ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА "В поисках фразеологизмов" (по ФГОС)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Данный материал может быть использован на уроке русского языка в 5 классе при знакомстве с фразеологизмами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фразеологизмы ФГОС | 183.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
учителя русского языка и литературы Дуровой О.В.
Тема урока « В поисках фразеологизмов»
Тип урока Урок открытия новых знаний.
Цели урока (образовательные):
- знать определение фразеологии как раздела лексикологии; основные признаки фразеологизмов, их роль в обогащении речи;
- опознавать их в тексте и устной речи;
- понимать сходство и различие со словом и словосочетанием;
- уметь определять значение фразеологизмов, употреблять фразеологизмы в речи с целью ее обогащения;
- расширить словарный запас детей.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
- высказывать предположения на основе наблюдений;
- формулировать тему, проблему урока, искать пути её решения;
- соотносить цели и результаты своей деятельности;
- определять степень успешности работы.
Познавательные:
- выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий;
- искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения;
- группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
- уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Формы работы: индивидуальная, групповая (класс разделён на группы), коллективная
Оборудование урока:
авторская мультимедийная презентация, раздаточный материал для групповой работы
ФОУД – формы организации учебной деятельности:
Ф – фронтальная.
И – индивидуальная.
П – парная.
Г– групповая.
К – коллективная.
Технологическая карта урока русского языка “В поисках фразеологизмов”
Этап урока | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия |
| К |
| Отвечают на приветствие учителя. Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Мотивация учебной деятельности обучающихся. | К | Организует прочтение четверостишия: «Не бей баклуши», - так твердила мама, Но сын ей отвечал упрямо: «Лежу я на диване и ем груши, Не собираюсь бить какие – то баклуши!» Задает вопрос: Почему сын не понял маму? Создает условия для постановки темы урока, записывает ее на доске Также предлагает сформулировать цели и задачи урока, закончив фразы: - Зная тему урока, давайте попробуем определить, какие цели мы должны поставить, чтобы эту тему усвоить. Продолжите фразу: - сформировать понятие… - сформировать умение находить… - сформировать умение объяснять… - сформировать умение использовать... | Слушают четверостишие (один читает), устно отвечают на поставленный вопрос, объясняют значение устойчивых словосочетаний в приведённом четверостишии. Формулируют самостоятельно тему урока. Записывают тему урока в тетрадь и устно размышляют о том, какие слова в ней им уже известны, какие предположения они могут выдвинуть. Путем продолжения предложенных фраз, самостоятельно устанавливают цели и задачи урока. | Целеполагание, планирование учебной деятельности. Формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации. Умение оформлять свои мысли в устной форме. |
| К | Актуализирует знания учащихся о фразеологизмах: ставит вопросы, даёт задания. -Что же такое фразеологизм? - всегда ли легко объяснить значение Ф? - что делать, если не знаешь значение Ф? - где будете искать значение Ф? - Игра «Отгадай словечко» | Отвечают на вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, высказывают предположения. Определяют слова. | Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках |
| К И | Предлагает план работы: - чтение теории - выполнение упражнения | Обсуждают, предлагают свой план, высказывают гипотезы, предположения читают учебник, выполняют упражнение | Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение. |
| Г | Организует работу в группах: предлагает дать название при помощи фразеологизмов каждой картинке. - Я приглашаю вас на выставку картин, художники которых названия своим произведениям не дали. Помогите им, но помните, что названием должен быть фразеологизм. | Делятся на несколько групп, придумывают название для каждой картинки с использованием фразеологизмов. Слушают выступление каждой группы, попутно корректируя друг друга. | Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; внимательное чтение. |
| И П | Проводит тестовую диагностическую работу «Найди фразеологизм», организует взаимопроверку на основе шаблона. | Выполняют диагностическую работу, осуществляют взаимопроверку в соответствии с заданным эталоном. | Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование. Смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Умение оценивать действия одноклассников. |
| Предлагает оценить свою работу в необычной форме: выбрать в карточках те предложения с фразеологизмами (попутно определяя их значение), которые соответствовали работе на уроке. | Работают с карточкой. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Несколько учеников читают свои записи. | Умение структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности. Умение выражать свои мысли. Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование. | |
| Инструктирует учащихся. Составить текст на тему «Моё утро», «Мой день в школе», используя в каждом предложении фразеологизмы. | Анализируют и выявляют степень готовности |
|
Найди фразеологизм:
1. Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперёк. - 1. Туристы изъездили вдоль и поперёк весь Крым
2. Я не нашёл себе места и стал в проходе. - 2. Мать не находила себе места от волнения.
3. В двух словах он допустил три ошибки. - 3. В двух словах изложите вашу просьбу.
4. За едой малыш прикусил язык и заплакал. - 4. Он чуть не проговорился, но вовремя прикусил язык.
5. Ни днём, ни ночью гости не приехали. - 5. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.
Игра « Отгадай словечко»
1. ( ? ) : медведь на --- наступил; прожужжали все --- ; держать --- на макушке ; от этих слов --- вянут.
2. ( ? ) : не разевай --- ; на чужой --- не накинешь платок; --- не раскрывать.
3. ( ? ) : совать --- не в свои дела; это событие уже на --- .
Текст – самоанализ
Сегодня на уроке я работал засучив рукава.
Сегодня на уроке я работал спустя рукава.
Мне было так скучно, хоть волком вой, но постепенно я вошёл во вкус.
Мне было интересно, я слушал выступления ребят во все уши.
Время на уроке тянулось в час по чайной ложке.
Урок прошёл так быстро, что я не успел оглянуться.
Весь урок я лез из кожи вон, чтобы получить хорошую оценку.
На уроке я валял дурака.
На уроке я отвлекался и считал ворон.
Я ни разу не дал маху на уроке: не ошибался при ответах.
Я несколько раз дал маху при ответах.
Один раз при ответе я дал маху и потом перестал отвечать.
Когда у меня получалось хорошо, я не задирал нос.
Когда у меня что – то не получалось, я не падал духом.
Я сидел тише воды, ниже травы, чтобы меня не спросили.
Я думаю, что про меня можно сказать: «Он собаку съел на фразеологизмах».
Я не думаю, что я собаку съел на фразеологизмах, но кое – что уже знаю.
выводить на чистую воду между молотом и наковальней лить как из ведра
Тянуть время ждать у моря погоды сидеть сложа руки
Биться как рыба об лед взять под крыло
Взяться за ум
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС
Урок на тему " Правописание чередующихся гласных в корне слова"...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС по теме «Предложения с однородными членами»
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Однородные члены предложения" с использованием ЭОР...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе (по ФГОС)
Тема: Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.Тип урока: урок усвоения новых знаний через работу с информационными источниками.Технология обучения: развитие ...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС. Тема: Повторение и обобщение изученного по теме "Лексика"
В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе (ФГОС) по теме " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика". По УМК: Ладыженская Т.А,, Барано...
Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Ещё одно нефонемное правило: О – Ё после шипящих в корне». Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...
Технологические карты уроков русского языка в 5 классе по ФГОС
Методические разработки уроков русского языка в 5 классе по теме "Лексика и фразеология" 12 часов....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС "Путешествие в сказочное царство Омонимов"
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС "Путешествие в сказочное царство Омонимов" сиспользованием презентации к уроку....