Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС "Путешествие в сказочное царство Омонимов"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС "Путешествие в сказочное царство Омонимов" сиспользованием презентации к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока в 5 классе | 43.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Дегтяренская ООШ»
Технологическая карта урока в условиях реализации ФГОС
«Путешествие в сказочное царство омонимов»
учитель русского языка и литературы
Резниченко Валентина Николаевна
Цель деятельности учителя | Познакомить с омонимами; учить, чем отличаются омонимы от многозначных слов; определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово, находить в толковом словаре многозначные слова, омонимы; показать роль многозначных слов и омонимов в художественных текстах |
Тип урока | Урок объяснения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие «омонимы», различия между омонимами и многозначными словами, способы и приемы поиска сведений об омонимах в толковом словаре; роль использования омонимов в речи (при создании стихотворных каламбуров); уметь находить омонимы, отличать омонимы от многозначных слов, находить омонимы в толковом словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре; уметь употреблять омонимы в речи. Метапредметиые (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования. Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования |
Методы и формы обучения | Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные ресурсы | http://www.uroki.net http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html http://www.intergu.ru http://www.zavuch.info http://festival.lseptember.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?id= 10000192 |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся |
Основные понятия | Омонимы, многозначные слова |
Организационная структура урока
Основные этапы и цели урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности и целеполагание | Вступительное слово. Сегодня, ребята, мы совершим с вами увлекательное путешествие в страну, которую не найдёте ни на одной географической карте, и узнаем тайны жителей этого государства. | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Цель: доброжелательной атмосферы |
2. Актуализация знаний | Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза. (Слайд.) Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На поднятых парусах Для путешествия нам потребуется багаж, в который мы сложили все знания о Лексике. Разгадайте кроссворд: Итак, как вы думаете, в какое сказочное царство-государство мы поплывём? О чём мы с вами сегодня будем говорить? Какая тема сегодняшнего урока? | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, записывают ответы кроссворда, приводят примеры. Обучающиеся называют тему урока, записывают её в тетрадь. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуник ативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) |
3. Изучение нового материала | Вот, наконец, наш корабль приплыл в лексическое царство – в языковое государство, в котором жил-был царь Лексикон, и много было подданных в его подчинении: и богатые Синонимы, и вечно спорящие Антонимы, и древний род Историзмов, и многоуважаемая семья Фразеологизмов, даже иностранцы прижились в царстве Лексикона, и фамилию им дали русскую – Заимствованные. И вот однажды у царских ворот появились два мальчика одинаковых с лица, и имена у них были одинаковые – Вал и Вал, но неизвестно, какого они роду-племени. Стали их звать-величать Вал-1 и Вал-2. Хотели их усыновить Историзмы, но очень уж молоды были братья. Не прижились они и у Многозначных, слишком разные были характеры у юношей. Взрослели мальчики не по дням, а по часам, и стало очевидно, что дети только внешне одинаковые, а по нраву абсолютно разные: Вал-1 – яростный, непослушный, как морская волна; Вал-2 – работящий, деловой, изобретатель. И повелел Лексикон своей волей царскою, что Вал-1 и Вал-2 станут родоначальниками нового рода по фамилии Омонимы, что в переводе с греческого означает «одинаковые имена». Стали Омонимы жить-поживать в лексическом царстве и песенку о себе напевать: Мы слова из русской речи, Вопросы: - Какие лексические термины встретились нам в сказке? - Как назвали в царстве Лексике новых «жителей» и почему? Назовите пару омонимов из сказки. (Вал-1 и Вал-2) Учащимся предлагается по группам задание: проанализировать словарные статьи «вал». Как они оформлены? Есть ли что-то общее в лексическом значении омонимов? - К какому выводу мы пришли? ВЫВОД: у каждого омонима отдельная словарная статья, каждый омоним обозначается цифрой, в лексическом значении нет ничего общего. | Обучающиеся слушают сказку, рассказанную учителем. | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
Учащиеся называют многозначные слова, антонимы, синонимы, лексикон, фразеологизмы, дают определения и приводят примеры
Задают вопросы для уточнения. Концентрируют внимание на заданиях, размышляют, анализируют, делают выводы, обобщая информацию. Выполняют различные роли в группе. Отвечают на вопросы, выполняют задания. Работа в группах с толковыми словарями. Представители групп зачитывают словарные статьи. Обучающиеся сделают «открытие», что есть «вал-3». Делают вывод об особенностях словарной статьи. | |||
4. Закрепление нового материала Физкультминутка | 1. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. - А теперь отгадайте загадки. Право, я прическа - чудо! Заплести меня не худо. (Коса.) На лугу с шипеньем острым Управляюсь с сенокосом. (Коса.) В воду я вдаюсь полоской - Узкой, серенькой и плоской. (Коса.) Словами «коса» подписываются 3 рисунка на слайде. - Похожи ли предметы, изображенные на рисунках? - Чем похожи их названия? (Одинаково пишутся и произносятся.) - Есть ли сходства в значении этих слов? - Сколько предметов изображено на рисунках? - Сколько слов их обозначают? - Здесь три разных слова или одно многозначное? Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся, подводит к обобщению. Заглянем в толковый словарь. КОСА" - вид прически. КОСА2 - сельскохозяйственное орудие. КОСА3 - мыс, отмель.
2. Составление схемы «Сходство и отличия омонимов и многозначных слов». Работа в группах. Задание 1 группе: Определить сходство. Задание 2 гр.: определить различия. Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть | Отвечают на вопросы, выполняют задания. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками находят разницу между многозначными словами и омонимами. Обучающиеся используют справочную литературу. Результаты работы своих групп представители групп изображают на доске. Выполняют различные роли в группе. Выполняют элементарные физические упражнения | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
3. Выразительно прочитайте стихотворение Александра Шибаева и определите, есть ли в этом тексте омонимы. Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В нору норкину вошла, Норку в норке не нашла. Если норки нету в норке Может, норка возле норки? Нет нигде. Пропал и след. Норка-здесь, А норки нет! - О чём это стихотворение? - Назовите слова-омонимы. - Определите лексическое значение этих слов? - Какая книга помогает нам в определении лексического значения слова? *Норка - хищное млекопитающее; норка (от «нора») - временное или постоянное убежище, создаваемое животными в почве. -Запишите эти слова и сделайте морфемный (1 гр) и словообразовательный разбор (2 гр) каждого слова. - Ответьт 4. Ответьте на шуточные вопросы: 1) Каким 1)Каким ключом нельзя открывать двери? 2) Какую ноту кладут в суп? 3) Из какого крана нельзя брать воду? 4) Из каких ноготков не соберешь букета? 5.Выполните упр. 199. Вопросы обсудите в группах и дайте на них ответ. 6. Выполните упр.200. 1 группа работает по 1 рисунку; 2 группа – по 2 рисунку. 7.Выполните упр. 201. Соревнование между группами: кто больше найдёт омонимов в тексте. Выпишите слова с пропущенными буквами и обозначьте в них орфограммы. 8. Задание: Найдите омонимы и определите их вид. Лисички. - Кто вы? - Мы лисички, дружные сестрички. - Ну а вы-то кто же? - Мы лисички тоже. - Как, с одной-то лапкой? - Нет, ещё со шляпкой. Такса. Сев в такси, спросила такса: - За проезд какая такса? А водитель: - Денег с такс Не берем совсем. Вот так-с! - Знаете ли вы, что обозначает слово «каламбур»? - Омонимы нередко используются в художественной литературе и публицистике как стилистическое средство, усиливающее выразительность речи. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели-юмористы. Каламбур – это игра слов. Именно в этом задании перед нами «каламбуры». | Выполняют упражнения, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Смотрят презентацию. Тацию Представители у доски выполняют разборы. Обучающиеся отвечают на вопросы и комментируют свои ответы. Каждая группа даёт отчёт о проделанной работе. Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. Оценивают работу групп. Самостоятельно выполняют упражнение. Представители групп озвучивают выводы . Обучающиеся отвечают на вопросы и знакомятся со значением слова «каламбур». | Личностные: понимают:, как использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосно свою точку зрения. Позна
Познавательные: устанавливают причинно–следственные связи, делают выводы. | |
5. Подведение итогов урока | - Дайте оценку вашей работе. - Давайте составим Синквейн Омонимы Одинаковое, разное Пишутся, обозначают, играют Написание одинаковое – значения разные Средство выразительности. Закончите фразу: Сегодня на уроке я узнал… Я бы хотел, чтобы…. Я понял, что… | Обучающиеся работают с листком оценивания. КВО (комментирование выставленных оценок) | Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Самооценка. |
6. Домашнее задание (дифференцированное) | Инструктирует обучающихся по выполнению дифференцированного домашнего задания.
