Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе Имя существительное. Постоянные признаки имён существительных».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок повторения и систематизации полученных знаний с применением сингапурской методики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rus.yaz_singapur.docx | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 6-ом классе учителя русского языка и литературы МБОУ « Среднебалтаевская ООШ» Ахметзяновой Чулпан Рифкатовны.
Тема: «Имя существительное. Постоянные признаки имён существительных».
Форма урока: Урок повторения и систематизации полученных знаний.
Цели: 1.Образовательные:
-расширить представления учащихся о существительном, его морфологических признаках;
-ввести в речь учащихся понятия: «постоянные и непостоянные признаки существительного»;
-совершенствовать навык учащихся в нахождении существительных и в определении его роли в предложении;
-(попутно) повторить орфограммы: правописание безударных гласных в корне слова; падежных окончаний существительных;
2.Развивающие:
-развивать коммуникативные навыки учащихся (определять тему, идею, тип текста), логическое мышление и речь;
-овладевать приёмами анализа и синтеза;
3.Воспитательные:
-воспитывать уважительное и бережливое отношение к родному языку;
-прививать интерес к его познанию.
Оборудование: схема-опора, таблица «Имя существительное», тестовые задания,
компьютер, доска, этимологический словарь.
Межпредметная связь: русский язык, литература.
Ход урока.
- Оргмомент. Проверка готовности учащихся к уроку.
1.Синтаксическая пятиминутка:
Словарный диктант
Бандероль, бутерброд, винегрет, вермишель, йогурт, завтрак, корзина, крыжовник, морковь, котлета, бульон, макароны, пельмени, бифштекс, крендель, ветчина, виноград, ингредиент, картофель, копчёность
Проверьте себя. Слайд 2
Релли Робин
Обменяйтесь тетрадями с партнёрами по плечу.
На какие вопросы отвечают эти слова? К какой части речи они относятся?
Тема нашего урока Имя существительное ,как часть речи. Слайд 3
-Докажите справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского. Слайд 4
Мотивация.
-Сообщение подготовленного ученика / К. Г. Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».
Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных. Недаром поэт говорит: «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам»/.
-Сегодня вы повторите изученный материал об имени существительном и углубите знания по данной теме. Откройте тетради и запишите число, тему урока.
- Объяснение нового материала.
Сколько частей речи в русском языке.( десять)
Все части речи записываем в тетрадях.
На какие две группы мы можем их разделить.( знаменательные и служебные)
Слайд 5,6
А раздел науки в котором слово изучается как часть речи называется – морфология. Записываем в тетрадях. Это нам нужно запомнить. Потому что мы пишем в 9 классе сочинение на лингвистическую тему. Слайд 7
Итак, давайте заглянем на доску. Мы сейчас будем повторять всё об имени существительном. А вы будьте очень внимательны, потому что по ходу я буду давать вам новую информацию. Потом вы мне скажете что же вы узнали нового?
Что обозначает имя существительное?
Чем является в предложении? Изменяется по…
Дети говорят правило. Слайд 8,9
- Как различить одушевлённые и неодушевлённые? Слайд 8,10
Как различить собственные и нарицательные? Слайд 11
Сколько склонений имеет существительное? Слайд 12
Ещё мы с вами проходили разносклоняемые имена существительные. Стр.110 Я вам сказала, что их нужно запомнить. Слайд 13
Ещё мы знаем что бывают несклоняемые имена существительные.стр.113 Слайд 14,15,16
Бывают сущ-ные только в единственном или во множественном числах.стр.91 в учебнике
Слайд 17
Сколько падежей в русском языке?
Слайд 18
Работа в тетрадях. Просклоняйте Сущ-ные листва, сани. А потом проверим. Слайд 19
Джот Тотс Слайд 20
На каждом листочке бумаги :
- Придумайте одно слово, связанное с понятием « существительное»
- Проговорите это слово громко для членов вашей команды и запишите на одном листочке бумаги.
- Положите на центр стола лицевой стороной вверх
- Повторите шаги 1-3, пока вы не используете все листочки.
Предмет омонимы нарицательное однозначные
Число род одушевлённое многозначные
Падеж мужской неодушевлённое
Антонимы женский собственное
Синонимы средний существительное
Тик – Тэк – Тоу Слайд 21
1) На столе оставляем только 9 карточек.
2)Перемешайте листочки и разложите 9 листочков в формате 3*3
3)Каждый член команды составляет 3 предложения, используя любые три слова на одной линии (по вертикали, горизонтали или диагонали)
132 или 417 или 951
4)Сначала называем слова, а потом предложение
Тэйк ОФ – Тач Даун Слайд 22
Если утверждение верно вставать. Если неверно сидим на месте.
Читаю предложения стола 2 или 3.
Научно – исследовательская работа. Слайд 23
- Работа по закреплению и обобщению знаний и умений. Работа с текстом.
Серебрянка - мелкая речонка. Мы долго сидим на её берегу в зарослях тростника и смотрим в воду.
Ленивое течение колышет мягкие растения, в них собираются подводные жители. Головастый налим вывернулся из норы и стрельнул в заросли. Появляется усатый рак, и сразу исчезают мелкие рыбёшки.
-Докажите, что это текст.
-Определите тему, основную мысль текста.
-Каков тип речи?
Найдите существительные. Аргументируйте свой ответ.
Определите их постоянные признаки, записав в два столбика:
одушевлённые неодушевлённые
рак речонка
собственные нарицательные
Серебрянка нора
- Тест по теме «Имя существительное».
1.Имя существительное – это …
А) самостоятельная часть речи Б) часть слова В) член предложения
2. Имя существительное отвечает на вопросы:
А) что делать Б) каков предмет В) кто? что? Г) чей предмет
3. Имя существительное обозначает …
А) признак предмета Б) действие предмета В) предмет
4.Морфологические признаки существительного бывают:
А) временные В) только непостоянные
Б) постоянные и непостоянные Г) только постоянные
5. Найди постоянные признаки существительного:
А) собств. или нариц., склонение, падеж, число
Б) собств. или нариц., одуш. или неодуш., склонение, род
В) склонение, падеж, число, род,
Г) собств. или нариц., одуш. или неодуш., падеж, число, род,
6.Эти существительные одушевлённые:
А) кукла Б) детвора В) учительство Г) птица
(Ключ на доске: 1 А, 2 В, 3 В, 4 Б, 5 Б, 6 А, Г)
- Дифференцированное домашнее задание.
выписать из художественной литературы небольшой прозаический или поэтический текс, указав постоянные признаки.
- Итог урока. Оценки.
- Что нового узнали?
-Интересно ли было на уроке?
-Выразите своё мнение с помощью карточек. Жёлтые понравилось. Зелёные нет.
/Оценки за работу выставляются в течение всего урока./
Билетик на выход.
Билеты оставьте на столе учителя.
- Тест по теме «Имя существительное».
1.Имя существительное – это …
А) самостоятельная часть речи Б) часть слова В) член предложения
2. Имя существительное отвечает на вопросы:
А) что делать Б) каков предмет В) кто? что? Г) чей предмет
3. Имя существительное обозначает …
А) признак предмета Б) действие предмета В) предмет
4.Морфологические признаки существительного бывают:
А) временные В) только непостоянные
Б) постоянные и непостоянные Г) только постоянные
5. Найди постоянные признаки существительного:
А) собств. или нариц., склонение, падеж, число
Б) собств. или нариц., одуш. или неодуш., склонение, род
В) склонение, падеж, число, род,
Г) собств. или нариц., одуш. или неодуш., падеж, число, род,
6.Эти существительные одушевлённые:
А) кукла Б) детвора В) учительство Г) птица
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"
Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....
конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)
Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи: 1. сформировать общее поня...
Конспект урока по русскому языку для учащихся 6 классов коррекционной школы VIII вида "Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже"
Цель урока: закрепление знаний учащихся о согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.Задачи:Коррекционно-образовательная: закрепить знания учащихся о...
Конспект урока по письму и развитию речи 5 класс «Закрепление знаний о склонении имён существительных»
Материал представляет собой подробный конспект урока...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Единственное и множественное число имён существительных, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число имён существительных Цели деятельности учителя: актуализация знаний о понятии «имя существительное»; формирование...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Единственное и множественное число имён существительных, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число имён существительныхЦели деятельности учителя: актуализация знаний о числе имени существительного»; формирование умения опре...
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, ...