урок по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
дана разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных". Урок представлен в форме путешествия, в котором учащиеся закрепляют знания о морфологических признаках имен существительных. Такая форма работы помогает разнообразить учебный процесс, прививать интерес к урокам русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_russkomu_yazyku_imya_sushchestvitelnoe.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: русский язык
Класс: 5 «Б»
Тема: Имя существительное. Морфологические признаки имен существительных.
Цели:
- Повторить морфологические признаки имен существительных (род, число, падеж).
- Обучить правильному употреблению в речи тех существительных, при определении рода которых нарушаются нормы литературного языка.
- Воспитать чувство ответственности за соблюдением норм, правил русского языка.
Оборудование: Колпачки для 2-х существительных и “рода”, “числа” и падежа”.
Тип урока: Комбинированный.
Форма урока: Урок-путешествие.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Постановка цели урока.
- Сегодня со мной приключилась очень странная история. У меня есть замечательный друг – Запятайкин. Я его очень сильно обидела и теперь не могу путешествовать с ним по замечательной стране “Акитаммарг” (грамматика). Я писала ему самые разные записки, подбрасывала их в самые разные места: на подоконник, в шкаф и даже в холодильник. Писала ему стихи.
Запятайкин, ты проказник!
Не приходишь даже в праздник
Как ты мог совсем пропасть?
Я хочу к тебе попасть!
Они получались неудачные. Я вчера готовилась к урокам, мне было очень скучно, и в своей тетради я написала:
На доске: Я больше не могу без моего друга Запятайкина потому что без него скучно.
И вдруг в тетради появилась запятая, которая превратилась в друга Запятайкина. Он всплеснул руками и спросил, какую же ошибку я допустила?
- Найдите мою ошибку. (Отсутствует запятая).
- Какое слово является сигналом и кричит, что с него начинается новая часть предложения?
Мы отправляемся в путешествие на лодке, которая называется “Море слов”.
Первый остров, к которому мы причалим – “Существительное”.
Чтобы не было неожиданностей, мы с вами должны вспомнить все, что знаем о существительном.
/ Учитель помогает учащимся сформулировать цель урока /.
II. Подготовительный этап.
На берегу нас ожидает рыцарь-стражник, который пропустит вас если вы с трех попыток угадаете пароль.
1.Приведите примеры существительных.
2.Назовите признаки существительного.
3.Вопросы существительного. Кто? Что?
Стражник позволил нам пройти на остров, где живут жители “существительные”.
- Чем они похожи ?
- Какое есть общее увлечение ? / Г.З. /
- Чем они занимаются и увлекаются ?
Об этом нам расскажут 2 существительных./ 2 учащихся поют песенку /.
1 уч.
Мы очень любим называть
В грамматике предметы
И на вопросы отвечать,
Ведь сами мы – ответы!
2 уч.
Вопросы эти “Что?” и “Кто?”
Без них не может жить никто.
А кто на них дает ответ
Тот называет вам предмет.
III. Изучение нового материала.
- В этой стране очень много тайн и секретов. На этом острове живут три старца. У каждого на голове шапочки, на них горящие буквы “Р”, “Ч”, “П”.
- Угадайте, кто они ? А они позволят вам войти во дворец, где узнаете много интересного.
- Что означают эти буквы ?
- Верно, ребята!
Дверцы открылись и встретился нам паучок, который предлагает разгадать загадку:
Моя загадка о существительных,
Об их обычаях удивительных.
Пусть хоть кто-нибудь догадается,
Как большинство из них изменяются!
- Как изменяются существительные ?
1 вариант ответа (Р.Ч.П.) | 2 вариант ответа (Ч.П.) |
Я прощаю вам обиду, если вы не сделаете больше ошибок. Давайте проверим, умеете ли вы держать свое слово.
Вывод:
- Как изменяются существительные ?
- На какие вопросы отвечают ?
IV. Закрепление.
Работа с учебником. Упр. 484, стр. 202.Задание: укажите род существительного. Распределите по столбикам.
1.м.р., 2. ж.р., 3. ср.р.
2.Вам нужно подняться по волшебной лестнице с помощью 3 волшебных столбиков.
М.р. | Ж.р. | Ср.р. |
Железнодорожный путь | Городская молодежь | Сильное впечатление |
- Какие волшебные слова помогли подняться по лестнице ?/Она, оно, он /.
- Мудрый старец познакомит вас с другим приятелем в шапочке с буквой “Ч” при условии, что вы выполните 3 задания:
- Упр. 485. (Один ученик у доски).Поставить глаголы в прошедшее время.
- На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени ?
Пример:
Небо голубело – ср.р.
Молодежь пела – ж.р.
Картофель зазеленел_ – м.р.
Солнце село – ср.р.
Яблоко зрело – ср.р.
Полотенце висело. Как проверим гласную в корне ?
- Проверка знаний (в виде перфокарты или “змейки”).
Задание: Определите род существительных.
М | Ж | Ср | М | Ж | Ср | ||
Слон | Х | Сосна | Х | ||||
Ручка | Х | Шапка | Х | ||||
Полотно | Х | Солнце | Х | ||||
Зрелище | Х | Тигр | Х | ||||
Водопад | Х | Тетрадь | Х | ||||
Кепка | Х | Неприятность | Х | ||||
Зубр | Х | Ворон | Х |
Проверка: Эти схемы с обратной стороны доски. Ученики сами выставляют себе оценку.
- Записать слова только среднего рода. Помните о волшебных словах.
Гнев, ярость, бешенство, дорога, путь, направление, вид, картина, зрелище, инструкция, руководство, устав, заглавие, заголовок, шапка.
Зачитайте слова, которые выписали.
- Вы отлично справились с работой.
Д/з. Составить словосочетание с существительным, которое записали.
Вывод: - Что вы узнали сегодня на уроке ?/Существительные имеют род, изменяются по числам и падежам /.
Подведение итога урока. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Морфологические признаки имени существительного: одушевленность, род, число"
Цель: обобщить знания по определению одушевленности, числа и рода склоняемых и несклоняемых существительных...
Урок русского языка в классе СКК по теме" Три склонения имени существительного"
Урок закрепления знаний по теме "Склонение имен существительных" в 7 классе КРО....
план урока русского языка в казахской школе на тему "Морфологический разбор имени существительного"
План урока русского языка на тему "Морфологический разбор имени существительного" составлен для 5 класса. Ознакомление с новым материалом, закрепление темы , задания разработаны для ра...
Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".
Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....
Методическая разработка открытого урока русского языка в 5 классе (ФГОС) по теме: "Морфологический разбор имени существительного"
Данная методическая разработка прошла апробацию на открытом уроке русского языка в 5 классе....
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.
Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Обобщение знаний об имени существительном, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Обобщение знаний об имени существительномЦели деятельности учителя: актуализация знаний по теме «Имя существительное», совершенствование умения правильно...