урок-консультация по русскому языку в 10 классе по теме: " Знаки препинания в спп с одним придаточным"
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс) на тему

Данное занятие поможет десятиклассникам вспомнить правила позтановки запятых в спп с одним придаточным и закрепить данный материал на практике.Этому   способствовуют различные виды упражнений, а также тест.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Удод Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы,

МБОУ СОШ №4 станица Каневская

Тема  консультации:

 «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным».

 Цель: повторение и обобщение материала по теме «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным».

Задачи:

образовательная -закрепить умения определять виды СПП (определительное, изъяснительное, группы обстоятельственных); выработать навыки в постановке знаков препинания в СПП; закрепить умения в выполнении тестовых заданий.  

воспитательная - способствовать  гражданскому воспитанию учащихся, формированию  нравственных убеждений.

развивающая – развитие орфографических навыков,  расширение словарного запаса учащихся.

Тип урока: урок-практикум.

Средства обучения: 

  • компьютер,
  • ноутбук,
  • экран,
  • презентация в программе «PowerPoint», разработанная

          учителем,

  •  раздаточный материал, тетрадь.

 

                                                        Ход консультации:

1.Приветствие учащихся.

2.Вступительное слово учителя:

-  Сегодня мы снова будем говорить о  сложном предложении, готовясь к   краевой диагностической работе. Мы повторим   и обобщим с вами  изученный материал  по теме: «Знаки препинания в  сложноподчиненных преждлжениях с одним придаточным», определим  ваш уровнь  усвоения знаний и сформированности    умений и навыков  по данной теме. Перед вами  карты, в которых  вы будете  работать.

Обращение к эпиграфу. Абрам Борисович Шапиро- известный  отечественный языковед, занимающийся вопросами пунктуации и русской орфографии.

Писать и читать, не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться в своей повседневной работе, недопустимо не только для филолога, но и в равной мере для врача, для инженера, для агронома.

3. Проверка домашнего задания.

Итак, теорию о СПП нам напомнит… У них было индивидуальное домашнее задание: обобщить материал в виде презентации. В ходе их сообщения мы будем обращаться к примерам из домашней работы. Несколько учеников получали индивидуальное задание: выписать из художественных произведений   примеры СПП. Остальные подбирали свои примеры на предложенные схемы.

Будьте внимательны!

4.Презентация с рассказом (в ходе презентации читаются примеры из домашней работы).

Сделаем вывод.

Блиц-опрос

       -  Какие же предложения мы называем СПП? ( предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом).

      - Из скольких частей может состоять СПП? (СПП может состоять из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а остальные — придаточными предложениями. )

- Где может находиться придаточное предложение по отношению к главному? (Придаточное  может стоять перед главным, после него или даже внутри главного).

- Придаточные предложения могут пояснять либо одно слово в главном предложении: Он жил в том доме, который находился на самом берегу реки, либо всё главное предложение. 

– Чем присоединяются придаточные предложения к главному? (подчинительными союзами или союзными словами).

- В чём отличие союзов от союзных слов? (Союзные слова не только связывают придаточные предложения с главным, но и являются членами предложения).

   Итак, мы повторили с вами теоретические сведения о спп, а теперь перейдём к практической части. Обратимся к графическому диктанту.

Но прежде давайте вместе вспомним алгоритм выполнения такого задания   на экзамене, которое проверяет ваши знания по теме СПП. (Слайд)

Алгоритм:

  1. Прочитай внимательно задание, обрати внимание на ключевые слова:

Цифру или цифры,

Между частями СПП!

  1. Найти грамматические основы;
  2. установить смысловые отношения между  частями сложного предложения,  определить главное и придаточное   предложения;
  3. поставить вопрос  от главного предложения к  придаточному;
  4. найти союз  или союзное слово  в  придаточном предложении;
  5. по вопросу и союзу определить вид придаточного  предложения.

5.  Графический диктант    (1 человек у доски)

  (не записывая предложений, учащиеся чертят их схемы, определяют вид придаточных в СПП).

  1. В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
  2. Трех сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.
  3. На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.
  4. Мы спросили, когда нам прийти снова.
  5. Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве.
  6. Солнце еще не успело подняться, и в саду было холодно.
  7. Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
  8. Несмотря на то что наступил ноябрь, дни стояли светлые.

           При проверке данного вида работы используются слайды  

6.  Индивидуальная работа по карточкам

           (В это время индивидуальную работу выполняют 3 ученика )

А.Задание: Расставьте знаки препинания, определите вид придаточного предложения.

1.Тополь  что  он  когда-то  посадил  возле  школы  спилили.

2.Странно  что  он  не  волновался  и  не  радовался.

3.Получилось так  что стихотворение стало как бы поэтическим завещанием Пушкина.

4.Я воспользовался случаем  чтобы  получше  рассмотреть портрет  и подошёл  поближе.

5.Стояли  они  недалеко  от  сквера   где  были  скамейки.

6.Чтобы  пленяла  красота   нужны  ей  ум  и доброта.

В.Задание Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное, определите вид придаточного предложения.

1. Николай и не заметил,                                        надо прилежно учиться.

2. Скучен день до вечера,                                       установилась теплая, солнечная погода.

3. Чтобы получить хорошую профессию,           тихо шелестящих под ветром.

4. Которая бывает в начале сентября,                 что стало светать.

5. Воздух пропитан ароматом трав,                      коли делать нечего.

С.Задание : Расставьте знаки препинания. Определите вид придаточных. Составьте схемы. (Схемы предложений  заранее начерчены за доской)

 1. На обрыве,  что возвышался в светлом небе ,чернела одинокая скамья.

2. (Не) (в) далеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

3. По старым охотам знаю,  какими прекрасными могут быть последние деньки осени.

4. Следователь догадался, где может скрываться преступник.

5. (Не) редко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не увид…ш(?) в кругу друзей.

 Выпишите выделенное словосочетание. Укажите вид связи. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

7. Проверка индивидуальных работ.(Слайды)

8. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. ( работа в парах)

 Комплексный анализ текста.

Прочитайте отрывок и выполните задания.

(1) Я ухожу и даже не знаю, хватит ли у меня сил вернуться. (2) Вспоминается всё, что известно о Ливийской пустыне. (3) Там жизнь улетучивается, как пар. (4) Когда пройдёт двадцать часов, перед глазами вспыхнет яркий свет. (5) Невесть откуда взявшийся северо-восточный ветер, который нас так подвёл, затихает. (6) С вечера мы расставили силки у входа в какие-то отдалённые норки, так что во мне просыпается браконьер. (7) Отрадно видеть, что и здесь есть жизнь. (8) На душе становится так хорошо, что уже не очень хочется пить....

Задания:

1Определите разновидность придаточного в предложении 2.

2Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени. Укажите его номер.

3Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия. Укажите его номер.

4Укажите количество сложноподчинённых предложений с придаточным изъяснительным в тексте.

5Укажите количество грамматических основ в предложении 3.

6Замените слово улетучивается нейтральным синонимом.

Объясните значение слова браконьер.

9.Гимнастика для глаз.

10.Проверка сам работы.

11.Тест с последующей проверкой.

( Получив тесты, работают в тетрадях по вариантам.)

Задание. Попробуйте объяснить, что неверно в предложениях, включенных в задание, с точки зрения грамматики.

1.Командир сказал, данное мне поручение было простым испытанием. (пропущен союз что)

2.Он считал, что будто мы неправильно его поняли.

3.Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли подаренные книги им интересны. (В косвенно-вопросительных предложениях нельзя одновременно использовать подчинительный союз и частицу ли в роли союза).

4.Брат спросил меня, что зачем я взял с собой младшую сестру. (В косвенно-вопросительных предложениях нельзя одновременно использовать союз что и другое союзное слово).

12. Ролевая игра «Умный корректор» (Упражнение выполняется устно.)

13. Рефлексия.

Запишите ваши отзывы на карточке:

Я сегодня узнал(а), научился(ась)

Что понравилось на уроке?

Что не понравилось ?

13. Итог урока  -Спасибо за внимание.  На следующем занятии продолжим работу  со сложными предложениями и поговорим спп с несколькими придаточными. До свидания.

