План-конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему "Главные члены предложения. Подлежащее"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Данный урок представляет собой урок повторения и обобщения уже имеющихся у учащихся знаний и открытие новых знаний, умений и навыков. В ходе урока ребята работают как индивидуально, так и в парах, выполняя интересные задания, показывая свои знания в области русского языка и умение работать в команде. При подготовке к уроку использовались интернет-ресурсы, а также учебно-методическая литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 25.67 КБ |
prezentatsiya.pptx | 206.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме "Главные члены предложения. Подлежащее" (7-й класс)
Цели урока:
- дополнить и углубить знания о подлежащем как о главном члене предложения;
- отработать умения находить подлежащее в предложении;
- расширить словарный запас учащихся;
- воспитывать любовь к родной литературе
Тип урока: обобщение и повторение уже имеющихся знаний, открытие новых знаний, умений и навыков.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Приготовьтесь, пожалуйста, к уроку. Надеюсь, что наша с вами работа сегодня будет интересной и плодотворной. Запишите число, классная работа. Оставьте одну строчку свободной для темы урока, к ней мы еще вернемся.
- Повторение пройденного материала (один ученик работает у доски, другие в тетрадях).
Учитель: В скором времени вам предстоит пройти сложное испытание – это ОГЭ по русскому языку. Одним из заданий этого экзамена является задание на знание видов связи в словосочетании. Давайте с вами вспомним эту тему.
Задание: определить вид связи, заменить, где возможно, синонимичным.
Приморский парк (согл.) – парк при море (упр.)
Приоткрыть с осторожностью (упр.) – осторожно приоткрыть (примык.)
Поступить прескверно (прим.)
Дополнительный вопрос ученику и классу:
– Какая орфограмма объединяет все эти словосочетания? (Правило правописания приставок пре-при.) Повторение правила.
- Подведение к целям и задачам урока. Учитель: ребята, сейчас мы свами повторили такую единицу синтаксиса как словосочетание. Какую еще единицу синтаксиса вы можете мне назвать? (предложение) Что такое предложение и чем оно отличается от словосочетания? (Предложение — слово или группа слов, связанных между собой грамматически и по смыслу; это коммуникативная единица языка, оформленная интонационно. При помощи предложений мы выражаем свои мысли, сообщаем информацию, передаём просьбы или приказы, делимся эмоциями) Какие бывают предложения по цели высказывания? (Повествовательные, побудительные, вопросительные) А по эмоциональной окраске? ( Восклицательные/невосклицательные). Что является обязательным компонентом каждого предложения? (Грамматическая основа). Из чего состоит грамматическая основа? (Грамматическая основа может состоять из подлежащего и сказуемого, либо из какого-то одного из главных членов).
- Постановка целей и задач
Обращение к презентации:
Учитель: А знаете ли вы, что термины подлежащее и сказуемое были введены в русский язык М.В.Ломоносовым? (1 слайд)
Как вы думаете, о каком из главных членов предложения мы свами будем сегодня говорить? (О подлежащем) Правильно, запишите тему урока на оставленной строчке. (слайд 2)
Какие же задачи предстоит нам с вами сегодня решить? (Ответить на вопросы: что такое подлежащее? Что оно обозначает? Какими частями речи может быть выражено?) (слайд 3)
- Обращение к новой теме. Для того чтобы ответить на первые два вопроса, запишем предложение (слайд 4). Объясняем орфограммы. Выделяем грамматическую основу. Говорим о том, какое средство выразительности использует поэт в этой строчке (метафора). Делаем выводы (слайд 5)
- Работа в парах (исследовательская работа с текстом, попутное заполнение таблицы): чтобы ответить на вопрос, какими частями речи может быть выражено подлежащее, обратимся к тексту (распечатан и лежит перед учениками)
СЫНОВЬЯ
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. А на камешке старичок отдохнуть присел.
Рассказывает одна женщина другой, что сын ее сильный, ловкий. Никто с ним не сладит. А другая похваляется, что ее сын поет очень хорошо. Третья женщина ничего о сыне не рассказывала.
Набрали женщины полные ведра и пошли домой. Вот бегут три мальчика. Один кувыркается, колесом ходит. Другой голосисто поет. А третий подошел к матери, взял ведра и понес их. Спрашивают женщины старика: «Кто тебе из наших сыновей понравился? Отвечает старик:
«Где они? Я только одного сына видел».
(По В. Осеевой)
Подумаем:
О чем этот рассказ? Определите его основную мысль. (Главная мысль рассказа «Сыновья»: Нужно помогать не только на словах, но и делом. Всякая мать гордится своим сыном, но особенно та, о которой заботятся. Чему учит рассказ «Сыновья»: Помогать родителям, заботиться о них, уважать, ценить, быть опорой в трудную минуту.
Найдите в каждом предложении подлежащее. Всегда ли оно выражается именем существительным?
Какие еще способы выражения подлежащего вы нашли?
Способ выражения подлежащего | Пример |
Числительное плюс существительное в Р.п. | Две женщины брали |
Числительное | Третья подошла |
Имя существительное в И.п. | Старичок присел отдохнуть |
Местоимение | Никто не сладит |
Сделайте вывод: Подлежащее может обозначать самые различные предметы, явления действительности и абстрактные понятия. В роли подлежащего могут выступать все части речи.
- Работа с учебником.
Учитель: давайте обратимся к теоретическому материалу на с. 323-324 и посмотрим, правильны ли наши с вами выводы, а также, какие еще есть способы выражения подлежащего, не встретившиеся нам в тексте, продолжим заполнение нашей таблицы.
- Закрепление материала: упражнение 17 на с. 324
- Игра «Собери пословицу».
Укажи, чем выражено подлежащее. Объясни пословицы.
Правда в огне не горит и у того она и спорится.
Жить – ум точить.
Семеро родине служить.
Учить – одного не ждут.
Кто работы не боится в воде не тонет.
10. Рефлексия (слайд 6)
- Дифференцированное домашнее задание: слайд 7.
1.Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Найдите подлежащее в каждом предложении, заполните таблицу, сделав вывод о том, какой частью речи может быть выражено подлежащее.
СЫНОВЬЯ
Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. А на камешке старичок отдохнуть присел.
Рассказывает одна женщина другой, что сын ее сильный, ловкий. Никто с ним не сладит. А другая похваляется, что ее сын поет очень хорошо. Третья женщина ничего о сыне не рассказывала.
Набрали женщины полные ведра и пошли домой. Вот бегут три мальчика. Один кувыркается, колесом ходит. Другой голосисто поет. А третий подошел к матери, взял ведра и понес их. Спрашивают женщины старика: «Кто тебе из наших сыновей понравился? Отвечает старик:
«Где они? Я только одного сына видел».
(По В. Осеевой)
2. Игра «Собери пословицу».
Укажи, чем выражено подлежащее. Объясни пословицы.
Правда в огне не горит и у того она и спорится.
Жить – ум точить.
Семеро родине служить.
Учить – одного не ждут.
Кто работы не боится в воде не тонет.
Способ выражения подлежащего | Пример |
Способ выражения подлежащего | Пример |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «Подлежащее двусоставного предложения»
Определение любого члена предложения всегда состоит из 3 частей Ч то обозначает? Н а какой вопрос отвечает? К акими частями речи может быть выражен?
Запишите предложение. Объясните орфограммы. Выделите грамматическую основу. Сделайте вывод о том, что такое подлежащее. В с.. ду г.. рит к..стёр р.. бины красной . (С. Есенин)
Подлежащее - главный член предложения, который о бозначает предмет речи о твечает на вопросы КТО? ЧТО? (значит, всегда в Именительном падеже!)
Рефлексия Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами
Домашнее задание: Упр. 19 на с. 325 ( на оценку 3) Из произведений художественной литературы подобрать примеры предложений с разными способами выражения подлежащего (на оценку 4) Составить небольшой рассказ на тему «Мои весенние каникулы», употребив в нем разные способы выражения подлежащего (на оценку 5)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку 9 класс сложное предложение и его виды
открытый урок по русскому языку...
Урок по русскому языку 8 класс «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение».
Предлагаю разработку урока русского языка для 8 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....
Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема «Второстепенные члены предложения»
Диагностическая работа по русскому языку. 5 класс. Тема: «Второстепенные члены предложения» Работа выполнена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Содержит уровневые дескрипторы оценки. Работа позво...
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...
Конспект урока по русскому языку в 5 кл. "Второстепенные члены предложения"
Конпект урока по русскому языку в 5 кл. для обучающихся коррекционной школы...
Конспект открытого интегрированного урока по русскому языку и литературе: «Роль обособленных членов предложения в художественном тексте»
Интегрированный урок по русскому языку и литературе на материале рассказа Паустовского "Телеграмма"...