Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Что обозначает глагол"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Комбинированный урок с применением технологии смыслового чтения.
Тему урока обучающиеся определяют по записанным на доске глаголам. По учебному тексту составляют кластер, связно рассказывают по нему. Выполняют тест. Работают в парах и индивидуально.
Учитель использует игровые задания, универсальное мультимедийное пособие к учебнику М.М. Разумовской и др. ФГОС «Русский язык. 5 класс.» Издательство «Экзамен».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Что обозначает глагол" | 44.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Чебаненко А.А. – учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа № 384 города Москвы
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе
Класс: 5 класс
УМК: Русский язык 5 класс М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов
Тип урока: комбинированный
Тема урока: Что обозначает глагол
Цели урока:
деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить её из одной формы в другую, находить ключевые слова, ставить вопросы, определять главную мысль, структурировать материал с помощью кластера, обобщать, делать выводы, опираясь на основную информацию текста), проблемной и коммуникативной (работать в парах, фронтально, индивидуально); содержательная: развитие речевых способностей обучающихся; составление словосочетаний и предложений, чтобы одни и те же слова были разными частями речи; знакомство с разными значениями глагола; образование глаголов, обозначающих процессы труда; повторение материала о самостоятельных и служебных частях речи, их роли в предложениях, текстах; подбор существительных к глаголу; актуализация знаний о морфологических признаках глагола, его синтаксической роли; повторение омонимов
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД, формирующиеся на данном этапе |
Цель: создание условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. | Приветствуют учителя, друг друга; проверяют готовность к уроку; психологически настраиваются на урок. | Регулятивные: - волевая саморегуляция. Личностные: - смыслообразование. Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками |
Цель: повторить материал о самостоятельных и служебных частях речи, их роли в предложениях, текстах; способствовать развитию речи обучающихся; актуализировать мыслительные операции: сравнение, выделение главного, анализ; развивать умение определять цели и задачи урока в зависимости от темы. | Проверяем домашнее задание. 1. Расскажите о частях речи, используя кластер, составленный на прошлом уроке. 2. Эвристическая беседа: - Для чего служит предлог? Приведите примеры. - Какую роль в языке выполняет союз? Приведите примеры. - Какую роль в языке выполняет частица? Приведите примеры. 3. - упр 585 (проверяем и объясняем) - р/р Придумайте предложения или словосочетания с любыми из этих слов. Определение темы урока - Учитель записывает на доске слова (лучше заранее): Рисую, пишу, знаю, рассказывать . Задаёт вопросы: - Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? - Какова цель нашего урока? - Ваша задача? Объявляет: Дата Классная работа Что обозначает глагол | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Проверяют домашнее задание: рассказывают о самостоятельных и служебных частях речи, пользуясь кластером, составленным на прошлом уроке, и п.70, объясняют, как выполнили упр 585, исправляют ошибки. Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы. р/р Придумывают предложения или словосочетания с любыми из этих слов. Определяют тему, цель и задачи урока Ученик записывает на доске тему урока. Учащиеся формулируют цели и задачи урока. Учащиеся пишут в тетрадях : Дата Классная работа Что обозначает глагол | Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Логические: - анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи; - контроль и оценка прогнозирования. |