10 Домашнее задание.

 Повторить тему « Спп с нескольеими придаточными.». Решить предложенные тесты.

Приложение 1

Графический диктант     (не записывая предложений, начертить их схемы, определить  вид придаточных в СПП).

  1. В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
  2. Трех сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.
  3. На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.
  4. Мы спросили, когда нам прийти снова.
  5. Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве.
  6. Солнце еще не успело подняться, и в саду было холодно.
  7. Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.

              8  Несмотря на то что наступил ноябрь, дни стояли светлые

2.     Комплексный анализ текста.

Прочитайте отрывок и выполните задания.

(1) Я ухожу и даже не знаю, хватит ли у меня сил вернуться. (2) Вспоминается всё, что известно о Ливийской пустыне. (3) Там жизнь улетучивается, как пар. (4) Когда пройдёт двадцать часов, перед глазами вспыхнет яркий свет. (5) Невесть откуда взявшийся северо-восточный ветер, который нас так подвёл, затихает. (6) С вечера мы расставили силки у входа в какие-то отдалённые норки, так что во мне просыпается браконьер. (7) Отрадно видеть, что и здесь есть жизнь. (8) На душе становится так хорошо, что уже не очень хочется пить....

Задания:

1Определите разновидность придаточного в предложении 2.

2Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени. Укажите его номер.

3Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия. Укажите его номер.

4Укажите количество сложноподчинённых предложений с придаточным изъяснительным в тексте.

5Укажите количество грамматических основ в предложении 3.

6Замените слово улетучивается нейтральным синонимом.

Объясните значение слова браконьер.

А.Задание: Расставьте знаки препинания, определите вид придаточного предложения.

1.Тополь  что  он  когда-то  посадил  возле  школы  спилили.

2.Странно  что  он  не  волновался  и  не  радовался.

3.Получилось так  что стихотворение стало как бы поэтическим завещанием Пушкина.

4.Я воспользовался случаем  чтобы  получше  рассмотреть портрет  и подошёл  поближе.

5.Стояли  они  недалеко  от  сквера   где  были  скамейки.

6.Чтобы  пленяла  красота   нужны  ей  ум  и доброта.

……………………………………………………………………………………………………………………………..

В.Задание Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное, определите вид придаточного предложения.

1. Николай и не заметил,                                        надо прилежно учиться.

2. Скучен день до вечера,                                       установилась теплая, солнечная погода.

3. Чтобы получить хорошую профессию,           тихо шелестящих под ветром.

4. Которая бывает в начале сентября,                 что стало светать.

5. Воздух пропитан ароматом трав,                      коли делать нечего.

……………………………………………………………………………………………………………..

С.Задание : Расставьте знаки препинания. Определите вид придаточных. Составьте схемы. (Схемы предложений  заранее начерчены за доской)

 1. На обрыве,  что возвышался в светлом небе ,чернела одинокая скамья.

2. (Не) (в) далеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.

3. По старым охотам знаю,  какими прекрасными могут быть последние деньки осени.

4. Следователь догадался, где может скрываться преступник.

5. (Не) редко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не увид…ш(?) в кругу друзей.

 Выпишите выделенное словосочетание. Укажите вид связи. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

                                                                              Тест

1.Из приведённого ниже предложения  выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.

 И мы понимаем,(1) как обширны просторы этого леса,(2) удивляющего нас своей мощью.

2. Из приведённого ниже предложения  выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.

Утром,(1) когда я проснулся,(2) ласковое апрельское солнце глядело во все окна моей комнаты,(3) приветствуя меня. 

3. Из приведённого ниже предложения 10 выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.

Стаи снегирей сидели,(1) нахохлившись,(2) на засыпанных снегом рябинах,(3) что  росли вдоль опушек.

4. Из приведённого ниже предложения  выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.

Все возы (1) потому (2) что на них лежали тюки с шерстью (3) казались (4) очень высокими и пухлыми.

5.  Из приведённого ниже предложения  выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.

Одним из самых капризных растений считается камелия (1) бутоны (2) которой (3) могут опасть в любой момент.

6. Из приведённого ниже предложения  выпишите цифру(-ы), при помощи которой(-ых) обозначена(-ы) запятая(-ые), разделяющая(-ие) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения.

На месте том (1) где в гору поднимается (2) изрытая дождями дорога (3) три сосны стоят.

7.В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие

запятые между    частями сложноподчинённого предложения.

               И получив,(1) наконец,(2) возможность делать все,(3) что душе моей угодно,(4) я пошел в

               ЖЭК и легко устроился дворником.

           

             8. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие

                  запятые между частями сложноподчинённого предложения.

И вот я не ленился ездить туда,(1) записывался в очередь,(2) приходил в читальный зал и терпеливо              дожидался,(3) когда предыдущий читатель освободит книгу,(4) которую выдавали каждому на час-два.

              9.В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие

 запятые между   частями сложноподчинённого предложения.

              На озере,(1) пока мы разводили костер,(2) старый мерин подошел к воде,(3) долго ее нюхал,(4) но

              пить не захотел.

             10.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые

между частями сложноподчинённого предложения.

         

              По-моему(1), радость была не такая частая гостья в нашей семье,(2) чтобы заставлять

                         нас,(3) детей,(4)  томиться,(4) дожидаясь ее прихода.

                   

            Приложение3

          Рефлексия.

          Запишите ваши отзывы на карточке:

          Я сегодня узнал(а), научился(ась)

          Что понравилось назанятии?

          Что не понравилось ?

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знаки препинания в спп С одним придаточным Писать и читать, не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться в своей повседневной работе, недопустимо не только для филолога, но и в равной мере для врача, для инженера, для агронома. А. Б. Шапиро Тема занятия:

Слайд 2

Цель : Повторение и обобщение материала по теме «Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с одним придаточным». Задачи: закрепить умения определять виды СПП (определительное, изъяснительное, группы обстоятельственных); выработать навыки в постановке знаков препинания в СПП; закрепить умения в выполнении тестовых заданий.

Слайд 3

Сложноподчиненное предложение (СПП) состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной, а зависимая — придаточной. Части СПП соединяются при помощи подчинительных союзов и союзных слов, которые находятся в придаточной части. [ Грустно видеть ] , ( когда юноша теряет лучшие свои надежды и мечты … ) (М.Ю. Лермонтов)

Слайд 4

Классификация типов придаточных предложений определительные изъяснительные обстоятельственные изъяснительные

Слайд 5

СПП с придаточным определительным Отвечают на вопрос какой ? Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей ( каких людей? ), которые любят и умеют работать .

Слайд 6

Относятся к одному слову в главной части — существительному, местоимению или слову, употребленному в значении существительного. Всю мою жизнь я видел настоящими героями только людей , которые любят и умеют работать. СПП с придаточным определительным

Слайд 7

СПП с придаточным определительным Присоединяются при помощи союзных слов — относительных местоимений какой, который, чей, что и наречий где, куда, откуда, когда

Слайд 8

СПП с придаточным определительным Придаточная часть всегда стоит либо после главного предложения, либо внутри главного. а) [ Мы повторяем правила ] , ( без знания которых сложно сдать экзамен по русскому языку ) . б) [ Книга, ( которую вы сейчас держите в руках ) , поможет вам справиться со сложными тестовыми заданиями ].

Слайд 9

СПП с придаточным изъяснительным Отвечают на падежные вопросы. Левинсон распорядился ( о чем? ), чтобы к вечеру собрался для обсуждения Морозкиного поступка сельский сход.

Слайд 10

СПП с придаточным изъяснительным Относятся к членам предложения, имеющим значения речи, мысли, чувства ( сказал, подумал, рад, обрадовался, известно, ясно, жаль, разговор, сообщение и др.) Недаром говорится , что дело мастера боится.

Слайд 11

СПП с придаточным изъяснительным Присоединяется к главной части: а) при помощи союзов ( что, как, будто, чтобы, как будто и др.) б) при помощи союзных слов ( что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда и др.) в) при помощи частицы ли в значении союза.

Слайд 12

СПП с придаточным изъяснительным Всегда находится после главного предложения, т.к. раскрывает, поясняет его смысл. Я рад, что вы успешно закончили свою работу.

Слайд 13

СПП с придаточным обстоятельственным Имеют значения те же , что и обстоятельства в простом предложении, поэтому и отвечают на те же вопросы ( где, куда, когда, почему, зачем, как, при каком условии и др.) Чаще всего присоединяются ко всему главному предложению.

Слайд 14

СПП с придаточным обстоятельственным Образа действия и степени Как? Каким образом? Как? В какой степени? Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, словно и др. Места Где? Куда? Откуда? Где, куда, откуда Времени Когда? С каких пор? До каких пор? Когда, пока, едва, как только Условия При каком условии? Если, когда, раз и др. Причины Почему? Потому что, так как, ибо и др. Цели Зачем? С какой целью? Чтобы, для того чтобы и др. Сравнения В сравнении с чем? Подобно чему? Как, чем, словно, будто и др. Уступки Несмотря на что? Хотя, пускай, как ни и др. Следствия Что из этого следует? Так что Виды вопросы Союзы и союзные слова

Слайд 15

СПП с придаточным обстоятельственным Придаточная часть может находиться впереди, позади или внутри главного предложения а) ( Куда ни взглянешь ) , [ всюду холмы ] . б) [ Я решил подняться на гору ] , ( чтобы оттуда осмотреть окрестности ) . в) [ Утром, ( как только мы отошли от стоянки ) , сразу же увидели тропу ] .

Слайд 16

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения Найти грамматические основы ; установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения; поставить вопрос от главного предложения к придаточному; найти союз или союзное слово в придаточном предложении; по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения .

Слайд 17

Обратите внимание! Один и тот же союз может быть в придаточных разного вида! Над долиной ( какой долиной?), где мы ехали, спустились тучи. (опр.) Теперь мне стало ясно ( что ?), где синичка спрятала гнездо. ( изъясн .) Алексей пополз туда ( куда ?), где теперь уже совсем ясно были различимы звуки канонады.( обст .)

Слайд 18

Схематический диктант В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце. что? [ _______ ] 1 , (как _______ ) 2 . придаточное изъяснительное Трех сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет. каких? [ ..., (которые ) 2 , ] 1 . придаточное определительное

Слайд 19

Схематический диктант 3 . На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки. каком? [ ..., ( где ) 2 , ] 1 . придаточное определительное 4. Мы спросили, когда нам прийти снова. о чем? [ ] 1 , (когда ) 2 . придаточное изъяснительное

Слайд 20

Схематический диктант 5. Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве. как? [ ] 1 , (как ) 2 . придаточное обстоятельственное 6. Солнце ещё не успело подняться, и в саду было холодно. [ ] 1 , и [ ] 2 . сложносочиненное предложение

Слайд 21

Схематический диктант 7. Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города. [| д.о. | , x x , | п.о. |] . простое предложение 8. Несмотря на то что наступил ноябрь, дни стояли светлые. несмотря на что? (Несмотря на то что ) 1 , [ ] 2 . придаточное обстоятельственное

Слайд 22

практикум Задание: расставьте знаки препинания, определите вид придаточного предложения. 1.Тополь что он когда-то посадил возле школы спилили. 2. Я знал что он не волновался и не радовался. 3.Получилось так что стихотворение стало как бы поэтическим завещанием Пушкина. 4. Я воспользовался случаем чтобы получше рассмотреть портрет и подошёл поближе. 5. Стояли они в сквере там где были скамейки.

Слайд 23

практикум Задание: расставьте знаки препинания, определите вид придаточного предложения. 1.Тополь что он когда-то посадил возле школы спилили. 2. Я знал что он не волновался и не радовался. 3.Получилось так что стихотворение стало как бы поэтическим завещанием Пушкина. 4. Я воспользовался случаем чтобы получше рассмотреть портрет и подошёл поближе. 5. Стояли они в сквере там где были скамейки.

