Способы формирования самообразовательных умений
методическая разработка по русскому языку на тему
Чтобы организовать собственное обучение, необходимо овладеть некоторыми самообразовательными умениями, развивать познавательную активность и самостоятельность. Как развивать эти качества? Ответ на этот вопрос нужно искать, в первую очередь, в системе развивающего обучения, которая охватывает все компоненты учебного процесса (цели, мотивацию, методы, формы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_formirovaniya_samoobrazovatelnyh_umeniy.docx | 15.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы формирования самообразовательных умений
Бекяшева Раиса Борисовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 78 Калининского района Санкт - Петербурга
Не случайно говорят: если хочешь лучше освоить учебный материал, объясни его другому. Моя практика показывает, если ученик поставлен в позицию организатора обучения, то обучение часто даёт положительный результат.
Чтобы организовать собственное обучение, необходимо овладеть некоторыми самообразовательными умениями, развивать познавательную активность и самостоятельность. Как развивать эти качества? Ответ на этот вопрос нужно искать, в первую очередь, в системе развивающего обучения, которая охватывает все компоненты учебного процесса (цели, мотивацию, методы, формы).
Самостоятельная работа может носить разный характер, но лишь те умения являются самообразовательными, с помощью которых ученик не просто воспроизводит знания, а по своей инициативе их расширяет, овладевает новыми. Составление, например, плана ответа по образцу является умением самостоятельной работы. Конструирование же своего собственного плана сочинения (доклада, ответа по новому материалу можно назвать умением самообразовательного характера.
Попробую показать, как в рамках разных компонентов уроков русского языка и на основе учебного сотрудничества могут формироваться некоторые самообразовательные умения. А учебное сотрудничество требует перестройки работы учителя: от монолога к диалогу.
Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала предполагает предъявление учащимся цели и задачи урока. И наиболее эффективно в этом отношении создание проблемной ситуации. А она возникает в тех случаях, когда учащиеся начинают осознавать недостаток знаний, когда обнаруживается, что для решения новых учебных задач им необходимо приобрести некоторые новые умения и навыки.
Для создания проблемной ситуации можно предложить учащимся проблемные задания и вопросы, при этом целесообразно использовать лингвистические задачи и упражнения.
Изучая в 6 классе тему «Не с существительными», предложим учащимся решить такую задачу: «Учитель отметил в тетради ученика следующую ошибку: Небыл
Ученик не согласился и объяснил, что он заменил не был синонимом без не отсутствовал».
Кто прав?
Учащиеся ищут ответ и приходят к выводу, что для правильного написания очень важно сначала определить, с какой частью речи употреблено не, т.к. разные правила регулируют правописание не с существительными и глаголами.
Следует отметить, что, решая такие задачи, учащиеся охотно начинают составлять их сами, и тогда подобные задания можно предлагать и на других этапах урока.
Необходимо учитывать, что умение организовать самообразовательную деятельность предполагает и самостоятельную постановку и учебной задачи.
И здесь встаёт вопрос о разграничении учебной задачи и учебного задания.
Так, например, задание одного из упражнений в 5 классе по теме «Нераспространённые и распространённые предложения» звучит так: «Распространите предложение второстепенными членами предложения». Спрашиваем у учащихся:
- Чему мы должны научиться, выполняя это задание?
- Различать нераспространённые предложения и распространённые.
Это и есть наша учебная задача.
Надо очень терпеливо учить школьников самостоятельно ставить учебную задачу. Для чего мы выполняем то или иное задание? Чему мы должны научиться, выполняя задание? Эти вопросы должны звучать на каждом уроке. Тогда учащиеся будут более осмысленно обращаться с материалом для самостоятельной работы.
Обучая школьников приёмам самостоятельной творческой деятельности, надо помнить, что одним из важнейших проявлений самостоятельного мышления является «видение» проблемы. Умение видеть и ставить проблемы свидетельствуют о высоком уровне умственного развития школьников, об их готовности к самообразовательному творческому познанию. Как же формировать это умение? Прежде всего, на уроках надо создавать обстановку, поощряющую вопросы. Именно в такой ситуации рождается учебное сотрудничество. Конечно, побуждая учащихся к самостоятельной постановке вопросов, сначала надо познакомить их с тем, как это делается. Такого рода деятельность очень интересна школьникам, а для учителя важна и потому, что подготавливает к урокам-семинарам. Деловым играм.
В процессе приобретения новых знаний можно формировать у детей умение использовать логические операции в нужной последовательности. Например, знакомя учеников с опознавательными признаками изучаемой орфограммы, следует обращать их внимание на определённую логическую последовательность операций, доказывающих правильность выбора того или иного написания. Здесь же включается в активную работу и графическое обозначение орфограммы.
Процесс закрепления, углубления и обобщения знаний на уроках русского языка также должен формировать систему лингвистических и самообразовательных умений и навыков. Поэтому вопрос: «Что надо знать и уметь для выполнения задания?» - должен звучать на уроках постоянно.
Понятие «уметь учиться» можно определить и так: уметь быть учеником и учителем одновременно. Именно поэтому особого внимания требует заключительный этап уроку, когда встаёт необходимость подвести итоги. Как здесь поставить ученика в позицию организатора учебного процесса? Можно задать традиционный вопрос о том, чему школьники научились на уроке, что нового узнали. А можно предложить им решить лингвистическую задачу или составить план урока. Такая форма подведения итогов урока одновременно помогает осуществить контроль за знаниями и умениями школьников. Творчески мыслящие учащиеся предложат свои варианты.
Итак, в условиях развивающего обучения сотрудничество не только стимулирует познавательную деятельность школьников, но и создаёт коллективный настрой, помогающий формировать навыки самообразования. Сопереживание, поддержка, товарищеская взаимовыручка - все эти качества воспитываются в общем деле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР КЛАСС на тему " Домашние измерительные работы по физике как способ формирования практических умений и навыков экспериментальной деятельности учащихся"
Перодо мной как учителем физики не однократно вставали вопросы, например, почему для многих учащихся материал по физике остается долгое время непонятным. как объяснить детям, что физика-это нестрашно,...
Кинолекторий «Опасности вокруг нас!» как способ формирования предметных умений по ОБЖ у пятиклассников
Кинолекторий «Опасности вокруг нас!» как способ формирования предметных умений по ОБЖ у пятиклассниковВоспитательная работа МБОУ Сукпакской СОШ имеет ряд направлений: нравственное и ...
Обобщение педагогического опыта «Исследовательское обучение как способ формирования метапредметных умений»
Одной из ключевых идей модернизации образования в последние годы сталаидея формирования компетенций, проявляющихся в умении учащихся интегрировать,переносить и использовать знания в разл...
Способы формирования метапредметных умений учащихся в области чтения и работы с информацией
Способы...
Мастер-класс по теме: « Способы формирования картографических умений на уроках географии в соответствии с новыми образовательными стандартами».
Мастер-класс по теме:« Способы формирования картографических умений на уроках географии в соответствии с новыми образовательными стандартами».Цель: Способствовать обретению картографически...
Проектная деятельность обучающихся как способ формирования метапредметных умений и навыков
Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие школьника, вооружить таким важным умением, как умение учиться. что является главной задачей новых образовательных стандарт...