план-конспект урока по русскому языку Запятая в сложносочиненном предложении
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Изучение нового материала, закрепление навыков постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
изучение нового материала | 25.19 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по русскому языку «запятая между частями сложносочиненного предложения».
Цель урока: закрепить знания учащихся о сложносочиненном предложении
(ССП);
совершенствовать навыки постановки знаков препинания в ССП.
Задачи урока: 1) усвоение основных признаков ССП;
2) повторение значений сочинительных союзов в ССП;
3)совершенствование умения определять смысловые
отношения между частями ССП;
4)развитие орфографических навыков;
5)развитие навыков постановки знаков препинания в ССП;
6)воспитание любви к родной природе и русскому языку
(на примере текстов)
Ход урока.
- Проверка домашнего задания
Учащиеся читают "по цепочке" сложные предложения, выписанные ими из произведений писателей и поэтов, дают им характеристику.
2.Орфографическая работа (коллективная работа)
Находим в своих предложениях и выписываем на доске слова со следующими орфограммами: безударная гласная, проверяемая ударением,
чередующаяся гласная в корне,
удвоенная нн в причастиях,
дефисное написание наречий,
слитное и раздельное написание предлогов,
неизменяемые приставки.
Самостоятельная работа: подобрать к каждому слову свой пример.
2 Объяснение нового материала.
Чтобы легче было усвоить новый материал, нам с вами необходимо переработать теоретический материал, данный в учебнике, в таблицу.
Сейчас каждая группа поработает со своим материалом. В итоге получится таблица о ССП.
Работа в группах: 1 группа-ССП с соединительным союзом
2 группа-ССП с разделительным союзом
3 группа-ССП с противительным союзом.
4 группа - знаки препинания в ССП.
Далее каждая группа представляет свою схему. Затем один человек представляет всю таблицу.
3. Закрепление изученного материала.
- Найти из представленных предложений ССП, объяснить свой выбор.
1)Пригрело весеннее солнце, и над полями заклубился легкий пар.(ССП) 2) Каждое лето под высоким карнизом дома, в котором проходило мое детство, белогрудые ласточки лепили свои гнезда. (СПП) 3) Мы жили в деревне, под окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков (БСП)
Вывод: 1.Что такое ССП? (Это предложение, состоящее из двух или более равноправных частей, связанных между собой интонационно и с помощью сочинительных союзов).
2. На какие группы делятся ССП?
3. Запятая в ССП не ставится в трех случаях:
1) если части ССП имеют общий второстепенный член;
2) если части ССП имеют общее придаточное предложение;
3) если все части ССП являются вопросительными, восклицательными или побудительными предложениями.
4.Тренировочные упражнения. Отработка умений и навыков.
1)В воздухе душно и пахнет травами. 2)Может быть, гости не хотят есть рыбу и им нужно приготовить что-нибудь овощное?3) Сухой треск ракетницы - и в небе вспыхивают два рассыпчатых зеленых огня.4)В холодном поле ветер шумел, и дождик лил, и гром гремел.5)По словам охотников, зверь в этих лесах вывелся и птица исчезла.6)Липы цветут, и пахнет липовым медом.
Перестроить данные предложения в ССП.
1)Рванул ветер и в воздухе закружил пыль.2)Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.3)То слышны осторожные шаги, то чей-то шепот.
К началу данного сложного предложения подберите конец. Объясните постановку тире.
1)Еще взмах весла - и ...2)Мы выбегаем на берег - и ...3)Орел камнем бросается с высоты - и ...
Конструирование предложений. Синтаксические синонимы. Составьте из двух предложений одно ССП с общим второстепенным членом.
1)Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет.(Перед ненастьем).2)Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки.(На арене цирка)3)Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится. ( Перед контрольной)
- Работа с заданиями из ОГЭ. А сейчас давайте посмотрим , с какими же заданиями мы столкнемся на ОГЭ.
Раздаю карточки с заданием12 из вариантов демоверсии для подготовки к экзамену.
Карточка 1:12. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
По стенкам, (1) как живые, (2) шевелились белые червеобразные корни от светлых поднимающихся
струй, (3) и пугливый лягушонок сидел, ( 4) уцепившись за лист и закрыв от страха.
Карточка 2: 12. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые)между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Лес-это дом для человека,(1) даже больше, (2) чем дом, (3) и правила поведения в нем, (4) уважение к его жителям должны должно быть не менее строгими, (5) чем в собственном доме.
Карточка 3: 12. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые)между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Желтыми огнями загорелась осень, (1) частыми дождями заплакало небо, (2) и быстро стали пустеть дачи и умолкать,(3) как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, (4)точно свечи, (5) одну за другой.
Ответы к карточкам.
1.3
2. 3
3. 2
Выводы: Что же нужно сделать, чтобы правильно решить это задание? Попробуйте составить план действий при выполнении задания ( в группе).
Примерный план действий:
- Определить грамматическую основу.
- Определить вид предложения
- Определить, при помощи какого союза связаны ПП в составе сложного.
- Вспомнить постановку знаков препинания в предложении данного вида.
6. Сочинение-миниатюра. «Ранняя осень», используя ССП.
7. Подведение итогов. Что нового узнали на уроке? Какие же предложения мы называем ССП?
Домашнее задание: параграф 10, упражнение 75, указать виды ССП, найти односоставные предложения в составе сложных, указать их вид.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".
Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....
План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».
Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...
План-конспект открытого урока по английскому языку по теме "Условные предложения 2 типа"
План-конспект открытого урока подготовлен учителем английского языка Арутюнян Ж.Д. для 7-х классов по учебнику Биболетовой М.З. "Enjoy English"...
План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.
План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему «Неполные предложения»
Урок изучения нового материала с использованием личностно-ориентированного обучения на тему "Неполные предложения" с обобщением видов односоставных предложений....
План-конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему "Главные члены предложения. Подлежащее"
Данный урок представляет собой урок повторения и обобщения уже имеющихся у учащихся знаний и открытие новых знаний, умений и навыков. В ходе урока ребята работают как индивидуально, так и в парах, вып...