Технологическая карта урока русского языка 5 класс, О пользе знаков препинания
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_k_uroku_russkogo_yazyka_5_klass_.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
1. Предмет: Русский язык
2. Учитель: Сычева Ольга Геннадьевна
3.Учреждение: МБОУ «Большемеминская СОШ»
4. Класс: 5
5. Тема урока: О пользе знаков препинания. (Синтаксис и пунктуация. Культура речи. 2-ой урок)
6. Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.
7. Цель урока: Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация».
8. Задачи урока:
образовательные: обобщить и систематизировать зания и умения обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация» (основные понятия синтаксиса: словосочетание, простое и сложное предложения, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения, прямая речь, диалог, обращение, интонация; постановка знаков препинания на письме);
развивающие: развивать интерес к предмету; учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; развивать память и мышление; развивать умение выделять главное (составление схем предложений); развивать речь (учить строить монологическое высказывание на лингвистическую тему); учить анализировать ответы одноклассников, понимать свои ошибки;
воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания; формировать правильное отношение к слову, к природе.
9. Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: основные понятия синтаксиса; правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении, при обращении, в сложных предложениях, в предложениях с прямой речью, при диалоге;
Уметь: опознавать основные единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры(простое или сложное); ставить знаки препинания при письме; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.
Личностные: Уважительное отношение к родному языку; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные: Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.
10. Основные поняти темы: Синтаксис, пунктуация, словосочетание, простое и сложное предложения, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения, прямая речь, диалог, обращение, интонация; знаки препинания; синтаксический и пунктуационный разборы.
11. Межпредметные связи: Литература
12. Ресурсы:
основные Учебник «Русский язык», 5 класс. Авторы М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др., 2011г., словари;
дополнительные: мультимедийный проектор, ноутбук; плакат «Страна Лингвиния», плакат-кластер, карточки со знаками препинания, индивидуальные карточки с дидактическими заданиями; электронная физкультминутка.
13. Организация пространства: Работа фронтальная Ф, индивидуальная И, групповая Г.
Технологическая карта урока русского языка «О пользе знаков препинания»
п/п | Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | УУД |
1 | Организационный этап | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). Действие смыслообразования (Л). |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | Выдвигает проблему. Предлагает обучающимся высказать свое мнение по поводу высказываний (Слайд №1). Подводит их к формулированию темы, цели и постановке задач урока. (Слайд №2) | Обучающиеся комментируют высказывания русских писателей о знаках препинания; объясняют постановку знаков препинания в предложениях; составляют схемы предложений в тетрадях (один ученик составляет схемы предложений у доски); соблюдают интонацию при чтении предложений. Делают выводы о необходимости знаков препинания в тексте. Называют тему урока «О пользе знаков препинания». | Целеполагание, планирование учебной деятельности; волевая саморегуляция (Р). Формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации (П). Умение оформлять свои мысли в устной форме (К). |
3 | Актуализация знаний. | Учитель предлагает вспомнить всех жителей изученного пятиклассниками материка Синтаксис (Приложение №2. Плакат «Страна Лингвиния). Организует фронтальный опрос. «Закончи предложение...» (Слайд № 3-7) | Фронтальная работа. Отвечают на вопросы. | Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). |
4 | Обобщение и систематизация знаний. | Проводит лексическую и словарную работу (Слайд №8) | Определяют лексическую связь между словами, делают вывод об одинаковых корнях слов. Определяют значение слова в контексте. | Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение (П). |
Организует «Пунктуационную «зарядку» и работу в группах (по партам 4 человека). Приложение №3. – Сколько всего пуктограмм в русском языке? – А сколько всего в русском языке ЗП? (Первое ДЗ для I и II групп: разгадать кроссворд «Юный лингвист» и ответить на поставленный вопрос). Плакат-кластер 1. | Работают в группах по «Визитным карточкам»: отгадывают загадку «О каком ЗП идет речь» и называют пунктограммы, в которых употребляется этот ЗП. Обучающиеся I и II групп знакомятся с первым Д/З. | Контроль, коррекция прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). Моделирование-преобразование объекта (предложения) в модель (схему) (П). | ||
5 | Применение знаний и умений в новой ситуации. | Организует работу по сравнению и обобщению предложений. (Слайд №9. Упражнение 1) (Слайд №10. Упражнение 2) Организует индивидуальную работу ученика у доски с «Упражнением №3». (Приложение 4) – Могут ли ЗП ( 5 или 6) собраться вместе в одном предложении? Это второе ДЗ для всех: составить предложение с 5-6 ЗП. Плакат-кластер 2. Организует электронную физкультминутку. | Прочитывают хором, соблюдая интонацию; сравнивают предложения по цели высказывания и структуре; называют грамматическую основу, расставляют ЗП и объясняют их постановку; Составляют и записывают в тетрадь схему первого предложения. Выделяют узкое и обобщенное значение СС-ия «знаки препинания»; называют выделенные орфограммы. Анализируют и оценивают индивидуальную работу одноклассника у доски. Выполняют упражнения физкультминутки. | Умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П). Умение оценивать действия одноклассников (К). |
Проверяет умения обучающихся слушать интонацию учителя при чтении, применять правила по постановке ЗП, соотносить с соответствующей схемой предложения. Приложение 5. | Слушают прочитанные учителем предложения и показывают карточку-схему данного предложения. | |||
6 | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и из коррекция. | Организует работу групповую работу: индивидуальную по группам. Организует взаимопроверку работ всех групп. Проверяет схемы предложений III группы. | I группа воспроизводит письмо по памяти «О пользе ЗП» вслух и в тетради; объясняет постановку ЗП в тексте. II и III группы самостоятельно в карточках озаглавливают текст, определяют тему и основную мысль текста; II группа выполняет синтаксический разбор выделенных предложений; III группа составляет схемы выделенных предложений. II группа проверяет задания I группы, III – II группы. Консультируют, оценивают и комментируют. Все сдают контрольные листы учителю на проверку. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование (Р). Смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез (П). Умение оценивать действия одноклассников (К). |
7 | Домашнее задание (записано на доске). | Комментирует ДЗ по группам. | Записывают ДЗ в дневниках. | |
8 | Рефлексия учебной деятельности. | Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. (Слайд №11) Оценивает работу на уроке. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Поднимают руку. | Умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности (П). Умение выражать свои мысли (К). Волевая саморегуляция; оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование (Р). |
Приложение 1. Презентация «О пользе знаков препинания».
