Корень слова,однокоренные слова.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Корень слова».
- дать понятие о корне как морфеме;
- научиться находить корень слова, подбирать однокоренные слова.
Задачи урока:
- Образовательные:
- формирование умения находить корень слова через подбор однокоренных слов и анализ лексического значения;
- знакомство с омонимичными корнями;
- формирование навыков разграничения омонимичных корней.
2. Развивающие:
- развитие орфографической зоркости;
- развитие наблюдательности и логического мышления.
3. Воспитательные:
- развитие интереса к предмету через элементы занимательности;
- воспитание чувства любви и бережного отношения к природе.
Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: доска, учебник, карточки.
Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Структура урока.
1. Оргмомент.
2. Мотивация.
3. Актуализация знаний.
4. Введение в тему урока.
5. Объяснение темы урока.
6. Закрепление по теме.
7. Физкультминутка.
8. Итоги урока.
9. Домашнее задание.
10. Рефлексия.
Планируемые результаты.
1. Личностные:
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
2. Метапредметные:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; владение разными видами чтения;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в обсуждениях.
3. Предметные:
- освоение базовых основ лингвистики; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Ход урока
- Организационный этап.
- Приветствие, запись даты и темы.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим свое знакомство с темой «Морфемика».
III.Повторение пройденного.
Вид работы: опрос.
- Прежде, чем продолжить путешествие по большой стране Морфемика, давайте вспомним, что мы изучили на прошлых уроках. Продолжите предложение:
-Морфемика – наука, которая изучает . . . .
-Морфемы.
-Морфема – это. . . 2 мин.
-Значимая часть слова.
— Ребята, на прошлых уроках мы уже с вами изучили две значимые части слова. Подскажите мне, как они называются?
— Ребята, а теперь подумайте и скажите мне, как называется самая главная значимая часть слова?
Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? Запишем новую тему урока –«Корень слова».
III. Целеполагание.
Вид работы: эвристическая беседа, словарный диктант.
Сформулируйте цели сегодняшнего урока, используя незаконченные предложения
(Дети записывают цели в тетради, опираясь на правило в учебнике)
-Открываем учебник на станице 13 и читаем определение в рамочке. После этого попробуем письменно в тетради сформулировать цели нашего сегодняшнего урока, продолжая предложения:
Я хочу узнать …новое о корне слова.
Мне надо научиться… находить корень слова и однокоренные слова по их лексическому значению. 4 мин.
-Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
-А для чего нам нужно правильно выделять корень слов? Чтобы ответить на этот вопрос, напишем небольшой словарный диктант.
Объясните орфограммы в корнях данных слов. Что помогает нам не допустить в них ошибки? Как именно мы проверяем гласные и согласные в корне?
-Мы находим однокоренные слова и так проверяем правильность написания.
Вязать (вяжет), дарить, листвой, полоскать бельё (полощет), помирить, , , приносить (носит). 9мин.
-Теперь вы сами можете ответить на вопрос: для чего нам нужно знать корни слов и правильно их находить?
-Чтобы подобрать проверочные слова, которые помогут правильному написанию гласных и согласных в корне.
IV. Объяснение нового материала.
Вид работы: работа с учебником, работа со словарём.
- Само понятие «корень слова» вам уже известно. На этом уроке мы поговорим о загадках однокоренных слов, сделаем несколько открытий и выводов. Что же такое «корень»? Почему эта морфема так называется?
Женя, я тебя просила выписать все значения слова «корень» из словаря Ожегова. Скажи, сколько значений у этого слова?
-У слова корень 5 значений.
-Ребята, а как называются такие слова?
-Многозначные.
-Зачитай нам, пожалуйста, сейчас все значения слова «корень».
- Подземная часть растения, служащая для укрепления в почве и всасывания воды. Корень лопуха.
- Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, ногтя. Корень зуба.
- Начало, источник чего-либо. Корень зла. 5 МИН.
- В математике: число, которое при возведении его в степень, даёт исходное число. Корень из четырёх.
- В грамматике: основная часть слова без приставок и суффиксов.
-Изучая многозначные слова, мы говорили, что значения многозначного слова взаимосвязаны. Что же общего у корня дерева и корня слова?
-Корень – главная часть слова. В корне заключается смысл слова. От него «растут» слова.
-Молодцы, ребята.
V. Закрепление пройденного практического материала.
1. Вид работы: игра «Третий лишний».
-А теперь поиграем в «Третий лишний» (устно)
- Лес, лестница, лесничий.
- Честный, чеснок, бесчестие.
- Смешной, смешить, смешать.
- Левый, лев, налево. 2 МИН
- Водичка, водитель, водяной.
-Скажите, как называются слова, звучащие и пишущиеся одинаково, но имеющие разное значение?
-Омонимы.
—Корни, близкие по звучанию, но разные по значению называются омонимичными корнями.
С помощью игры «Третий лишний» мы раскрыли один из секретов однокоренных слов. Что же это за секрет?
-Всегда ли слова, звучащие похоже или одинаково, являются однокоренными? (не обязательно однокоренные).
— Давайте попрактикуемся отличать однокоренные слова от слов с омонимичными корнями.
— Прочитайте текст.
Работа с текстом (Читаю)
«Отцы»
(распечатка текста есть на каждой парте).
Отцы у нас не деляги,
Отцы у нас не дельцы.
Делили глоток из фляги
Между собой отцы.
Шли на передовые,
Бросая свои дела.
Жили отцы деловые,
Право и долг не деля.
За это вот неделимое
Падали порознь бойцы…
Бывают порой нелюдимыми
Усталыми наши отцы.
Но только они не устали
Делать свои дела - 10 МИН
Из нержавеющей стали
Сделаны их тела.
Зовут они смерть пределом,
Который им брать не впервой.
Пахнут их руки делом;
Краской, металлом, листвой.
Задание к тексту: какие две группы однокоренных слов мы можем выделить? Читаете текст, слова выписываете в две колонки, выделяете корни. К доске выходят по одному человеку и записывают в колонки по одному слову. Спрашиваю, все ли согласны с мнением. В конце узнаю нет ли еще каких –то слов, про которые мы забыли.
Деляги Деловой человек, хороший работник | Делили |
Корень – дел - значение «работа, труд» | Корень – дел - значение «разбивать на части». |
Посмотрите на наши группы слов. Корни в первой и второй колонках похожи? А лексическое значение у этих корней одинаковое? Попробуйте определить, какое лексическое значение несет в себе корень дел в первой колонке?? Корень дел во второй колонке?
—Давайте сделаем вывод, какие слова называются однокоренными? Что их должно объединять, помимо сходства корней?
- Однокоренные слова имеют что-то общее в лексическом значении.
-Давайте сделаем ещё один вывод: Однокоренные слова должны иметь ( Какие корни?) одинаковые или близкие по написанию корни.
-А почему не просто «одинаковые», а «близкие»?
Запишите следующие предложения: Катя протянула руку Ивану Ивановичу. Ее ручка всегда кажется (производить впечатление)(видится, представляется) очень маленькой, но рукопожатие всегда оказывается (очутиться или обнаружиться) очень крепким.
Найдите однокоренные слова в тексте.
-Как называется фонетический процесс, когда буквы и звуки в словах меняются?
-Чередование.
-В корне могут чередоваться как гласные, так и согласные, а иногда звук совсем «выпадает».
-А теперь подберите к словам однокоренные с чередованиями (думают, кто догадался, тот поднимает руку и выходит к доске).
Нога – (ножка, г // ж ).
Подруга – (дружок, г // ж).
Тихий – (тишина, х // ш).
Мягок – (мякоть, г // к).
Снега – (снежный, г //ж).
А теперь попробуйте выделить корни в данных словах: жечь, зажигать, обжёг, жгучий, жжение. (Думают, кто догадался, тот поднимает руку и выходит к доске).
-Какой вывод мы можем сделать? Корни однокоренных слов пишутся совершенно одинаково или все -таки?
-Корни однокоренных слов могут слегка отличаться в звучании и написании из-за чередований. (Из- за какого фонетического процесса могут отличаться корни?)
-Молодцы ребята, а сейчас давайте поиграем в игру, кто больше.
- Игра «Кто больше».
- Составьте ряды родственных слов. Проверьте безударные гласные корней, подчеркнув проверочные слова и поставив в них ударение.
Полет ….. Самолёт, вертолёт, полетать, облететь, долететь, полететь, лететь.
Вода….. Водяной,водный,наводнение,па́водок,водопад,водохранилище,водовоз,водолаз,водомерводянка,во́ды,водка,водичка,водица,водяной,водоросли,водопровод.
VI. Рефлексия.
-Продолжите письменно предложения6
Сегодня на уроке я узнал….
Однокоренные слова – это слова близкие по своему лексическому значению и с одниковыми или близкими по написанию корнями.
Мне показалось трудным…
VII. Домашнее задание.
Домашнее задание:
- составить игру «четвёртое лишнее»;
- выполнить упражнение 393;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе. На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» ...
Корень слова. Однокоренные слова
Цели и задачи:учебно – познавательные: Расширить содержание понятия «корень» как главной части слова, повторить способы образования однокоренных слов.интеллектуально – развивающие:Развивать умения нах...
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»
Цель урока:ü создать условия для обобщения знаний детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;Задачи урока:Образовательные:ü обобщить знания детей об однокоренных словах, о призн...
Проект урока «Корень слова. Однокоренные слова»
Предмет: русский язык Класс: 5 Цели деятельности учителя Формировать навыки морфемного анализа состава слова, умение правильно находить корень слова, умение различать однокоренн...
Урок русского языка в 5 классе "Корень слова. Однокоренные слова"
Конспект урока русского языка в 5 классе "Корень слова" (ФГОС)...
Презентация "Корень слова. Однокоренные слова"
Презентация "Корень слова. Однокоренные слова"...