Технологическая карта урока русского языка в 11 классе "Пишем сочинение по прочитанному тексту"
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Бронникова Ирина Анатольевна

В данной методичечкой разработке представлена  поэтапная работа над сочинением по прочитанному тексту публицистического стиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bronnikova_i.a._pishem_sochinenie.rar1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе

Ф.И.О. учителя:  Бронникова Ирина Анатольевна

Тип урока: урок развития речи.

Тема урока

 «Пишем сочинение по прочитанному тексту»

Цель

Формирование навыков  написания сочинения-рассуждения

Задачи

Повторение структуры сочинения-рассуждения.

Создание условий для развития умения анализировать текст, концентрация внимания на речевом оформлении сочинения, установка на принцип пошагового анализа текста, отработка методики работы с текстом, создание высказываний на основе текста.

Помощь обучаемым в осознании социальной и нравственной значимости учебного материала, развитие аналитического мышления.

Развитие монологической и диалогической речи.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Этапы сочинения-рассуждения, алгоритм написания сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

Ресурсы

текст для  организации работы по написанию сочинения;  рабочий лист (черновик),

Организация пространства

Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.

Оборудование:

исходный текст (по А.П.Чехову);

Этапы урока, цель этапа, время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

1.Организационный.

2.Мотивационный

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Мотивирующий приём: вступительное слово учителя

(3 мин.)

Приветствие.

Ребята, сегодня мы будем работать с текстом А.П. Чехова, а называется он «Моя «она».

- Проблемный вопрос

Как вы считаете, кому или чему посвящён этот текст? Можно сразу ответить на вопрос? Если у текста есть название, то что мы можем определить?

Подготовка   к работе на уроке.

Отвечают на вопросы, соотносят свои ответы с темой урока

Самопроверка готовности к уроку

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;

 положительное отношение к школе и учебной деятельности

3 Определение цели и  задач урока, этапов и форм работы. Формулирование обучаемыми темы урока

(2 мин.)

Итак, ребята, кто скажет, о чём пойдёт речь у нас на уроке?

Назовите первые четыре критерия, по которым оценивается сочинение по прочитанному тексту. Мы попробуем пройти основными этапами, готовящими к написанию сочинения-рассуждения (задание 25).  

Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

Формулируется тема урока «Этапы работы над сочинением по прочитанному тексту»

Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида .

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение .

4. Актуализация знаний.

Цель: подготовка мышления к новому способу деятельности, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания».

 (5 мин.)

 Работа с текстом.

Прочитайте текст. О чем или о ком в нём говорится?

Этап первый: составить план. Данный этап необходим, чтобы лучше понять исходный текст. Причём план можно не шлифовать: он останется у вас в черновике. Для этого разобьём текст на микротемы и ,обозначив ключевые слова и строки, сформулируем их своими словами.

На сколько частей можно разделить текст?

Читают текст, делят на части, составляют план:

1.Неразрывная связь героя текста с ленью.

2. Лень – причина всех несчастий героя.

3. Нежелание героя противостоять лени.

Умение определять проблемы в публицистическом стиле.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида , понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; обобщать

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению-

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения

5.Фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.Предварительная работа над текстом.

Цель: организация мотивации учащихся к выполнению пробного учебного действия.

(3 мин.)

Этап второй: выявить и сформулировать проблему.

Вспомните, что такое проблема текста?

Если текст озаглавлен, что мы можем определить? (общую проблему). Назовите проблему текста.(лень)

Как определяем проблему в тексте публицистического стиля?

Проблема – это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте.

Необходимо помнить:

проблема – это не всегда плохо, не путать с бытовым истолкованием слова;

обозначаем только одну проблему.

Формулировать – кратко и точно выражать мысль.

Два способа формулирования проблем текста:

Вопрос (Какое влияние оказывает лень на чеховского героя?).

Типовая конструкция (Проблема чего? (Р.п.) Вопрос о чём (П.п).

Организует работу в группах по определению проблем текста

Помогает верно сформулировать   обозначенные проблемы.

Учащиеся читают, анализируют текст.

Информация о выполнении задания.

1 группа определяет проблему в первом абзаце.

2 группа называет проблему

 во втором абзаце.

3группа  определяет проблему

в третьем абзаце.

(проблема каждого абзаца совпадает с составленным планом)

Определяют проблемы, поднимаемые автором.

Корректируют ответы друг друга.

Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной  задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.

Коммуникативные: выработка умения слушать,  быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности.

Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией.

6. Формулирование проблемы.

Цель: обучение определению проблемы. (3 мин.)

Формулируют проблемы текста. Записывают в тетрадь одну из исходных проблем:  

«Проблема неразрывной связи героя текста с ленью».

Формулируют собственный вариант проблемы исходного текста.

Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения.

Познавательные:постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы; обобщение, анализ с целью выделения признаков, применение алгоритма.

Коммуникативные: умение выражать мысли

7. Выявление причин затруднения. Комментирование проблемы.

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации.

(3 мин.)

Этап третий: прокомментировать сформулированную проблему.

Комментарий – это не пересказ текста, а рассуждения по поводу проблемы.

Организует работу учащихся по комментированию проблемы, поднимаемой в тексте.

Обращает внимание на возможность текстуального комментирования (от текста к действительности - следование за автором, установление связи мысли автора с жизнью) и концептуального комментирования (от действительности к тексту – указание на актуальность проблемы)

Составляют план достижения цели, составляют алгоритм; работают с текстом. Комментируют проблему текста.

Не забывают подтвердить мысли цитатами из текста.

Пример комментария:

(Автор раскрывает проблему на примере жизни одного из своих героев. Писатель обращает внимание читателя на давнюю неразрывную связь жизни героя с ленью: «… не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти». Автор отмечает, что лень властвует, господствует над героем: «не покидает меня день и ночь»,  превращая его в своего пленника, заложника).

Анализируют, обобщают, комментируют поднятую автором проблему.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные:решение проблемы, анализ, обобщение.

8. Определение позиции автора.

Выражение собственного мнения.

Цель: обучение определению авторской позиции.(3 мин.)

Этап четвёртый: сформулировать позицию автора.

Автор может:

- положительно относиться к изображаемому;

- отрицательно (осуждающе, саркастически);

- неоднозначно;

- двойственно;

- скептически;

- иронически (с юмором).

Примеры типовых конструкций:

Автор (полагает, подводит читателя к выводу, заставляет читателя задуматься над, отрицает, иронизирует над, осуждает, разделяет мнение, возражает, критикует, обвиняет, разоблачает, доказывает, разоблачает, убеждает, призывает к, с возмущением пишет о том, открыто заявляет о, неоднозначно относится к…)

Организует работу учеников над текстом по определению позиции автора. Побуждает учащихся к собственным суждениям; поясняет, что можно соглашаться или не соглашаться с позицией автора:

Как выражено отношение автора к изображаемому, какими средствами. Помните, что вам надо написать сочинение-рассуждение со всеми его элементами.

 Определите их значение.

Авторская позиция:

Что хотел донести до своего читателя автор?

Ради чего написан этот текст?

Чехов хотел:

-осудить своего героя;

-заставить читателя серьёзно задуматься над этой проблемой, оценить её губительные последствия.

(Авторская позиция скрыта за иронией.Мы чувствуем насмешку Чехова над безволием героя).

Определяют в сочинении тезис, аргументы, вывод.

Регулятивные: работать в группе и выражать собственную точку зрения, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

Познавательные:

постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, с применение алгоритма.

Коммуникативные:умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

9.Аргументация проблемы.

Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа реализации.

(3 мин.)

Этап пятый: аргументировано выразить своё мнение по сформулированной проблеме.

Схема микротекста-рассуждения

тезис

(ваша позиция по сформулированной вами проблеме исходного текста и точке зрения автора)

аргументация

(приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования вашей мысли)

вывод

(общий итог)

Типовые конструкции:

С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться.

Нельзя (не) согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора.

Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения.

Организует работу по нахождению аргументов.

Предупреждает о недостаточности указания произведения и автора для аргументации из читательского опыта (ответ должен быть развернутым).

Обращает внимание на разделение аргументов в два абзаца.

(Я разделяю точку зрения автора. Почему? – Да потому что не разделять её просто нельзя, если хочешь чего-то добиться в жизни.

Какие я могу привести аргументы?

Другие чеховские герои или герой романа «Обломов» Гончарова.

Я сам.)

Выражают собственные мысли, доказывают свое мнение. Находят аргументы: один из собственного  жизненного опыта, другой – из художественной литературы.

Познавательные: построение цепи логических рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез, обоснование.

Регулятивные: осуществление обработки и использования необходимой информации; самостоятельное планирование действия, осознание возникновения трудностей и путей их преодоления.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли,

10.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа над вступлением и заключением.

Цель: усвоение учащимися определения тезиса.

(4 мин.)

Этап шестой: написать вступление и заключение.

Композиция любого сочинения:

- вступление;

- основная часть;

- заключение.

Организует усвоение детьми нового способа действий, подводит итого анализа.

Акцентирует внимание на то, что заключение может быть в разных формах.

Работают в парах. Анализируют,  сопоставляют обнаруженные аргументы.

Используют алгоритм написания.

(Если со вступлением проблема, то не придумывайте банальных вещей, а остановитесь на следующем:

В центре внимания предложенного для анализа текста А.П.Чехова – актуальная и всем нам знакомая проблема.

Вывод: всем нам нужно помнить чеховское предостережение, чтобы не повторить судьбу упомянутых героев.)

Первично обобщают материал. Пишут вступление и  заключение с использованием

разных форм:

-вывод-обобщение;

-ответ на вопрос;

-призыв к действию;

-концовка с использованием цитаты.

Познавательные: действие по аналогии, выбор наиболее эффективных способов решения

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

11.Самостоятельная работа с образцами фрагментов работы, позволяющая выстроить логику сочинения.

Цель: самооценка результатов своей деятельности.

(10 мин.)

Организует деятельность по применению полученных знаний.

Оказывает помощь учащимся при написании работ.

Письменно оформляют проанализированное. Обмениваются написанным, корректируют и проверяют работы друг друга.

Повторно перечитывают проблему или проблемный вопрос. Сопоставляют авторскую позицию со своей. Формулируют (повторно) свою позицию иными фразами.

Регулятивные: контроль, коррекция, самоопределение, волевая регуляция в ситуации затруднения.

12. Включение в систему знаний и повторение. Контроль и коррекция ответов

Прослушивание частей сочинения  учащихся.

Работа над сочинением.

Цель: закрепление и коррекция полученных знаний.

(4мин.)

Выявляет границы применения нового знания.

Корректирует и комментирует все выступления обучающихся.

Корректируют работы.

Исправляют недостатки в работах.

Коммуникативные:

умение быть готовым корректировать свою точку зрения

13. Рефлексия деятельности

Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

(1 мин.)

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

Отвечают на вопросы.

Скажите, помогла ли вам работа, которую мы проделали в течение урока в подготовке к сочинению? Как вы оцениваете свою работу на уроке?  Что понравилось в уроке? Над чем предстоит работать?

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

14. Домашнее задание.(1 мин.)

Предлагает написать чистовой вариант сочинения-рассуждения по тексту А.П.Чехова в соответствии с требованиями, предъявляемыми к экзаменационной работе.

Коммуникативные создание  сочинения-рассуждения по данному тексту

Приложение

«Моя «она»

(1)Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. (2)Правы они или нет, но я знаю только, что не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. (3)Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё, - связь, стало быть, крепкая, прочная…

(4)Но не завидуйте, юная читательница! (5)Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. (6)Во-первых, моя «она» не отступает от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. (7)Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… (8) Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. (9)Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. (10)За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом. (11)По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. (12)Всё, всё пожирает она, ненасытная!

(13)Я ненавижу её, презираю… (14)Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… (15)Детей у нас пока нет…

(16)Хотите знать её имя? (17)Извольте. (18)Оно поэтично и напоминает Лилю, Лёлю, Нелли…

(19)Её зовут – Лень.

                                                                          (По А.П.Чехову)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."

Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился"....

Технологическая карта урока русского языка «Заголовок текста. Опорные тематические слова текста»

Класс: 5Тип урока: урок развития речиВид урока: урок открытия нового знания.Основной подход: системно-деятельностный.Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, группо...

Технологическая карта урока русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по данному началу»

Технологическая карта урока русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по данному началу» Класс: 5Тип урока: урок развития речиВид урока: урок открытия нового знания.Основной подхо...

Технологическая карта урока русского языка (развития речи) в 10 классе. Приложение (текст и дополнительные материалы к уроку).

Материалы к уроку русского языка (развития речи) в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ (к написанию сочинения по исходному тексту - задание № 27). Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: «Урок-практикум по написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (задание 9.2 ОГЭ)»

Методический материал поможет учителям русского языка и литературы в подготовке обучающихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку....

Урок-презентация с конспектом по ФГОС Технологическая карта . Урок русского языка в 5 классе. Текст. Основная мысль текст.

Урок русского языка в 5 классе с презентацией, конспектом и технологической картой на тему "Текст. Основная мысль текста"...