Слайд №1. К.Паустовский: «Знаки препинания держат текст и не дают ему рассыпаться».
А.П.Чехов: «Знаки препинания служат нотами при чтении».
Слайд №2. Словарная статья слова «Нота».
Нота – 1) Графический знак, который изображает музыкальный звук.
2) Оттенок, тон речи, выражающий какие-нибудь чувства.
А тон речи – это интонация, манера произношения.
Слайд №3. Закончи предложение...
Синтаксис – это раздел науки о русском языке, в котором изучаются...
Слайд №4. Словосочетание состоит из …
Слайд №5. По структуре (наличию грамматических основ) предложения бывают …
Слайд №6. Предложение обязательно имеет …
Слайд №7. Великий и могучий Синтаксис живет в согласии с красавицей Пунктуацией. Она помогает ему выделять кого-то за заслуги, отделять одного от другого. При этом она пользуется различными знаками препинания.
Пунктуация учит …
Слайд №8. Знаете ли вы, что...
Знаки препинания, пинать, пнуть, запятая, препятствие
имеют общее значение остановки.
Чтобы поставить точку, нужно пнуть пером в бумагу.
Точка и ткнуть – однокоренные слова.
«Вот тут-то и запятая».
Слайд №9. Упражнение 1.
- Ребята а вы знаете историю знаков препинания
- Ребята нашего класса знают историю знаков препинания
Слайд №10. Упражнение 2.
- У последней точки на последней строчке собралась компания знаков препинания
- Учитель объяснил постановку таких знаков препинания запятой тире двоеточия.
Слайд № 11. Рефлексия и итоги урока.
- По какой стране мы путешествовали?
- С жителями какого материка общались?
- Какие законы этого материка повторили?
- Какие задачи ставили? Достигли цели?
- Мне понравилось …, потому что...
- Мне не понравилось..., потому что...
Приложение 2. Карта «Страна Лингвиния».
Выполняется на ватмане формат А-1.
Приложение 3. «Визитные карточки» для работы в группах.
Словам раскрывают объятья: – Ждем вас в гости, милые братья. Всегда подслушать норовят, То, что другие говорят... (Кавычки) | На крохотное ушко Похожа завитушка. Выйдет на дорожку – Всем подставит ножку. (Запятая) | Мной кончается рассказ. Значит я важнее вас. (Точка) | Бурным чувствам Нет конца: Пылкий нрав У молодца! (Восклицательный знак) |
Ляжет палочкой На строчку: – Проходите По мосточку. (Тире) | Я важней, чем запятая, Во оба глаза я гляжу, За порядком я слежу. (Двоеточие) | На странице я стою, Всем вопросы задаю. Вечно думаю над смыслом, Изогнулся коромыслом. (Вопросительный знак) |
Приложение 4.
Упражнение 3.
Задание. Расставь знаки препинания в предложении.
Дети что вы там натворили
Приложение 5.
(карточки прилагаются)
Приложение 6.
ДЗ на доске:
Плакат-кластер 1. I и II группам: Кроссворд. Сколько ЗП в русском языке?
Плакат-кластер 2. ВСЕМ: Составить предложение с 5-6 ЗП.
Плакат-кластер 3. III группа: Устное сочинение-миниатюра на лингвистическую тему (план прилагается).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка для 8 класса по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"
Технологическая карта урока русского языка для 8 класса по теме "Знаки препинания в предложениях с прямой речью"...
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме «Знаки препинания в сложных предложениях»
Цели данного урока: Образовательные: Обобщение и систематизация теоретических знаний о сложных предложениях и знаках препинания в них. Развивающие: создать условия для развития ключевых компет...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»
Универсальная технологическая карта для проведения урока, нацеленного на освоениенового материала....
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе: «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них».
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе: «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них»....
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Приложение. Знаки препинания при нём"
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Приложение. Знаки препинания при нём."...
Технологическая карта урока в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Уро на тему причастный оборот....
Технологическая карта урока русского языка "Как устроен словесный знак?"
методика развивающего обучения. Тип урока: постановка учебной задачи...