Тексты изложений для подготовки к ОГЭ по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Гасленко Александра Геннадьевна

35 текстов изложений с микротемами и примерным вариантом сжатия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teksty_izlozheniy_35.docx60.06 КБ

Предварительный просмотр:

Текст 1

Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство? Нет, конечно. Искусство – это очарование и колдовство, это выявление смешного и трагедийного, это мораль и безнравственность, это познание мира и человека. В искусстве человек создаёт свой образ как нечто отдельное, способное существовать вне его самого и остаться после него как его след в истории.

Момент обращения человека к творчеству, быть может, является величайшим открытием, не имеющим себе равного в истории. Ведь через искусство каждый отдельный человек и народ в целом осмысляет свои особенности, свою жизнь, своё место в мире. Искусство позволяет соприкоснуться с личностями, народами и цивилизациями, отдалёнными от нас временем и пространством. И не просто соприкоснуться, а узнать и понять их, потому что язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

 Вот почему ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству не как к развлечению или забаве, а как к могучей силе, способной не только запечатлеть образ времени и человека, но и передать его потомкам. (161 слово)

Микротема №1 Ни одной формулой нельзя определить, что такое искусство.

№2 Язык искусства универсален: он позволяет соприкоснуться с другими личностями, народами и цивилизациями.

№3 Искусство способно запечатлеть образ эпохи и передать его потомкам

Сжатый текст

Ни одной формулой нельзя определить, что такое искусство. Создавая образ в искусстве, человек оставляет свой след в истории.

Момент обращения человека к творчеству позволяет осмыслить ему своё место в мире, соприкоснуться с другими личностями, народами и цивилизациями. Язык искусства универсален, и именно он даёт возможность человечеству ощутить себя как единое целое.

Ещё с глубокой древности сформировалось отношение к искусству как к могучей силе, способной запечатлеть образ эпохи и передать его потомкам. (71 слово)

Текст 2

Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить, например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того, что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в кафе, в читальном зале библиотеки.

Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту. (167 слов)

№1 Ускорение темпа жизни привело к пониманию значимости времени. В силу того, что живём мы в разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.

№2 Сегодня человека угнетает избыточность вынужденного общения, поэтому мы стремимся обособиться, уединиться.

№3 Несмотря на это, отношения с друзьями остаются на первом месте. Мы знаем, с кем поделиться радостью и к кому обратиться за помощью в трудную минуту.

Сжатый текст

Сегодняшнее время диктует новое испытание для дружбы. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Чтобы добиться цели, нужно экономить время. В результате человек общается с друзьями всё меньше.

Но вот парадокс: человека угнетает избыточное общение, особенно в больших городах. Сейчас мы стремимся обособиться, уединиться.

Не смотря на все это, отношения с друзьями остаются для нас на первом месте. Существование друзей вселяет нам в душу уверенность, что в трудную минуту нам есть с кем поделиться радостью и к кому обратиться. (80 слов)

Текст 3

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанное с ними светлое и нежное воспоминание, которое он бережно хранит в своём сердце. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные. Но несмотря на все появляющиеся новинки, такие как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде, ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.

 Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нем положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку, помня, что она принесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а также систему ценностей и мировоззрение. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности. (158 слов)

№1 Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.

№2 В век компьютерных технологий игрушка всё-таки остается незаменимой, потому что она учит, развивает ребёнка, помогает ему приобретать жизненный опыт.

№3 Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Необходимо тщательно выбирать игрушку для формирования положительных качеств в ребёнке.

Сжатый текст

У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Любимая игрушка – это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.  

В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но игрушка всё-таки остается незаменимой, потому что она учит, развивает ребёнка, помогает ему приобретать жизненный опыт.

 Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбирать игрушку. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности. (83 слова)

Текст 4

Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы были месяц, проведённый летом в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу...

Нет нужды перечислять всё, что может разбудить в человеческом детстве интерес и благоговейное отношение к великому таинству жизни. Вырастая, человек умом постигать должен, как сложно всё в живом мире переплетено, взаимосвязано, как этот мир прочен и вместе с тем уязвим, как всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. Эта школа должна обязательно быть.

И всё-таки в начале всего стоит Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею человек обретает и некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью. (156 слов)

№1 У каждого человека есть свой «будильник» чувства природы.

№2 У человека должна быть школа благоговейного отношения к таинству жизни.

3 Точкой отсчёта всех ценностей жизни является Любовь, которая приближает человека к счастью.

Сжатый текст

У каждого человека есть свой «будильник» чувства природы. Для меня им стала книга «Животные-герои», для кого-то – месяц, проведённый летом в деревне, первый поход с ночёвкой в лесу...

 Надо ли перечислять всё, что может пробудить интерес ребёнка к природе? Вырастая, человек должен постигать умом, как всё взаимосвязано в живом мире, как этот мир прочен и уязвим одновременно.

Но всё-таки не ум, а Любовь ко всему живому делает познание мира столь интересным и даёт некую точку опоры в отсчёте всех ценностей жизни. Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издаёт звуки… Любовь, приближающая человека к счастью. (93 слова)

Текст 5

Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребёнка, не прочти он драгоценных книг – он обделён. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год – разница невелика.

 В детстве счёт времени ведётся иначе, тут каждый день – открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Впечатления детства – самые яркие и прочные впечатления. Это фундамент будущей духовной жизни, золотой фонд. В детстве посеяны семена. Не все прорастут, не все расцветут. Но биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера и, в свою очередь формирующих этот характер. Но если проследить и найти связь явлений, то станет очевидным, что всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок были посеяны в детстве, имели с тех пор свой зародыш, своё семечко. (152 слова)

№1 Впечатления детства составляют фундамент будущей духовной жизни ребёнка

№2 Биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

 №3 Все качества личности взрослого человека были заложены в детстве.

Сжатый текст

Без прочтения книг домашняя и школьная жизнь ребёнка становится обделённой. Нельзя восполнить упущенное в детстве время, потому что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Впечатления детства – самые яркие и прочные, они составляют фундамент будущей духовной жизни ребёнка.

Биография человеческой души – это постепенное прорастание семян, посеянных в детстве.

Последующая жизнь сложна и многообразна. Она состоит из миллионов поступков, определяющихся многими чертами характера. Очевидно, что все качества личности взрослого человека были заложены в детстве, имели своё семечко. (77 слов)

Текст 6

Мы часто говорим о сложностях, связанных с воспитанием начинающего жизнь человека. И самая большая проблема – это ослабление семейных уз, уменьшение значения семьи в воспитании ребёнка. А если в ранние годы в человека семьёй не было заложено ничего прочного в нравственном смысле, то потом у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители недодали своему ребёнку душевного тепла и, ощущая эту вину, стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется, становится другим. Но если родители не смогли установить внутренний контакт с ребёнком, перекладывая основные заботы на бабушек и дедушек или общественные организации, то не стоит удивляться тому, что иной ребёнок так рано приобретает цинизм и неверие в бескорыстие, что жизнь его обедняется, становится плоской и сухой. (135 слов)

№1 Сложности в воспитании молодого поколения связаны с уменьшением значения семьи. №2 Чрезмерная опека ребёнка родителями – следствие ослабления семейного начала.

№3 Если родители не смогли установить контакт с ребёнком, то такой ребёнок становится циничным, а жизнь его – плоской и сухой.

Сжатый текст

Сложности в воспитании молодого поколения связаны с уменьшением значения семьи. Если в ранние годы семья не заложила человеку ничего прочного в нравственном смысле, то у общества будет немало хлопот с этим гражданином.

Другая крайность – чрезмерная опека ребёнка родителями. Это тоже следствие ослабления семейного начала. Родители стремятся в будущем оплатить свой внутренний духовный долг запоздалой мелочной опекой и материальными благами.

Мир изменяется, но если родители не смогли установить контакт с ребёнком, переложили свои обязанности на других, то не стоит удивляться тому, что такой ребёнок становится циничным, а жизнь его – плоской и сухой. (91 слово)

Текст 7

Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём в нелестных выражениях. «Да не может быть! – воскликнул человек. – Я ничего хорошего для него не сделал…». Вот он, алгоритм чёрной неблагодарности, когда на добро отвечают злом. В жизни, надо полагать, этот человек не раз встречался с людьми, перепутавшими ориентиры на компасе нравственности.  

Нравственность – это путеводитель по жизни. И если ты будешь отклоняться от дороги, то вполне можешь забрести в бурелом, колючий кустарник, а то и вовсе утонуть. То есть если ты неблагодарно ведёшь себя по отношению к другим, то и люди вправе вести себя по отношению к тебе так же.

 Как же относиться к этому явлению? Относитесь философски. Совершайте добро и знайте, что оно наверняка окупится. Уверяю Вас, что Вы сами будете получать наслаждение от того, что делаете добро. То есть Вы будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. И помните: творят добро возвышенные натуры. (149 слов)

№1 Один человек, услышав о себе нелестные отзывы знакомого, ответил, что этого не может быть, ведь он ничего хорошего для него не сделал.

 №2 Люди будут относиться к тебе так, как ты относишься к ним.

 №3 Делая добро, которое наверняка окупится, вы сами будете счастливы.

Сжатый текст

1.Один человек, услышав о себе нелестные отзывы знакомого, ответил, что этого не может быть, ведь он ничего хорошего для него не сделал. В жизни, видимо, он не раз встречался с чёрной неблагодарностью людей, отвечавших на добро злом.

2.Нравственность – это путеводитель по жизни. И если о ней забыть, то можно сбиться с пути. Люди будут относиться к тебе так, как ты относишься к ним.

3.К этому явлению надо относиться философски. Делая добро, которое наверняка окупится, вы сами будете счастливы. А это и есть цель в жизни – прожить её счастливо. Добро творят возвышенные натуры. (92 слова)

Текст 8

Времена меняются, приходят новые поколения, у которых, казалось бы, всё не такое, как у прежних: вкусы, интересы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы между тем почему-то остаются неизменными. Нынешних подростков, как и их родителей в своё время, волнует всё то же. Как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви?

Юношеская мечта о любви – это, что бы ни говорили, прежде всего, мечта о взаимопонимании. Ведь подростку обязательно нужно реализовать себя в общении со сверстниками: проявить свою способность к сочувствию, сопереживанию. Да и просто показать свои качества и способности перед тем, кто настроен к нему доброжелательно, кто готов его понять.

 Любовь – это безусловное и безграничное доверие двоих друг к другу. Доверие, которое раскрывает в каждом всё то лучшее, на что только способна личность. Настоящая любовь непременно включает в себя дружеские отношения, но не ограничивается ими. Она всегда больше дружбы, поскольку только в любви мы признаем за другим человеком полное право на всё то, что составляет наш мир. (162 слова)

№1 С течением времени трудноразрешимые личные вопросы остаются неизменными. Как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви?

№2 Подростку нужно реализовать себя в общении со сверстниками и показать свои качества перед тем, кто готов его понять.  

№3 Любовь больше дружбы, она предполагает полное взаимное доверие, раскрывающее все лучшие свойства личности.

Сжатый текст

У каждого нового поколения свои вкусы, жизненные цели. Но трудноразрешимые личные вопросы остаются неизменными: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение от настоящей любви?

Юношеская мечта о любви – это мечта о взаимопонимании. Подростку нужно реализовать себя в общении со сверстниками и показать свои качества перед тем, кто готов его понять.  

Любовь – это безусловное доверие, раскрывающее в каждом все лучшее, на что способна личность. Настоящая любовь всегда больше дружбы. Только в любви мы признаём за другим человеком полное право на все, что составляет наш мир. (89 слов)

Текст 9

1.Неуверенность в себе – проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно – в середине XX века. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей – вплоть до серьёзных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.

2.А проблемы психологические? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый: чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми, чем собственные; каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное, ему хочется одобрения ото всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненную ситуацию.

3.Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни учёные ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты. (158 слов)

№1 Неуверенность в себе может стать причиной многих неприятностей.

№2 Человек, не уверенный в себе, постоянно зависит от чужого мнения, и поэтому он становится нерешительным и не может использовать жизненные ситуации в своих интересах.

№3 Преодолеть неуверенность в себе способен только тот человек, который правильно ставит цели, соотносит их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивающий свои результаты.

Сжатый текст

Неуверенность в себе – проблема древняя, но лишь в середине XX века стало понятно, что она может стать причиной массы неприятностей, вплоть до серьёзных заболеваний.    

Неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения, при которой человек, не уверенный в себе, становится нерешительным и не может использовать жизненные ситуации в своих интересах.

Преодолеть неуверенность в себе способен только тот человек, который правильно ставит цели, соотносит их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивающий свои результаты. (75 слов)  

Текст 10

1.Сущность понятия «власть» заключается в возможности одного человека заставить другого делать то, что тот по своей воле не сделал бы. Дерево, если ему не мешать, растёт ровно вверх. Но даже если ему не удаётся расти ровно, то оно, изгибаясь под препятствиями, старается из-под них выйти и опять тянуться вверх. Так и человек. Рано или поздно он захочет выйти из повиновения. Люди покорные обычно страдают, но если раз им удалось сбросить свою «ношу», то они нередко и сами превращаются в тиранов.

2.Если командовать везде и всеми, то человека ждёт одиночество как финал жизни. Такой человек всегда будет одинок. Ведь на равных общаться он не умеет. Внутри у него глухая, иногда неосознаваемая тревога. И он чувствует себя спокойно только тогда, когда люди беспрекословно выполняют его распоряжения. Командиры и сами несчастные люди, и плодят несчастье, даже если добиваются неплохих результатов.

3.Командовать и управлять людьми – это разные вещи. Тот, кто управляет, умеет ответственность за поступки брать на себя. Такой подход сохраняет психическое здоровье и самого человека, и окружающих. (164 слова)

№1 Сущность власти заключается в том, что один человек заставляет другого делать то, тот по своей воле не сделал бы. Выйдя из повиновения, покорные люди сами нередко превращаются в тиранов.

№2 Люди, которые командуют везде и всеми, всегда одиноки, ведь они не умеют общаться на равных, поэтому они и сами несчастны, и плодят несчастье.

№3 Командовать и управлять – разные понятия. Управлять – значит уметь брать ответственность за свои поступки на себя.

Сжатый текст

Власть – это возможность заставить делать другого человека то, что тот по своей воле не сделал бы. Человек, подобно дереву, стремящемуся обойти препятствия, которые мешают ему расти, хочет выйти из повиновения. Покорные люди обычно страдают, но и нередко сами становятся тиранами.

Человека, командующего везде и всеми, ждёт одиночество, так как он не умеет общаться на равных. Внутри у него тревога, сменяющаяся спокойствием лишь при выполнении его распоряжений. Командиры – нечестные люди, плодящие несчастье.

Командовать и управлять – разные понятия. Управлять – значит уметь брать ответственность за свои поступки на себя. (86 слов)

Исходный текст № 11

                    Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
                    Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от
ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не
радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
                     Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время. (152 слова)

Микротемы

Война была для детей жестокой и грубой школой. Они не понимали истинной
ценности простых вещей, так как не обладали жизненным опытом.

Война наполнила их душевный опыт до предела. Те, кто остался в живых, вернулись с
войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став
непримиримее к несправедливости, добрее к добру

Память о войне должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не
забывать Время – значит не забывать Людей, не забывать Людей – значит не забывать
Время.

Сжатый текст

                   Война была для детей жестокой и грубой школой. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.

                    Война наполнила их душевный опыт до предела. Те, кто остался в живых, вернулись с
войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к
несправедливости, добрее к добру.

                    Память о войне должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не
забывать Время – значит не забывать Людей, не забывать Людей – значит не забывать Время.
(89 слов)

Исходный текст № 12

                Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе
предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда
остаётся за человеком. 

               Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с
ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы
всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни –
самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное
и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.

                 Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его
нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить:
успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И
неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он
хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей. (151 слово)

Микротемы

Универсального рецепта, как выбрать верный, предназначенный только тебе путь, не
существует. Выбор всегда остаётся за человеком.

Большинство серьёзных решений мы принимаем в юности.

Такой выбор – дело ответственное, его нельзя отложить на потом. Успех приходит к
тем, кто верит в себя и упорно достигает намеченных целей.

Сжатый текст

               Универсального рецепта того, как выбрать правильный путь в жизни, не существует.
Окончательный выбор всегда остается за человеком. 

             Этот выбор мы делаем уже в детстве, но большинство серьёзных решений мы всё же
принимаем в юности. Именно в это время человек выбирает на всю жизнь ближайшего друга,
профессию, круг интересов.

              Понятно, что такой выбор – дело ответственное, его нельзя отложить на потом. Не стоит
надеяться, что ошибку можно будет исправить. Что-то удастся подправить, но далеко не всё. Успех
приходит к тем, кто верит в себя и упорно достигает намеченных целей. (87 слов)

Исходный текст № 13

                  Есть ценности, которые изменяются, теряются, пропадают, становясь пылью времени. Но
как бы ни изменялось общество, всё равно на протяжении тысячелетий остаются вечные
ценности, которые имеют большое значение для людей всех поколений и культур. Одной из таких
вечных ценностей, безусловно, является дружба.

              Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, тех или иных людей называют
своими друзьями, но мало кто может сформулировать, что такое дружба, кто такой настоящий
друг, каким он должен быть. Все определения дружбы сходны в одном: дружба – это
взаимоотношения, основанные на взаимной открытости людей, полном доверии и постоянной
готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

              Главное, чтобы у друзей были одинаковые жизненные ценности, похожие духовные
ориентиры, тогда они смогут дружить, даже если их отношение к определённым явлениям жизни
разное. И тогда на настоящую дружбу не влияет время и расстояние. Люди могут разговаривать
друг с другом лишь изредка, быть в разлуке в течение многих лет, но всё равно оставаться очень
близкими друзьями. Подобное постоянство – отличительная черта настоящей дружбы. (162 слова)

Микротемы

Одной из вечных ценностей, которые имеют большое значение для людей всех
поколений и культур, является дружба.

Дружба – это взаимоотношения, основанные на открытости, доверии и готовности
прийти друг другу на помощь.

У друзей одинаковые жизненные ценности, духовные ориентиры. Постоянство –
отличительная черта настоящей дружбы.

Сжатый текст

             Есть ценности, которые со временем теряются, пропадают. Но остаются вечные ценности,
имеющие большое значение для людей всех поколений и культур. Например, дружба.
              Люди очень часто употребляют это слово в своём языке, но мало кто может
сформулировать, что это такое. Дружба – это взаимоотношения, основанные на открытости,
доверии и готовности прийти друг другу на помощь.
            У друзей должны быть одинаковые жизненные ценности, похожие духовные ориентиры.
Настоящая дружба не боится времени и расстояния. Близкими друзьями можно быть, не
встречаясь годами и разговаривая изредка. Подобное постоянство – отличительная черта
настоящей дружбы. (86 слов)

Исходный текст № 14

                          Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. Такие высказывания мы, к
сожалению, слышим довольно часто. Чаще всего предают те, в кого мы вложили душу.
Закономерность здесь такова, чем больше благодеяния, тем сильнее предательство. В таких
ситуациях вспоминается высказывание Виктора Гюго: «Я безразлично отношусь к ножевым
ударам врага, но мне мучителен булавочный укол друга».
                       Многие терпят издевательство над собой, надеясь, что у предателя проснётся совесть. Но не может проснуться то, чего нет. Совесть – функция души, а у предателя её нет. Предатель обычно объясняет свой поступок интересами дела, но для того, чтобы оправдать первое предательство, совершает второе, третье и так до бесконечности.

                 Предательство полностью разрушает достоинство человека, в результате предатели ведут
себя по-разному. Кто-то отстаивает своё поведение, пытаясь оправдать содеянное, кто-то впадает
в ощущение вины и страха перед надвигающимся возмездием, а кто-то просто старается всё
забыть, не обременяя себя ни эмоциями, ни размышлениями. В любом случае жизнь предателя
становится пустой, никчёмной и бессмысленной. (152 слова)

Микротемы

Чем больше мы вкладываем душу в отношения, тем сильнее боль измены.

У предателя нет совести. Один раз предав, человек предаст снова и снова.

Жизнь предателя становится пустой и бессмысленной.

Сжатый текст

                Мы часто слышим высказывания о предательстве друзей и близких. Чем больше мы
вкладываем душу, тем сильнее боль измены. Ещё Гюго говорил, что булавочный укол друга
больнее ножевого удара врага. 

             Многие напрасно надеются, что у предателя проснётся совесть. Но её у него нет. Один раз
предав, человек предаст снова и снова.

            Предательство разрушает достоинство человека, поэтому предатели стараются оправдать
содеянное. Одни боятся возмездия, другие стараются просто все забыть. В любом случае жизнь
предателя становится пустой и бессмысленной. (76 слов)

Исходный текст № 15

              Слово «мама» — особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы
взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий
старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.
             Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несём ей свою радость и
боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придаёт силы, вдохновляет на
подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот
миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и
спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».
              Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о
матери! «Берегите матерей!» – провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К
сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов
своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь
благодарные дети – лучший подарок для них. (164 слова)

Микротемы

Слово «мама» — особое слово. Оно сопровождает нас в течение всей жизни.

Место матери в нашей жизни особое.

Нужно дарить радость матерям постоянно, ведь благодарные дети – лучший подарок
для них.

Сжатый текст

           Слово «мама» — особое слово. Оно сопровождает нас в течение всей жизни. Это слово есть
в языке любого народа и везде оно звучит нежно и ласково.
           Место матери в нашей жизни особое. Мы всегда делимся с ней радостью и горем и находим
её понимание. В сложных обстоятельствах жизни мы зовём её на помощь и верим, что она всегда
поможет. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».
           Многие художники и композиторы посвящают свои произведения маме. К сожалению, мы
поздно понимаем, что недостаточно трепетно относились к своим мамам. Чтобы этого не
произошло, нужно дарить им радость постоянно. Благодарные дети – лучший подарок для них.
(99 слов)

Исходный текст № 16

В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о таких вещах, как взаимовыручка и взаимопомощь. А человеческое общество как раз и сформировалось, и продолжает существовать благодаря общему делу и помощи слабым, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга. И как теперь мы можем поддерживать абсолютно противоположную точку зрения, гласящую о том, что нет иных интересов, кроме наших собственных?

          И дело тут даже не в том, что это звучит эгоистично. Дело в том, что именно в этом вопросе переплетаются личные и общественные интересы. Понимаете, насколько это глубже, чем кажется? Ведь индивидуализм разрушает общество, а, стало быть, и ослабляет нас. И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество.

          И что же больше отвечает нашим интересам – взаимовыручка или примитивный эгоизм? Здесь двух мнений быть не может. Мы должны понимать друг друга, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть. И, помогая людям в трудную минуту, не надо ждать благодарности, надо просто помогать, не ища для себя выгод. Тогда и тебе в ответ помогут обязательно.(168 слов)

Микротемы:

  1. Общество существует благодаря тому, что есть взаимовыручка и взаимопомощь.
  2. Индивидуализм разрушает общество.
  3. Если мы хотим жить вместе, необходимо бескорыстно помогать друг другу.

Готовое сжатое изложение:

В обществе, где культивируется идея индивидуализма, многие забыли о  взаимовыручке и взаимопомощи. А ведь общество  существует  благодаря общему делу, помощи слабым, благодаря тому, что каждый из нас дополняет друг друга.

Индивидуализм разрушает общество,  ослабляет нас. И только взаимная поддержка может сохранить и укрепить общество.

 Мы должны понимать друг друга, если хотим все вместе жить хорошо и ни от кого не зависеть. И, помогая людям в трудную минуту, не надо ждать благодарности, надо просто помогать, не ища для себя выгод. Тогда и тебе в ответ помогут обязательно. (84 слова)

Исходный текст № 17

Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал — добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота человека.

          И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых — это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в волнениях, радостях и печалях.

          Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. Следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.(170 слов)

Микротемы:

  1. Доброта – основа душевной красоты человека – должна воспитываться с детства.
  2. Путь добра был, есть и будет единственно верным жизненным путём человека.
  3. Воспитывать добрые чувства трудно, но необходимо, потому что без этого ребёнок не станет настоящим человеком.

Готовое сжатое изложение:

Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. Они давали разные ответы, но  никто не сказал: добрым. А ведь без доброты – подлинной теплоты сердца – невозможна душевная красота человека.

Сегодня  в мире достаточно зла, поэтому нам стоит быть более терпимыми, добрыми по отношению друг к другу,  к окружающему живому миру и совершать смелые поступки во имя добра. Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он полезен абсолютно всем.

Добрые чувства должны быть воспитаны в детстве, потому что они усваиваются одновременно с познанием важнейших истин, главная из которых – ценность жизни. В детстве человек должен пройти  эмоциональную  школу воспитания добрых чувств. (106 слов)

Исходный текст № 18

          В детстве человек счастлив, как сейчас говорят, по умолчанию. По природе своей ребенок – существо инстинктивно предрасположенное к счастью. Какой бы трудной и даже трагичной ни была его жизнь, он все равно радуется и постоянно находит для этого всё новые и новые поводы. Возможно, потому что пока не с чем сравнить жизнь. Он ещё не подозревает, что может быть как-то иначе, но скорее всего, все-таки потому, что душа еще не успела покрыться панцирем и более открыта добру и надежде, чем душа взрослого человека.

          А с возрастом все словно выворачивается наизнанку. Как бы спокойно и благополучно ни складывалась жизнь, мы не успокоимся, пока не найдем в ней некую занозу, нескладицу, неполадку, прицепимся к ней и почувствуем себя глубоко несчастными. И мы верим в придуманную нами драму, искренне жалуемся на нее друзьям, тратим на переживания время, здоровье, душевные силы.

          Лишь когда случается действительно настоящая трагедия, мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания и сколь пустячен повод для них. Тогда мы хватаемся за голову и говорим себе: «Господи, каким же я был глупцом, когда страдал из-за какой-то ерунды. Нет, чтобы жить в свое удовольствие и наслаждение каждой минутой». (183 слова)

Микротемы:

  1. В детстве человек счастлив от природы, и несмотря ни на что, находит поводы быть счастливым.
  2. Взрослые же пытаются найти повод, чтобы быть несчастными.
  3. Перед лицом настоящей трагедии выдуманные проблемы становятся мелкими и мы жалеем, что не жили полноценной жизнью.

Готовое сжатое изложение:

В детстве человек счастлив  по умолчанию.  Ребенок – существо инстинктивно предрасположенное к счастью. Какой бы трудной ни была его жизнь, он все равно радуется и постоянно находит для этого всё новые и новые поводы.  Скорее всего, так происходит потому, что душа еще  открыта добру и надежде.

А с возрастом все меняется. Как бы благополучно ни складывалась жизнь, мы не успокоимся, пока не найдем в ней некую занозу, прицепимся к ней и почувствуем себя  несчастными.

Лишь когда случается действительно настоящая трагедия, мы понимаем, сколь нелепы выдуманные страдания и сколь пустячен повод для них. Тогда мы жалеем, что не жили полноценной жизнью. (99 слов)

Исходный текст № 19

          Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – немецким фашизмом.

          Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Но память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое; а затем - и существенное. К тому же всё меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и в произведениях искусства не будут отражены самопожертвования и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить!

          Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни и подвиге человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибших.(192 слова)

Микротемы:

  1. Как бы далеко ни уходила война, память о ней жива, ибо забыть о беспримерном подвиге народа нельзя.
  2. Память о четырёх тяжелейших годах в нашей истории не должна стереться.
  3. Для произведений искусства тема войны традиционна: тактичность и правдивость в изображении событий и героев военных лет являются их главными чертами.

Готовое сжатое изложение:

Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах людей. Нельзя забыть  беспримерный подвиг,  невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над немецким фашизмом. 

Но память человека со временем ослабевает. Да и  всё меньше становится ветеранов, тех, кто  мог бы рассказать о войне. Если в документах и в произведениях искусства не будет отражена  стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить! 

Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О человеке на войне снято немало  фильмов,  созданы произведения литературы. В них  боль, не покидающая душу народа. Но самым главным  является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам. (114 слов)

Исходный текст № 20

           В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, телевидение, театр, музыка, живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература.

           Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и бескорыстное наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях писателей, композиторов, художников только средство получения удовольствия. Конечно, мы нередко идем в кинотеатр, садимся к телевизору, берём в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься. Да и сами художники, писатели, композиторы так строят свои произведения, чтобы поддержать и развить интерес и любопытство зрителей, читателей, слушателей. Но значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

           Искусство способно сохранять характерные черты эпохи, дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь своеобразным хранилищем памяти для последующих поколений. Оно незаметно формирует взгляды и чувства, характер, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. Именно поэтому в трудные минуты жизни люди нередко обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества.(179 слов)

Микротемы:

  1. Без искусства невозможно представить нашу жизнь.
  2. Цель искусства — это не только получение удовольствия. Искусство помогает познать себя и окружающий мир.
  3. Искусство как источник духовной силы и мужества помогает в трудные моменты жизни, становится хранилищем памяти для последующих поколений.

Готовое сжатое изложение:

В современном мире нет человека, который не соприкасался бы с искусством. Его значение в нашей жизни велико. Книга, кино, театр, музыка, живопись, литература   оказывают на нашу жизнь огромное влияние. 

Соприкосновение с миром искусства доставляет нам радость и  наслаждение. Но неправильно было бы видеть в произведениях искусства только средство получения удовольствия. Значение искусства в нашей жизни намного серьёзнее. Оно помогает человеку лучше увидеть и понять окружающий мир и самого себя.

Искусство способно  дарить людям возможность общаться друг с другом через десятилетия и века, становясь  хранилищем памяти для последующих поколений. Оно  формирует взгляды, вкусы человека, пробуждает любовь к прекрасному. В трудные минуты жизни люди  обращаются к произведениям искусства, которые становятся источником духовной силы и мужества. (113 слов)

Исходный текст № 21

           Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

          Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится. Это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своею добротою.

          Это великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (138 слов)

Микротемы:

1.Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать   ее, пожить в лучах чужой доброты.

  1. От чужой теплоты согревается сердце, и оно не может не ответить взаимностью.
  2. Почувствовать огонь доброты— это великое счастье.

Готовое сжатое изложение:

Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее, пожить в лучах чужой доброты.   Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.

Чужая доброта – это теплота, от которой сердце согревается и приходит ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно своею добротою.

Это великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг  человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца,  и для вражды и ненависти не остаётся места в душе. (93 слова)

 Исходный текст № 22

          Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание борьбы во имя прекрасного будущего. Но мечты не должны быть оторваны от действительности. Они должны предугадывать будущее и создавать у нас ощущение, что мы уже живём в этом будущем и сами становимся иными.

          Мечта нужна не только детям, но и взрослым. Она вызывает волнение, источник высоких чувств. Она не даёт нам успокоиться и показывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь. Она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.

          Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом и остановиться. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, глубоко и действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание осмысленного и прекрасного. (123 слова)

Микротемы:

  1. Нельзя отнимать у человека возможность мечтать.
  2. Ценность мечты в том, что она вызывает желание жить и стремиться к неизведанным далям.
  3. Мечта помогает бороться за будущее.

Готовое сжатое изложение:

Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных побудительных причин, рождающих культуру, искусство,  желание борьбы во имя прекрасного будущего. Мечты не должны быть оторваны от действительности,  они должны предугадывать будущее.

Мечта нужна каждому. Она вызывает волнение, она не даёт нам успокоиться, она тревожит и заставляет страстно желать этой жизни. В этом её ценность.

Только лицемер может сказать, что надо успокоиться на достигнутом. Чтобы бороться за будущее, нужно уметь мечтать страстно, действенно. Нужно воспитать в себе непрерывное желание  прекрасного. (81 слово)

 

Исходный текст № 23

          В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

           Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.

          Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону. (168 слов)

Микротемы:

  1. Почему люди читают книги?
  2. Книги приносят пользу: они делают человека умнее и обогащают его внутренний мир.
  3. Книги способствуют нравственному воспитанию.

Готовое сжатое изложение:

В чем польза чтения? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают внутренний мир. Чтение книг  увеличивает словарный запас человека, вырабатывает  ясное мышление. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать,  развивает логическое мышление. 

Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают  влияние на наши нравственные ориентиры. После прочтения  классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону. (92 слова)

 Исходный текст № 24

          Что такое хорошая книга? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющих нас задуматься, выразить эмоции. Во-вторых, книга должна быть написана богатым языком. В-третьих, она должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной.

          Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы. Так, увлечение только лишь жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Авалон гораздо лучше, чем путь домой.

          Если вы не читали книг из школьной программы или читали их в сокращённом виде, следует начать именно с них. Классическая литература – это обязательная база для каждого человека. В великих произведениях есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Они научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Естественно, читайте научно-популярную литературу. Она расширит ваш кругозор, сформирует знание о мире, поможет вам определить свой путь в жизни, даст возможность саморазвитию. Надеемся, что эти доводы, приведённые в пользу чтения, сделают книгу вашим лучшим другом. (174 слова)

Микротемы:

  1. Хорошая книга должна быть интересной, написанной богатым языком и иметь глубокий смысл.
  2. Не стоит увлекаться одним жанром литературы.
  3. Классическая и научно-популярная литература оказывает огромное влияние на развитие чувств и формирование взглядов человека, поэтому её непременно нужно читать.

Готовое сжатое изложение:

Что такое хорошая книга? Хорошая книга должна быть увлекательной и интересной,  она должна быть написана богатым языком,  нести глубокий смысл и  содержать оригинальные идеи. 

Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром.  Например, увлечение только  жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов.

Классическая литература – это обязательная база для каждого человека, в которой есть разочарование и радость,  трагедия и комедия. Такие книги  научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут  увидеть красоту мира, понять себя и людей. Научно-популярная литература расширит ваш кругозор, поможет определить свой путь в жизни, даст возможность саморазвитию. Надеемся, что  книга станет вашим лучшим другом! (96 слов)

 Исходный текст № 25

          Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться. Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. Отца дети уважали и слушались. Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья.

          Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу, вместе с игрой, начинали делать что-то полезное.

          Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям. (148 слов)

Микротемы:

  1. Иметь семью так же важно, как и работать. Традиционно главой в семье считается отец, сыновья растут, помогая отцу.
  2. Женщина-мать занимается домашним хозяйством, привлекая к этому детей.
  3. Умение прощать и любить в семье важно не только для семьи, но и для общества в целом.
    Готовое сжатое изложение:

Иметь семью и детей так же необходимо, как необходимо трудиться. Традиционно главой семьи считался отец.  Он занимался тяжелым трудом.  Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья.

Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании. Все эти работы она делала не одна, а понемногу привлекала детей.

Доброта,   прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы.  Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека,  не уважающего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям. (98 слов)

 Исходный текст № 26

          Слово "культура" многогранно. Что же в первую очередь несёт в себе истинная культура? Она несёт в себе понятие духовности, свет, знание и истинную красоту. И если люди поймут это, то наша страна станет процветающей. И потому было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры, центр творчества не только для детей, но и для людей всех возрастов.

           Истинная культура всегда направлена на воспитание и на образование. И во главе таких центров должны стоять люди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура, из чего она складывается, каково её значение.

          Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир, истина, красота. Было бы хорошо, если бы культурой занимались люди честные и бескорыстные, беззаветно преданные своему делу, уважающие друг друга. Культура - огромный океан творчества, места хватит всем, для каждого найдётся дело. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то вся планета наша станет прекраснее. (152 слова)

Микротемы:

  1. Истинная культура несёт в себе понятие духовности, и если люди поймут это, то страна станет процветающей.
  2. Истинная культура всегда воспитывает.
  3. Культуру нужно развивать, и делать это должны как преданные своему делу люди, понимающие высокие цели, стоящие перед культурой, так и каждый из нас.

Готовое сжатое изложение:

Слово “культура” многогранно.  Культура  несёт в себе  духовность, знание,  красоту.  Если люди поймут это, то наша страна станет процветающей.  Было бы очень хорошо, если бы в каждом городе и посёлке был свой центр культуры  для людей всех возрастов.

Истинная культура  направлена на воспитание и на образование.  Во главе таких центров должны стоять люди, хорошо понимающие, что такое настоящая культура.

Ключевой нотой культуры могут стать такие понятия, как мир,  красота.  Культурой должны  заниматься  люди честные,  преданные своему делу. Культура –  океан творчества, места хватит всем. И если мы все вместе станем участвовать в её создании и укреплении, то  наша планета  станет прекраснее. (100 слов)

 Исходный текст № 27

           Что значит быть культурным человеком? Культурным можно считать человека образованного, воспитанного, ответственного. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому, умение быть благодарным, любовь к природе и родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

          Культурный человек никогда не солжёт. Он сохранит самообладание и достоинство в любых жизненных ситуациях. Он имеет чётко поставленную цель и добивается её. Главная же цель такого человека - увеличивать добро в мире, стремиться к тому, чтобы все люди были счастливы. Идеалом культурного человека является подлинная человечность.

          В наше время люди уделяют слишком мало времени культуре. А многие даже не задумываются об этом на протяжении всей жизни. Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре происходит с детства. Ребёнок знакомится с традициями, переходящими из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и своей родины, познаёт культурные ценности. Став взрослым, он сможет быть полезным обществу. (143 слова)

Микротемы:

  1. Какого человека можно считать культурным.
  2. Главная цель культурного человека— увеличивать добро в мире.
  3. В наше время культуре уделяется мало времени. Процесс приобщения к культуре должен идти с самого детства, чтобы человек взрослый был полезен обществу.

Готовое сжатое изложение:

Что значит быть культурным человеком? Культурным можно считать человека образованного,  ответственного. Он уважает себя и окружающих, его  отличает   стремление к высокому, любовь к природе и родине, сострадание к ближнему.

Культурный человек никогда не солжёт. Он сохранит  достоинство в любых  ситуациях. Он имеет чётко поставленную цель и добивается её. Главная цель такого человека – увеличивать добро в мире. Его идеал –    подлинная человечность.

В наше время люди уделяют  мало времени культуре. Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре происходит с детства. Ребёнок знакомится с традициями,  впитывает положительный опыт семьи и  родины, познаёт культурные ценности. Став взрослым, он будет полезным обществу. (98 слов)

 Исходный текст № 28

          Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, в 18 лет, когда он становится совершеннолетним. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что же значит быть взрослым?

          Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи, опеки. Человек, обладающий этим качеством, всё делает сам и не ждёт поддержки от других. Он понимает, что свои трудности должен преодолевать сам. Конечно, бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у друзей, родственников и знакомых. Но в целом, самостоятельному, взрослому человеку не свойственно надеяться на других.

          Есть такое выражение: руке следует ждать помощи только от плеча. Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои дела и поступки. Он сам планирует свою жизнь и оценивает себя, не полагаясь на чьё-то мнение. Он понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым - значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным, уметь принимать решения. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек. (169 слов)

Микротемы:

  1. Понятие «взрослость» не зависит от возраста.
  2. Взрослость обозначает самостоятельность.
  3. Быть взрослым— значит отвечать за себя и других, полагаться только на свои силы и жизненный опыт.

    Готовое сжатое изложение:

Некоторые считают, что человек взрослеет в каком-нибудь определённом возрасте, например, в 18 лет. Но есть люди, которые и в более старшем возрасте остаются детьми. Что  значит быть взрослым?

Взрослость означает самостоятельность, то есть умение обходиться без чьей-либо помощи. Самостоятельный человек  всё делает сам. Но бывают ситуации, когда человеку одному не справиться. Тогда приходится просить помощи у близких.  Но в целом самостоятельному  человеку не свойственно надеяться на других.

Самостоятельный человек умеет отвечать за себя, свои  поступки, понимает, что многое в жизни зависит от него самого. Быть взрослым – значит отвечать за кого-то ещё. Но для этого тоже надо стать самостоятельным. Взрослость зависит не от возраста, а от жизненного опыта, от стремления прожить жизнь без нянек. (111 слов)

 Исходный текст № 29

               Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии, общих помыслов. И всё же нельзя уверенно сказать, что подобная общность определяет дружбу, ведь могут подружиться люди разных профессий.

           Могут ли дружить два противоположных характера? Конечно! Дружба - равенство и сходство. Но в то же время дружба - это неравенство и несходство. Друзья всегда нужны друг другу, но не всегда друзья получают от дружбы поровну. Один дружит и дарит свой опыт, другой в дружбе обогащается опытом. Один, помогая слабому, неопытному, молодому другу, познаёт свою силу, зрелость. Другой, слабый, познает в друге свой идеал, силу, опыт, зрелость. Так, один в дружбе дарит, другой радуется подаркам. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах.

          Друг тот, кто утверждает твою правоту, талант, заслуги. Друг тот, кто любя разоблачает тебя в твоих слабостях, недостатках и пороках.(140 слов)

Микротемы:

  1. Как становятся друзьями? Дружить могут люди разных профессий.
  2. Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, противоречиях, несходствах. В дружбе один даёт, другой получает.
  3. Друг — это тот, кто ценит за хорошее и разоблачает за плохое.

Готовое сжатое изложение:

Что такое дружба? Как становятся друзьями? Друзей встретишь чаще всего среди людей общей судьбы, одной профессии. И всё же нельзя это  уверенно сказать, ведь могут подружиться люди разных профессий.

Два противоположных характера тоже могут дружить. Дружба – равенство и сходство. Но в то же время дружба – это неравенство и несходство. Друзья нужны друг другу, но не всегда друзья получают от дружбы поровну. Один  дарит свой опыт, другой  обогащается опытом. Один, помогая  молодому другу, познаёт свою силу. Другой, слабый, познает в друге свой идеал.  Дружба основывается на сходстве, а проявляется в различии, несходствах.

Друг тот, кто утверждает твою правоту,  заслуги. Друг тот, кто  разоблачает тебя за плохое. (105 слов)

 Исходный текст № 30

           Дружба - это не что-то внешнее. Дружба лежит глубоко в сердце. Нельзя заставить себя быть другом кому-то или заставить кого-то быть твоим другом.

          Для дружбы нужно очень многое, прежде всего взаимное уважение. Что означает уважать своего друга? Это значит считаться с его мнением и признавать его положительные черты. Уважение проявляется в словах и делах. Друг, к которому проявляется уважение, чувствует, что его ценят как личность, уважают его достоинства и помогают ему не только лишь из чувства долга. В дружбе важно доверие, то есть уверенность в искренности друга, в том, что он не предаст и не обманет. Конечно, друг может совершать ошибки. Но ведь все мы несовершенны. Это два основных и главных условия для дружбы. Кроме этого, для дружбы важны, например, общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями. Причина простая: сможем ли мы проявлять к другу глубокое уважение и, возможно, доверие, если видим, что он совершает поступки недопустимые, по нашему мнению, и считает это нормой. Укрепляют дружбу и общие интересы или увлечения. Однако для дружбы, которая существует давно и проверена временем,  это не принципиально.

           Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могут быть очень сильными и приносить человеку множество переживаний. Но без дружбы жизнь немыслима.(206 слов)

Микротемы:

  1. Дружба лежит в сердце человека.
  2. В дружбе важно взаимоуважение, доверие, а также общность нравственных ценностей. Укрепляют дружбу и общие увлечения.
  3. Без дружбы жизнь человека немыслима.

Готовое сжатое изложение:

Дружба – это не что-то внешнее.  Дружба лежит глубоко в сердце. 

Для дружбы нужно многое. Прежде всего — взаимоуважение. Уважать друга –  значит считаться с его мнением, признавать его положительные черты.  Друг, которого уважают, чувствует, что его ценят как личность,  помогают ему не только  из чувства долга. В дружбе необходимо доверие, то есть уверенность в том, что друг не предаст.  Также для дружбы важны общие нравственные ценности. Людям, которые по-разному смотрят на то, что есть добро, а что зло, будет тяжело быть друзьями.  Укрепляют дружбу и общие интересы, увлечения.

Дружеские чувства не зависят от возраста. Они могут  приносить человеку множество переживаний. Но без дружбы жизнь немыслима. (103  слова)

 Исходный текст № 31

          Нам лишь кажется, что, когда с нами что-то случается, - это уникальное явление, единственное в своем роде. На самом деле нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе. Любовь, верность, ревность, измена, трусость, поиски смысла жизни - всё это уже когда-то кем-то было пережито, передумано, найдены причины, ответы и запечатлены на страницах художественной литературы. Дело за малым: бери и читай и всё найдёшь в книге.

          Литература, открывая мир с помощью слова, творит чудо, удваивает, утраивает наш внутренний опыт, беспредельно расширяет взгляд на жизнь, на человека, делает тоньше наше восприятие. В детские годы мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска, интриги. Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того, чтобы с её помощью углубиться в себя. Это час взросления. Мы ищем в книге собеседника, который просветляет, облагораживает, учит.

          Вот мы взяли в руки книгу. Что происходит в нашей душе? С каждой прочитанной книгой, распахивающей перед нами кладовые мыслей и чувств, мы становимся другими. С помощью литературы человек становится Человеком. Не случайно книгу называют учителем и учебником жизни.(176 слов)

Микротемы:

  1. Нет ни одной проблемы, которая уже не была бы отражена в мировой литературе.
  2. Роль литературы в нашей жизни многогранна: книга помогает формировать внутренний опыт, разобраться в себе.
  3. Книга – учебник жизни.

Готовое сжатое изложение:

Нам  кажется, что любая наша проблема— это уникальное явление. Но нет ни одной проблемы, которая  не была бы отражена в мировой литературе. Любовь,  измена, поиски смысла жизни и многое другое — всё это есть в книгах.  

Литература   утраивает наш внутренний опыт,  расширяет взгляд на жизнь. В детстве мы читаем сказки и приключения, чтобы пережить азарт поиска. Но наступает час, когда мы испытываем потребность открыть книгу для того, чтобы с её помощью углубиться в себя. Это час взросления. Мы ищем в книге собеседника, который нас учит.

С каждой прочитанной книгой  мы становимся другими. С помощью литературы человек становится человеком. Неслучайно книгу называют  учебником жизни. (101 слово)

Текст 32

          Многие думают, что быть искренним - значит открыто и прямо говорить то, что думаешь, и делать то, что говоришь. Но вот незадача: человек, сразу озвучивающий то, что первое взбрело ему в голову, рискует прослыть не только естественным, но и невоспитанным, а то и глупым. Скорее, искренний и естественный человек тот, кто умеет быть самим собой: снять маски, выйти из привычных ролей и показать своё истинное лицо.

           Главная проблема в том, что мы плохо знаем себя, гонимся за призрачными целями, деньгами, модой. Мало кто считает важным и нужным направить вектор внимания в свой внутренний мир. Нужно заглянуть в своё сердце, остановиться и проанализировать свои мысли, желания и планы, чтобы понять, что истинно моё, а что навязанное, продиктованное друзьями, родителями, обществом. Иначе ты рискуешь всю жизнь тратить силы на цели, которые тебе на самом деле вовсе не нужны.

          Если ты заглянешь в себя, то увидишь целый мир, бесконечный и многогранный. Ты обнаружишь свои особенности и таланты. Надо только изучать. И тебе, конечно же, не станет легче и проще, но станет интереснее. Ты найдёшь свой жизненный путь. Единственный способ стать искренним - это познавать себя.(182 слова)

Микротемы:

  1. Быть искренним— это значит проявлять свою внутреннюю суть.
  2. Главная проблема состоит в том, что человек редко анализирует, насколько его образ жизни соответствует внутренним потребностям, а не навязан извне.
  3. Единственный путь к искренности лежит через познание самого себя.
    Готовое сжатое изложение:

Многие думают, что быть искренним — значит открыто и прямо говорить то, что думаешь. Но такой человек  рискует прослыть невоспитанным или даже глупым.   Искренний  человек тот, кто умеет быть самим собой: снять маски, показать своё истинное лицо. 

Главная проблема в том, что мы плохо знаем себя, гонимся за призрачными целями, модой. Мало кто считает  нужным направить вектор внимания в свой внутренний мир. Нужно заглянуть в своё сердце,  проанализировать свои мысли,  чтобы понять, что истинно моё, а что навязанное окружающими.  

Если ты заглянешь в себя, то увидишь  многогранный мир, обнаружишь свои таланты.  Ты найдёшь свой жизненный путь. Единственный способ стать искренним – это познавать себя. (103 слова)

Текст 33

          Каждый человек ищет место в жизни, старается утвердить своё я. Это естественно. Только вот как он находит своё место? Какими путями идёт к нему? Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? Вопрос чрезвычайно важный.

          Многие из нас не могут признаться себе в том, что из-за ложно понятого, раздутого чувства собственного достоинства, из-за нежелания показаться хуже мы иногда делаем опрометчивые шаги, поступаем не очень правильно: лишний раз не переспросим, не скажем "не знаю", "не могу" - слов нет. Себялюбцы вызывают чувств осуждения. Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого человека, наверное, бывают моменты, когда он просто обязан проявить своё самолюбие, утвердить своё я. И, конечно, сделать это не всегда просто.

         Истинная цена человека рано или поздно всё равно обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит не столько себя, сколько других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас, так называемый маленький рядовой человек, на самом деле есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу всего мира.(166 слов)

Микротемы:

  1. Все мы пытаемся найти своё место в жизни, определяя собственные ориентиры.
  2. Процесс самоутверждения всегда не прост, поэтому естественно, что мы совершаем ошибки.
  3. Каждый из нас должен осознавать личную ответственность за окружающий мир – этим определяется настоящая цена человека.

    Готовое сжатое изложение:

Каждый человек ищет место в жизни.  Только  как он его находит?  Какие моральные ценности имеют вес в его глазах? Вопрос чрезвычайно важный. 

Из-за  раздутого чувства собственного достоинства мы иногда поступаем неправильно. Лишний раз не переспросим, не скажем “не знаю”, “не могу”. Себялюбцев  осуждают. Однако не лучше и те, кто разменивает своё достоинство, как мелкую монету. В жизни каждого   бывают моменты, когда он просто обязан проявить самолюбие. И сделать это непросто. 

Истинная цена человека рано или поздно  обнаруживается. И тем выше эта цена, чем больше человек любит  других. Лев Толстой подчёркивал, что каждый из нас   есть лицо историческое, которое несёт ответственность за судьбу мира. (105 слов)

Текст 34

          Когда я учился в школе, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет проходить в какой-то иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать другие люди. А на самом деле сложилось всё иначе. Мои сверстники остались со мной. Друзья молодости оказались самыми верными. Круг знакомых возрос необычайно. Но настоящие друзья, старые, подлинные друзья, приобретаются в молодости. Молодость - это время сближения.

          Друзей следует помнить и беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. В радости тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души и поделиться им. Неразделённая радость не радость. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, тоже нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

          Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не теряйте друзей. Ничто из приобретённого в молодости не проходит бесследно. Хорошие навыки молодости облегчать жизнь. Дурные усложнят её и затруднят.  Помните русскую пословицу: "Береги честь смолоду"? В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать. Дурные не дадут спать.(169 слов)

Микротемы:

  1. Настоящие друзья приобретаются в молодости. Молодость – это время сближения.
  2. Настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости.
  3. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не теряйте друзей.

Готовое сжатое изложение:

Когда я учился в школе, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет проходить в какой-то иной обстановке,  меня будут окружать другие люди. А на самом деле мои сверстники остались со мной. Круг знакомых возрос, но настоящие друзья  приобретаются в молодости. Молодость – это время сближения.

 Настоящая дружба  помогает и в горе, и в радости. В радости тоже нужна помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души и поделиться им. В несчастье   тоже нельзя быть одному. 

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените всё хорошее, что приобрели в молодые годы, не теряйте друзей.  Хорошие навыки молодости облегчат жизнь. В памяти остаются все поступки, совершённые в молодости. Хорошие будут радовать. Дурные не дадут спать. (110 слов)

Текст 35

         Что же действительно заключается в этом, казалось бы, привычном для всех понятии дружба? Если говорить по-научному, то дружба - это бескорыстные взаимоотношения между людьми, которые основываются на общих симпатиях, интересах и увлечениях. Настоящий друг всегда рядом, плохо ли нам, хорошо ли. Он никогда не попытается воспользоваться вашей слабостью в своих целях и всегда придёт на помощь, когда он так нужен. Он не только поможет в беде, но и искренне порадуется в минуты счастья вместе с вами.

          Но, к сожалению, подобные отношения постепенно сходят на нет. Бескорыстная дружба понемногу становится пережитком прошлого. Друзья сейчас для нас - это люди, способные помочь в том или ином вопросе, или те, с кем можно неплохо провести время. На деле же, если у кого-то из якобы близких друзей случается кризис, друзья куда-то испаряются до тех пор, пока этот кризис не пройдёт. Эта ситуация знакома практически каждому. Одним словом, выгодная дружба стремительно вытесняет дружбу бескорыстную. 

          Мы должны помнить, что многие проблемы, кажущиеся грандиозными и пугающими, без особого труда можно решить, если рядом есть надёжные друзья. Дружба даёт уверенность в завтрашнем дне. Она делает человека смелее, свободнее и оптимистичнее, а жизнь его теплее, интереснее и многограннее. Верная дружба духовно объединяет людей, способствуя развитию в них стремления к созиданию, а не разрушению. (204 слова)

Микротемы:

  1. Дружба – это бескорыстные взаимоотношения между людьми. Настоящий друг всегда рядом, он не только поможет в беде, но и порадуется за ваше счастье.
  2. Но часто бывает, что такие отношения сходят на нет. На смену бескорыстной дружбе приходит дружба выгодная.
  3. Мы должны помнить, что дружба делает нас лучше, объединяет людей, помогает в жизни.

Готовое сжатое изложение:

Что же действительно заключается в  понятии дружба?  Дружба – это бескорыстные взаимоотношения между людьми. Настоящий друг  всегда придёт на помощь.  Он не только поможет в беде, но и искренне порадуется в минуты счастья вместе с вами.

Но подобные отношения постепенно сходят на нет.  Друзья сейчас для нас – это люди, способные помочь в том или ином вопросе,  те, с кем можно неплохо провести время. На деле же, если у кого-то  случается кризис, друзья куда-то испаряются.  Выгодная дружба стремительно вытесняет дружбу бескорыстную.

Мы должны помнить, что многие проблемы  можно решить, если рядом есть надёжные друзья. Дружба  делает человека смелее, оптимистичнее, а жизнь его теплее, интереснее.  Верная дружба способствует развитию в людях стремления к созиданию, а не разрушению. (113 слов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник изложений при подготовке к ОГЭ по русскому языку

Сборник изложений при подготовке  к ОГЭ по русскому языку...

презентация на тему: "Комплексный анализ текста как способ подготовки к ЕГЭ по русскому языку"

Материал данной презентации можно использовать при подготовке к очинению-рассуждению на ОГЭ и ЕГЭ...

Тексты изложений для подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

Тексты изложений для подготовки к экзамену в форме ОГЭ по русскому языку в 9 классе...

Работа с текстом в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Текст предназначен для отработки тем "Словосочетание", "Односоставные предложения", "Обособленные члены предложения"....

Тексты сжатых изложений для подготовки к ОГЭ по русскому языку .

Материал содержит тексты изложений ОГЭ по русскому языку, микротемы по каждому сочинению, а также сжатый вариант каждого текста....