|
Приложение 1
Памятка «Как работать в группе»
- РАБОТАТЬ ДРУЖНО
- Распределить поручения в группе и работать по плану.
- Будьте внимательны и вежливы друг к другу.
- Вовремя оказывайте помощь.
- НЕ ШУМЕТЬ
- Обсуждать вопросы негромко.
- Не отвлекаться на посторонние дела.
- Не мешать друг другу.
- ПОМНИТЬ О ВРЕМЕНИ
- Своевременно выполнять задания.
- Следить за временем, работа в группе заканчивается по знаку учителя.
- ПОМНИТЬ О СИМВОЛАХ
- Рука учителя поднята – установить тишину и прекратить работу.
- Руки учеников, соединённые вместе и поднятые, - готовность группы представить работу (отчёт).
- ОТЧИТЫВАТЬСЯ И СЛУШАТЬ ВМЕСТЕ
- Каждый отвечает за свой отрезок работы и за общее для группы дело.
- Каждый должен уметь защищать общее дело и свое частное.
- Должен слушать ответы друг друга.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Прочитай текст, письменно выполни задания к нему.
Главное слово
Хотите, я расскажу вам сказку? Я слышала её от своей бабушки.
Есть на белом свете Золотая Дверь. Если её распахнуть пошире, то все люди на Земле будут счастливы.
И вот однажды к этой Двери съехались мальчики и девочки со всего света. Одни приехали из стран, где яркое небо, солнце и пальмы. Другие – с Крайнего Севера, где вечная мерзлота.
Дети окружили Золотую Дверь и увидели флажок. На нём было написано: «Чтобы Дверь открылась, нужно сказать главное слово».
Одна девочка сказала:
- Я живу в пустыне. Кругом один песок, горячий, как огонь. Вода встречается редко. А без воды жизни нет… Главное слово – вода!
Но Дверь не открывалась.
Тогда заговорил мальчик:
- В тех местах, где живу я, - настоящее царство мерзлоты. Много месяцев висит над землёй полярная ночь. Без света, без тепла мы бы давно погибли. Главное слово – огонь!
Но дверь и теперь не открылась.
Одна маленькая девочка прошептала:
- Я знаю! Это хлеб. Без него все умрут с голоду.
Дети с надеждой посмотрели на Дверь. Она была заперта.
И тогда мальчик уверенно проговорил:
- Я знаю это слово! Оно коротенькое, но самое важное. Это – МИР! Мир – это радость. Мир – это синее небо и жаркое солнце. Мир – это хлеб и вода. Мир – это счастливые люди.
Золотая Дверь торжественно распахнулась.
- Кто главные герои сказки?
- Откуда они приехали?
- Зачем хотели дети открыть Золотую Дверь?
- Что нужно было сделать для этого?
- Какие слова дети считали главными?
- Почему Дверь не открывалась?
- Какое слово самое главное для всех детей на Планете? Почему?
- Встретились ли вам в этом тексте омонимы? Выпишите их.
Приложение 3
Синквейн
Различные, омонимы, произносятся, одинаковые, значения различные, обозначают, пишутся, написание, одинаковое, Средство выразительности. |
Приложение 4
Инсерт для оценивания работы групп
Название этапа урока | V (что уже знали) | + (узнали новое) | – (думали иначе) | ? (не поняли, есть вопросы) | Оценка за урок |
«V» – уже знал ; «+» – узнал новое; «-» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...