Корень слова. Однокоренные слова
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Цели и задачи:

учебно – познавательные:

  • Расширить содержание понятия «корень» как главной части слова, повторить способы образования однокоренных слов.

интеллектуально – развивающие:

  • Развивать умения находить корень, подбирая родственные слова, навыки подбора однокоренных слов, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

социальные:

  • Развивать умение работать в паре, группе,

  • Учить адекватно оценивать себя и других


 

эстетические:

  • Воспитывать любовь к природе, развивать бережное отношение ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.1-2.2_ica_a_zai.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

Тема:   «Корень слова. Однокоренные слова»

Цели и задачи:

учебно – познавательные: 

  • Расширить содержание понятия «корень» как главной части слова, повторить способы образования однокоренных слов.

интеллектуально – развивающие:

  • Развивать умения находить корень, подбирая родственные слова, навыки подбора однокоренных слов, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

социальные:

  • Развивать умение работать в паре, группе,
  • Учить адекватно оценивать себя и других

эстетические:

  • Воспитывать любовь к природе, развивать бережное отношение ко всему живому.

Оборудование:  Интерактивная доска, проектор, репродукция картины Шишкина «На севере диком»

Ход урока:

Этапы урока

Планируемая деятельность учителя

Планируемая деятельность ученика

Методический комментарий

  1. Организационный момент

  1. Создание проблемной ситуации

  1. Изучение нового материала

  1.  Первичное закрепление материала

Работа по предложенным заданиям.

Работа с классом.

  1. Актуализация полученных на уроке знаний

  1. Итог урока

  1. Домашнее задание

  • Приветствие учеников
  • Проверка готовности учащихся к уроку
  • Организация внимания

Учитель читает текст.

Учитель предлагает подумать, для чего необходимо искать корень слова.

Учитель предлагает выяснить, что же такое корень слова, чем он отличается от других значимых частей слова, какую роль играет в образовании новых слов.

Учитель предлагает распределить слова в 2 группы, определить, по какому признаку это можно сделать.

Учитель предлагает ответить на вопрос: По какому признаку сгруппированы слова?

Учитель предлагает сформулировать определение однокоренных слов и корня слова.

Учитель предлагает выполнить задание по выписыванию в два столбика однокоренных слов к существительному «даль» и «дол».

Учитель просит образовать от предложенных корней существительное, прилагательное, глагол.

Учитель предлагает выполнить задание «Третий лишний»

(выбрать из предложенных слов одно лишнее).

Учитель предлагает подобрать однокоренные слова к слову «город», проверяет полученные слова и дает задание составить рассказ с полученными словами

Учитель предлагает учащимся познакомиться с необычным текстом.

Учитель просит нарисовать схему в виде дерева, которое из корня – земл и надписать каждый росток родственным словом.

Учитель задает вопрос:Что общего у всех родственных слов?

Учитель показывает репродукцию картины Шишкина «На севере диком», читает ученикам текст «Голубая ель». После прочтения текста предлагает выделить однокоренные слова.

Учитель предлагает выписать группы однокоренных слов, выделить в словах корень, доказать, что они однокоренные.

Учитель предлагает выписать формы одного и того же слова и сделать вывод: Чем эти формы отличаются от однокоренных слов?

Учитель задает вопросы:

Какие слова называются однокоренными?

Почему же два мальчика не сразу поняли друг друга?

Читает стихотворение, которое понравилось Феде.

Учитель предлагает ученикам составить лингвистическую сказку о корне и других значимых частях слова. Учитель отвечает на вопросы учеников по оформлению сказки.

  • Приветствие учителя
  • Показывают учителю готовность к уроку

Ученики внимательно читают предложенный текст, отвечают на вопросы к тексту.

Учащиеся отвечают на вопрос, для чего необходимо искать корень слова.

Ученики отвечают на вопросы: Что же такое корень слова? Чем он отличается от других значимых частей слова? Какую роль играет в образовании новых слов?

Ученики работают в парах, читают предложенные слова, выполняют задание.

Учащиеся отвечают на вопрос.

Ученики дают определение однокоренных слов и корня слова.

Ученики обдумывают задание и выписывают слова в два столбика, объясняют написание корней.

Ученики образуют от предложенных корней существительное, прилагательное, глагол.

Ученики выбирают из предложенных слов одно лишнее.

Ученики подбирают однокоренные слова к слову «город», проверяют, что получилось и составляют рассказ с полученными словами.

Ученики читают предложенный текст.

Ученики пробуют нарисовать дерево, от которого отходят ветви, на каждой из ветвей подписывают слово с корнем -  земл.

Ученики отвечают на вопрос: Что общего у всех родственных слов.

Ученики знакомятся с репродукцией картины Шишкина «На севере диком», слушают текст, выписывают однокоренные слова.

Ученики выписывают группы однокоренных слов, выделяют в них корень, доказывают, что они однокоренные. Затем обязательно проверяют написанное.

Ученики пробуют выписать формы одного и того же слова и отвечают на вопрос.

Ученики отвечают на вопросы, слушают стихотворение «Берегите Землю!»

Ученики записывают домашнее задание, задают вопросы по оформлению сказки, про вымышленных главных героев.

Методическая цель учителя – создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.

Учитель создает проблемную ситуацию, коллизию, содержанием которой является противоречие (между двумя фактами), а признаком – эмоциональное переживание (удивление, затруднение).

Поиск решения проблемы – выдвижение и проверка гипотез. А выдвижение гипотез учениками может быть одновременным или последовательным, а гипотеза – либо ошибочной, либо решающей.

Данный этап завершается нахождением решения, то есть открытием (пониманием) нового знания.

Учитель внимателен ко всем детям, дает возможность высказывать свою точку зрения каждому, поддерживает, одобряет. Используется групповая форма работы, которая имеет цель выработать продуктивное решение, необходимое для понимания: «Корень слова. Однокоренные слова».

Методическая цель учителя – высказывание учащимися своей точки зрения на языковое явление, обоснование ее.

На этапе первичного закрепления материала учитель стремиться к тому, чтобы ученик не только усвоил новый материал, но и овладел способом его применения, сделал самостоятельные выводы.

Такой переход к условиям решения лингвистической задачи – основное дидактическое условие эффективного влияния данного задания на развитие мыслительной деятельности ученика.

Данный метод ориентирован на пробуждение самостоятельной мысли ребенка.

Учитель стимулирует учащихся к высказыванию и аргументации своей точки зрения, поощряет не только конечный результат (правильно – неправильно), но и процесс деятельности учеников.

Методическая цель учителя – выбрать такое задание, которое требует от учащихся размышления – с чего целесообразней начать работу, какое правило объединяет все задание, чем данное упражнение отличается от предыдущими.

Главное в учебном диалоге не только выдвижение гипотез, но и их доказательство (без доказательств знания усваиваются формально, непрочно, происходит запоминание без понимания).

Методическая цель учителя на данном этапе – использование фронтальной работы для актуализации полученных знаний, которые являются опорой для закрепления нового материала.

На уроке каждый ребенок проводит рефлексию – оценку собственных деятельностных усилий и приобретенных знаний.

Учащиеся наблюдают, сравнивают, выясняют закономерности, делают выводы. Такая деятельность захватывает всю личность, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства – удовлетворение от сделанной работы.

В целях предоставления широких возможностей для индивидуального развития каждого ученика используется домашнее задание, носящее вариативный характер. Оно представляет широкий простор для развития образного и логического мышления, наблюдательности, способности соотнести теоретические знания с их практическим воплощением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

В данном конспекте показана работа учащихся по новой теме "Корень слова"...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"

Урок изучения новой темы «Корень слова. Однокоренные слова» по русскому языку в 5 классе.     На этом уроке учащиеся узнают, что слово «корень» ...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА»

Цель урока:ü создать условия для обобщения  знаний детей об однокоренных словах, о признаках однокоренных слов;Задачи урока:Образовательные:ü обобщить знания детей об однокоренных словах, о призн...

Корень слова,однокоренные слова.

Конспект урока "Корень слова"....

Проект урока «Корень слова. Однокоренные слова»

Предмет: русский язык Класс: 5     Цели деятельности учителя Формировать навыки морфемного анализа состава слова, умение правильно   находить корень слова, умение различать однокоренн...

Урок русского языка в 5 классе "Корень слова. Однокоренные слова"

Конспект урока русского языка в 5 классе "Корень слова" (ФГОС)...

Презентация "Корень слова. Однокоренные слова"

Презентация "Корень слова. Однокоренные слова"...