Технологическая карта урока "Подготовка к написанию сочинения - рассуждения в 6 классе".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Арутюнян Ирина Викторовна

Работа представлена в гуманитарном направлении - урок русского языка  в 6 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения - рассуждения». Данный урок разработан для общеобразовательного класса  с детьми с разным уровнем подготовки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к уроку русского языка  в 6 классе по теме

«Подготовка к написанию сочинения - рассуждения»

                            учителя русского языка МБОУ «ООШ №17»  Арутюнян И.В.

        

        Работа представлена в гуманитарном направлении - урок русского языка  в 6 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения - рассуждения». Данный урок разработан для общеобразовательного класса  с детьми с разным уровнем подготовки.

Обучение  по учебнику  «Русский язык 6 класс». Авторы С.И. Львова, В.В. Львов.  Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Мнемозина», 2008 год.

 Использована рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов, составленная на основе «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы» М: Мнемозина, 2008 г. (под редакцией С.И. Львовой).

 Вопросы подготовки учащихся к итоговой аттестации  в форме ОГЭ по русскому языку в 9 классе волнуют сегодня каждого учителя, преподающего этот предмет. К типичным ошибкам, допущенным тестируемыми при выполнении заданий части С1  и С2, относятся неумение аргументировать  и делать вывод. Неумение аргументировать проявляется в том, что не все работы соответствуют заданному функционально-смысловому типу речи (рассуждению). Поэтому планомерно, шаг за шагом, необходимо развивать у учащихся умение писать рассуждение.

             В 6 классе рассуждение как тип текста уже немного знаком учащимся. Данный урок направлен на формирование умений создавать текст-рассуждение.

     Урок содержит следующие этапы:

1. Оргмомент (2 мин)

2. Введение в тему, целеполагание и мотивация. Актуализация (5 мин)

3. Углубление знаний, составление плана сочинения-рассуждения (7 мин)

4. Технология здоровьесбережения (1 мин)

5. Применение знаний и умений проверка уровня их усвоения. Групповая работа (20 мин)

6. Информация о домашнем задание (5 мин)

7. Рефлексия (5 мин)

             Итак, ставится цель: создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития у них речевой культуры,  для формирования коммуникативной компетенции через групповую деятельность, для духовно-нравственного воспитания через анализируемые тексты прививать бережное отношение к матери.

            Активные методы, используемые на уроке, составляют систему, так как обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех его этапах, приводя к полному усвоению учебного материала.

            Таким образом, АМО позволяет эффективно осуществлять и воспитательный процесс на уроке. Работа в группе, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению формируют качества личности,  нравственные установки и ценностные ориентиры учащегося. Эти навыки в современной жизни играют ключевую роль  для достижения успеха в учебной и внеучебной деятельности.

             Использование технологии АМО на уроке – путь, который поможет учителю и учащимся ощутить удовлетворение и успех на уроке.

Это урок развития речи. Речевая компетентность ученика формируется через:

 - обучению содержания предмета

 - развитие социально-коммуникативных умений

 - личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации

Урок  соответствует требованиям ФГОС.

Активные методы обучения совместно с технологией модерации позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.

Технологическая карта урока развития речи

«Подготовка к  написанию сочинения-рассуждения»

Этапы, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Оргмомент

 (2 минуты)

- Здравствуйте, ребята! Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак , за работу.

- Садитесь. Проверьте, пожалуйста, ваше рабочее место: все ли готово к уроку? Обратите внимание:  я раздала вам файлы с рабочими материалами для урока.

Приветствуют учителя и друг друга.  

Проверяют готовность к уроку.

Самоопределение (Л)

2. Введение в тему, целеполагание и мотивация.

Актуализация

(фронтальная и индивидуальная

работа, частично-поисковый метод обучения).

(5 минут)

- Внимание, первый Слайд 1

- Сегодня у нас с вами урок развития речи. Прежде чем  определиться  с темой,  вспомним типы текста. Слайд2

- Рассуждение. Что это?

- Итак, тема урока? В этом мы и должны разобраться на сегодняшнем уроке.

 -  Сформулируйте задачи урока, соединив действие первой колонки с результатом второй. Слайд3

 - Проверим. Слайд 4

- Озвучим задачи урока.

 

- На какую тему мы  будем  рассуждать, догадайтесь  сами. Поможет вам в этом Артем, прочитав стихотворение .

- О чем это стихотворение, какова его тема и идея?

- Что вы можете сказать о Вите?

-О значениях слова ТЕПЛОТА нам расскажет Осипова Дарья.

- Какой теплоты, на самом деле, не хватало маме?  

Слайд5

- Какое  средство художественной выразительности вы заметили в стихотворении?

-  Автор стихотворения, используя антитезу, поднял очень важную проблему  она и будет темой нашего сочинения.

- Итак, о чем будет наше сочинение?

-  Очень часто мы  своим поведением или каким-то словом огорчаем своих близких. Я думаю, этот  урок  заставит нас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близким людям.

 Слайд 6

 - Запишем число и тему урока.

 

- Помните, что название вашего сочинения может быть и другим, главное, чтобы оно отвечало теме и идее урока.

Формулирование темы и задач урока.

 Стихотворение  в исполнении заранее подготовленного ученика.

Отвечают на вопросы учителя.  

Тема – отношение сына к маме.

Идея заключается в том,  что мы, дети, не всегда понимаем своих матерей, недостаточно уделяем им внимания, мало делимся душевным  теплом, заботой.

