План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему «Неполные предложения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Минькаева Наталья Мурзагуловна

Урок изучения нового материала с использованием личностно-ориентированного обучения на тему "Неполные предложения" с обобщением видов  односоставных предложений.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро Придумано кем-то Просто и мудро! При встрече здороваться: — Доброе утро! — Доброе утро! — Солнцу и птицам. — Доброе утро! — Улыбчивым лицам. И каждый становится Добрым, доверчивым... Пусть доброе утро Длится до вечера. (Н. Красильников)

Слайд 2

1. Мороз и солнце. День чудесный. 2. Мне нездоровится. 3. За дверью бегают. 4. Дело словом не заменишь 5. Иду по улице нарядной 6. В воздухе пахнет сосной. 7. Вокруг - ни звука. 8. Давно за полночь.

Слайд 3

Тема урока: Неполные предложения.

Слайд 4

Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения неполного предложения; отличать неполные предложения от односоставных предложений; научиться выделять неполные предложения в диалоге и в сложном предложении; вырабатывать навык правильного пунктуационного оформления на письме.

Слайд 5

1 . — Скоро ли, наконец, потеплеет? - Скоро .

Слайд 6

Тема урока Неполные предложения. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Слайд 7

-Неполными называют предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения. -Пропущенными могут быть и главные члены предложения, и второстепенные. -На месте пропуска часто ставится тире. -Отсутствующие члены предложения могут быть восстановлены из контекста. -Неполные предложения встречаются в диалоге, есть и в сложных предложениях.

Слайд 8

Работа с текстом (1) На картине Левитана «Март» вся природа пронизана ласковым, весенним солнцем. (2) У крыльца – лошадь, еще по-прежнему запряженная в сани. (3) Слева – подтаявшие сугробы снега. (4) А прямо перед зрителем – освобождающаяся от снега дорога.

Слайд 9

Картина И.И.Левитана «Март»

Слайд 10

Исаак ильич Левитан

Слайд 11

Картина И.Левитана «Весна. Большая вода»

Слайд 12

Картина и.Левитана «Золотая Осень»

Слайд 13

Ключ: (1) На картине Левитана «Март» вся природа пронизана ласковым, весенним солнцем. (2) У крыльца [ стоит ] лошадь , еще по-прежнему запряженная в сани. (3) Слева [ лежат ] подтаявшие сугробы снега. (4) А прямо перед зрителем [ виднеется ] освобождающаяся от снега дорога.

Слайд 14

Игра «Печатная машинка»

Слайд 15

1. Найдите вариант, в котором есть неполное предложение. А) Восхищаешься чугунным узором оград. Б) Литературу люблю до самозабвения. В) Далеко, далеко, за глубокими морями+ Г) Над могилою героя ночная звезда.

Слайд 16

2. В каком неполном предложении необходимо поставить тире? А) Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей. Б) В углу старый кожаный диван. В) Они говорили долго: бабушка - тихо и жалобно, дед - крикливо и сердито.+ Г) Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали.

Слайд 17

3. Найдите неполное предложение в составе сложного. А) Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит. Б) За линейкой ехали охотники с собакой, за охотниками - кучер Игнат.+ В) Он оказался опять в том же сквере, но теперь было совсем холодно. Г) Ещё одна минутка объяснения, и давнишняя вражда готова была погаснуть

Слайд 18

4. Укажи полные предложения «+»; неполные предложения «-». А) Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.+ Б) Таня перешла в восьмой класс.+ В) Ира - в пятый. - Г) О чём ты мечтаешь?+

Слайд 19

5. Сопоставьте предложения и его характеристику: А) Я с вами на трамвае-4 Б) Вот парадный подъезд-3 В) В дверь позвонили-2 Г) Кто?-1 1. Вопросительное, неполное 2. Односоставное, неопределенно-личное, полное 3. Односоставное, назывное, полное 4. Двусоставное, неполное

Слайд 20

рефлексия На уроке было… -На уроке я узнал(-а)…. - Я работал(-а) хорошо,.. - Я старался(-ась) работать хорошо,но …

Слайд 21

Домашнее задание Выполнить упр. 214 на стр.117



Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе

на тему «Неполные предложения»

Реализуемая программа:Программа основного общего образования по русскому языку и  рабочая программа по русскому языку для предметной линии  учебников Т.А. Ладыженской,  М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.5-9 кл. /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др.- М., Просвещение

Учебник: Русский язык. 8 класс: учебник для ОО./ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Дейкина  и др.- М., Просвещение, 2018г.

Тип урока: урок объяснения нового материала  с использованием ИКТ

Тема: Неполные предложения. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Цель: сформировать понятие об особенностях строения неполных предложений, развивать умение различать неполные и односоставные предложения; развивать умение выделять в диалоге и в сложных предложениях неполные предложения.

Познавательные задачи:

  • дать понятие о неполных предложениях;
  • показать сферу их употребления;
  • формировать лингвистическое мировоззрение у обучающихся ;
  • совершенствовать знания о родном языке;
  • развивать языковой и эстетический идеал;
  • стимулировать творческую деятельность.

Практические задачи:

  • сформировать умение находить неполные предложения в текстах;
  • показать значение интонации в неполных предложениях;

—- обогащать словарный запас речи учащихся;

  • обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • развивать творческое воображение учащихся

Общепредметные задачи:

  • воспитывать коммуникативные качества обучающихся (умение слушать друг друга, принимать чужую точку зрения и отстаивать свою, приводя аргументы);
  • развивать логическое мышление;
  • формировать осознание ценности совместной деятельности;
  • обучать школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
  • формировать общеучебные умения - работа с книгой, со справочной литературой;
  • совершенствовать навыки чтения

ФОУД - форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы и приёмы обучения:

  • обобщающая беседа по изученному материалу;
  • виды работ, связанные с анализом текста;
  • дискуссия;

-— составление учащимися предложений

  • наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
  • комментирование орфограмм и пунктограмм.

Формируемые УУД:

1. Личностные: развивать интерес к изучению языка; воспитывать внимание к культуре речи, точности слов и выражений.

  1. Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке; в соответствии с требованиями урока выстраивать свою речь; участвовать в диалоге по теме урока.
  2. Познавательные: уметь извлекать нужную информацию из текстов, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, ставить цели и формулировать проблему.
  3. Коммуникативные: формировать умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать своё мнение, оценивать мнение одноклассников, сотрудничать с учителем и сверстниками.

Основные понятия, формируемые на уроке: неполные предложения, диалог, контекст, тире.

Ожидаемые предметные результаты: овладение умениями находить неполные предложения в художественных текстах, уместно использовать их в своей речи, ставить знаки препинания в неполных предложениях; умело интонационно произносить эти предложения.

Метапредметные результаты: формирование познавательных и коммуникативных универсальных действий через поиск и выделение необходимой информации в справочной литературе и словарях, решение рабочих задач с использованием ИКТ в совместной деятельности.

Система оценок: взаимопроверка, взаимооценивание, оценка работы в группе; оценивание учителем индивидуальной работы обучающихся.

Ресурсы: учебник, доска, компьютер, проектор, словари, раздаточный материал

Ход урока

Схема урока:

  1. Орг.момент. -2 мин
  2. Актуализация знаний  - 5 мин
  3. Введение в тему урока – 7 мин
  4. Практическое решение задач - 5 мин
  5. Выполнение творческого задания- 3 мин
  6. Закрепление обобщенной темы- 7 мин
  7. Рефлексия. Оценивание- 3 мин
  8. Домашнее задание – 3 мин

  1. Орг.момент. 2 мин

Учитель: Доброе утро! Я рада приветствовать вас на открытом уроке русского языка. Меня зовут Наталья Мурзагуловна.

Доброе утро

Придумано кем-то

Просто и мудро!

При встрече здороваться:

Доброе утро!

— Доброе утро! —

Солнцу и птицам.

Доброе утро! —

Улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро

Длится до вечера.                           Н. Красильников                        (Слайд 1)

—Мне очень хочется, чтобы  ваше сегодняшнее доброе утро длилось до вечера!

—Чем может быть полезен для вас этот  урок русского языка? Сегодня нам предстоит сделать новое открытие. Итак, за дело! Открываем тетради и пишем число-Тридцатое января. Классная работа.

2. Актуализация имеющихся знаний. 5 мин

- Чтобы усвоить новую тему, нам нужно вспомнить односоставные предложения. На экране вы видите предложения. Ознакомьтесь с ними.(Слайд 2)

  1. Мороз и солнце. День чудесный.
  2. Мне нездоровится.
  3. За дверью бегают.
  4. Дело словом не заменишь
  5. Иду по улице нарядной
  6. В воздухе пахнет сосной.
  7. Вокруг - ни звука.
  8. Давно за полночь.

—Что мы можем сделать с этими предложениями? Сформулируйте задание. (Определить типы односоставных предложений, найдя грамматическую основу).

- Давайте выполним предложенное вами действие. (Ученики читают по очереди предложения и отвечают, определяю грамматическую основу)

Проверка.

1- назывное.

2-безличное,сост.человека

3-неопр.-личное

4-обобщ-личное

5-опред-личное

6-безлчное, сост.природы

  1. Введение в тему урока 7 мин

- А что же с 7 и 8 предложениями? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? (Не смогли определить, к какому типу относятся последние 2  предложения)

-Можем ли мы в них выделить грамматическую основу? Почему? (Не хватает каких-то слов). Попробуйте восстановить. Н-р,Вокруг не слышно ни звука. Давно было за полночь.

-Как можно назвать такие предложения? (Если дети затрудняются, делаю подсказку).

- Корзинку, наполненную ягодами наполовину, мы как будем называть? (неполная).

          - Сформулируйте тему урока. (Неполные предложения) (Слайд 3)

- Записываем в тетради тему нашего урока.

-Постановка целей: Работа в парах.

Каждая пара думает и формулирует для себя цель

Итак, мы сегодня должны:

- сформировать понятие об особенностях строения неполного предложения,

- отличать их от односоставных предложений;

- научиться выделять их в диалоге и в сложном предложении; 

- вырабатывать навык правильного пунктуационного оформления на письме.

На слайде цели (Слайд 4) (совпадают ли с целями детьми?)

- А попробуйте восстановить недостающие главные  члены предложения в 5 или в 6?(Предлагают примеры)

- Мы можем, например, «подставить» подлежащее в определенно - личное или неопределенно-личное предложение, но тогда изменится сама их структура, они в станут двусоставными. Следовательно, какое главное отличие односоставных предложений от неполных? (в неполных предложениях можно восстановить пропущенные члены предложения, а в односоставных – невозможно). В неполных же предложениях пропущенные члены подразумеваются из контекста, из ситуации.

- Прочитайте , пожалуйста, диалог на экране(Слайд 5)

1.— Вам учителя сообщили о моем приезде? (Полное двусоставное.)

— Сообщали. (Неполное двусоставное.)

-Какие мы здесь видим предлож-я по своей структуре? (ученики определяют вид предл)

 -Какой мы можем сделать вывод? (Неполными могут быть и односоставные предложения. Неполные предложения встречаются в диалогах)

- Попробуйте восстановить пропущенные члены предложения!(предлагают примеры)

-Как мы можем восстановить пропущенные члены предложения? (Из предыдущих предложений). Вот эти предыдущие предложения мы называем  « из контекста». 

-         ,выйди,пожалуйста, к доске и запиши предложение. Остальные записывают его в тетради.

- Землю солнце красит, а человека – труд.

- Объясни смысл этой пословицы.(Ответы учащихся)

-  какая орфограмма есть здесь? (Слово «труд» мы можем проверить, подобрав однокоренные слова – трудимся. Слово «солнце» непроверяемое,нужно запомнить)

-Чтобы дать характеристику этому предложения, что мы должны здесь найти? (Найти и подчеркнуть грам.основы)  

-Дай определение предложению?(сложное, первая ГО – солнце красит, вторая ГО-труд.) Вывод - Неполное предложение встречается в сложных предложениях, его можно восстановить из предыдущего предложения).

-Можем дополнить тему нашего урока- Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.(Слайд 6)

- Итак, какие важные вещи мы узнали о неполных предложениях?

Неполными называют предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения. Пропущенными могут быть и главные члены предложения, и второстепенные. На месте пропуска часто ставится тире. Отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста.  Неполные предложения часто встречаются в диалоге, есть и в сложных предложениях.

-Проверим себя. Ученики читает правило. (Слайд 7)

  1. Практическое решение задач - 5 мин

Поработаем  с текстом.Карточки у вас на парте,если кому не видно с экрана.         ,Айнур, прочитай текст на экране(Слайд 8). О чем этот текст? Определи тип текста?(описание)

  1. На картине Левитана «Март» вся природа пронизана ласковым, весенним солнцем. (2) У крыльца – лошадь, еще по-прежнему запряженная в сани. (3) Слева – подтаявшие сугробы снега. (4) А прямо перед зрителем – освобождающаяся от снега дорога.

- Вспомним картину Исаака Ильича Левитана «Март». (Слайд 9) Портрет Левитана(Слайд 10)

-Исаак Ильич Левитан- знаменитый русский художник 19в. Основная тема его творчества-природа России во всем ее многообразии. Написал картину «Март» в 1895г. Сейчас эта картина находится в Третьяковской галерее. Вспомним еще известные картины художника(Слайд 11,12)

-Найдите в тексте только неполные предложения. Восстановите текст, заменяя тире пропущенными членами предложения; выделите  грамматическую основу получившихся предложений:

Ключ: (Слайд 13)

(1) На картине Левитана «Март» вся природа пронизана ласковым, весенним солнцем. (2) У крыльца [стоит] лошадь, еще по-прежнему запряженная в сани. (3) Слева [лежат] подтаявшие сугробы снега. (4) А прямо перед зрителем [виднеется] освобождающаяся от снега дорога.

- Слушаем ответы учащихся.

  1. Выполнение творческого задания- 3 мин

-Давайте немножко отдохнем. Игра  называется  «Печатная машинка».(Слайд 14)

-Я вам раздам буквы конкретного слова. Теперь каждый из вас превращается в клавишу печатной машинки. Какое предложение мы с вами сегодня разбираем? Правильно-Неполное.  Вот это слово и будете печатать. Нужно вставать по очереди и произносить название своей буквы. Забылся, не встал вовремя, вскочил с кем-то другим - печатная машинка сломалась, начинаем печатать заново!Начали!

  1. Закрепление обобщенной темы- 7 мин

- Отдохнули. Продолжаем наш урок.Давайте поработаем  в тетради.

- Я раздам вам индивидуальные карточки, выполните задания в тетради.

(Индивидуальная работа в карточках. (Слайд 15,16,17,18,19)

1.      Найдите вариант, в котором есть неполное предложение. Выпишите его в тетради.

А) Восхищаешься чугунным узором оград.

Б) Литературу люблю до самозабвения.

В) Далеко, далеко, за  глубокими морями+

Г) Над могилою героя ночная звезда.

2. В каком неполном предложении необходимо поставить тире? Выпишите его.

А) Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей.

Б) В углу старый кожаный диван.

В) Они говорили долго: бабушка -  тихо и жалобно, дед - крикливо и сердито.+

Г) Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали.

3. Найдите неполное предложение в составе сложного.Выпишите его.

А) Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит.

Б) За линейкой ехали охотники  с собакой, за охотниками - кучер  Игнат.+

В) Он оказался опять в том же сквере, но теперь было совсем  холодно.

Г) Ещё одна минутка объяснения, и давнишняя вражда готова была погаснуть.

4.  Укажи полные предложения «+»; неполные предложения «-».

А) Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.+

Б) Таня перешла в восьмой класс.+

В) Ира - в пятый. -

Г) О чём ты мечтаешь?+

5. Сопоставьте предложения и его характеристику:

А) Я с вами на трамвае-4

Б) Вот парадный подъезд-3

В) В дверь позвонили-2

Г) Кто?-1

1. Вопросит., неполное

2. Односост., неопр.-личное, полное

3. Односост., назывное,полное

4. Двусост., неполное

Опрос по очереди – проверка по слайдам

  1. Рефлексия. Оценивание- 3 мин

- Итак,  над какой темой мы сегодня  работали? Достигли своих целей, которые ставили вначале урока?

- Продолжите предложения (Слайд 20)

-На уроке было…

-На уроке я узнал….

- Я работал(-а) хорошо,..

- Я старался работать хорошо,но…

- Значит, что  еще вам предстоит повторить?

