ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА "В поисках фразеологизмов" (по ФГОС)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Дурова Оксана Владимировна

Данный материал может быть использован на уроке русского языка в 5 классе при знакомстве с фразеологизмами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фразеологизмы ФГОС183.37 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

учителя русского языка и литературы Дуровой О.В.

Тема урока « В поисках фразеологизмов»

Тип урока Урок открытия новых знаний.

Цели урока (образовательные):

- знать определение фразеологии как раздела лексикологии; основные признаки фразеологизмов, их роль в обогащении речи; 

-   опознавать их в тексте и устной речи;

-   понимать сходство и различие со словом и словосочетанием;

-   уметь определять значение фразеологизмов, употреблять фразеологизмы в речи с целью ее обогащения;

-  расширить словарный запас детей.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

- высказывать предположения на основе наблюдений;

- формулировать тему, проблему урока, искать пути её решения;

- соотносить цели и результаты своей деятельности;

- определять степень успешности работы.

Познавательные:

- выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий;

- искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения;

- группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные:

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

 - уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Формы работы: индивидуальная, групповая (класс разделён на группы), коллективная

Оборудование урока:

авторская мультимедийная презентация, раздаточный материал для групповой работы

ФОУД – формы организации учебной деятельности:


Ф – фронтальная.
И – индивидуальная.
П – парная.
Г– групповая.
К – коллективная.

Технологическая карта урока русского языка “В поисках фразеологизмов”

Этап урока

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

  1. Организационный этап

К


Приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку. Создает соответствующий эмоциональный настрой.

Отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

К

Организует прочтение четверостишия: «Не бей баклуши», - так твердила мама,

Но сын ей отвечал упрямо:

«Лежу я на диване и ем груши,

Не собираюсь бить какие – то баклуши!»

       Задает вопрос: Почему сын не понял маму?

Создает условия для постановки темы урока, записывает ее на доске

Также предлагает сформулировать цели и задачи урока, закончив фразы:

- Зная тему урока, давайте попробуем определить, какие цели мы должны поставить, чтобы эту тему усвоить. Продолжите фразу:

- сформировать понятие…

- сформировать умение находить…

- сформировать умение объяснять…

- сформировать умение использовать...

Слушают четверостишие (один читает), устно отвечают на поставленный вопрос, объясняют значение устойчивых словосочетаний в приведённом четверостишии.

Формулируют самостоятельно тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь и устно размышляют о том, какие слова в ней им уже известны, какие предположения они могут выдвинуть. Путем продолжения предложенных фраз, самостоятельно устанавливают цели и задачи урока.

Целеполагание, планирование учебной деятельности. Формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации.

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

  1. Актуализация знаний.

К

Актуализирует знания учащихся о фразеологизмах:

ставит вопросы, даёт задания.

 -Что же такое фразеологизм?

- всегда ли легко объяснить значение Ф?

- что делать, если не знаешь значение Ф?

- где будете искать значение Ф?

- Игра «Отгадай словечко»

Отвечают на вопросы, устанавливают причинно-следственные связи, высказывают предположения.

Определяют слова.

Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках

  1. Обобщение и систематизация знаний.

К

И

Предлагает план работы:

- чтение теории

- выполнение упражнения

 Обсуждают, предлагают свой план, высказывают гипотезы, предположения читают учебник, выполняют упражнение

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение.

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Г

Организует работу в группах: предлагает дать название при помощи фразеологизмов каждой картинке.

- Я приглашаю вас на выставку картин, художники которых названия своим произведениям не дали.

Помогите им, но помните, что названием должен быть фразеологизм.

Делятся на несколько групп, придумывают название для каждой картинки с использованием фразеологизмов. Слушают выступление каждой группы, попутно корректируя друг друга.

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; внимательное чтение.

  1. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

И

П

Проводит тестовую диагностическую работу «Найди фразеологизм», организует взаимопроверку на основе шаблона.

Выполняют диагностическую работу, осуществляют взаимопроверку в соответствии с заданным эталоном.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование.

Смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Умение оценивать действия одноклассников.

  1. Рефлексия учебной деятельности.

Предлагает оценить свою работу в необычной форме: выбрать в карточках те предложения с фразеологизмами (попутно определяя их значение), которые соответствовали работе на уроке.

Работают с карточкой. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Несколько учеников читают свои записи.

Умение структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности.

Умение выражать свои мысли.

Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование.

  1. Домашнее задание (записано на слайде).

Инструктирует учащихся.

Составить текст на тему «Моё утро», «Мой день в школе», используя в каждом предложении фразеологизмы.

Анализируют и выявляют степень готовности

 

Найди фразеологизм:

 1. Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперёк.  - 1. Туристы изъездили вдоль и поперёк весь Крым

 2. Я не нашёл себе места и стал в проходе.  - 2. Мать не находила себе места от волнения.

3. В двух словах он допустил три ошибки. -  3. В двух словах изложите вашу просьбу.

4. За едой малыш прикусил язык и заплакал. -  4. Он чуть не проговорился, но вовремя прикусил язык.

5. Ни днём, ни ночью гости не приехали. -  5. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.

Игра « Отгадай словечко»

1. ( ? ) : медведь на --- наступил; прожужжали все --- ; держать --- на макушке ; от этих слов --- вянут.

 2. ( ? ) : не разевай --- ; на чужой --- не накинешь платок; --- не раскрывать.

3. ( ? ) : совать --- не в свои дела; это событие уже на --- .

Текст – самоанализ

Сегодня на уроке я работал  засучив рукава.

 Сегодня на уроке я работал спустя рукава.

Мне было так скучно, хоть волком вой, но постепенно я вошёл во вкус.

Мне было интересно, я слушал выступления ребят во все уши.

Время на уроке тянулось в час по чайной ложке.

Урок прошёл так быстро, что я не успел оглянуться.

Весь урок я лез из кожи вон, чтобы получить хорошую оценку.

На уроке я валял дурака.

На уроке я отвлекался и считал ворон.

Я ни разу не дал маху на уроке: не ошибался при ответах.

Я несколько раз дал маху при ответах.

 Один раз при ответе я дал маху и потом перестал отвечать.

Когда у меня получалось хорошо, я не задирал нос.

Когда у меня что – то не получалось, я не падал духом.

Я сидел тише воды, ниже травы, чтобы меня не спросили.

Я думаю, что про меня можно сказать: «Он собаку съел на фразеологизмах».

 Я не думаю, что я собаку съел на фразеологизмах, но кое – что уже знаю.

 http://school-1.ru/proekty/krestnikova_razrabotka_kompleksa_uprazhneniy_frazeologizmy.files/image006.jpghttp://school-1.ru/proekty/krestnikova_razrabotka_kompleksa_uprazhneniy_frazeologizmy.files/image008.jpghttp://school-1.ru/proekty/krestnikova_razrabotka_kompleksa_uprazhneniy_frazeologizmy.files/image004.jpg

выводить на чистую воду        между молотом и наковальней        лить как из ведра

http://school-1.ru/proekty/krestnikova_razrabotka_kompleksa_uprazhneniy_frazeologizmy.files/image010.jpghttp://school-1.ru/proekty/krestnikova_razrabotka_kompleksa_uprazhneniy_frazeologizmy.files/image014.jpghttp://school-1.ru/proekty/krestnikova_razrabotka_kompleksa_uprazhneniy_frazeologizmy.files/image016.jpg

Тянуть время        ждать у моря погоды        сидеть сложа руки

http://school-1.ru/proekty/krestnikova_razrabotka_kompleksa_uprazhneniy_frazeologizmy.files/image024.jpghttp://school-1.ru/proekty/krestnikova_razrabotka_kompleksa_uprazhneniy_frazeologizmy.files/image030.jpg

        Биться как рыба об лед        взять под крыло

        http://school-1.ru/proekty/krestnikova_razrabotka_kompleksa_uprazhneniy_frazeologizmy.files/image033.gif        

        Взяться за ум


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС

Урок на тему " Правописание чередующихся гласных в корне слова"...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС по теме «Предложения с однородными членами»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Однородные члены предложения" с использованием ЭОР...

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе (по ФГОС)

Тема: Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени.Тип урока: урок усвоения новых знаний через работу с информационными источниками.Технология обучения: развитие ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС. Тема: Повторение и обобщение изученного по теме "Лексика"

В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе (ФГОС) по теме " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика". По УМК: Ладыженская Т.А,, Барано...

Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: «Ещё одно нефонемное правило: О – Ё после шипящих в корне». Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...

Технологические карты уроков русского языка в 5 классе по ФГОС

Методические разработки уроков русского языка в 5 классе по теме "Лексика и фразеология" 12 часов....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС "Путешествие в сказочное царство Омонимов"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС "Путешествие в сказочное царство Омонимов" сиспользованием презентации к уроку....