План-конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему "Главные члены предложения. Подлежащее"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Данный урок представляет собой урок повторения и обобщения уже имеющихся у учащихся знаний и открытие новых знаний, умений и навыков. В ходе урока ребята работают как индивидуально, так и в парах, выполняя интересные задания, показывая свои знания в области русского языка и умение работать в команде. При подготовке к уроку использовались интернет-ресурсы, а также учебно-методическая литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx25.67 КБ
Файл prezentatsiya.pptx206.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме "Главные члены предложения. Подлежащее" (7-й класс)

Цели урока:

  • дополнить и углубить знания о подлежащем как о главном члене предложения;
  • отработать умения находить подлежащее в предложении;
  • расширить словарный запас учащихся;
  • воспитывать любовь к родной литературе

Тип урока: обобщение и повторение уже имеющихся знаний, открытие новых знаний, умений и навыков.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Приготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Надеюсь, что наша с вами работа сегодня будет интересной и плодотворной. Запишите число, классная работа. Оставьте одну строчку свободной для темы урока, к ней мы еще вернемся.

  1. Повторение пройденного материала (один ученик работает у доски, другие в тетрадях).

Учитель: В скором времени вам предстоит пройти сложное испытание – это ОГЭ по русскому языку. Одним из заданий этого экзамена является задание на знание видов связи в словосочетании. Давайте с вами вспомним эту тему.

Задание: определить вид связи, заменить, где возможно, синонимичным.

Приморский парк (согл.) – парк при море (упр.)

Приоткрыть с осторожностью (упр.) – осторожно приоткрыть (примык.)

Поступить прескверно (прим.)

Дополнительный вопрос ученику и классу:

– Какая орфограмма объединяет все эти словосочетания? (Правило правописания приставок пре-при.) Повторение правила.

  1. Подведение к целям и задачам урока. Учитель: ребята, сейчас мы свами повторили такую единицу синтаксиса как словосочетание. Какую еще единицу синтаксиса вы можете мне назвать? (предложение) Что такое предложение и чем оно отличается от словосочетания? (Предложение — слово или группа слов, связанных между собой грамматически и по смыслу; это коммуникативная единица языка, оформленная интонационно. При помощи предложений мы выражаем свои мысли, сообщаем информацию, передаём просьбы или приказы, делимся эмоциями) Какие бывают предложения по цели высказывания?  (Повествовательные, побудительные, вопросительные) А по эмоциональной окраске? ( Восклицательные/невосклицательные). Что является обязательным компонентом каждого предложения? (Грамматическая основа). Из чего состоит грамматическая основа? (Грамматическая основа может состоять из подлежащего и сказуемого, либо из какого-то одного из главных членов).
  2. Постановка целей и задач

Обращение к презентации:

Учитель: А знаете ли вы, что термины подлежащее и сказуемое были введены в русский язык М.В.Ломоносовым? (1  слайд)

Как вы думаете, о каком из главных членов предложения мы свами будем сегодня говорить? (О подлежащем) Правильно, запишите тему урока на оставленной строчке. (слайд 2)

Какие же задачи предстоит нам с вами сегодня решить? (Ответить на вопросы: что такое подлежащее? Что оно обозначает? Какими частями речи может быть выражено?) (слайд 3)

  1. Обращение к новой теме. Для того чтобы ответить на первые два вопроса, запишем предложение (слайд 4). Объясняем орфограммы. Выделяем грамматическую основу. Говорим о том, какое средство выразительности использует поэт в этой строчке (метафора). Делаем выводы (слайд 5)
  2. Работа в парах (исследовательская работа с текстом, попутное заполнение таблицы): чтобы ответить на вопрос, какими частями речи может быть выражено подлежащее, обратимся к тексту (распечатан и лежит перед учениками)

СЫНОВЬЯ

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. А на камешке старичок отдохнуть присел.

Рассказывает одна женщина другой, что сын ее сильный, ловкий. Никто с ним не сладит. А другая похваляется, что ее сын поет очень хорошо. Третья женщина ничего о сыне не рассказывала.

Набрали женщины полные ведра и пошли домой. Вот бегут три мальчика. Один кувыркается, колесом ходит. Другой голосисто поет. А третий подошел к матери, взял ведра и понес их. Спрашивают женщины старика: «Кто тебе из наших сыновей понравился? Отвечает старик:

«Где они? Я только одного сына видел».

