Урок-вернисаж. Русский язык. 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Рядская Антонина Викторовна

Урок по ФГОС, нетрадиционный, с новыми технологиями ведения урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-vernisazh.docx28.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-вернисаж. Русский язык. 8 класс.

Тема урока: «Безличные предложения»

Цели урока: рассказать о признаках безличных предложений, способах выражения сказуемого; формирование умений:

а)        находить безличные предложения по значению и структурным особенностям;

б)        употреблять безличные предложения для передачи состояния природы и окружающей среды, душевного состояния человека;

в)        правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях , в состав которых входят безличные.

Ход урока.

  1. Вход в урок.

Добрый день, Ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы  побываем  в замечательном музее «Синтаксис как раздел науки о языке». Сегодня у нас урок-вернисаж. Что такое вернисаж? Проверим значение этого слова по словарю.

(Вернисаж — торжественное открытие художественной выставки.)

А пока пройдём по залам со знакомыми нам экспозициями. Сделаем синтаксический разбор предложений. Поскольку учёба – это труд, мы подберём пословицы о труде, запишем их и разберём. Работаем в группах. (Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Любишь кататься – люби и саночки возить. Кончил дело – гуляй смело.)

Я тоже хочу предложить вам предложение для разбора. Не потрудиться, так и хлеба не не добиться.

  1. Определение темы и целей урока.
  • Что объединяет все предложения?
  • Определите их вид по составу грамматической основы.
  • Почему не смогли определить вид последнего предложения?
  • Это безличные предложения. Их мы будем осваивать на уроке.
  • Как вы думаете, какие цели мы поставим перед собой на уроке?

Мы пришли в зал «Односоставные предложения». Давайте вспомним всё, что мы о них знаем. Игра: продолжи предложение.

  • Односоставные предложения – это…
  • Они делятся на …
  • Назывные предложения – это …
  • Определённо-личные предложения – это…
  • Неопределённо-личные предложения – это
  • Обобщённо-личные предложения отличаются  от определённо-личных и неопределённо-личных тем, что…

Я предлагаю вам заполнить таблички, что лежат у вас на столе. Они помогут вам осмыслить то, что вы уже знаете и поставить перед собою определённые цели, подвести итоги.

Знаю

Хочу узнать на уроке

Узнал

Предложения по составу грамматической основы бывают односоставными и двусоставными. Односоставные делятся на назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо- личные.

Что представляют собою безличные предложения. Особенность их употребления в речи.

  1. Освоение нового материала.

А теперь мы переходим в зал с новой экспозицией. Прочитайте предложения. Найдите грам. основу.  Что обозначают эти предложения?

  • Было душно.
  • Придорожным мёдом веяло с гречихи.
  • От пруда тянуло прохладой.
  • Так всегда светает в Москве ранней весной.
  • Дожить бы до рассвета.

(Душевное и физическое состояние человека, состояние природы.)

  1. Актуализация знаний.

Посмотрим печатные пособия по данному материалу.

Работа с учебником(стр.83-84). Составление алгоритма   правила.

Безличные предложения

Главный член - сказуемое

      Безличный глагол

      Слова категории состояния

      Глаголы неопределённой формы

      Краткие причастия

  1. Закрепление нового материала.
  1. Конструирование предложений. (Переделать двусоставные предложения в безличные.)

Я нездоров.        (Мне нездоровится.)

Малыш не спит.        (Малышу не спится.)

Приближается вечер.        (Вечереет.)

  1. Проба пера.  Перед вами картина И.И.Левитана «Золотая осень.» Придумайте безличное (-ые) предложение(-ия) по этой картине. Запишите его (их) в тетрадь. Работа в группах.
  2. Работают эксперты. Найдите в тексте безличные предложения. Обоснуйте свой выбор.

Вечереет. Ветра уже нет. На меже улеглись кусты перекати-поля. Весь день их бросало по свежей сыроватой пахоте. Теперь и пахарям можно отдохнуть. Сладко дремлется и ломит от усталости ноги. Кажется, что ты всё ещё идёшь за плугом по неглубокой борозде. Слышатся гортанные голоса грачей. Они устраиваются на ночь в уже готовых своих гнёздах. Начинают неярко светиться первые звёздочки. Нежно пахнет распускающимися дубовыми почками.

  1. Рефлексия.

Заполнение третьей графы таблицы: «Я узнал…»

  1. Домашнее задание. П. 21. Упр.133(сильная группа – по заданию, слабая – всё подряд)
  2. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...