Слайд 24

проверим Задание: расставьте знаки препинания, определите вид придаточного предложения. 1.Тополь что он когда-то посадил возле школы спилили .( опред . ) 2. Я знал что он не волновался и не радовался . ( изъясн .) 3.Получилось так что стихотворение стало как бы поэтическим завещанием Пушкина . ( образ действия) 4 . Я воспользовался случаем чтобы получше рассмотреть портрет и подошёл поближе . ( цели) 5 . Стояли они в сквере там где были скамейки .(места) , , , , , , ,

Слайд 25

Соедините половинки сложных предложений. Выделите среди них главное и придаточное, определите вид придаточного предложения. 1. Николай и не заметил, 2. Скучен день до вечера, 3. Чтобы получить хорошую профессию, 4. Которая бывает в начале сентября, 5. Воздух пропитан ароматом трав, надо прилежно учиться. установилась теплая, солнечная погода. тихо шелестящих под ветром. что стало светать. коли делать нечего.

Слайд 26

Проверьте ! Николай и не заметил , что стало светать (придаточное изъяснительное ). Скучен день до вечера, коли делать нечего (придаточное условия). Чтобы получить хорошую профессию , надо прилежно учиться (придаточное цели). Установилась теплая , солнечная погода , которая бывает в начале сентября (придаточное определительное). Воздух пропитан ароматом трав , тихо шелестящих под ветром (простое предложение с причастным оборотом).

Слайд 27

Расставьте знаки препинания. Определите вид придаточных. 1. На обрыве что возвышался в светлом небе ,чернела одинокая скамья. 2. (Не) (в) далеке от домика где жил писатель рос огромный тополь. 3. По старым охотам знаю какими прекрасными могут быть последние деньки осени . 4. Следователь догадался где может скрываться преступник. 5. Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не увид … ш (?) в кругу друзей. Выпишите выделенное словосочетание. Укажите вид связи. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Слайд 28

Проверим 1. На обрыве, что возвышался в светлом небе, ,чернела одинокая скамья.( опред .) 2. Невдалеке от домика, где жил писатель, рос огромный тополь.( опред .) 3. По старым охотам знаю, какими прекрасными могут быть последние деньки осени .( изъясн .) 4. Следователь догадался, где может скрываться преступник.( изъясн .) 5. Нередко в вагоне происходят такие интересные разговоры, каких не увидишь в кругу друзей.( опред .) осенние деньки СОГЛАСОВАНИЕ.

Слайд 29

Практикум (1) Я ухожу и даже не знаю, хватит ли у меня сил вернуться. (2) Вспоминается всё, что известно о Ливийской пустыне. (3) Там жизнь улетучивается, как пар. (4) Когда пройдёт двадцать часов, перед глазами вспыхнет яркий свет. (5) Невесть откуда взявшийся северо-восточный ветер, который нас так подвёл, затихает. (6) С вечера мы расставили силки у входа в какие-то отдалённые норки, так что во мне просыпается браконьер. (7) Отрадно видеть, что и здесь есть жизнь. (8) На душе становится так хорошо, что уже не очень хочется пить.... (. (3) Там жизнь улетучивается, как пар. (4) Когда пройдёт двадцать часов, перед глазами вспыхнет яркий свет. (5) Невесть откуда взявшийся северо-восточный ветер, который нас так подвёл, затихает. (6) С вечера мы расставили силки у входа в какие-то отдалённые норки, так что во мне просыпается браконьер. (7) Отрадно видеть, что и здесь есть жизнь. (8) На душе становится так хорошо, что уже не очень хочется пить.... (1) Я ухожу и даже не знаю, хватит ли у....

Слайд 30

Практикум (уже не очень хочется пить.... .... ( так хорошо, что уже не очень хочется пить.... Задания: 1 Определите разновидность придаточного в предложении 2. 2 Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия и степени. Укажите его номер. 3 Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия. Укажите его номер. 4 Укажите количество сложноподчинённых предложений с придаточным изъяснительным в тексте. 5 Укажите количество грамматических основ в предложении 3. 6 Замените слово улетучивается нейтральным синонимом. 7.Объясните значение слова браконьер.

Слайд 31

Выполни гимнастику для глаз по схеме:

Слайд 34

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Слайд 35

1.Из приведённого ниже предложения выпишите цифру(- ы ), при помощи которой(- ых ) обозначена(- ы ) запятая(- ые ), разделяющая(- ие ) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения. И мы понимаем,(1) как обширны просторы этого леса,(2) удивляющего нас своей мощью.

Слайд 36

2.Из приведённого ниже предложения выпишите цифру(- ы ), при помощи которой(- ых ) обозначена(- ы ) запятая(- ые ), разделяющая(- ие ) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения. Утром,(1) когда я проснулся,(2) ласковое апрельское солнце глядело во все окна моей комнаты,(3) приветствуя меня.

Слайд 37

3Из приведённого ниже предложения 10 выпишите цифру(- ы ), при помощи которой(- ых ) обозначена(- ы ) запятая(- ые ), разделяющая(- ие ) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения. Стаи снегирей сидели,(1) нахохлившись,(2) на засыпанных снегом рябинах,(3) что росли вдоль опушек.

Слайд 38

4 . Из приведённого ниже предложения выпишите цифру(- ы ), при помощи которой(- ых ) обозначена(- ы ) запятая(- ые ), разделяющая(- ие ) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения. Все возы (1) потому (2) что на них лежали тюки с шерстью (3) казались (4) очень высокими и пухлыми. 1, 3

Слайд 39

5 Из приведённого ниже предложения выпишите цифру(- ы ), при помощи которой(- ых ) обозначена(- ы ) запятая(- ые ), разделяющая(- ие ) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения. Одним из самых капризных растений считается камелия (1) бутоны (2) которой (3) могут опасть в любой момент. 1

Слайд 40

6 . Из приведённого ниже предложения выпишите цифру(- ы ), при помощи которой(- ых ) обозначена(- ы ) запятая(- ые ), разделяющая(- ие ) главную и придаточную части сложноподчинённого предложения. На месте том (1) где в гору поднимается (2) изрытая дождями дорога (3) три сосны стоят. 1, 3

Слайд 41

7.В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. И получив,(1) наконец,(2) возможность делать все,(3) что душе моей угодно,(4) я пошел в ЖЭК и легко устроился дворником. Ответ: 3, 4

Слайд 42

Ответ: 3, 4 8. В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. И вот я не ленился ездить туда,(1) записывался в очередь,(2) приходил в читальный зал и терпеливо дожидался,(3) когда предыдущий читатель освободит книгу,(4) которую выдавали каждому на час-два.

Слайд 43

Ответ: 1, 2 9.В приведенном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. На озере,(1) пока мы разводили костер,(2) старый мерин подошел к воде,(3) долго ее нюхал,(4) но пить не захотел.

Слайд 44

Ответ: 2 10.В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения. По-моему(1 ), радость была не такая частая гостья в нашей семье,(2) чтобы заставлять нас,(3) детей,(4) томиться,(4) дожидаясь ее прихода.

Слайд 45

Ролевая игра «Умный корректор» Задание. Попробуйте объяснить, что неверно в предложениях, включенных в задание, с точки зрения грамматики. 1.Командир сказал, данное мне поручение было простым испытанием. 2.Он считал, что будто мы неправильно его поняли. 3.Во время беседы ребятам задали вопрос, что были ли подаренные книги им интересны. 4.Брат спросил меня, что зачем я взял с собой младшую сестру.

Слайд 46

Успеха в учебе !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в БСП. Закрепление"

Данный урок нацелен на проверку качества усвоения учебного материала, отработку умения определять смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения и правильно употреблять знаки пункт...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении"

Урок по теме "Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении" является итоговым уроком, который должен показать, как учащиеся усвоили данную тему и готовы ли они писать контрольный тест по дан...

Урок русского языка. 11 класс. Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях.

Урок русского языка в 11 классе. Тема:" Бессоюзные предложения. Знаки препинания в бессоюзных предложениях"...

Русский язык 8 класс "Обращение и знаки препинания при нём"

В данном уроке изложен материал по теме "Обращение и знаки препинания при нём"....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс, О пользе знаков препинания

Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность  действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать  речь други...