Урок по русскому языку в 5 классе «Три склонения существительных. Существительные на -ия, -ий, -ие »
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Цели:
Обучающие:
1. Ознакомить учащихся с тремя типами склонений имен существительных и с правописанием окончаний имен существительных на -ия, -ие, -ий
2. Научить определять тип склонения существительных.
3. Правильно употреблять в речи, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с типами склонения имен существительных.
Развивающие:
1. Развивать мыслительные операции учащихся (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения).
2. Обогащать словарный запас учащихся.
3. Развивать устную и письменную речь учащихся, улучшить навык грамотно использовать различные рода имен существительных в устной и письменной речи.
Воспитательные:
1. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
2. Воспитывать чувство любви и уважения к русскому языку как ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.docx | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 5 классе
«Три склонения существительных. Существительные на -ия, -ий, -ие »
Цель:
Обучающие:
1. Ознакомить учащихся с тремя типами склонений имен существительных и с правописанием окончаний имен существительных на -ия, -ие, -ий
2. Научить определять тип склонения существительных.
3. Правильно употреблять в речи, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с типами склонения имен существительных.
Развивающие:
1. Развивать мыслительные операции учащихся (овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения).
2. Обогащать словарный запас учащихся.
3. Развивать устную и письменную речь учащихся, улучшить навык грамотно использовать различные рода имен существительных в устной и письменной речи.
Воспитательные:
1. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
2. Воспитывать чувство любви и уважения к русскому языку как ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка.
Планируемые метапредметные результаты в ходе урока:
Регулятивные УУД:
• ставить и адекватно формулировать цель деятельности (целеполагание);
• планировать последовательность действий и при необходимости изменять её (планирование);
• осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию, рефлексию и др. (оценивание, коррекция, саморегуляция)
Познавательные УУД:
• осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно).
Коммуникативные УУД:
• владеть всеми видами речевой деятельности;
• адекватно воспринимать устную и письменную речь.
Дидактические средства:
1) Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [T. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. - М.: Просвещение, 2012. -62-63 с.
2) Доска, таблицы.
Тип урока: комбинированный урок.
Методы обучения: общедидактические: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, продуктивный.
Методы обучения русскому языку по классификации М. Т. Баранова:
познавательные: слово учителя;
практические: ответы на вопросы учителя, работа с учебником, выполнение упражнений.
Формы организации работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.
План урока:
1. Организационный момент – 1 мин.
2. Актуализация изученного (повторение) – 5 мин.
3. Изучение нового материала – 20 мин.
4. Закрепление нового материала – 15 мин.
5. Подведение итогов – 2 мин.
6. Домашнее задание – 1 мин.
7. Оценка работы учеников – 1 мин.
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии. Садитесь, пожалуйста. Проверьте наличие всего необходимого на уроке на парте.
Учитель: Откройте тетради, запишите число и классная работа.
II. Актуализация изученного
Учитель: а) блиц-опрос
– Морфология. Что изучает этот раздел русского языка? (Части речи).
- О какой части речи мы начали более подробный разговор? ( Об имени существительном).
- Что такое имя существительное?
- Что нового вы узнали об этой части речи?
Б) практическое задание: (после первого пункта блиц-опроса)
Называю слова, если имя существительное хлопаем в ладоши.
Радость, улыбаюсь, весёлый, смех, жизнь, быстрая, они, говорят, лебеди, молодёжный, я.
III. Изучение нового материала.
Учитель: - Кто самый близкий и родной человек? (Мама)
- Кем вам доводится брат мамы? (Дядя)
Это существительные 1 склонения. Они муж. и жен. рода и имеют окончания -а, -я.
- Как называется земля, которую сеют, на которой пашут?(Поле)
- Что сеют в поле?(Зерно)
- На ком пахали поле до появления трактора?(Конь)
Это существительные 2 склонения.
К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. Пример: площадь, ель.
Существительные женского рода, единственного числа в именительном падеже, которые оканчиваются на шипящий звук, пишутся с мягким знаком на конце слова.
Пример: ночь, брошь, рожь.
Итак, для того, чтобы определить склонение имени существительного, надо определить его род. Затем выделяем окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определяем склонение.
Например:
Суббота – она, моя – существительное женского рода с окончанием –а в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное суббота 1-го склонения.
Яблоко – оно, мое – существительное среднего рода с окончанием –о в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное яблоко 2-го склонения.
Радость – она, моя – существительное женского рода с мягким знаком на конце, в именительном падеже единственного числа, окончание нулевое. Следовательно, существительное радость 3-го склонения.
Учитель: В русском языке есть так же существительные на -ия, -ий, -ие. Например, станция, здание, санаторий. Существительные на –ия относятся к 1 склонению. Существительные на –ие и –ий относятся ко второму склонению.
Знаем ли мы, ребята, как склоняются эти существительные ? (нет). Можем мы с вами узнать как склоняются эти существительные ? (Да) .
Учитель: Давайте попробуем просклонять существительные станция, санаторий, здание.
И.п. станци-я санаторий здани-е
Р.п. станци-и санатори-я здани-я
Д.п. станци-и санатори-ю здани-ю
В.п. станци-ю санаторий здани-е
Т.п. станци-ей санатори-ем здани-ем
П.п. о станци-и о санатори-и о здани-и
Выделим окончание. С какими трудностями столкнулись? (Не подчиняются правилу ) (Проблема)
Ребята, запомните, что -ия, -ие, -ий не окончания. Окончания здесь я, е и нулевое .
Для написания падежных окончаний существительных на -ия, -ие, -ий есть своё правило. Давайте заполним опорную-схему и вы сможете сформулировать правило.
(Заполнение схемы )
Склонение существительных на –ия, -ий,-ие | ||||
Падеж | -ия | -ий | -ие | Пример |
Р.п. | -и | -я | -я | лекции планетария состязания |
Д.п. | -и | -ю | -ю | лекции планетарию состязанию |
Т.п. | -ей (ею) | -ем | -ем | лекцией планетарием состязанием |
П.п. | -и | -и | -и | (о) лекции (о) планетарии (о ) состязании |
Примечание. Существительные м.р. на –ий в Им. п. имеют нулевое окончание: планетарий |
Учитель: Что нам нужно знать для верного написания падежного окончания данных существительных?
Верно. Для существительных на -ия, -ие, -ий можно не определять склонение, достаточно только их опознать.
Давайте приступим к повторению изученного.
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель: Ребята, сейчас мы будем работать по учебнику (с. 63) и выполним несколько упражнений, чтобы закрепить изученное. Давайте прочитаем задание к упр. 519 на с. 63.
Упражнение 519.
Просклоняйте устно в единственном числе существительные БЕРЁЗА, ВЕЧЕР, ОТТЕПЕЛЬ. Различаются ли их падежные окончания? Определите склонение каждого из них.
Учитель: Проверим, что у вас получилось.
Им. п. Береза Вечер Оттепель
Род. п. Березы Вечера Оттепели
Д. п. Березе Вечеру Оттепели
В. п. Березу Вечер Оттепель
Т. п. Березой Вечером Оттепелью
П. п. О Березе О Вечере Об Оттепели
Береза - 1-ое скл.
Вечер - 2 -ое скл.
Оттепель - 3 -ое скл.
Учитель: Молодцы! А теперь перейдём к упражнение 520 на с. 63. Работа у доски.
Упражнение 520
К какому склонению относятся следующие существительные? Как вы это определили?
Ветка-ветвь; яблоко-яблоня; заяц-зайчишка; соловей- соловушка; площадь- площадка; сетка- сеть.
ветка (☐ А, ж.р. → 1 скл.) - ветвь☐ (на Ь; ж.р. → 3 скл.)
яблоко (☐ О, с.р. → 2 скл.) - яблоня (☐ Я, ж.р. → 1 скл.)
заяц☐ (нулевое окончание, м.р. → 2 скл.) - зайчишка (☐ А, м.р. → 1 скл.)
соловей☐ (нулевое окончание, м.р. → 2 скл.) - соловушка (☐ А, м.р. → 1 скл.)
площадь☐ (на Ь; ж.р. → 3 скл.) - площадка (☐ А, ж.р. → 1 скл.)
сетка (☐ А, ж.р. → 1 скл.)а - сеть☐ (на Ь; ж.р. → 3 скл.)
☐ - окончание
Учитель: Молодцы, ребята!
V. Подведение итогов
Учитель: Подведем итог нашего урока. Какую цель мы ставили? Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Мы узнали, какие существуют типы склонений, научились их определять. Так же познакомились с существительными на -ия, -ий, -ие. Надеюсь, что этот материал был усвоен.
VI. Домашнее задание
Учитель: Ребята, к следующему уроку следует прочитать §95 , выполнить упр. 521.
VII. Оценка работы учеников
Учитель: Я благодарю Вас за урок. Всем спасибо. Оценки получают…
Урок окончен. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".
Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Третье склонение имен существительных" в 5 классе
Констпект урока....
Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Три склонения имен существительных" 9 класс.
Конспект урока"Три склонения имен существительных" 9 класс....
Презентация по русском языку 5 кл "Три склонения имен существительных"
Презентация для урока русского языка в 5 классе....
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Три склонения имен существительных" 5 класс
Презентация к уроку по русскому языку в 5 классе. Тема"Три склонения имен существительных"...
конспект урока по русскому языку 5 класса по теме: "Имена существительные собственные и нарицательные"
Цель: дать понятие об именах существительных собственных и нарицательных.Задачи:Образовательные: формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственн...