Технологическая карта урока "Подготовка к написанию сочинения - рассуждения в 6 классе".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Работа представлена в гуманитарном направлении - урок русского языка в 6 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения - рассуждения». Данный урок разработан для общеобразовательного класса с детьми с разным уровнем подготовки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_podgotovka_k_napisaniyu_sochineniya_-_rassuzhdeniya.docx | 33.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к уроку русского языка в 6 классе по теме
«Подготовка к написанию сочинения - рассуждения»
учителя русского языка МБОУ «ООШ №17» Арутюнян И.В.
Работа представлена в гуманитарном направлении - урок русского языка в 6 классе по теме «Подготовка к написанию сочинения - рассуждения». Данный урок разработан для общеобразовательного класса с детьми с разным уровнем подготовки.
Обучение по учебнику «Русский язык 6 класс». Авторы С.И. Львова, В.В. Львов. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: «Мнемозина», 2008 год.
Использована рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов, составленная на основе «Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений 5-11 классы» М: Мнемозина, 2008 г. (под редакцией С.И. Львовой).
Вопросы подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку в 9 классе волнуют сегодня каждого учителя, преподающего этот предмет. К типичным ошибкам, допущенным тестируемыми при выполнении заданий части С1 и С2, относятся неумение аргументировать и делать вывод. Неумение аргументировать проявляется в том, что не все работы соответствуют заданному функционально-смысловому типу речи (рассуждению). Поэтому планомерно, шаг за шагом, необходимо развивать у учащихся умение писать рассуждение.
В 6 классе рассуждение как тип текста уже немного знаком учащимся. Данный урок направлен на формирование умений создавать текст-рассуждение.
Урок содержит следующие этапы:
1. Оргмомент (2 мин)
2. Введение в тему, целеполагание и мотивация. Актуализация (5 мин)
3. Углубление знаний, составление плана сочинения-рассуждения (7 мин)
4. Технология здоровьесбережения (1 мин)
5. Применение знаний и умений проверка уровня их усвоения. Групповая работа (20 мин)
6. Информация о домашнем задание (5 мин)
7. Рефлексия (5 мин)
Итак, ставится цель: создать условия для успешной деятельности обучающихся по закреплению знаний по теме «Рассуждение», для развития у них речевой культуры, для формирования коммуникативной компетенции через групповую деятельность, для духовно-нравственного воспитания через анализируемые тексты прививать бережное отношение к матери.
Активные методы, используемые на уроке, составляют систему, так как обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех его этапах, приводя к полному усвоению учебного материала.
Таким образом, АМО позволяет эффективно осуществлять и воспитательный процесс на уроке. Работа в группе, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры учащегося. Эти навыки в современной жизни играют ключевую роль для достижения успеха в учебной и внеучебной деятельности.
Использование технологии АМО на уроке – путь, который поможет учителю и учащимся ощутить удовлетворение и успех на уроке.
Это урок развития речи. Речевая компетентность ученика формируется через:
- обучению содержания предмета
- развитие социально-коммуникативных умений
- личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации
Урок соответствует требованиям ФГОС.
Активные методы обучения совместно с технологией модерации позволяют за счет новых форм представления информации, ее восприятия, обсуждения, анализа и осмысления повысить в несколько раз эффективность и качество обучения.
Технологическая карта урока развития речи
«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»
Этапы, время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1.Оргмомент (2 минуты) | - Здравствуйте, ребята! Человеческая доброта – самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать свое настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак , за работу. - Садитесь. Проверьте, пожалуйста, ваше рабочее место: все ли готово к уроку? Обратите внимание: я раздала вам файлы с рабочими материалами для урока. | Приветствуют учителя и друг друга. Проверяют готовность к уроку. | Самоопределение (Л) |
2. Введение в тему, целеполагание и мотивация. Актуализация (фронтальная и индивидуальная работа, частично-поисковый метод обучения). (5 минут) | - Внимание, первый Слайд 1 - Сегодня у нас с вами урок развития речи. Прежде чем определиться с темой, вспомним типы текста. Слайд2 - Рассуждение. Что это? - Итак, тема урока? В этом мы и должны разобраться на сегодняшнем уроке. - Сформулируйте задачи урока, соединив действие первой колонки с результатом второй. Слайд3 - Проверим. Слайд 4 - Озвучим задачи урока.
- На какую тему мы будем рассуждать, догадайтесь сами. Поможет вам в этом Артем, прочитав стихотворение . - О чем это стихотворение, какова его тема и идея? - Что вы можете сказать о Вите? -О значениях слова ТЕПЛОТА нам расскажет Осипова Дарья. - Какой теплоты, на самом деле, не хватало маме? Слайд5 - Какое средство художественной выразительности вы заметили в стихотворении? - Автор стихотворения, используя антитезу, поднял очень важную проблему она и будет темой нашего сочинения. - Итак, о чем будет наше сочинение? - Очень часто мы своим поведением или каким-то словом огорчаем своих близких. Я думаю, этот урок заставит нас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и свое поведение по отношению к близким людям. Слайд 6 - Запишем число и тему урока.
- Помните, что название вашего сочинения может быть и другим, главное, чтобы оно отвечало теме и идее урока. | Формулирование темы и задач урока. Стихотворение в исполнении заранее подготовленного ученика. Отвечают на вопросы учителя. Тема – отношение сына к маме. Идея заключается в том, что мы, дети, не всегда понимаем своих матерей, недостаточно уделяем им внимания, мало делимся душевным теплом, заботой. * Даша (заранее подготовлена): Значение слова «теплота» в словаре С.И.Ожегова): Теплота - 1. Форма движения материи, представляющая собою беспорядочное движение образующих тело микрочастиц (молекул, атомов, электронов и т.п.). // Энергия, создаваемая таким движением. 2. Нагретое состояние кого-л., чего-л.; тепло. // Ощущение внутреннего тепла. 3. перен. Доброе, сердечное отношение к кому-л. Делают выводы, отвечая на проблемный вопрос. (Доброго сердечного отношения) Отвечают. (Антитеза) Отвечают. (О наших мамах, о близких, о тех, кто рядом с нами). Записывают число и тему урока. | Логические действия (П) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) Извлечение необходимой информации из текста (П) Подведение под понятие (П) Самоопределение (Л) Подведение под понятие (П) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) Постановка и решение проблем (П) Самоопределение (Л) Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) |
3. Углубление знаний. 4.Составление плана сочинения (фронтальная работа, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы обучения). (7 минут) | - Вспомним, что такое рассуждение? Слайд 8 (Рассуждение – словесное изложение, разъяснение, подтверждение или опровержение какой-либо мысли.) Вспомните структура сочинения-рассуждения - Что такое тезис? - Что такое аргументы? - От чего зависит степень убедительности сообщения? Слайд 9 - Составим развернутый план, опираясь на структуру. Рассмотрим памятки «Как писать рассуждение?» | Записывают определение рассуждения в тетрадь.
Вспоминают структуру рассуждения, делают записи в тетради. Высказывают свои предположения. Слушают объяснение, уточняют неясное. Как итог, рассматривают памятки «Как писать сочинение-рассуждение?» (Приложение)
| Контроль (Р) Классификация (П) Логические действия (П) Общение и взаимодействие со сверстниками (К) Работа в парах (К) Выполнение действий по алгоритму (П) |
5. Физминутка Технология Здоровьесбережения (1 минута) | - Для того чтобы настроиться на плодотворную работу, надо зарядиться положительной энергией – в этом поможет нам физминутка | Выполняют движения под музыку на слайдах | Игровой момент (К) |
6. Применение знаний и умений. Проверка уровня их усвоения. | Слайд10 Учитель дает задания для групп. Работа в группах (динамические пары (из 4 учащихся), работающие на двух соседних партах): раскрытие микротем сочинения «Мы и наши близкие». Задания для групп: 1 группа- динамические пары пишут вступление с опорой на стихотворение, обозначающее важность поставленной цели . 2 группа - динамические пары работают с доказательством 1; 3группа - динамические пары – работают с доказательство 2 4 группа - динамические пары- пишут вывод. 5 группа- динамические пары – работают над мини-проектом «Облако добрых слов». Слайд11 Установка: - постарайтесь в работе использовать больше теплых слов, т.е. добрых, сердечных, по отношению к своим близким. Отчет о работе в группах Анализ отрывков сочинений. - Ребята, какие речевые ошибки были допущены ? -Ребята, вспомните художественную литературу. Например, рассказ Владимира Короленко «В дурном обществе». - Как живется человеку, который потерял близкого человека? - Какой вывод нам нужно сделать? -Забота о близких людях очень важна. Она поднимает настроение не только тому, о ком заботятся, но и тому, кто это делает. Не скупитесь на добрые слова, не стесняйтесь говорить близким « я тебя люблю вот так…» | Работают в группах по предложенным заданиям, используя памятку «Как писать рассуждение?». Спикер группы читает получившуюся часть сочинения. Время- разносклоняемое существительное на –мя в Р.п. нужно говорить времени… В реале, комп - это разговорное слово, оно не соответствует нормам публицистического жанра. Ответы детей. Читает стих-ие Белкин «Я люблю тебя вот так…» | Постановка и формулирование проблемы (П) Работа в парах (К) Выполнение действий по алгоритму (П) Способность действовать с учетом позиций других (К) Коррекция (Р) |
7.Информация о домашнем задании (5 минут) | Слайд12 -Напишите сочинения на тему: «Я и самый близкий мне человек» и другие… | Уточняют и записывают домашнее задание. | Задание творческого характера (Л., П) |
8. Рефлексия (5 минут) | Слайд13 - Заполнение карт-самооценки. Слайд14 Подведение итогов. Итак: -Какие компоненты сочинения-рассуждения мы вспомнили на уроке? Запомнили вы их? -Поняли ли вы, как работать по алгоритму написания сочинения-рассуждения? - Уяснили ли вы как пользоваться памятку? - Можете ли устанавливать причинно-следственные связи, приводя доказательства и делая выводы; - Умеете ли вы подбирать средства выразительности для раскрытия идеи? | Каждая группа заполняет карты-самооценки. Отвечают на вопросы. Сигналят «да», «нет» | Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта "Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"
Технологическая карта" Обучение написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ" предназначена для обучения анализу текста, формулирования проблемы и комментария её, ...
Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с ц...
Элективный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения" 11 класс
Данный курс поможет подготовить выпускников к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку в 11 классе....
11 класс Технологическая карта урока "Работа с текстом.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"
Данный материал поможет педагогу провести занятие по отработке навыков подготовки обучающихся 10-11 классов к экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ....
Конспект урока в технологической карте "Подготовка к написанию сочинения - описания"
Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе. Она направлена на развитие речи обучающихся. Этот вид работы является одним из сложных для пятиклассников.Цели...
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: «Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание 9.2 ОГЭ)»
Методический материал поможет учителям русского языка и литературы в подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку....