Мастер-класс по теме: « Способы формирования картографических умений на уроках географии в соответствии с новыми образовательными стандартами».
статья по географии

Правдина Наталия Аликовна

Мастер-класс по теме:

« Способы формирования картографических умений на уроках географии в соответствии с новыми образовательными стандартами».

Цель:

Способствовать обретению картографических умений для практического применения.

Задачи:

  1. Показать значение географической карты в условиях перехода на новые образовательные стандарты, как способа эффективного достижения цели обучения.
  2. Рассмотреть основные формы работы с географической картой, способствующие развитию картографических умений.
  3. Охарактеризовать картографические задания, направленные на формирование универсальных учебных умений анализировать карту.
  4. Выделить роль карты в развитии самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Вступление (Презентация слайдов )

Семь чудес света знал древний мир: пирамиды египетских фараонов, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, статую Зевса в Олимпии, надгробный памятник царю Мавзолу в Галикарнасе, статую бога солнца Гелиоса на острове Родосе, Александрийский маяк. В наши дни список чудесных творений человека, конечно же, гораздо обширней, и возглавляют его, без сомнения, книга и карта.

 Да-да, добрая знакомая любому из нас – географическая карта. Но вместе с тем сегодня будет разговор  тайне. Ведь тому, кто не понимает языка карты, не знает, о чем говорят ее условные знаки, кто не умеет их «читать», содержание карты недоступно. Скрыто от него, как самая настоящая тайна.

             Карта-начало географии, ее второй язык, экономное выражение географического текста, один из главных источников географической информации, объект изучения в школе, наглядное пособие по географии. Ни учебная география, ни научная не мыслятся без географической карты.

В связи с переходом на новые образовательные стандарты, географическая карта приобретает еще более важное значение, выступая главенствующим инструментом изучения предмета, помогая наиболее эффективно достичь целей обучения.

Задача учителя -научить учащихся пользоваться географической картой и активно ее использовать, т.е сформировать картографические умения. Для более продуктивного усвоения учебного материала, используются различные виды работ с картами:

  1. Работа с географической номенклатурой.
  2. Работа с контурными картами: практические, проверочные, контрольные работы.
  3. Составление по картам географической характеристики (например: моря, страны, реки)
  4. Заполнение таблиц на основе сопоставления карт.
  5. Творческие задания: рисунки (изображение каких-либо объектов)макеты, коллажи, сочинения-путешествия и другие.
  6. Практические работы с использованием карт атласа.
  7. Проектная деятельность учащихся.

         Уметь пользоваться картой, извлекать из нее нужную информацию каждый культурный человек должен так же, как умеет читать. Успех в использовании карт зависит от уровня профессионализма самого учителя, от его способности формировать у учащихся желание обращаться к карте.

             В процессе работы с картой ее саму используют:

  • Как иллюстрацию знаний об объектах или явлениях, рассказанных учителем или прочитанных в учебнике.( например:6 кл. Тема: « Мировой океан Земли». Марианский желоб- самая глубоководная впадина Земли ит.д.)
  • Как источник знаний об изображенном объекте или явлении; (например: 6 кл. Тема: « Ветры Земли». Муссоны и география их распространения.)
  • Как источник новых знаний об объекте или явлении, выведенных на основе умозаключений, но непосредственно не изобразительных.

             Из трех основных известных каждому педагогу-географу со времен учебы в ВУЗЕ, позиций («знать», «понимать», «читать», карту), именно последняя с введением стандартов второго поколения становится главенствующей.

Понимать карту - это знать, что такое карта, как изображаются объекты (условные знаки, легенда), как происходит уменьшение при изображении, что такое градусная сетка; что такое масштаб, географические координаты, какие бывают карты в зависимости от масштаба, охвата территории, содержания. Научить понимать карту- значит дать школьникам систему картографических знаний, чтобы учащиеся сознательно пользовались картой.

Знать карту- знать расположение объектов на карте, уметь быстро их находить и правильно показывать, уметь представлять взаиморасположение объектов на карте по памяти.

В основу изучения географической номенклатуры положен один из принципов обучения: оно должно быть интересным. Интерес является мощной движущей силой: если учащимся, интересно, то они сознательно прилагают свои усилия для выполнения постановленной цели.

Лучшему усвоению названий на карте способствует использование стихов:

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника

Выбегает голубое чудо-

Русская великая река.(Волга)

Можно использовать географические загадки:

Ты меня, наверно знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если «Л» на «Н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой.

                                                  (Елисей-Енисей)

Я сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «Е» на «У» смени

Стану спутницей Земли.

                                                  (Лена-Луна)

Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины, развивающие и познавательные игры, и множество других средств помогают формировать знания географической карты и дают хорошие результаты.

Приведу пример наиболее распространительной картографической игры «Собери карту» или «Географические силуэты».

Задания первой группе:

  1. Соберите контуры материка.
  2. Ответьте на вопросы:

А) в каком полушарии находится материк: в северном или южном?

Б) какие океаны его омывают?

                  3. Составьте свои два вопроса на знание географической номенклатуры материка.

             В 7 классе по мере прохождения тем курса эти силуэты наполняются. Еще больше усложняется работа в 8 классе. Тогда к уже хорошо знакомым географическим объектам прибавляются контуры полуостровов, островов, очертания рек и озер нашей Родины.

Знание карты должно проверяться на каждом уроке, только тогда ученики усвот карту.

Читать карту – это уметь определять направления расстояния и географические координаты по карте, давать характеристику объектов, явлений, регионов, стран на основе карты.

Можно выделить 3 уровня чтения карты:

  1. Школьники знают и могут показать составляющие элементы карты. (например: экватор, кулевой меридиан, полушария, горы и т.д)
  2. Учащиеся дают описание объектов и территории на основе сочетания условных обозначений и надписей.

(пример описания географического объекта по плану  – география  6 класс.)

 

Как описывать географическое положение моря.

 

План

Действия по пунктам плана

1.Название

1. Назвать и показать море.

      2.Географическое положение

а) в Мировом океане

б) относительно других географических объектов.

 

 

2.Определить:

а) в какой части океана, между какими меридианами и параллелями находится, какова примерная протяженность;

б) какой частью берега, каких материков, островов омывает; какими проливами соединено с океанами и морями.

 

 

 

  1. Обучающиеся истолковывают карту и вскрывают взаимосвязи и зависимости, выявляя и такие признаки, которые на карте непосредственно не показаны, но связаны с признаками, изображенными на ней.

Приведу пример задания (География материков и океанов. Тема: « Литосфера -подвижная твердь»)

Задание к таблице: сопоставить карты «Строение земной коры» и « Физическую карту мира».  Выявить взаимосвязь между возрастом и высотой гор. В ходе работы заполнить таблицу и сделать выводы.

Физическая карта мира

Возраст гор (карта «Строение земной коры»)

Типология гор (классификация по высоте)

Горы(материк)

Преобладающие высоты (м)

Максимальная высота (м)

Кордильеры

(Северная Америка)

 

 

 

 

Урал( Евразия)

- 1 гр.

 

 

 

Анды (Южная Америка)

- 2 гр.

 

 

 

Гималаи (Евразия)

-3 гр.

 

 

 

Вывод: Чем моложе по возрасту горы тем они...

              Чем древнее по возрасту горы, тем они…

 

             Именно на третьем уровне формируется универсальное учебное умение анализировать карту. Чтение карты на третьем уровне часто принимают за анализ. Отдельного понятия географический анализ в методической литературе не найти, а в словаре русского языка С.И. Ожегова : «Анализ- метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо».

            Формируя у школьников умения читать и анализировать карту, необходимо выстраивать работу от простого к сложному: описание географического объекта- объяснение происходящих процессов- географический прогноз- моделирование.

             Именно это позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным, вовлечь учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Практика показывает, что самостоятельная поисковая деятельность учащихся на основе чтения и анализа, различных карт под грамотным руководством педагога дает гораздо лучший результат по сравнению с традиционным объяснением темы учителем. А значит, не теряют актуальности слова А.А.Половинкина:

«География и географическая карта связаны между собой неразрывно. Едва ли будет преувеличением, если мы скажем, что без карты нет и не может быть географии».

 

 

 

Практическая работа №1

«Географические силуэты»

Задания  группе:

1.Соберите контуры материка.

2.Ответьте на вопросы:

а) В каком полушарии находится материк: в северном или южном?

б) Какие океаны его омывают?

                  3. Составьте свои два вопроса на знание географической номенклатуры         материка.

Практическая работа №1

«Географические силуэты»

Задания  группе:

1.Соберите контуры материка.

2.Ответьте на вопросы:

а) В каком полушарии находится материк: в северном или южном?

б) Какие океаны его омывают?

                  3. Составьте свои два вопроса на знание географической номенклатуры         материка.

Практическая работа №1

«Географические силуэты»

Задания  группе:

1.Соберите контуры материка.

2.Ответьте на вопросы:

а) В каком полушарии находится материк: в северном или южном?

б) Какие океаны его омывают?

                  3. Составьте свои два вопроса на знание географической номенклатуры         материка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_po_teme_geograficheskaya_karta_1.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по теме:

« Способы формирования картографических умений на уроках географии в соответствии с новыми образовательными стандартами».

Цель:

Способствовать обретению картографических умений для практического применения.

Задачи:

  1. Показать значение географической карты в условиях перехода на новые образовательные стандарты, как способа эффективного достижения цели обучения.
  2. Рассмотреть основные формы работы с географической картой, способствующие развитию картографических умений.
  3. Охарактеризовать картографические задания, направленные на формирование универсальных учебных умений анализировать карту.
  4. Выделить роль карты в развитии самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Вступление (Презентация слайдов )

Семь чудес света знал древний мир: пирамиды египетских фараонов, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в Эфесе, статую Зевса в Олимпии, надгробный памятник царю Мавзолу в Галикарнасе, статую бога солнца Гелиоса на острове Родосе, Александрийский маяк. В наши дни список чудесных творений человека, конечно же, гораздо обширней, и возглавляют его, без сомнения, книга и карта.

 Да-да, добрая знакомая любому из нас – географическая карта. Но вместе с тем сегодня будет разговор  тайне. Ведь тому, кто не понимает языка карты, не знает, о чем говорят ее условные знаки, кто не умеет их «читать», содержание карты недоступно. Скрыто от него, как самая настоящая тайна.

             Карта-начало географии, ее второй язык, экономное выражение географического текста, один из главных источников географической информации, объект изучения в школе, наглядное пособие по географии. Ни учебная география, ни научная не мыслятся без географической карты.

В связи с переходом на новые образовательные стандарты, географическая карта приобретает еще более важное значение, выступая главенствующим инструментом изучения предмета, помогая наиболее эффективно достичь целей обучения.

Задача учителя -научить учащихся пользоваться географической картой и активно ее использовать, т.е сформировать картографические умения. Для более продуктивного усвоения учебного материала, используются различные виды работ с картами:

  1. Работа с географической номенклатурой.
  2. Работа с контурными картами: практические, проверочные, контрольные работы.
  3. Составление по картам географической характеристики (например: моря, страны, реки)
  4. Заполнение таблиц на основе сопоставления карт.
  5. Творческие задания: рисунки (изображение каких-либо объектов)макеты, коллажи, сочинения-путешествия и другие.
  6. Практические работы с использованием карт атласа.
  7. Проектная деятельность учащихся.

         Уметь пользоваться картой, извлекать из нее нужную информацию каждый культурный человек должен так же, как умеет читать. Успех в использовании карт зависит от уровня профессионализма самого учителя, от его способности формировать у учащихся желание обращаться к карте.

             В процессе работы с картой ее саму используют:

  • Как иллюстрацию знаний об объектах или явлениях, рассказанных учителем или прочитанных в учебнике.( например:6 кл. Тема: « Мировой океан Земли». Марианский желоб- самая глубоководная впадина Земли ит.д.)
  • Как источник знаний об изображенном объекте или явлении; (например: 6 кл. Тема: « Ветры Земли». Муссоны и география их распространения.)
  • Как источник новых знаний об объекте или явлении, выведенных на основе умозаключений, но непосредственно не изобразительных.

             Из трех основных известных каждому педагогу-географу со времен учебы в ВУЗЕ, позиций («знать», «понимать», «читать», карту), именно последняя с введением стандартов второго поколения становится главенствующей.

Понимать карту - это знать, что такое карта, как изображаются объекты (условные знаки, легенда), как происходит уменьшение при изображении, что такое градусная сетка; что такое масштаб, географические координаты, какие бывают карты в зависимости от масштаба, охвата территории, содержания. Научить понимать карту- значит дать школьникам систему картографических знаний, чтобы учащиеся сознательно пользовались картой.

Знать карту- знать расположение объектов на карте, уметь быстро их находить и правильно показывать, уметь представлять взаиморасположение объектов на карте по памяти.

В основу изучения географической номенклатуры положен один из принципов обучения: оно должно быть интересным. Интерес является мощной движущей силой: если учащимся, интересно, то они сознательно прилагают свои усилия для выполнения постановленной цели.

Лучшему усвоению названий на карте способствует использование стихов:

Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника

Выбегает голубое чудо-

Русская великая река.(Волга)

Можно использовать географические загадки:

Ты меня, наверно знаешь,

Я сказки Пушкина герой.

Но если «Л» на «Н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой.

                                                  (Елисей-Енисей)

Я сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «Е» на «У» смени

Стану спутницей Земли.

                                                  (Лена-Луна)

Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины, развивающие и познавательные игры, и множество других средств помогают формировать знания географической карты и дают хорошие результаты.

Приведу пример наиболее распространительной картографической игры «Собери карту» или «Географические силуэты».

Задания первой группе:

  1. Соберите контуры материка.
  2. Ответьте на вопросы:

А) в каком полушарии находится материк: в северном или южном?

Б) какие океаны его омывают?

                  3. Составьте свои два вопроса на знание географической номенклатуры материка.

             В 7 классе по мере прохождения тем курса эти силуэты наполняются. Еще больше усложняется работа в 8 классе. Тогда к уже хорошо знакомым географическим объектам прибавляются контуры полуостровов, островов, очертания рек и озер нашей Родины.

Знание карты должно проверяться на каждом уроке, только тогда ученики усвот карту.

Читать карту – это уметь определять направления расстояния и географические координаты по карте, давать характеристику объектов, явлений, регионов, стран на основе карты.

Можно выделить 3 уровня чтения карты:

  1. Школьники знают и могут показать составляющие элементы карты. (например: экватор, кулевой меридиан, полушария, горы и т.д)
  2. Учащиеся дают описание объектов и территории на основе сочетания условных обозначений и надписей.

(пример описания географического объекта по плану  – география  6 класс.)

Как описывать географическое положение моря.

План

Действия по пунктам плана

1.Название

1. Назвать и показать море.

      2.Географическое положение

а) в Мировом океане

б) относительно других географических объектов.

2.Определить:

а) в какой части океана, между какими меридианами и параллелями находится, какова примерная протяженность;

б) какой частью берега, каких материков, островов омывает; какими проливами соединено с океанами и морями.

  1. Обучающиеся истолковывают карту и вскрывают взаимосвязи и зависимости, выявляя и такие признаки, которые на карте непосредственно не показаны, но связаны с признаками, изображенными на ней.

Приведу пример задания (География материков и океанов. Тема: « Литосфера -подвижная твердь»)

Задание к таблице: сопоставить карты «Строение земной коры» и « Физическую карту мира».  Выявить взаимосвязь между возрастом и высотой гор. В ходе работы заполнить таблицу и сделать выводы.

Физическая карта мира

Возраст гор (карта «Строение земной коры»)

Типология гор (классификация по высоте)

Горы(материк)

Преобладающие высоты (м)

Максимальная высота (м)

Кордильеры

(Северная Америка)

Урал( Евразия)

- 1 гр.

Анды (Южная Америка)

- 2 гр.

Гималаи (Евразия)

-3 гр.

Вывод: Чем моложе по возрасту горы тем они...

              Чем древнее по возрасту горы, тем они…

             Именно на третьем уровне формируется универсальное учебное умение анализировать карту. Чтение карты на третьем уровне часто принимают за анализ. Отдельного понятия географический анализ в методической литературе не найти, а в словаре русского языка С.И. Ожегова : «Анализ- метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-либо».

            Формируя у школьников умения читать и анализировать карту, необходимо выстраивать работу от простого к сложному: описание географического объекта- объяснение происходящих процессов- географический прогноз- моделирование.

             Именно это позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным, вовлечь учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Практика показывает, что самостоятельная поисковая деятельность учащихся на основе чтения и анализа, различных карт под грамотным руководством педагога дает гораздо лучший результат по сравнению с традиционным объяснением темы учителем. А значит, не теряют актуальности слова А.А.Половинкина:

«География и географическая карта связаны между собой неразрывно. Едва ли будет преувеличением, если мы скажем, что без карты нет и не может быть географии».

Практическая работа №1

«Географические силуэты»

Задания  группе:

1.Соберите контуры материка.

2.Ответьте на вопросы:

а) В каком полушарии находится материк: в северном или южном?

б) Какие океаны его омывают?

                  3. Составьте свои два вопроса на знание географической номенклатуры         материка.

Практическая работа №1

«Географические силуэты»

Задания  группе:

1.Соберите контуры материка.

2.Ответьте на вопросы:

а) В каком полушарии находится материк: в северном или южном?

б) Какие океаны его омывают?

                  3. Составьте свои два вопроса на знание географической номенклатуры         материка.

Практическая работа №1

«Географические силуэты»

Задания  группе:

1.Соберите контуры материка.

2.Ответьте на вопросы:

а) В каком полушарии находится материк: в северном или южном?

б) Какие океаны его омывают?

                  3. Составьте свои два вопроса на знание географической номенклатуры         материка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системный подход в формировании навыка чтения – важнейшего УУД.Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в осно...

Формирование картографических умений на уроке истории

Формирование картографических умений на уроке истории. Виды карт, алгоритм работы с картами, критерии оценивания....

Оценивание образовательных результатов школьников на уроках географии в условиях реализации новых образовательных стандартов

Формирование навыков оценивания у обучающихся начинаю  в 5 -м классе "География. Начальный курс". Маршрутные листы помогают оценить все этапы урока....

Мастер-класс. Метапредметный подход как способ формирования интеллектуальной личности на уроке «Африка. Русский след» (интегрированный урок географии, истории).

Вниманию учителей представлена  авторская  разработка  интегрированного урока  географии – истории - литературы  в 7 классе  курса «Материки и океаны» д...

Доклад на тему: «Формирование картографической грамотности на уроках географии»

laquo;Формирование картографической грамотности на уроках географии», доклад на МО учителей географии...

Формирования картографических умений на уроках географии в соответствии с образовательными стандартами

Знание карты – знание условных знаков карты и умение находить географические объекты на карте....