Конспект урока в технологической карте "Подготовка к написанию сочинения - описания"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Федорова Ирина Леонидовна

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе. Она направлена на развитие речи обучающихся. Этот вид работы является одним из сложных для пятиклассников.

Цели: подготовить обучающихся к написанию сочинения - описания; сформировать умение определять тип текста - описание; обеспечить языковое развитие обучающегося с помощью отбора художественно - выразительных средств для написания сочинения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в технологической карте

Подготовка к написанию сочинения-описания (Русский язык. 5 класс)

        Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе. Она направлена на развитие речи обучающихся. Этот вид работы является одним из сложных для пятиклассников. Учитель должен  развивать у детей дар слова, поддерживать их стремление к самовыражению через словесное творчество. Основную задачу работы по развитию речи можно сформулировать словами лингвиста и методиста XX века В.И. Чернышева: «…Чтобы открыть уста детей».

Цель деятельности учителя

Подготовить обучающихся к написанию сочинения-описания; формировать умение определять тип текста – описание; обеспечить языковое развитие обучающегося с помощью отбора художественно-выразительных средств для написания сочинения

Тип урока

Урок развития речи /Обобщение знаний/

Планируемый образовательный результаты

Предметные - знают и определяют тип и стиль текста, композицию, художественно-выразительные средства

Метапредметные:

Личностные - адекватная самооценка учебной деятельности

Регулятивные - планируют действия, делают обобщения, выводы

Познавательные - структурируют знания, извлекая информацию

Коммуникативные - высказывают собственное мнение, работают в паре и в группе

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные ресурсы

http:www.urok.net           http:www.zavuch.info           http:www//festival//september.ru

Оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Репродукция картины Архипа Куинджи «Берёзовая роща»; фотографии берёзового леса; текст о берёзе; план синквейна

Основные понятия

Типы текста, стили текста, метафора, сравнение, эпитет

Организационная структура урока

Этап урока и его цель

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося

Формируемые УУД

1. Организационный момент (самоопределение-мотивация к деятельности)

Вступительное слово:

- Сегодня у нас занятие по подготовке к написанию сочинения. А на какую тему, вы определите сами, отгадав загадку:

         Дом освещает, больных исцеляет, чистоту соблюдает, людей соединяет и обувает.

Если вам трудно отгадать загадку, познакомьтесь с текстом.

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Мотивация

Личностные

Регулятивные

2. Первичное закрепление

1. Работа с текстом в знакомой ситуации.

2. Беседа по прочитанному.

3. Лексическая и словообразовательная работа.

4. Литературный монтаж о берёзе.

5. Словарная работа

1. Работа с текстом.

… Почему берёзу называют русским деревом, символом России? Только в нашей стране берёза растёт чистыми сплошными рощами – березняками. Но главное в том, что издавна на Руси берёза была верным помощником и неизменным спутником человека.

    Берёза – первая помощница в хозяйстве. Она согревала дом, потому что её поленьями топили печь. Берёзовая лучина освещала его. Из коры берёзы (берёсты) делали кузовки для грибов и ягод, кастрюльки для хранения творога, сметаны. Дома ходили в берёзовых лаптях. А для ленивых и непослушных берёза, вернее, берёзовые розги были наукой, средством наказания.

    Берёза использовалась в разных народных обрядах. Берёзовая ветка – знак согласия выйти замуж (ветка сосны или дуба, наоборот, отказ). Плакучая берёзка у могил на русских кладбищах – знак вечной памяти о человеке.

      Берёза – друг и помощник русского человека.

Беседа по прочитанному.

Организует работу с текстом по заданиям:

- прочитать текст;

- объяснить название;

- какой фрагмент текста иллюстрирует фотография, обоснуйте свою точку зрения;

- научное или художественное описание представлено в тексте? Докажите.

Лексическая и словообразовательная работа.    Используя этимологический, толковый и словообразовательный словарики (Приложение к учебнику, часть 3), объяснить, как образовано слово березняк, каково его значение и происхождение.

- Приведите примеры существительных с тем же суффиксом. Что объединяет эти слова?

Записать словообразовательную цепочку к слову берёза

Литературный монтаж о берёзе.

На фоне песни «Берёза белая…».

Муз. В. Шаинского, сл. Л.Овсянникова звучит литературный монтаж о берёзе, заранее приготовленный обучающимися.

 -  Наверно, ни об одном дереве не сложено столько красивых строк, как о берёзе. Берёза – муза поэтов. О ней много написано и  в стихах и в прозе. Русская белоствольная красавица в зелёном платочке, с нежными серёжками… Поэты, словно соревнуясь друг с другом в красоте и яркости изложения, посвятили её столько замечательных строк…

    - Определите, какие выразительные средства языка использовали авторы этих текстов.

- Как охарактеризована берёза в прослушанных стихотворениях?

- Нелегко бывает найти нужное слово, чтобы поделиться с читающими или слушающими своим настроением. Чтобы наша речь стала богатой, мы будем использовать находки мастеров слова.

- Какие слова и выражения показались вам интересными и необычными?

Слушают текст. Отбирают нужный материал, делая записи в тетради

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания по лексической и словообразовательной работе.

Проводят сравнительный анализ.

Слушают подготовленных учеников. Отвечают на вопросы. Выбирают средства выразительности. Записывают в тетрадь слова и выражения, относящиеся к берёзе. Высказывают свою точку зрения.

И. Агеева

Белоствольная берёза –

Символ Родины моей.

Нету деревца другого

Сердцу русскому милей.

            Изумрудная весною,

            А зимою – в серебре,

           Машет веткой золотою

           Всем детишкам в сентябре.

Каждый листик, как сердечко,

Полюбуйся, погляди.

У родимого крылечка

Ты берёзку посади.

Всеволод Рождественский.              Береза

Чуть солнце пригрело откосы

И стало в лесу потеплей,

Береза зеленые косы

Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета,

В сережках, в листве кружевной,

Встречает горячее лето

Она на опушке лесной.

Гроза ли над ней пронесется,

Прильнет ли болотная мгла,-

Дождинки стряхнув, улыбнется

Береза - и вновь весела.

Наряд ее легкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен

Поется в народе о ней.

Он делит с ней радость и слезы,

И так ее дни хороши,

Что кажется - в шуме березы

Есть что-то от русской души

Герман Ходырев.

«Берёзовая роща»

Белее снега чистого

И месяца лучистого,

Как в белых платьях девицы,

Берёзы стали в круг.

Их ветви — руки тонкие,

Как будто струны звонкие.

Лишь ветер к ним притронется —

И всё поёт вокруг.

При ясном свете месяца

Вся роща точно светится.

И реже сумрак вечера,

Светлее ночи тень.

И лес могучий, кряжистый

Глядит на рощу радостно:

Всегда теперь с ним рядышком

Сияет светлый день.

Личностные

Предметные

Познавательные

Умение отбирать главное

Познавательные

Регулятивные

Умение работать с дополнительной литературой. Подбирать материалы по теме

Познавательные

Регулятивные

3. Первичное закрепление

 (в измененной ситуации, конструирование текста)

Работа в парах. Конструирование по заданию в измененной ситуации (синквейн)

- Для создания синквейна  вспомним художественные выразительные средства. Для этого подберите метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения к слову береза. Обратитесь к словарику эпитетов (Приложение к учебнику, часть 3)

Создают текст по данному началу. Слайд 1.

1 строка –

1строка -  существительное

2 строка –  2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – предложение из 3,4-х слов

5 строка - существительное

Конкурсное исполнение синквейнов (оценочная деятельность обучающихся)

Предметные

Познавательные

Регулятивные

Личностные

4. Физкультминутка

Связать с природой

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят,

Как они сядут - покажем:

Крылья сложили назад.

Коммуникативные

5. Творческое применение знаний

1. Творческая работа по картине А. И. Куинджи «Берёзовая роща»

Организация работы в группах.  

- В группах обсудите, с чего можно начать сочинение, что будет в основной части, как закончить работу. В черновиках запишите несколько предложений по теме.

Подумайте, в какой части сочинения будет находиться  ваш фрагмент.

Проводится прослушивание работ, их обсуждение, корректировка.

Обучающиеся работают в группах над созданием собственного текста, обсуждают, корректируют.

Коммуникативные

Регулятивные

Предметные

Личностные

6. Оценка деятельности обучающихся

Беседа с обучающимися по следующим вопросам:

- Продолжите предложения

Я понял…

Я могу…

Я хочу…

Я затруднялся…

Подведение итогов занятий. Выставление оценок.

Обучающиеся отвечают на вопросы, после чего оценивают свою работу, выбирая карточки, которые находятся у них на столе

Регулятивные

Самоанализ, самооценка

7. Инструктаж по выполнению домашнего задания

- Напишите сочинение «Берёзовая роща». Выполнить это задание вам поможет репродукция картины А.И. Куинджи «Берёзовая роща»

(см. часть 3 учебника). Поделитесь своим настроением от увиденного на репродукции картины, используя  материал урока.

Запись домашнего задания.

Вопросы по выполнению.

Приложение

Фотографии березового леса                    Слайд 1  

План создания синквейна                          Слайд 2

Репродукция картины А.И. Куинджи        Слайд 3

«Берёзовая роща»

План создания синквейна

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Образец

Кошка.                                                                                                                          Капелька.

Пушистая, ласковая.                                                                                                   Маленькая, круглая.

Мурлыкает, играет, бегает.                                                                                        Образуется, лежит, падает.

Любимый домашний питомец.                                                                                  Небольшой объём жидкости.

Животное.                                                                                                                     Вода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе»

Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе» ...

План - конспект урока русского языка в 6 классе "Сочинение "Описание природы.Зима"

План – конспект урока содержит описание разных видов работ на уроке развития речи. В плане предложена грамматическая, стилистическая, орфографическая работа в рамках урока развития речи, а так же рабо...

Конспект урока по написанию сочинения-описания по картине Сочинение-описание по картине В. Сурикова «Взятие снежного городка».

Данный урок по типу является уроком развития речи. В начале урока предполагается повторить сведения о жанре будущего высказывания учащихся с помощью репродуктивной беседы. Затем учащиеся должны послуш...

конспект урока на тему : «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»

конспект урока на тему : «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»...

Конспект урока русского языка "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (ОГЭ 15.3)

Подробный конспект урока с дополнительными материалами и презентацией. Тема сочинения: "Что такое материнская любовь?"...

Конспект урока развития речи Тема: «Подготовка к сочинению - описанию по картине Виктора Михайловича Васнецова «Иван - Царевич на Сером Волке»

Конспект содержит в себе полный ход урока, хрономертажём и описанием речевой деятельности учителя и учеников....