Технологическая карта урока русского языка «Заголовок текста. Опорные тематические слова текста»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Класс: 5
Тип урока: урок развития речи
Вид урока: урок открытия нового знания.
Основной подход: системно-деятельностный.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Образовательные технологии: технологии личностно ориентированного образования (творческая мастерская), проектно-исследовательская.
Оборудование: Русский язык. 5класс. Учеб. для обшеобразоват.
учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков,А.Г. Лисицын]; М. : Просвещение
Цель: : актуализация знаний о тексте как речевом произведении; развитие умений определять тему, опорные тематические слова текста, озаглавливать текст.
Задачи:
1. Усвоить понятия «заголовок», «опорные тематические слова»; находить их в тексте.
2. Способствовать овладению приемами отбора и систематизации материала; формировать целесообразное взаимодействие учащихся в процессе поиска (достижение метапредметных результатов);
3. Создать условия для речевого самосовершенствования учащихся на основе данной синтаксической конструкции (достижение предметных результатов).
Планируемые результаты:
- личностный: социальная активность и ответственность, готовность к сотрудничеству; стремление к здоровому образу жизни.
- предметный: умение создавать текст рассуждения на заданную тему, принимать позицию другого человека, обосновывать свою; способность применять знания и умения на практике;
- метапредметный: умение планировать, корректировать и контролировать свою деятельность, продуктивно взаимодействовать с другими людьми; формирование навыка понимания, интерпретации и оценки текстов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_zagolovok_teksta_opornye_slova.docx | 24.19 КБ |
zagolovok_opornye_slova.pptx | 81.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка «Заголовок текста. Опорные тематические слова текста»
Класс: 5
Тип урока: урок развития речи
Вид урока: урок открытия нового знания.
Основной подход: системно-деятельностный.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Образовательные технологии: технологии личностно ориентированного образования (творческая мастерская), проектно-исследовательская.
Оборудование: Русский язык. 5класс. Учеб. для обшеобразоват.
учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков,А.Г. Лисицын]; М. : Просвещение
Цель: : актуализация знаний о тексте как речевом произведении; развитие умений определять тему, опорные тематические слова текста, озаглавливать текст.
Задачи:
1. Усвоить понятия «заголовок», «опорные тематические слова»; находить их в тексте.
2. Способствовать овладению приемами отбора и систематизации материала; формировать целесообразное взаимодействие учащихся в процессе поиска (достижение метапредметных результатов);
3. Создать условия для речевого самосовершенствования учащихся на основе данной синтаксической конструкции (достижение предметных результатов).
Планируемые результаты:
- личностный: социальная активность и ответственность, готовность к сотрудничеству; стремление к здоровому образу жизни.
- предметный: умение создавать текст рассуждения на заданную тему, принимать позицию другого человека, обосновывать свою; способность применять знания и умения на практике;
- метапредметный: умение планировать, корректировать и контролировать свою деятельность, продуктивно взаимодействовать с другими людьми; формирование навыка понимания, интерпретации и оценки текстов.
Этап урока | Деятельность учителя (осуществляемые действия) | Деятельность обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Приветственное слово учителя, организует работу учеников, настраивает на учебную деятельность. | Приветствие учащихся. Готовят к уроку рабочее место, слушают учителя. | Регулятивные: выявление готовности к уроку Личностные: эмоциональный настрой на урок Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. |
2. Актуализация знаний (разминка) | Терминологический диктант по теме «Морфемика» (слайд 1) | Выполняют терминологический диктант по теме «Морфемика». | Личностные: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности Регулятивные: адекватное восприятие оценки учителя и товарища Познавательные: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности Коммуникативные: развитие умения использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; умение полно и точно выражать свои мысли. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Послушайте стихотворение, по ходу чтения добавляйте к нему нужные слова. Попытайтесь отгадать название этого стихотворения. Я хотел устроить бал. И я гостей к себе ( позвал) Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый ……(пирог) Пирог .ножи и вилки тут- Но что-то гости ( не идут) Я ждал ,пока хватало сил, Потом кусочек (откусил). Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту (съел) Когда же гости подошли , То даже крошек не (нашли)
(Д.Хармс) -Назовите слова, которые вы добавляли. Кто может перечислить все слова? -Ребята, на какую тему данное стихотворение -как бы вы озаглавили стихотворение? Автор назвал это стихотворение «Очень, очень вкусный пирог. Почему автор дал именно такое название стихотворению? Для чего нужен заголовок, что вообще означает это слово ( название текста) -Ребята, а что именно говорится в стихотворении о пироге? -Это и есть главная мысль стихотворения. Что такое главная мысль? ( главная мысль-это то, что говорится в тексте о предмете). -А как можно назвать те слова, которые вы добавляли по отношению к стихотворению? -Можно ли по ним восстановить текст? -Как называются эти слова? Опорные слова. Как бы вы определили тему урока? А теперь попробуем сформулировать цель и задачи нашего занятия. Запись темы урока. Работа над орфографией в теме урока. | Слушают стих-е. Называют слова. Предлагают заголовки текста. Ответы детей. Работают с опорными словами. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
Оформление тетрадей | Личностные: умение слушать в соответствии с целевой установкой; принимать и сохранять учебную цель и задачу; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей Коммуникативные: Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения материала Познавательные: задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач |
4. Первичное усвоение новых знаний | с.57, упр. 3. Прочитайте сказку, определите в парах основную мысль. Если возникнут трудности, обратитесь к советам помощника в рамке. Почему автор назвал текст «Свечка»? А как бы вы назвали его? Какова основная мысль текста? Назовите опорные слова к тексту. | Читают текст. Работают в парах над основной мыслью текста, над заголовком. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Регулятивные: формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с представленным материалом; формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения слушать и понимать других; формирование умения формулировать свои мысли в устной форме; Познавательные:формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию |
5. Творческое применение знаний в новой ситуации (проблемные задания), коррекция |
холодный ветер мелкий частый дождь деревья звери в лесу урожай | Составляют тексты. Оформляют работу в тетради. | Личностные: формирование умения выказывать своё отношение к новому материалу, выражать свои эмоции; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формирование умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией Познавательные: грамотное построение устного и письменного высказывания; Регулятивные: учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности Коммуникативные:формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленным вопросом. |
6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Над какой темой мы с вами работали? Все ли было понятно на уроке? Что было не понятно на уроке? Поднимите руки, кто усвоил тему? А кому было сложно на уроке? | Поясняют возможные неудачи, затруднения. | Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. самооценка на основе критерия успешности Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные:умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
8. Д.з. | Упр.120-озаглавить текст, задание 1. | ||
Физкультминутка - видео для разрядки глаз.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Послушайте стихотворение, по ходу чтения добавляйте к нему нужные слова. Попытайтесь отгадать название этого стихотворения. Я хотел устроить бал. И я гостей к себе….. Купил муку, купил творог, Испек рассыпчатый …… Пирог, ножи и вилки тут- Но что-то гости …… Я ждал, пока хватало сил, Потом кусочек ……. Потом подвинул стул и сел И весь пирог в минуту ….. Когда же гости подошли, То даже крошек не…… (Д.Хармс)
Позвал Пирог не идут Откусил Съел не нашли Очень-очень вкусный пирог
Составление текста по опорным словам: поздняя осень тёмные тучи холодный ветер мелкий частый дождь деревья звери в лесу урожай
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.
Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии с ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Конспект и технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Тематические группы"
Материалы включают в себя конспект урока и технологическую карту. УМК Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. /[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская, Ф.Е.Габович, Л.О...
Технологическая карта урока русского языка 6 кл. Тема " Сложносокращённые слова"
Технологическая карта урока русского языка 6 кл. Тема " Сложносокращённые слова"...
Учебно-методическая (технологическая) карта урока русскому языку в 6 классе. Тема урока:" Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах".
Тема урока: Правописание сложных слов. Соединительные гласные О и Е в сложных словах. Презентация.Цель урока: познакомить учащихся с понятием &laq...
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Синтаксические связи слов в словосочетании» (8 класс).
Этот урок открытие новых знаний. Задача учителя - расширить понятийную базу за счет включения новых элементов. Это значит, что за урок ученик узнает новые термины: согласование, управление...