план-конспект урока по русскому языку Запятая в сложносочиненном предложении
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Яременко Мариана Яковлевна

Изучение нового материала, закрепление навыков  постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл изучение нового материала25.19 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку «запятая между частями сложносочиненного предложения».

Цель урока: закрепить знания учащихся о сложносочиненном предложении

                        (ССП);

                        совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.

Задачи урока: 1) усвоение основных признаков ССП;

                           2) повторение значений сочинительных союзов в ССП;

                           3)совершенствование умения определять смысловые

                               отношения между частями ССП;

                           4)развитие орфографических навыков;

                           5)развитие навыков постановки знаков препинания в ССП;

                           6)воспитание любви к родной природе и русскому языку

                               (на примере текстов)

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания

Учащиеся читают "по цепочке" сложные предложения, выписанные ими из произведений писателей и поэтов, дают им характеристику.

       

2.Орфографическая работа (коллективная работа)

Находим в своих предложениях и выписываем на доске слова со следующими орфограммами: безударная гласная, проверяемая ударением,

                    чередующаяся гласная в корне,

                    удвоенная нн в причастиях,

                    дефисное написание наречий,

                   слитное и раздельное написание предлогов,

                   неизменяемые приставки.

Самостоятельная работа: подобрать к каждому слову свой пример.

2 Объяснение нового материала.

Чтобы легче было усвоить новый материал, нам с вами необходимо переработать теоретический материал, данный в учебнике, в таблицу.

Сейчас каждая группа поработает со своим материалом. В итоге получится таблица о ССП.

Работа в группах: 1 группа-ССП с соединительным союзом

2 группа-ССП с разделительным союзом

3 группа-ССП с противительным союзом.

4 группа - знаки препинания в ССП.

Далее каждая группа представляет свою схему. Затем один человек представляет всю таблицу. 

3. Закрепление изученного материала.

  1. Найти из представленных предложений ССП, объяснить свой выбор.

    1)Пригрело весеннее солнце, и над полями заклубился легкий пар.(ССП) 2) Каждое лето под высоким карнизом дома, в котором проходило мое детство, белогрудые ласточки лепили свои гнезда. (СПП) 3) Мы жили в деревне, под окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков (БСП)

Вывод: 1.Что такое ССП? (Это предложение, состоящее из двух или более равноправных частей, связанных между собой интонационно и с помощью сочинительных союзов).

        2. На какие группы делятся ССП?

3. Запятая в ССП не ставится в трех случаях:

1) если части ССП имеют общий второстепенный член;

2) если части ССП имеют общее придаточное предложение;

3) если все части ССП являются вопросительными, восклицательными или побудительными предложениями.

4.Тренировочные упражнения. Отработка умений и навыков.

    1)В воздухе душно и пахнет травами. 2)Может быть, гости не хотят есть рыбу и им нужно приготовить что-нибудь овощное?3) Сухой треск ракетницы - и в небе вспыхивают два рассыпчатых зеленых огня.4)В холодном поле ветер шумел, и дождик лил, и гром гремел.5)По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.6)Липы цветут, и пахнет липовым медом.

 

 Перестроить данные предложения в ССП.

   1)Рванул ветер и в воздухе закружил пыль.2)Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.3)То слышны осторожные шаги, то чей-то шепот.

 

 К началу данного сложного предложения подберите конец. Объясните постановку тире.

    1)Еще взмах весла - и ...2)Мы выбегаем на берег - и ...3)Орел камнем бросается с высоты - и ...

   

    Конструирование предложений. Синтаксические синонимы. Составьте из двух предложений одно ССП с  общим второстепенным членом. 

1)Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет.(Перед ненастьем).2)Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки.(На арене цирка)3)Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится. ( Перед контрольной)

  1. Работа с заданиями из ОГЭ. А сейчас давайте посмотрим , с какими же заданиями мы столкнемся на ОГЭ.

Раздаю карточки с заданием12 из вариантов демоверсии для подготовки к экзамену.

Карточка 1:12. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

По стенкам, (1) как живые, (2) шевелились белые червеобразные корни от светлых поднимающихся

струй, (3) и пугливый лягушонок сидел, ( 4) уцепившись за лист и закрыв от страха.

Карточка 2: 12. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые)между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Лес-это дом для человека,(1) даже больше, (2) чем дом, (3) и правила поведения в нем, (4) уважение к его жителям должны должно быть не менее строгими, (5) чем в собственном доме.

Карточка 3: 12. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые)между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Желтыми огнями загорелась осень, (1) частыми дождями заплакало небо, (2) и быстро стали пустеть дачи и умолкать,(3) как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, (4)точно свечи, (5) одну за другой.

Ответы к карточкам.

1.3

2. 3 

3. 2

Выводы: Что же нужно сделать, чтобы правильно решить это задание? Попробуйте составить план действий при выполнении задания ( в группе). 

 Примерный план действий: 

  1. Определить грамматическую основу. 
  2. Определить вид предложения 
  3. Определить, при помощи какого союза связаны ПП в составе сложного. 
  4. Вспомнить постановку знаков препинания в предложении данного вида. 

6. Сочинение-миниатюра. «Ранняя осень», используя ССП.

7.  Подведение итогов. Что нового узнали на уроке? Какие же предложения мы называем ССП?

 

Домашнее задание: параграф 10,  упражнение 75, указать виды ССП, найти односоставные предложения в составе сложных, указать их вид.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План-конспект открытого урока по английскому языку по теме "Условные предложения 2 типа"

План-конспект открытого урока подготовлен учителем английского языка Арутюнян Ж.Д. для 7-х классов по учебнику Биболетовой М.З. "Enjoy English"...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему «Неполные предложения»

Урок изучения нового материала с использованием личностно-ориентированного обучения на тему "Неполные предложения" с обобщением видов  односоставных предложений....

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему "Главные члены предложения. Подлежащее"

Данный урок представляет собой урок повторения и обобщения уже имеющихся у учащихся знаний и открытие новых знаний, умений и навыков. В ходе урока ребята работают как индивидуально, так и в парах, вып...