нашли в крепости. Но знамена ищут. Ищут, потому что крепость не сдалась, и немцы не захватили здесь ни одного боевого стяга.

Крепость не пала. Крепость истекла кровью.

Историки не любят легенд, но вам непременно расскажут о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны. На десятом, в апреле 1942 года. Почти год сражался этот человек. Год боев в неизвестности, без соседей слева и справа, без приказов и тылов, без смены и писем из дома. Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был советский солдат.

Каждый год 22 июня Брестская крепость торжественно и печально отмечает начало войны. Приезжают уцелевшие защитники, возлагаются венки, замирает почетный караул.

Каждый год 22 июня самым ранним поездом приезжает в Брест старая женщина. Она не спешит уходить с шумного вокзала и ни разу не была в крепости. Она выходит на площадь, где у входа на вокзал висит мраморная плита:

С 22 ИЮНЯ ПО 2 ИЮЛЯ 1941 ГОДА ПОД РУКОВОДСТВОМ ЛЕЙТЕНАНТА НИКОЛАЯ (фамилия неизвестна) И СТАРШИНЫ ПАВЛА БАСНЕВА ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ГЕРОИЧЕСКИ ОБОРОНЯЛИ ВОКЗАЛ.

Целый день старая женщина читает эту надпись. Стоит возле нее, точно в почетном карауле. Уходит. Приносит цветы. И снова стоит, и снова читает. Читает одно имя. Семь букв: «НИКОЛАЙ».

Шумный вокзал живет привычной жизнью. Приходят и уходят поезда, дикторы объявляют, что люди не должны забывать билеты, гремит музыка, громко смеются люди. И возле мраморной доски тихо стоит старая женщина.

Не надо ей ничего объяснять: не так уж важно, где лежат наши сыновья. Важно только то, за что они сражались.

(По Б.Л. Васильеву)

2. Предварительный этап.На данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации:

- Текст, над которым предстоит работать, читается учащимися вслух (текст есть у каждого).

- Вычленяются проблемы:

1. Проблема памяти о Великой Отечественной войне.

2. Проблема мужества солдат на войне.

3.Проблема силы родительской любви.

3. Основной (аналитический этап).

- Организация работы групп, подготовка к работе над комментарием к выбранной проблеме.

- Поиск аргументов (литературный, жизненный). Докладчик доносит до слушателей точку зрения группы. Все члены группы дополняют рассказ докладчика. Проявляется умение слышать и слушать.

4. Рефлексивный этап.

- Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решения одной проблемы).

- Каждый учащийся выбирает проблему, которую с успехом может разрешить при написании сочинения.

- Учитель анализирует ситуацию, оценивает работу учащихся и делает вывод по результатам работы групп.

Пример сочинения-рассуждения

Борис Васильев в своем тексте поднимает проблему памяти Великой Отечественной войны. Автор рассказывает о том, что Брестская крепость в годы Великой Отечественной войны не пала, она «истекла кровью». Память о подвиге защитников жива: каждый год 22 июня Брестская крепость отмечает начало войны.

Мы узнаем, что в Бресте, у входа на вокзал, висит мемориальная плита. Ежегодно приезжает в город-герой старая женщина и стоит возле нее, все время перечитывая имя Николай.

Б.Васильев считает, что люди должны помнить события Великой Отечественной войны.

Безусловно, нельзя не согласиться с автором. Память о подвиге людей должна жить вечно, чтобы не повторились эти страшные события. Я горжусь тем, что 9 Мая в городах и селах шествует Бессмертный полк. Память не умирает.

Хочется вспомнить рассказ Евгения Носова «Живое пламя». Рассказчик снимает квартиру у тети Оли, у которой во время войны погиб сын. Однажды он сажает на клумбе маки. Это цветы, которые очень быстро увядают, но полыхают огнем. Для тети Оли эти маки – символ памяти об ее сыне, у которого была короткая, но яркая жизнь.

Память о погибших будет вечно жить в наших сердцах.

Меня тронуло стихотворение В.Высоцкого «Братские могилы». Оно было написано уже после войны и посвящено всем безымянным воинам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Поэт пишет о том, что мы не знаем имен этих героев, на таких братских могилах «нет крестов», но зажжен Вечный огонь-символ памяти.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче – гранитные плиты,

Здесь нет ни одной персональной судьбы-

Все судьбы в единую слиты.

У всех этих воинов общая судьба: тяжелые кровопролитные бои, спасение Родиныценой собственной жизни.

Мы должны помнить подвиги солдат, мы не имеем права забывать об этой страшной войне, чтобы она не повторилась!

Результаты работы с кейсом

Предметные результаты:

- освоение новой информации;

- освоение методов сбора данных;

- освоение методов анализа;

- умение работать с текстом;

- соотнесение теоретических и практических знаний.

Метапредметные результаты:

-умение работать в группе;

- умение коммуницировать в группах;

-умение говорить и слушать.

Список литературы

      1.ЕГЭ.Русский язык под ред. И. П. Цыбулько.- М.: Национальное образование, 2018.-С. 246-247.

2.Балясникова Т, А. Русский язык. Применение кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ.10-11 классы.-М.: Планета.2011.-224 с.

3.Попова С.Ю. Кейс-стади: принципы создания и использования.-М.:СКФ-офис,2105-114 с.

4.Пронина Е. В. Современные образовательные технологии кейс-стади. М.: УМОВО, 2018.-113с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель современного урока. Применение технологии "Коллективный способ обучения" на уроках русского языка

Вашему вниманию предлагается описание технологии "Коллективный способ обучения" и её практического применения на уроках русского языка в 7 и 8 классах по темам: "Правописание гласных в корне слова" , ...

Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в тексте и...

Подготовка к сочинению. Работа над проблемой текста. Формулировка проблемы. Мастер- класс к уроку русского языка в 11 классе. Презентация.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения, используя приемы активного осмысления текста через разноуровневое обучение.Задачи учителя: научить учащихся воспринимать содержащуюся в те...

презентация на тему: "Комплексный анализ текста как способ подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Материал данной презентации можно использовать при подготовке к очинению-рассуждению на ОГЭ и ЕГЭ...

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...

Развитие смыслового чтения и работа с текстом учащихся III-IV вида на уроках русского языка и литературы

Формы, методы и приёмы работы с текстом в условиях реализации ФГОС            Известный мыслитель ХХ века М.М. Бахтин говорил: «Где нет тек...

Доклад на МО «Стратегии смыслового чтения. Приемы работы с текстом по формированию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

В докладе представлены приёмы  формирования читательской грамотности, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы....