Конспект урока по русскому языку «Существительные общего рода» по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок изучения морфологических признаков имени существительного как части речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_6_klass.docx | 133.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования г. Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №14»
Тема урока
«Существительные общего рода»
по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.
Тростенцова Л.А. и др.
Русский язык. 6 класс
Тип урока: объяснение нового материала.
Метод обучения: проблемно-поисковый, репродуктивный.
Форма организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.
Цель: продолжить изучение морфологических признаков имени существительного как части речи.
Задачи:
- Познакомить учащихся с именами существительными общего рода, научить отличать их от существительных мужского и женского рода, научить согласовывать с прилагательными и глаголами в прошедшем времени.
- Стимулировать стремление к творчеству и самовыражению, развивать речь учащихся, обогащая новыми словами, существительными общего рода.
- Воспитать не только уважительное, но и критическое отношение к товарищам, а также интерес и любовь к родному языку.
План урока.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся.
- Представление темы и постановка целей урока.
- Изучение нового материала.
- Тренировочные задания.
- Подведение итога урока.
- Домашнее задание.
- Организационный момент.
Проверка списочного состава учащихся. Поддержка положительного эмоционального состояния учеников (представление диалога «Неряха» с двумя-тремя учениками).
- Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Что нового об имени существительном как части речи вы узнали на уроках в 6-ом классе?
Ученики демонстрируют творческое задание в виде рассказа с использованием несклоняемых имен существительных.
- Представление темы и постановка целей урока.
Проблемная ситуация с поиском правильного употребления имен существительных общего рода «невежда» и «невежа».
1.Сравнение.
В чём отличие между существительными «невежда» и «невежа»?
2.Работа со словарем.
Работа с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой, Этимологическим словарем русского языка Г.П. Цыганенко (выявление лексических значений, этимологии имен существительных):
Информация
Невежда - м. и ж., малообразованный, малосведущий человек.
Невежа - м. и ж., грубый, невоспитанный человек.
Вопрос
Эти слова имеют разное лексическое значение, а между тем восходят они к одному корню. Что значит слово «ведати»?
Информация
«Ведати» (знать) (невежа - человек, не знающий правил этикета, а вежливый — качество человека, указывающее на знание правил этикета).
3.Определение рода имени существительного.
Мужского или женского рода слово «невежда»?
Невежда - это неграмотный человек (м.р.)
А если невежда – женщина? (ж.р.)
Вывод: «Невежда» - это существительное общего рода.
4.Формулирование темы и целей урока учащимися класса.
Тема: Существительные общего рода.
Цели:
- понять, какие существительные называются существительными общего рода и как ими правильно пользоваться в речи.
- Изучение нового материала.
- Составление определения понятия «существительного общего рода».
Существительные, которые обозначают то лиц мужского, то лиц женского пола, называются существительными общего рода (пример: непоседа Костя - непоседа Таня).
- Лексическая работа.
Приведите примеры существительных общего рода.
-Подлиза, растяпа, растрёпа, рёва, плакса, соня, хвастунишка (работа учащихся на доске и в тетрадях).
Информация
Имена существительные общего рода являются эмоционально-окрашенными словами, имеют ярко выраженное оценочное значение, употребляются, главным образом, в разговорной речи.
Вопрос
- Заметили ли вы, ребята, с какой стороны чаще всего характеризуют людей существительными общего рода?
Ответ
- С отрицательной.
Информация
Использование существительных общего рода в устном народном творчестве, в письменной литературе.
Слово учителя об использовании существительных общего рода в устном народном творчестве.
а) - Нравятся ли вам такие люди? ... И мне не нравятся. Вот почему про них люди придумали дразнилки и корилки (от слов корить, ругать).
*Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годится,
Можно простудиться.
Особенно в старину не любили жадных людей.
*Жадина-говядина,
Три копейки дадено,
На четвёртую копейку
Расшибётся об скамейку.
А эту корилки закончите сами:
*Что за шум, что за рёв?
*
Тут не стадо ли коров?
Нет, это не коровушка.
Это Лена ... {рёвушка).
*Вот подходит к детворе.
Затевает драку,
Все боятся во дворе
Такого ... {забияку).
- Проверим вашу внимательность. Запишите, какие существительные общего рода прозвучали в произведениях устного народного творчества (плакса, жадина, рёвушка, забияка).
б) Слово учителя об использовании существительных общего рода в письменной литературе.
- Часто и в письменной литературе художники слова говорят о недостатках своих героев. О ком это?
* «Он два раза в неделю страдал от обжорства». * «Он привык давать полную волю порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума»
- Это о Троекурове - герое романа А.С. Пушкина «Дубровский».
- А какими существительными общего рода (очень кратко) мы охарактеризовали бы Троекурова в устной (разговорной) речи.
- Он обжора и невежа.
- Видите, как точно и хлёстко характеризуют человека эти слова.
Приведите примеры существительных общего рода слов, которые характеризуют человека положительно?
- «Молодчина», «умница», «трудяга», «работяга», «чистюля», «дока».
(работа учащихся на доске и в тетрадях).
Приведите примеры существительных общего рода к чертам характера человека (с элементами игры, с картинками, мультипликациями).
Безобидный, тихий, смирный человек - тихоня
Драчун, зачинщик ссор и драк - забияка
Тот, кто любит сладости - сладкоежка, сластёна
Кто владеет левой рукой лучше, чем правой - левша
Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь - попрошайка
Кто любит болтать вздор, пустяки - пустомеля
Праздный, глазеющий от скуки по сторонам - зевака
Хвастливый человек - хвастунишка
Тот, кто постоянно всё теряет, забывает - растяпа
Тот, кто подлизывается к кому-то - подлиза
Человек, который наушничает - ябеда
Человек, который выдвигая себя, стремится выслужиться - выскочка
Сонливый, любящий много спать - соня
Тот или та, кто чуждается физической или вообще трудной работы - белоручка
Неаккуратный, лишённый опрятности - неряха
Очень подвижный, суетливый ребёнок – непоседа
Физкультминутка
А сейчас ... сони, плаксы и задиры, выше руки, ноги шире!
Руки, ноги, голова,
Плечи, пояс и спина -
Всё имеет имена.
Повернулись,
Улыбнулись,
Прямо сели
И готовы сей же миг
Изучать родной язык!
- Грамматическая работа.
Рассказ - инсценирование.
Автор: Ещё в сентябре одна ученица, рассказывая о своём летнем отдыхе, поведала мне
историю. Вот какая история. Среди ухоженных, аккуратных детей один мальчик оказался неряхой. Старшая вожатая, студентка какого-то вуза, взялась его перевоспитывать, всякий раз приводя много хороших примеров.
Вожатая: - Вот видишь, ты какая большая неряха.
Мальчик: - Неверно. Я не большая неряха. Я мальчик.
Вожатая: - Ну и что, что ты мальчик, посмотри на свой костюм, на свои руки, и тебе сразу станет ясно, что ты самая большая неряха.
Мальчик: - Нет, я не большая неряха. Это неверно. Я не могу быть большая и даже маленькая неряха. Зачем такое говоришь?
Автор: Вожатая, недоумевая, почему сопротивляется мальчик, пыталась приводить всё новые, ещё более убедительные доказательства, но всё было напрасно.
Вопрос
-Почему сопротивлялся её собеседник?
Ответ
-Надо, разговаривая с мальчиком (а это лицо мужского пола), говорить «большой неряха», «такой неряха».
-Действительно, горе-вожатая когда-то, как и вы, учась в 6-м классе, не поняла секрета существительных общего рода. А вы поняли этот секрет?
Вывод
- Имена прилагательные и похожие на них местоимения должны стоять в м.р.
при существительных общего рода, если оно обозначает лицо мужского пола, и в женском, если речь идёт о девочке или женщине.
Пример: Маленький Костя - такой неряха. Маленькая Таня – такая неряха
(работа учащихся на доске и в тетрадях).
- Работа с учебником.
Проверим себя по учебнику: стр. 91, параграф 41. Что вы ещё узнали, прочитав параграф?
Существительные общего рода имеют окончание -а (-я).
Относятся к 1-ому склонению. Обозначают качества людей. Прилагательные согласуются с ними либо в мужском, либо в женском роде.
V. Тренировочные задания.
а) Работа с учебником.
Упражнение 229 стр.91.
Ученики:
- читают и комментируют 6 предложений
* Серёжа - круглый сирота. Маша - круглая сирота.
Миша — большой забияка. Марина — удивительная забияка.
«Какой ты зазнайка, Петя!» - удивилась мама.
* «Какая ты зазнайка, Люба!» - удивилась мама.
- записывают первое и последнее предложения в тетрадь
- объясняют знаки препинания в предложениях
В первом предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым, т.к. они выражены именами существительными в Именительном падеже. Последнее предложение с прямой речью, которая стоит в начале предложения и заключена в кавычки. Сама прямая речь осложнена обращением «Люба», которое надо отделить запятой, а в конце прямой речи ставится восклицательный знак.
б) Запись учащимися предложений под диктовку.
Ученики:
- определяют по заданию о девочке или мальчике едёт речь
- указывают род подлежащих
1) Наша соня проспала все каникулы. 2) Сластёна съел все шоколадные конфеты.
/1) Наша соня (ж.р.) проспала все каникулы. 2) Сластёна (м.р.) съел все шоколадные конфеты/.
-отвечают на вопрос
Как согласуются глаголы-сказуемые с существительными общего рода? (По смыслу).
в) Выполнение теста.
- ВАРИАНТ
- Если существительное может быть отнесено к мужскому и женскому роду, это существительное:
- среднего рода;
Б) общего рода;
- частного рода.
- Укажите существительное общего рода:
- староста;
Б) юноша;
- папа.
- Укажите ряд слов, где все существительные общего рода:
- растяпа, обжора, мастер, игра;
Б) воображала, зазнайка, выскочка, шимпанзе;
- мямля, злюка, сластёна, работяга.
- Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:
- Мой папа - настоящая работяга.
Б) Этот тараторка не умолкал ни на минуту.
- Света - полная невежда.
- Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:
- Известный пустомеля опять что-то рассказывал ребятам.
Б) Знакомая сластёна за полчаса съела целый торт.
- Наш белоручка сидела сложа руки.
- ВАРИАНТ
- Если существительное может быть отнесено к мужскому и женскому роду, это существительное:
- среднего рода;
Б) женского рода;
- общего рода;
- Укажите существительное общего рода:
- бедняга;
Б) юноша;
- папа.
- Укажите ряд слов, где все существительные общего рода:
- растяпа, обжора, ябеда, игра;
Б) вредина, зазнайка, выскочка, неженка;
- семья, злюка, сластёна, работяга.
- Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:
- Мой папа - честный трудяга.
Б) Этот тараторка не умолкал ни на минуту.
- Мой маленький братик - настоящая неженка.
- Укажите предложение с ошибкой в согласовании определения с существительным:
- Известный хвастунишка рассказывала новую историю.
Б) Знакомая сластёна за полчаса съела целый торт.
- Наша левша всегда красиво писала.
/Проверка. Взаимопроверка/
1 ВАРИАНТ -
Вариант: . Фамилия : | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Б | А | В | А | В |
2 ВАРИАНТ - | ||||
Вариант: . Фамилия : | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
В | А | Б | В | А |
VI. Подведение итога урока.
Оценка знаний учащихся с комментированием в форме рекомендаций по пробелам знаний учащихся. - Дети, вы сегодня умнички и молодчины!
VII.Домашнее задание.
- параграф 41 стр. 91-92 (учебные таблицы - стр. 35)
- сочинить и записать стихотворение (или четверостишие), в котором будут использованы имена существительные общего рода, можно о своём однокласснике, но не забывайте:
Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки
За собой повести.
Приложение к уроку
Дидактический материал к уроку
«Существительные общего рода»
по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. и др.
Русский язык. 6 класс
Урок составила: учитель русского языка и литературы МБОУ МО г. Нягань «СОШ №14» Шаньгина Н.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол" по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Глагол"....
Урок «Подготовка к написанию сжатого изложения «Географические названия» по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 7 класс
Урок подготовки учащихся к написанию сжатого изложения текста....
Рабочая программа по русскому языку.Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. 5 класс. ФГОС
Рабочая программа рассчитана на 210 часов (35 учебных недель, по 6 ч. в неделю) и составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
урок по теме "Имена существительные общего рода"
Разработка урока по теме : "Имена существительные общего рода" для 6 класса по русскому языку...
Интегрированный урок (русский язык + ОБЖ) по теме "Повелительное наклонение глагола" , 6 класс. УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.
Конспект интегрированного урока (русский язык + обж) по теме "Повелительное наклонение глагола", 6 класс. УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. Урок получения новых зн...
Программа, календарно-тематиченское планирование, технологические карты к урокам русского языкам в 6 классе. Авторы учебника Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова (М.: «Просвещенеие», 2015).
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. о...