Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Что обозначает глагол"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Чебаненко Антонина Алексеевна

Комбинированный урок с применением технологии смыслового чтения.

Тему урока обучающиеся определяют по записанным на доске глаголам. По учебному тексту составляют кластер, связно рассказывают по нему.  Выполняют тест. Работают в парах и индивидуально.

Учитель использует игровые задания, универсальное мультимедийное пособие  к учебнику М.М. Разумовской и др. ФГОС «Русский язык. 5 класс.» Издательство «Экзамен».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чебаненко А.А. – учитель русского языка и литературы ГБОУ Школа № 384 города Москвы

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Класс: 5 класс

УМК: Русский язык 5 класс М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов

Тип урока: комбинированный

Тема урока: Что обозначает глагол

Цели урока:

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить её из одной формы в другую, находить ключевые слова, ставить вопросы, определять главную мысль, структурировать материал  с помощью кластера, обобщать, делать выводы, опираясь на основную информацию текста), проблемной и коммуникативной (работать в парах, фронтально, индивидуально);                                                                                                                                                                       содержательная: развитие речевых способностей обучающихся; составление словосочетаний и предложений, чтобы одни и те же слова были разными частями речи; знакомство с разными значениями глагола; образование глаголов, обозначающих процессы труда;  повторение материала о самостоятельных и служебных частях речи, их роли в предложениях, текстах; подбор существительных к глаголу;  актуализация знаний о морфологических признаках глагола, его синтаксической роли;  повторение  омонимов

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

  1. Оргмомент.

Цель: создание условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Психологический настрой.

Приветствуют учителя, друг друга; проверяют готовность к уроку; психологически настраиваются на урок.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция.

Личностные:

- смыслообразование.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками

  1. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе. Постановка целей и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: повторить материал о самостоятельных и служебных частях речи, их роли в предложениях, текстах; способствовать развитию речи обучающихся; актуализировать мыслительные операции: сравнение, выделение главного, анализ; развивать умение определять цели и задачи урока в зависимости от темы.

Проверяем домашнее задание.

1.  Расскажите о частях речи, используя кластер, составленный на прошлом уроке.

2. Эвристическая беседа:

- Для чего служит предлог? Приведите примеры.

- Какую роль в языке выполняет союз? Приведите примеры.

- Какую роль в языке выполняет частица? Приведите примеры.    3. -  упр 585 (проверяем и объясняем)

- р/р Придумайте предложения или словосочетания с любыми из этих слов.

Определение темы урока

- Учитель записывает на доске слова (лучше заранее):

Рисую, пишу, знаю, рассказывать .

Задаёт вопросы:

- Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке?                             

- Какова цель нашего урока?

- Ваша задача?

Объявляет:

Дата

Классная  работа

             Что обозначает глагол

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

Проверяют домашнее задание: рассказывают о самостоятельных и служебных частях речи, пользуясь кластером, составленным на прошлом уроке, и п.70, объясняют, как выполнили упр 585, исправляют ошибки.

Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы.

р/р Придумывают предложения или словосочетания с любыми из этих слов.

Определяют тему, цель и задачи урока

Ученик записывает на доске тему урока.

Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

Учащиеся пишут в тетрадях : Дата

Классная  работа

Что обозначает глагол

Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи;

- контроль и оценка прогнозирования.

  1. Актуализация знаний. Усвоение новых  знаний и способов действия.

Приёмы: мозговой штурм, постановка вопросов

Стратегия: кластер

Цель: научиться работать с учебным текстом: находить нужную информацию, формулировать вопросы, определять ключевые слова, переводить информацию из одной формы в другую, структурировать,  связно рассказывать по кластеру, обобщать материал, делать выводы.

- Открыли учебник. П. 71 (стр 211)

- Прочитаем его.

- Работа в парах: ученик, сидящий на 1 варианте, ставит вопросы к частям текста; ученик, сидящий на 2 варианте, находит и записывает ключевые слова.

Вопросы на доске записывает учитель.

Составляем кластер.

(Смотри приложение 1)

ВСПОМИНАЕМ:

- Что вы ещё знаете о глаголе?

- Допишите, пожалуйста, в кластер другим цветом морфологические признаки, начальную форму и синтаксическую роль глагола (сведения, уже знакомые вам с младших классов)

- Для чего мы составили кластер? В чём он может нам помочь?

р/р  Расскажите, используя кластер, о глаголе как части речи.

Ученики читают п. 71 стр 211

Работа в парах: ученик, сидящий на 1 варианте, ставит вопросы к частям текста; ученик, сидящий на 2 варианте, находит и записывает ключевые слова.

Ключевые слова на доске записывает ученик.

Ученик у доски составляет кластер.

(Смотри приложение 1)

Дописывают в кластер другим цветом морфологические признаки, начальную форму и синтаксическую роль глагола (сведения, уже знакомые с младших классов)

Отвечают на вопросы  учителя, обобщают материал, делают выводы.

р/р  Рассказывают у доски, используя кластер, о глаголе как части речи.

Регулятивные:

- планирование;

-прогнозирование.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации,

- смысловое чтение,

- построение логической цепи рассуждения,

- общеучебные умения структурировать знания,  умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Общеучебные:

- моделирование,

- освоение систематических знаний.

Коммуникативные:

Работа в парах

  1. Первичное  усвоение новых знаний

Цель: развитие речи обучающихся, углубление их представлений о

значении глагола; проверка понимания материала п. 71, выявление затруднений

- Выполняем тест

  1. Какой глагол обозначает действие, связанное с состоянием человека?

а) идти  б) листать  в)болеть

2. Какой глагол обозначает действие, связанное с определённым свойством человека, а не просто движением?

а) хромать б) лежать  в)танцевать

3. Какой глагол обозначает действие, связанное с определённым отношением человека к кому-либо?

а) петь  б) размешивать  в)уважать

4.  Какой глагол обозначает действие, связанное с проявлением у предмета какого-либо признака?

а) переходить  б) чернеться  в)распилить

5. Какой глагол обозначает действие, которое происходит один раз, в один момент?

а) крикнуть б) сверкать  в)стучать

6. Какой глагол обозначает действие, связанное с различными звуковыми явлениями?

а) молчать  б) мычать в)думать

Даёт критерии оценки теста и ответы, фиксирует оценки за тесты, поставленные учениками в ходе взаимопроверки.

Выполняют тест

ОТВЕТЫ:

1.в) ; 2. а); 3.в); 4.б); 5.а); 6.б)

Выполняют взаимопроверку. Работа в парах. Оценивают выполнение теста одноклассником.

Коммуникативные:

- сотрудничество с учителем и сверстниками.

Общеучебные:

- работа с учебником, со словарями.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации,

- построение логической цепи рассуждения,

- общеучебные умения структурировать знания,  .

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация

  1. Закрепление

Цель: потренировать в образовании глаголов, обозначающих процессы труда; подборе существительных к глаголам; составлении словосочетаний и предложений, чтобы одни и те же слова были разными частями речи; в нахождении глаголов среди других частей речи; выявить затруднения.

  1. Выполнить упр 592 (стр 211).
  2. Выполнить упр 593 (стр 211).
  3. В это время индивидуальное задание выполняют ученики на компьютере. Диск ФГОС 5 класс. Русский язык. Определить  глаголы  в предложениях.

4) Самостоятельная работа.

Данные слова в контексте могут быть существительными и глаголами. Придумайте с ними такие словосочетания (предложения), чтобы  эти слова были разными частями речи.

1 ряд – белила, дали, жгут;

2 ряд – припас, стекло, печь;

  1. ряд – лай, попугай, течь.
  1. Игровое задание.

- Как, добавляя к словам одну и ту же букву, превратить существит. в глаголы? Что у вас получилось? Как такое явление называется в лексикологии?

Штукатур (ь), клич, прищур, быт, трон, плач, брат, жар и др.

Один человек у доски выполняет упр 592. Класс помогает.

Два  человека у доски выполняют упр 593. Класс помогает.

Слабые ученики работают на компьютере.

Выполняют самостоятельную

работу.

Личностные:

смыслообразование.

Общеучебные:

- выбор наиболее эффективных способов выполнения задания.

Коммуникативные:

- сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция,

- контроль.

Познавательные: 

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания,

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  1. П. 71, рассказ о глаголе по кластеру.
  2. Упр 594 или 590

(по выбору учащегося)

Записывают домашнее задание, слушают инструктаж по его выполнению. Задают вопросы.

Познавательные: 

- умения структурировать знания,

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания,

-умение давать оценку процессам и результатам деятельности.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция,

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

  1. Рефлексия
  1. Оценки за урок

   ( с объяснением);

  1. О чём говорили сегодня на уроке?
  2. Что повторили?
  3. В чём потренировались?

5. Какие приёмы, стратегии, способы действия использовали?

   6.Что понравилось на уроке?

Собрать рабочие тетради, раздать проверенные.

Отвечают на вопросы  учителя, обобщают материал, делают выводы.

Собирают и раздают тетради.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли,

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

                     

Приложение 1 к уроку русского языка в 5 классе по теме: «Что обозначает глагол»

Кластер

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка. 6 класс

Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...