(По В. Осеевой)

Подумаем:

О чем этот рассказ? Определите его основную мысль. (Главная мысль рассказа «Сыновья»: Нужно помогать не только на словах, но и делом. Всякая мать гордится своим сыном, но особенно та, о которой заботятся. Чему учит рассказ «Сыновья»: Помогать родителям, заботиться о них, уважать, ценить, быть опорой в трудную минуту.

Найдите в каждом предложении подлежащее. Всегда ли оно выражается именем существительным?

Какие еще способы выражения подлежащего вы нашли?

Способ выражения подлежащего

Пример

Числительное плюс существительное в Р.п.

Две женщины брали

Числительное

Третья подошла

Имя существительное в И.п.

Старичок присел отдохнуть

Местоимение

Никто не сладит

Сделайте вывод: Подлежащее может обозначать самые различные предметы, явления действительности и абстрактные понятия. В роли подлежащего могут выступать все части речи.

  1. Работа с учебником.

Учитель: давайте обратимся к теоретическому материалу на с. 323-324 и посмотрим, правильны ли наши с вами выводы, а также, какие еще есть способы выражения подлежащего, не встретившиеся нам в тексте, продолжим заполнение нашей таблицы.

  1. Закрепление материала: упражнение 17 на с. 324
  2. Игра «Собери пословицу».

Укажи, чем выражено подлежащее. Объясни пословицы.

Правда в огне не горит и                        у того она и спорится.

Жить –                                                      ум точить.

Семеро                                                      родине служить.

Учить –                                                     одного не ждут.

Кто работы не боится                              в воде не тонет.        

10.  Рефлексия (слайд 6)

  1.  Дифференцированное домашнее задание: слайд 7.


1.Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Найдите подлежащее в каждом предложении, заполните таблицу, сделав вывод о том, какой частью речи может быть выражено подлежащее.

СЫНОВЬЯ

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. А на камешке старичок отдохнуть присел.

Рассказывает одна женщина другой, что сын ее сильный, ловкий. Никто с ним не сладит. А другая похваляется, что ее сын поет очень хорошо. Третья женщина ничего о сыне не рассказывала.

Набрали женщины полные ведра и пошли домой. Вот бегут три мальчика. Один кувыркается, колесом ходит. Другой голосисто поет. А третий подошел к матери, взял ведра и понес их. Спрашивают женщины старика: «Кто тебе из наших сыновей понравился? Отвечает старик:

«Где они? Я только одного сына видел».

(По В. Осеевой)

2.        Игра «Собери пословицу».

Укажи, чем выражено подлежащее. Объясни пословицы.

Правда в огне не горит и                        у того она и спорится.

Жить –                                                      ум точить.

Семеро                                                      родине служить.

Учить –                                                     одного не ждут.

Кто работы не боится                              в воде не тонет.        


Способ выражения подлежащего

Пример

Способ выражения подлежащего

Пример


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Главные члены предложения (грамматическая основа ) Подлежащее- з начит «лежащее в основе предложения » Сказуемое- то, что «сказано о подлежащем» Термины введены М.В.Ломоносовым

Слайд 2

Тема урока: «Подлежащее двусоставного предложения»

Слайд 3

Определение любого члена предложения всегда состоит из 3 частей Ч то обозначает? Н а какой вопрос отвечает? К акими частями речи может быть выражен?

Слайд 4

Запишите предложение. Объясните орфограммы. Выделите грамматическую основу. Сделайте вывод о том, что такое подлежащее. В с.. ду г.. рит к..стёр р.. бины красной . (С. Есенин)

Слайд 5

Подлежащее - главный член предложения, который о бозначает предмет речи о твечает на вопросы КТО? ЧТО? (значит, всегда в Именительном падеже!)

Слайд 6

Рефлексия Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами

Слайд 7

Домашнее задание: Упр. 19 на с. 325 ( на оценку 3) Из произведений художественной литературы подобрать примеры предложений с разными способами выражения подлежащего (на оценку 4) Составить небольшой рассказ на тему «Мои весенние каникулы», употребив в нем разные способы выражения подлежащего (на оценку 5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку 8 класс «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».

Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема «Второстепенные члены предложения»

Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема: «Второстепенные члены предложения» Работа выполнена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит уровневые дескрипторы оценки. Работа позво...

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Конспект урока по русскому языку в 5 кл. "Второстепенные члены предложения"

Конпект урока  по русскому языку в 5 кл. для обучающихся коррекционной школы...

Конспект открытого интегрированного урока по русскому языку и литературе: «Роль обособленных членов предложения в художественном тексте»

Интегрированный урок по русскому языку и литературе на материале рассказа Паустовского "Телеграмма"...