Приёмы: мозговой штурм, постановка вопросов Стратегия: кластер Цель: научиться работать с учебным текстом: находить нужную информацию, формулировать вопросы, определять ключевые слова, переводить информацию из одной формы в другую, структурировать, связно рассказывать по кластеру, обобщать материал, делать выводы. | - Открыли учебник. П. 71 (стр 211) - Прочитаем его. - Работа в парах: ученик, сидящий на 1 варианте, ставит вопросы к частям текста; ученик, сидящий на 2 варианте, находит и записывает ключевые слова. Вопросы на доске записывает учитель. Составляем кластер. (Смотри приложение 1) ВСПОМИНАЕМ: - Что вы ещё знаете о глаголе? - Допишите, пожалуйста, в кластер другим цветом морфологические признаки, начальную форму и синтаксическую роль глагола (сведения, уже знакомые вам с младших классов) - Для чего мы составили кластер? В чём он может нам помочь? р/р Расскажите, используя кластер, о глаголе как части речи. | Ученики читают п. 71 стр 211 Работа в парах: ученик, сидящий на 1 варианте, ставит вопросы к частям текста; ученик, сидящий на 2 варианте, находит и записывает ключевые слова. Ключевые слова на доске записывает ученик. Ученик у доски составляет кластер. (Смотри приложение 1) Дописывают в кластер другим цветом морфологические признаки, начальную форму и синтаксическую роль глагола (сведения, уже знакомые с младших классов) Отвечают на вопросы учителя, обобщают материал, делают выводы. р/р Рассказывают у доски, используя кластер, о глаголе как части речи. | Регулятивные: - планирование; -прогнозирование. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, - смысловое чтение, - построение логической цепи рассуждения, - общеучебные умения структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Общеучебные: - моделирование, - освоение систематических знаний. Коммуникативные: Работа в парах |
Цель: развитие речи обучающихся, углубление их представлений о значении глагола; проверка понимания материала п. 71, выявление затруднений | - Выполняем тест
а) идти б) листать в)болеть 2. Какой глагол обозначает действие, связанное с определённым свойством человека, а не просто движением? а) хромать б) лежать в)танцевать 3. Какой глагол обозначает действие, связанное с определённым отношением человека к кому-либо? а) петь б) размешивать в)уважать 4. Какой глагол обозначает действие, связанное с проявлением у предмета какого-либо признака? а) переходить б) чернеться в)распилить 5. Какой глагол обозначает действие, которое происходит один раз, в один момент? а) крикнуть б) сверкать в)стучать 6. Какой глагол обозначает действие, связанное с различными звуковыми явлениями? а) молчать б) мычать в)думать Даёт критерии оценки теста и ответы, фиксирует оценки за тесты, поставленные учениками в ходе взаимопроверки. | Выполняют тест ОТВЕТЫ: 1.в) ; 2. а); 3.в); 4.б); 5.а); 6.б) Выполняют взаимопроверку. Работа в парах. Оценивают выполнение теста одноклассником. | Коммуникативные: - сотрудничество с учителем и сверстниками. Общеучебные: - работа с учебником, со словарями. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, - построение логической цепи рассуждения, - общеучебные умения структурировать знания, . Личностные: - нравственно-этическая ориентация |
Цель: потренировать в образовании глаголов, обозначающих процессы труда; подборе существительных к глаголам; составлении словосочетаний и предложений, чтобы одни и те же слова были разными частями речи; в нахождении глаголов среди других частей речи; выявить затруднения. |
4) Самостоятельная работа. Данные слова в контексте могут быть существительными и глаголами. Придумайте с ними такие словосочетания (предложения), чтобы эти слова были разными частями речи. 1 ряд – белила, дали, жгут; 2 ряд – припас, стекло, печь;
- Как, добавляя к словам одну и ту же букву, превратить существит. в глаголы? Что у вас получилось? Как такое явление называется в лексикологии? Штукатур (ь), клич, прищур, быт, трон, плач, брат, жар и др. | Один человек у доски выполняет упр 592. Класс помогает. Два человека у доски выполняют упр 593. Класс помогает. Слабые ученики работают на компьютере. Выполняют самостоятельную работу. | Личностные: смыслообразование. Общеучебные: - выбор наиболее эффективных способов выполнения задания. Коммуникативные: - сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: - волевая саморегуляция, - контроль. Познавательные: - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, |
|
(по выбору учащегося) | Записывают домашнее задание, слушают инструктаж по его выполнению. Задают вопросы. | Познавательные: - умения структурировать знания, - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, -умение давать оценку процессам и результатам деятельности. Регулятивные: - волевая саморегуляция, - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
|
( с объяснением);
5. Какие приёмы, стратегии, способы действия использовали? 6.Что понравилось на уроке? Собрать рабочие тетради, раздать проверенные. | Отвечают на вопросы учителя, обобщают материал, делают выводы. Собирают и раздают тетради. | Коммуникативные: - умение выражать свои мысли, - оценивание качества своей и общей учебной деятельности. |
Приложение 1 к уроку русского языка в 5 классе по теме: «Что обозначает глагол»
Кластер |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...