Технологическая карта урока русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по данному началу»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Раструба Ксения Владимировна

Технологическая карта урока русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по данному началу»

Класс: 5

Тип урока: урок развития речи

Вид урока: урок открытия нового знания.

Основной подход: системно-деятельностный.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Образовательные технологии: технологии личностно ориентированного образования (творческая мастерская), проектно-исследовательская.

Оборудование: Русский язык. 5класс. Учеб. для обшеобразоват.

учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков,

А.Г. Лисицын]; М. : Просвещение

Цель: формирование умения создавать текст-рассуждение в процессе

речевого развития, совершенствование умений рассуждать на поставленную тему; принимать позицию другого человека, обосновывать её; воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.

Задачи:

1. Усвоить структуру сочинения-рассуждения; совершенствовать умение рассуждать на поставленную тему (достижение личностных результатов);

2. Способствовать овладению приемами отбора и систематизации материала; формировать целесообразное взаимодействие учащихся в процессе поиска (достижение метапредметных результатов);

3. Создать условия для речевого самосовершенствования учащихся на основе данной синтаксической конструкции (достижение предметных результатов).

Планируемые результаты:

- личностный: социальная активность и ответственность, готовность к сотрудничеству; стремление к здоровому образу жизни.

- предметный: умение создавать текст рассуждения на заданную тему, принимать позицию другого человека, обосновывать свою; способность применять знания и умения на практике;

- метапредметный: умение планировать, корректировать и контролировать свою деятельность, продуктивно взаимодействовать с другими людьми; формирование навыка понимания, интерпретации и оценки текстов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку

5 класс

Тема

Продолжение текста с сохранением заданного стиля и типа речи

Тип урока

Урок открытия  новых знаний

Цель урока

Цели урока: 

развитие умений передавать в устной форме содержание прочитанного текста;

создавать устное монологическое высказывание с использованием определённого функционально-смыслового типа речи.

Планируемый результат

 Предметные: обеспечить в ходе урока развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений,

Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, стремление к речевому самосовершенствованию, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

Метапредметные: продолжать формирование общеучебных знаний, умений и  навыков, содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения,

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов              в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения.

Основные понятия

Лексическая сочетаемость

Ресурсы:

Учебник «Русский язык 5 кл» УМК Рабченковой Л.Н. и др, презентация.

Методы и формы обучения

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах

Основные этапы урока, цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

                      Формируемые  УУД

Познават

Коммуник

Регулят

1Этап мотивации. Самоопределение к деятельности

Формирование и развитие ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности

Приветствует  учащихся.

Мотивирует на учебную деятельность.

Приветствуют учителя.

Взаимодействие  в процессе обсуждения, формулирование  простых выводов.

волевая саморегуляция как способность к мобилизации

 сил и энергии; способность к волевому усилию

2. Включение в систему знаний и повторения

Включение обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний.

  • Сложности при выполнении домашнего задания?

Анализ терминологического диктанта

Проверяют ДЗ. Выполняют ключ, вспоминают правило. Осуществляют взаимопроверку по эталону.

Наблюдение и анализ объекта.

Оценивать правильность

 общения, осуществлять

самоанализ и взаимоанализ успешности в учебном диалоге.

3.Постановка учебной задачи.

Целеполагание

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения

Взгляните на слайды. Подумайте, над какой темой мы сегодня будем работать?

Расшифровывают тему урока, высказывают предположения  о том, что  могут узнать  по данной теме

Ставят перед собой задачи: изучить, оценить

Взаимодействовать во фронтальной работе

Умения правильно поставить конкретные цели, прогнозировать возможные ситуации.

Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

4.Решение учебной задачи

Формирование  и развитие ценностного отношения к совместной познавательной деятельности  по анализу  понятия «сложные слова»

С.39, упр.3

Решают проблему , обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной (парной )деятельности ,осуществляют поиск необходимой информации в ходе выполнения упр   уч-ка

Работают в парах.

Исследуют , наблюдают и воспринимают учебный материал.

Самостоятельное решение проблем поискового характера

формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументиро-

вать;

Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно его использую в ходе решения уч задачи

5. Физминутка

Формирование ценностного отношения к своему здоровью

Хлопок- прямое значение, вверх- переносное.

  • Стеклянный взгляд
  • Крылья самолета
  • Стеклянный сосуд
  • Летит ворона
  • Воет ветер
  • Воет собака
  • Вскипела вода
  • Золотая цепочка
  • Изумрудная вода
  • Подошва горы
  • Время летит

Хлопают, поднимают руки вверх.

Работают со значением слова, со словарной статьей.

Самостоятельное решение проблем поискового характера

Контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно его использую в ходе решения уч задачи

6.Первичное

Закрепление. Формирование и развитие  ЦО к умению выполнять и оценивать  задание.

Вспомнить, что такое сказка, из каких элементов она состоит.

Выполняют совместно (у доски)

Наблюдают, исследуют, обсуждают. Осуществляют самооценку

Формируют собственные мысли

Осуществление самоанализа успешности участия в учебном диалоге.

7.Первичная диагностика усвоения учебного материала

Формирование и развитие ЦО к осуществлению  оценочных умений (контроля , самоанализа, взаимодействия)

С.39, упр.3(4)

Варианты начала предложения, абзаца: Однажды... . И вдруг... . Советуем обратить внимание учащихся на название: кто такая королевна? (Дочь короля, а не жена.) Исходя из этого, легко спрогнозировать содержание: речь должна пойти о дочери, о том, что с ней произошло, в чём причина слёз девушки.

Приводим авторский вариант продолжения этой сказки. Однажды, во время одной из таких прогулок, король и королева увидели женщину, закутанную в чёрное. Она шла навстречу королевской чете, едва касаясь ногами земли, лёгкая и спокойная.

— Моё имя Судьба, — сказала женщина, приближаясь к королю и королеве, — я пришла объявить вам великую радость. Ваша молитва услышана Богом, и Он пошлёт вам дочь-королевну, которая будет не только вашим утешением, но и светлым лучом и радостью целого королевства. Она будет прекрасна, как цветок, и добра, как ангел. Но берегите королевну, чтобы она не узнала, что такое горе, что такое печаль и грусть, и чтобы никогда-никогда не пришлось ей пролить по поводу чьего-либо несчастья или горя более двух слёз. Не дайте пролиться более двух слезинок из прекрасных глаз королевны, потому что, как только она прольёт третью слезу, конец вашей радости, вашему утешению: не будет у вас больше королевны, вы потеряете её.

Выполняют самостоятельно,

Взаимопроверка по эталону

Самостоятельный поиск информации в предложенных источниках

Самостоятельно планируют необходимые действия, операции

8.Рефлексия (эмоциональная)

учебной деятельности

Формирование и развитие  ценностного отношения к умению анализировать и оценивать свои достижения в учебной деятельности

сопоставлять, сравнивать, обобщать).

Наблюдают, анализируют и осмысливают полученные результаты по изучению темы соотносят цели и полученный результат, проговария  и фиксируя свои достижения, обнаруживают незнание, находят причины затруднений

Достижение поставленной учебной задачи.

Участвуют в организованно учителем дискуссии.

определение последовательность действий.

Оценивание результатов деятельности

9.Предъявление и комментирование домашнего задания.

Закрепление, проверка уровня  усвоения  учебного материала

п.17-26-повторение, подготовка к контрольной работе

Выбирают, спрашивают, записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Создание сочинения –рассуждения публицистического стиля в формате ЕГЭ. Проблематика текста. Выявление авторской позиции в тексте."

Данный материал представляет собой методическую разработку урока развития речи по созданию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ по тексту Бориса Васильева "В списках не значился"....

Конспект урока русского языка "Подготовка к сочинению- рассуждению по тексту Л. Андреева"

Тема: «Подготовка к  сочинению – рассуждению по тексту Л. Андреева»Тип урока: урок  развития речи, подготовка к сочинению - рассуждению.Цели урока: - подготовка к написанию  домашн...

Технологическая карта урока русского языка в 11 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ"

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с ц...

Урок русского языка "Подготовка к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту" 9 класс

Разработка урока + презентация позволяют чётко проследить алгоритм подготовки к сочинению-рассуждению. Урок является подготовительным этапом к ОГЭ по русскому языку, задание № 15....

Урок русского языка «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери» с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс"

Урок русского языка«Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту А.Фадеева «Слово о Матери»с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ. 11 класс» Цель урока: п...

разработка урока русского языка "Подготовка к сочинению - рассуждению (9.3.)"

Данная методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сочинению - рассуждению (задание 9.3)" входит в систему занятий  по подготовке к государственной итоговой атт...