Оценивание учащихся с комментариями

  1. Домашнее задание – 3 мин

Запишите домашнее задание - упр. 214 на стр.117.Прочитайте задание. Учитель объясняет задание. (Слайд 21)

Благодарю  вас, друзья, за прекрасную работу вместе со мной на уроке. Надеюсь, вы узнали много нового и полезного на нашем уроке русского языка.

Раздаточный материал

1Прочитайте текст  

(1)На картине Левитана «Март» вся природа пронизана ласковым, весенним солнцем. (2) У крыльца – лошадь, еще по-прежнему запряженная в сани. (3) Слева – подтаявшие сугробы снега. (4) А прямо перед зрителем – освобождающаяся от снега дорога.

Найдите  только неполные предложения. Восстановите текст, заменяя тире пропущенными членами предложения; выделите  грамматическую основу получившихся предложений.

Прочитайте текст  

(1)На картине Левитана «Март» вся природа пронизана ласковым, весенним солнцем. (2) У крыльца – лошадь, еще по-прежнему запряженная в сани. (3) Слева – подтаявшие сугробы снега. (4) А прямо перед зрителем – освобождающаяся от снега дорога.

Найдите  только неполные предложения. Восстановите текст, заменяя тире пропущенными членами предложения; выделите  грамматическую основу получившихся предложений

Прочитайте текст  

(1)На картине Левитана «Март» вся природа пронизана ласковым, весенним солнцем. (2) У крыльца – лошадь, еще по-прежнему запряженная в сани. (3) Слева – подтаявшие сугробы снега. (4) А прямо перед зрителем – освобождающаяся от снега дорога.

Найдите  только неполные предложения. Восстановите текст, заменяя тире пропущенными членами предложения; выделите  грамматическую основу получившихся предложений

Прочитайте текст  

(1)На картине Левитана «Март» вся природа пронизана ласковым, весенним солнцем. (2) У крыльца – лошадь, еще по-прежнему запряженная в сани. (3) Слева – подтаявшие сугробы снега. (4) А прямо перед зрителем – освобождающаяся от снега дорога.

Найдите  только неполные предложения. Восстановите текст, заменяя тире пропущенными членами предложения; выделите  грамматическую основу получившихся предложений

Прочитайте текст  

(1)На картине Левитана «Март» вся природа пронизана ласковым, весенним солнцем. (2) У крыльца – лошадь, еще по-прежнему запряженная в сани. (3) Слева – подтаявшие сугробы снега. (4) А прямо перед зрителем – освобождающаяся от снега дорога.

Найдите  только неполные предложения. Восстановите текст, заменяя тире пропущенными членами предложения; выделите  грамматическую основу получившихся предложений

1. Найдите вариант, в котором есть неполное предложение. Выпишите его в тетради.

А) Восхищаешься чугунным узором оград.

Б) Литературу люблю до самозабвения.

В) Далеко, далеко, за  глубокими морями

Г) Над могилою героя ночная звезда.

2. В каком неполном предложении необходимо поставить тире? Выпишите его.

А) Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей.

Б) В углу старый кожаный диван.

В) Они говорили долго: бабушка   тихо и жалобно, дед   крикливо и сердито.

Г) Скрип шагов вдоль улиц белых, огоньки вдали.

3. Найдите неполное предложение в составе сложного.Выпишите его.

А) Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит.

Б) За линейкой ехали охотники  с собакой, за охотниками  - кучер  Игнат.

В) Он оказался опять в том же сквере, но теперь было совсем  холодно.

Г) Ещё одна минутка объяснения, и давнишняя вражда готова была погаснуть.

4.  Укажи полные предложения «+»; неполные предложения «-».

А) Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.

Б) Таня перешла в восьмой класс.

В) Ира - в пятый.

Г) О чём ты мечтаешь?

5. Сопоставьте предложения и его характеристику:

А) Я с вами на трамвае

Б) Вот парадный подъезд

В) В дверь позвонили

Г) Кто?

1. Вопросит., неполное

2. Односост., неопр.-личное, полное

3. Односост., назывное,полное

4. Двусост., неполное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».

Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...

Открытый урок по русскому языку "Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения"

Открытый урок по русскому языку для учеников 5 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе на тему: " Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложе...

План - конспект открытого урока по русскому языку 9 класс

Тема: "Подготовка к ГИА по русскому языку. Изобразительно - выразительные средства языка"...