* Даша (заранее подготовлена):    Значение слова «теплота» в словаре С.И.Ожегова):

 Теплота - 1. Форма движения материи, представляющая собою беспорядочное движение образующих тело микрочастиц (молекул, атомов, электронов и т.п.). // Энергия, создаваемая таким движением.

2. Нагретое состояние кого-л., чего-л.; тепло. // Ощущение внутреннего тепла.

3. перен. Доброе, сердечное отношение к кому-л.

Делают выводы, отвечая на проблемный вопрос. (Доброго сердечного отношения)

Отвечают. (Антитеза)

Отвечают.

(О наших мамах,  о близких, о тех, кто рядом с нами).

Записывают число и тему урока.

Логические действия (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Извлечение необходимой информации из текста (П)

Подведение под понятие (П)

Самоопределение (Л)

Подведение под понятие (П)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)

Постановка и решение проблем (П)

Самоопределение (Л)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

3. Углубление знаний.

4.Составление плана сочинения (фронтальная работа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый  методы обучения).

(7 минут)

 - Вспомним, что такое рассуждение?

 Слайд 8

(Рассуждение – словесное изложение, разъяснение, подтверждение или опровержение какой-либо мысли.)

Вспомните структура  сочинения-рассуждения

- Что такое тезис?  

- Что такое аргументы?

- От чего зависит степень убедительности сообщения?

Слайд 9

-  Составим развернутый план, опираясь на структуру.

Рассмотрим памятки «Как писать рассуждение?»

Записывают определение рассуждения в тетрадь.

 

Вспоминают структуру  рассуждения, делают записи в тетради. 

Высказывают свои предположения.

Слушают объяснение,  уточняют неясное.

Как итог, рассматривают  памятки «Как писать сочинение-рассуждение?» (Приложение)

 

Контроль (Р)

Классификация (П)

Логические действия (П)

Общение и взаимодействие  со сверстниками (К)

Работа в парах (К)

Выполнение действий по алгоритму (П)

5.  Физминутка 

Технология Здоровьесбережения

(1 минута)

- Для того чтобы настроиться на плодотворную работу, надо зарядиться положительной энергией – в этом поможет нам физминутка

Выполняют движения под музыку на слайдах

Игровой момент (К)

6. Применение

знаний и умений. Проверка

уровня их усвоения.

Слайд10

Учитель дает задания  для групп.

Работа в группах (динамические пары (из 4 учащихся), работающие на двух соседних партах): раскрытие микротем сочинения «Мы и наши близкие».

Задания для групп:

1 группа- динамические пары пишут  вступление с опорой на стихотворение,  обозначающее важность поставленной цели .

2 группа -  динамические пары работают с  доказательством 1;

3группа -  динамические пары – работают с доказательство 2 

4 группа -  динамические пары-

 пишут вывод.

5 группа- динамические пары – работают над мини-проектом «Облако добрых слов».

Слайд11

Установка:

 - постарайтесь в работе использовать больше теплых слов, т.е. добрых, сердечных,  по отношению к своим близким.

Отчет о работе в группах

Анализ отрывков сочинений.

- Ребята, какие речевые ошибки были допущены ?

-Ребята, вспомните художественную литературу. Например, рассказ Владимира Короленко «В дурном обществе».  - Как живется человеку, который  потерял  близкого человека?

- Какой вывод нам нужно сделать?

-Забота о близких людях очень важна. Она поднимает настроение не только тому, о ком заботятся, но и тому, кто это делает. Не скупитесь на добрые слова, не стесняйтесь говорить  близким « я тебя люблю вот так…»

Работают в группах по предложенным заданиям, используя  памятку «Как писать рассуждение?».

Спикер группы читает получившуюся  часть сочинения.

Время- разносклоняемое существительное на –мя в Р.п. нужно говорить времени…

В реале, комп - это разговорное слово, оно не соответствует нормам публицистического жанра.

Ответы детей.

Читает стих-ие  Белкин «Я люблю тебя вот так…»

Постановка и формулирование проблемы (П)

 Работа в парах (К)

Выполнение действий по алгоритму (П)

Способность действовать с учетом позиций других (К)

Коррекция (Р)

7.Информация

о домашнем задании 

(5 минут)

Слайд12

-Напишите сочинения на тему: «Я и самый близкий мне человек» и другие…

Уточняют и записывают домашнее задание.

Задание творческого характера (Л., П)

8. Рефлексия

(5 минут)

 Слайд13

- Заполнение карт-самооценки.

Слайд14

 Подведение итогов.

 Итак:

-Какие  компоненты сочинения-рассуждения  мы вспомнили на уроке? Запомнили вы их?

-Поняли ли вы, как работать по алгоритму написания сочинения-рассуждения?

- Уяснили ли вы как пользоваться памятку?

- Можете ли устанавливать причинно-следственные связи,  приводя доказательства и делая выводы;

- Умеете ли вы подбирать средства выразительности для раскрытия идеи?

Каждая группа заполняет карты-самооценки.  

Отвечают на вопросы. Сигналят «да», «нет»

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта "Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Технологическая карта" Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ" предназначена для обучения   анализу  текста, формулирования  проблемы и комментария  её, ...

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с ц...

Элективный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения" 11 класс

Данный курс поможет подготовить выпускников к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе....

11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....

Конспект урока в технологической карте "Подготовка к написанию сочинения - описания"

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе. Она направлена на развитие речи обучающихся. Этот вид работы является одним из сложных для пятиклассников.Цели...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: «Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание 9.2 ОГЭ)»

Методический материал поможет учителям русского языка и литературы в подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку....