Конспект урока в технологической карте "Подготовка к написанию сочинения - описания"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе. Она направлена на развитие речи обучающихся. Этот вид работы является одним из сложных для пятиклассников.
Цели: подготовить обучающихся к написанию сочинения - описания; сформировать умение определять тип текста - описание; обеспечить языковое развитие обучающегося с помощью отбора художественно - выразительных средств для написания сочинения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока русского языка в 5 классе | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в технологической карте
Подготовка к написанию сочинения-описания (Русский язык. 5 класс)
Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе. Она направлена на развитие речи обучающихся. Этот вид работы является одним из сложных для пятиклассников. Учитель должен развивать у детей дар слова, поддерживать их стремление к самовыражению через словесное творчество. Основную задачу работы по развитию речи можно сформулировать словами лингвиста и методиста XX века В.И. Чернышева: «…Чтобы открыть уста детей».
Цель деятельности учителя | Подготовить обучающихся к написанию сочинения-описания; формировать умение определять тип текста – описание; обеспечить языковое развитие обучающегося с помощью отбора художественно-выразительных средств для написания сочинения |
Тип урока | Урок развития речи /Обобщение знаний/ |
Планируемый образовательный результаты | Предметные - знают и определяют тип и стиль текста, композицию, художественно-выразительные средства Метапредметные: Личностные - адекватная самооценка учебной деятельности Регулятивные - планируют действия, делают обобщения, выводы Познавательные - структурируют знания, извлекая информацию Коммуникативные - высказывают собственное мнение, работают в паре и в группе |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы | http:www.urok.net http:www.zavuch.info http:www//festival//september.ru |
Оборудование | Экран, компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Репродукция картины Архипа Куинджи «Берёзовая роща»; фотографии берёзового леса; текст о берёзе; план синквейна |
Основные понятия | Типы текста, стили текста, метафора, сравнение, эпитет |
Организационная структура урока
Этап урока и его цель | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Формируемые УУД |
1. Организационный момент (самоопределение-мотивация к деятельности) | Вступительное слово: - Сегодня у нас занятие по подготовке к написанию сочинения. А на какую тему, вы определите сами, отгадав загадку: Дом освещает, больных исцеляет, чистоту соблюдает, людей соединяет и обувает. Если вам трудно отгадать загадку, познакомьтесь с текстом. | Слушают учителя, участвуют в диалоге. | Мотивация Личностные Регулятивные |
2. Первичное закрепление 1. Работа с текстом в знакомой ситуации. 2. Беседа по прочитанному. 3. Лексическая и словообразовательная работа. 4. Литературный монтаж о берёзе. 5. Словарная работа | 1. Работа с текстом. … Почему берёзу называют русским деревом, символом России? Только в нашей стране берёза растёт чистыми сплошными рощами – березняками. Но главное в том, что издавна на Руси берёза была верным помощником и неизменным спутником человека. Берёза – первая помощница в хозяйстве. Она согревала дом, потому что её поленьями топили печь. Берёзовая лучина освещала его. Из коры берёзы (берёсты) делали кузовки для грибов и ягод, кастрюльки для хранения творога, сметаны. Дома ходили в берёзовых лаптях. А для ленивых и непослушных берёза, вернее, берёзовые розги были наукой, средством наказания. Берёза использовалась в разных народных обрядах. Берёзовая ветка – знак согласия выйти замуж (ветка сосны или дуба, наоборот, отказ). Плакучая берёзка у могил на русских кладбищах – знак вечной памяти о человеке. Берёза – друг и помощник русского человека. Беседа по прочитанному. Организует работу с текстом по заданиям: - прочитать текст; - объяснить название; - какой фрагмент текста иллюстрирует фотография, обоснуйте свою точку зрения; - научное или художественное описание представлено в тексте? Докажите. Лексическая и словообразовательная работа. Используя этимологический, толковый и словообразовательный словарики (Приложение к учебнику, часть 3), объяснить, как образовано слово березняк, каково его значение и происхождение. - Приведите примеры существительных с тем же суффиксом. Что объединяет эти слова? Записать словообразовательную цепочку к слову берёза Литературный монтаж о берёзе. На фоне песни «Берёза белая…». Муз. В. Шаинского, сл. Л.Овсянникова звучит литературный монтаж о берёзе, заранее приготовленный обучающимися. - Наверно, ни об одном дереве не сложено столько красивых строк, как о берёзе. Берёза – муза поэтов. О ней много написано и в стихах и в прозе. Русская белоствольная красавица в зелёном платочке, с нежными серёжками… Поэты, словно соревнуясь друг с другом в красоте и яркости изложения, посвятили её столько замечательных строк… - Определите, какие выразительные средства языка использовали авторы этих текстов. - Как охарактеризована берёза в прослушанных стихотворениях? - Нелегко бывает найти нужное слово, чтобы поделиться с читающими или слушающими своим настроением. Чтобы наша речь стала богатой, мы будем использовать находки мастеров слова. - Какие слова и выражения показались вам интересными и необычными? | Слушают текст. Отбирают нужный материал, делая записи в тетради Отвечают на вопросы. Выполняют задания по лексической и словообразовательной работе. Проводят сравнительный анализ. Слушают подготовленных учеников. Отвечают на вопросы. Выбирают средства выразительности. Записывают в тетрадь слова и выражения, относящиеся к берёзе. Высказывают свою точку зрения. И. Агеева Белоствольная берёза – Символ Родины моей. Нету деревца другого Сердцу русскому милей. Изумрудная весною, А зимою – в серебре, Машет веткой золотою Всем детишкам в сентябре. Каждый листик, как сердечко, Полюбуйся, погляди. У родимого крылечка Ты берёзку посади. Всеволод Рождественский. Береза Чуть солнце пригрело откосы И стало в лесу потеплей, Береза зеленые косы Развесила с тонких ветвей. Вся в белое платье одета, В сережках, в листве кружевной, Встречает горячее лето Она на опушке лесной. Гроза ли над ней пронесется, Прильнет ли болотная мгла,- Дождинки стряхнув, улыбнется Береза - и вновь весела. Наряд ее легкий чудесен, Нет дерева сердцу милей, И много задумчивых песен Поется в народе о ней. Он делит с ней радость и слезы, И так ее дни хороши, Что кажется - в шуме березы Есть что-то от русской души Герман Ходырев. «Берёзовая роща» Белее снега чистого И месяца лучистого, Как в белых платьях девицы, Берёзы стали в круг. Их ветви — руки тонкие, Как будто струны звонкие. Лишь ветер к ним притронется — И всё поёт вокруг. При ясном свете месяца Вся роща точно светится. И реже сумрак вечера, Светлее ночи тень. И лес могучий, кряжистый Глядит на рощу радостно: Всегда теперь с ним рядышком Сияет светлый день. | Личностные Предметные Познавательные Умение отбирать главное Познавательные Регулятивные Умение работать с дополнительной литературой. Подбирать материалы по теме Познавательные Регулятивные |
3. Первичное закрепление (в измененной ситуации, конструирование текста) | Работа в парах. Конструирование по заданию в измененной ситуации (синквейн) - Для создания синквейна вспомним художественные выразительные средства. Для этого подберите метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения к слову береза. Обратитесь к словарику эпитетов (Приложение к учебнику, часть 3) | Создают текст по данному началу. Слайд 1. 1 строка – 1строка - существительное 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – предложение из 3,4-х слов 5 строка - существительное Конкурсное исполнение синквейнов (оценочная деятельность обучающихся) | Предметные Познавательные Регулятивные Личностные |
4. Физкультминутка | Связать с природой | Руки подняли и помахали- Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули- Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем- Это к нам птицы летят, Как они сядут - покажем: Крылья сложили назад. | Коммуникативные |
5. Творческое применение знаний 1. Творческая работа по картине А. И. Куинджи «Берёзовая роща» | Организация работы в группах. - В группах обсудите, с чего можно начать сочинение, что будет в основной части, как закончить работу. В черновиках запишите несколько предложений по теме. Подумайте, в какой части сочинения будет находиться ваш фрагмент. Проводится прослушивание работ, их обсуждение, корректировка. | Обучающиеся работают в группах над созданием собственного текста, обсуждают, корректируют. | Коммуникативные Регулятивные Предметные Личностные |
6. Оценка деятельности обучающихся | Беседа с обучающимися по следующим вопросам: - Продолжите предложения Я понял… Я могу… Я хочу… Я затруднялся… Подведение итогов занятий. Выставление оценок. | Обучающиеся отвечают на вопросы, после чего оценивают свою работу, выбирая карточки, которые находятся у них на столе | Регулятивные Самоанализ, самооценка |
7. Инструктаж по выполнению домашнего задания | - Напишите сочинение «Берёзовая роща». Выполнить это задание вам поможет репродукция картины А.И. Куинджи «Берёзовая роща» (см. часть 3 учебника). Поделитесь своим настроением от увиденного на репродукции картины, используя материал урока. | Запись домашнего задания. Вопросы по выполнению. |
Приложение
Фотографии березового леса Слайд 1
План создания синквейна Слайд 2
Репродукция картины А.И. Куинджи Слайд 3
«Берёзовая роща»
План создания синквейна
Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Образец
Кошка. Капелька.
Пушистая, ласковая. Маленькая, круглая.
Мурлыкает, играет, бегает. Образуется, лежит, падает.
Любимый домашний питомец. Небольшой объём жидкости.
Животное. Вода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе»
Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе» ...
План - конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение "Описание природы.Зима"
План – конспект урока содержит описание разных видов работ на уроке развития речи. В плане предложена грамматическая, стилистическая, орфографическая работа в рамках урока развития речи, а так же рабо...
план-конспект урока русского языка с использованием ИКТ "Сочинение-описание по картине И.И. Шишкина "Парк в Павловске"
подготовка к сочинению-описанию по картине И.И.Шишкина "Парк в Павловске"...
Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».
Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послуш...
конспект урока на тему : «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»
конспект урока на тему : «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»...
Конспект урока русского языка "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ОГЭ 15.3)
Подробный конспект урока с дополнительными материалами и презентацией. Тема сочинения: "Что такое материнская любовь?"...
Конспект урока развития речи Тема: «Подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»
Конспект содержит в себе полный ход урока, хрономертажём и описанием речевой деятельности учителя и учеников....