Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС. Тема: Повторение и обобщение изученного по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
В данном материале представлена технологическая карта урока русского языка в 5 классе (ФГОС) по теме " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика". По УМК: Ладыженская Т.А,, Баранов М.Т, ТростенцоваЛ.А.. Тип урока: урок моделирования.Технология: системно-деятельностный подход.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_v_5_klasse_po_fgos_po_teme_leksika.docx | 36.7 КБ |
marshrutnyy_list.docx | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО учителя: Роденкова Ирина Борисовна
Место работы: МБОУ "АСОШ № 50"
Предмет: русский язык и литература
УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Русский язык. Учебник 5 класс. В 2-х частях. CD (ФГОС). 2-е изд. -М.: Просвещение, 2013.
Тема урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика".
Класс: 5
Планируемые результаты:
- Личностные: осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логическое мышление.
- Метапредметные: осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности; оценивать достигнутые результаты
- Предметные: знать предмет изучения лексикологии; знать содержание понятий, изучаемых лексикологией; уметь находить понятия в тексте; определять слово по лексическому значению, толковать лексическое значение слова; правильно писать слова с орфограммами, связанными с лексическим значением слова.
Тип урока : урок моделирования.
Оборудование: заготовки для выполнения работы (раздаточный материал каждому учащемуся); мультимедийный проектор и экран, презентация к уроку.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика".
Условные обозначения: универсальные учебные действия - УУД;
Л - личностные; Р - регулятивные; П - познавательные; К - коммуникативные
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы работы | Формируемые УУД |
1. Организационный этап. Цель этапа: включение учащихся в деятельность. Длительность этапа - 2 мин. | Создаёт эмоциональный настрой. Приветствует, проверяет готовность к уроку, раздаёт листы-карточки каждому учащемуся. Желает успеха. Предлагает выбрать из предложенных картинок ту, которая соответствует настроению. | Подготовка к работе. Выбирают, рисуют соответствующий настроению символ. | Приём графической рефлексии.[1]
хорошо безразлично тревожно Слайд 1. | Самоопределение (Л) Метапредметные результаты: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2.Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, поиск решения учебной задачи. Длительность этапа - 2 мин. | Создаёт проблемную ситуацию. Организует повторение знаний, закрепление умений . Слова учителя: - Перед вами словосочетания. В некоторых словах пропущена буква. Что нужно учитывать, вставляя пропущенную букву? Вставьте пропущенные буквы: Слайд 2. зап(е) вать песню - зап(и)вать водой; скр(е)пить листочки - скр(и)петь от ветра; прим(е)рять пальто - прим(и)рить друзей Организует проверку. Слайд 3. - Что вы учитывали, когда вставляли пропущенную букву? | Выполняют задание, определяя лексическое значение слов. | Частично-поисковый. Применение знаний. Беседа. | Метапредметные результаты: анализ объектов с целью выделения признаков (П) Самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели (Р). Контроль (Р) Оценка (Р) |
3. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации. Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Длительность этапа - 12 мин. | 1. Организует подготовку учащихся к самостоятельному выполнению пробного действия. Организовывает дифференцированную работу. - Что такое лексическое значение слова? Слайд 4. Запишите термины, которые вы узнали по их лексическому значению, самостоятельно или воспользуйтесь подсказкой. Слайд 5. | Отвечают на вопросы учителя. Заполняют таблицу самостоятельно или используя подсказку. Воспроизводят известные им знания, осознают их. | Приём "Найди соответствия". Проблемное задание. Дифференцированная общеклассная фронтальная работа. | Метапредметные результаты: анализ объектов с целью выделения признаков (П). Метапредметные результаты: Самооценка (Р) Корректировка (Р) Логическое (Л) |
2. Организует выявление учащимися места затруднения. Организует работу в парах: -Дайте устное определение известным вам терминам: лексика - это.. омонимы - это.. синонимы - это.. антонимы - это... многозначное слово - это.. однозначное слово - это.. Слайд 6. | Выстраивают устное высказывание; рассказывают правила, изученные ранее; выслушивают соседа по парте. | Фронтальный опрос. Работа в парах | Метапредметные результаты: управление поведением партнёра (К); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); умение слушать партнёра (К); оценивание партнёра по работе (К); контроль (Р); оценка (Р) | |
4. Мотивация учебной деятельности. Длительность этапа - 2 мин. | Создаёт эмоциональный настрой. -Поставьте на мишени 1 точку-выстрел, которая отражала бы ваши знания по этой теме. Учитель организовывает физминутку. | Оценивают то, что уже усвоено. | Беседа. Приём "мишень". | Самоопределение (Л) Метапредметные результаты: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
5. Постановка целей и задач урока. Цель этапа: Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи. Длительность этапа - 7 мин. | Организует процесс открытия новых знаний. Организует погружение в проблему, создаёт ситуацию разрыва: -для чего нужно повторять полученные ранее сведения? Слово учителя: перед вами рисунок шкатулки (табличка), из которой "выпали" все предметы и перемешались. Разложите предметы (слова) в нужные ящички (ячейки таблички)."Лишние" слова подчеркните. Организует проверку. Слайд 7. | Формулируют тему урока. Ставят цель. Высказывают предположения.(Закрепить, пополнить, систематизировать сведения по изученной теме) Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Диалог. Беседа. Проблемный. Проблемно-поисковый. Приём "шкатулка". | Метапредметные: умение строить связный текст (К); целеполагание (К); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). Формулирование проблемы (предметные). |
6. Моделирование ситуации. Цель: подготовка к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне. Совместное исследование проблемы. Длительность этапа - 5 мин. | Организует усвоение учащимися нового способа действий при решении типовых заданий. Проблемные вопросы: 1. Можно ли считать антонимами (синонимами, омонимами) слова разных частей речи? 2. Чем отличаются многозначные слова от омонимов? Докажите. Слова учителя: Мы часто сравниваем предметы, явления. При сравнении сопоставляем размер, цвет, материал, из которого сделан предмет, его назначение. Мы находим что-то общее, отмечаем различия. Опираясь на свои знания, сравните растения нашего региона по ряду признаков, используя в работе синонимы и антонимы. Организует обсуждение различных вариантов, совместную деятельность. Вводит понятие "контекстуальные антонимы, синонимы". Организует обсуждение. Слайд 8, 9. | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Воспринимают ответы одноклассников. Участвуют в обсуждении. Фиксируют в графической модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Проводят коллективное исследование. Составляют диаграмму. | Моделирование. Проблемные вопросы. Беседа. Наглядный. Иллюстрация (визуальный ряд). Составление диаграммы Венна.(Для технического удобства окружности заменяем табличкой).[2] | Метапредметные результаты: Извлекать информацию, представленную визуальным рядом (П); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую - строить таблицу (П); осуществлять анализ и синтез (П); устанавливать причинно-следственные связи (П); строить рассуждения (П); воспринимать ответы одноклассников (К); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); осуществлять самоконтроль (Р). Предметные: использовать богатство русского языка; правильно подбирать нужные слова. |
7. Применение знаний и умений в новой ситуации. Цель этапа: применение знаний и умений в новой ситуации; конструирование нового способа действия. Длительность этапа - 6 мин. | Организует самостоятельное выполнение учащимися задания. Создаёт ситуацию успеха для каждого ученика. Слайд 10. | Выполняют задание. Анализируют тест. Находят в тесте понятия. | Самостоятельная работа над учебным материалом. Работа с текстом. | Метапредметные результаты: волевая регуляция в ситуации затруднения (Р); выделение и осознание усвоенного (Р). Свободная ориентация и восприятие текста художественного стиля (П). Умение чувствовать красоту и выразительность русского языка (Л). |
8. Рефлексия. Цель этапа: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Длительность этапа -3 мин. | Организует оценивание учащимися собственной деятельности. Слово учителя: -Поставьте точку-выстрел на мишени, которая отражала ваши знания по этой теме на данный момент. Сравните с предыдущей мишенью. Кто улучшил свои знания? Закончите предложение. Собирает работы. | Продолжают предложенные учителем предложения:(на выбор) Я понял, что... Я узнал... Теперь я могу... Я научился... | Приём графической рефлексии.
хорошо безразлично тревожно Приём "незаконченное предложение" | Личностные результаты: самооценка на основе успешности; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности. Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). |
9. Домашнее задание. Цель этапа: Осознание учащимися своей учебной деятельности Длительность этапа - 2 мин. | Задаёт домашнее задание с учётом уровня подготовленности обучающихся: создать карту страны "Лексикология"самостоятельно или группой.(По желанию). | Осуществляют оценку урока и самооценку. | Метод проектов, презентации. | Метапредметные результаты: умение выражать свои мысли (К). Предметные: знание теоретических сведений по теме "Лексикология". |
Литература
- Тростенцова Л.А., Шанский Н.М., Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д. Рабочие программы. Русский язык 5 - 9 классы. (ФГОС)
- Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях.CD (ФГОС). М.: Просвещение 2013 гг.
- Тростенцова Л.А., Стракевич М.М., Ладыженская Н.В. Русский язык. Дидактические материалы. 5 класс. (ФГОС).
- Ладыженская Т.А. Методические рекомендации. 5 класс (ФГОС).
- Челышева И.Л. Русский язык 5 класс. Планы-конспекты уроков. -Ростов н/Д: Феникс, 2014.
- Кравченко Т.Ю. Презентация "Системно-деятельностный подход как основа структуры урока"
[1] Кравчеко Т.Ю. Лекция "Системно - деятельностный подход как основа структуры урока".
[2] Челышева И.Л. Русский язык 5 класс: I полугодие: планы - конспекты уроков/ И.Л. Челышева.-Ростов н/Д: Феникс,2014.
Предварительный просмотр:
Раздаточный материал (для ученика)
Ф.И.________________________________________________________________
1. Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенную букву.
зап..вать песню - зап...вать водой, скр..пить листочки - скр..петь от ветра, прим..рять пальто - прим..рять друзей
2.Дайте определения. (Найди соответствия):
Слова, имеющие одно лексическое значение | ||
Слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению | ||
Слова, имеющие несколько лексических значений | ||
Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи | ||
Раздел науки о языке, в котором изучается лексика | ||
Словарный состав языка | ||
Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением |
Слова-подсказки: лексика, лексикология, омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова, однозначные слова.
3.Распределите данные пары слов и отдельные слова в нужные ячейки "шкатулки". Какие слова и словосочетания являются лишними?
многозначные слова | омонимы | синонимы | антонимы |
прямое значение | переносное значение | ||
Игла, ключ, золотое (кольцо), железное (здоровье), тяжелый - трудный, весёлый - грустный, ледяной (взгляд), земля, наряд, блистать - блеск, рано - поздно, (стакан из) стекла - (вода) стекла, грусть - скорбь, ледяная глыба.
4.Заполните таблицу. Сравните, используя синонимы и антонимы.
черника | общее | брусника |
5. Работа с текстом.
...Неожиданно донёсся запах подснежника!... Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он сейчас украшение жизни. Вот так и среди нас : есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. Они – то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. (Г. Троепольский)
- Найдите в тексте антонимы. __________________________________________________________________________
- Найдите синонимы. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Многозначные слова. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Слова, употреблённые в переносном значении. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6 .Продолжите предложения
Я понял, что...____________________________________________________________________
Я узнал, что...____________________________________________________________________
Теперь я могу...__________________________________________________________________
Я научился______________________________________________________________________
Для меня сегодня было важным ____________________________________________________
7. Мишень.
1. 2.
Раздаточный материал (для учителя)
Ф.И.________________________________________________________________
1. Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенную букву.
запевать песню - запивать водой
скрепить листочки - скрипеть от ветра
примерять пальто - примирять друзей
2.Дайте определения. (Найди соответствия):
Слова, имеющие одно лексическое значение | однозначные | |
Слова, одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению | омонимы | |
Слова, имеющие несколько лексических значений | многозначные | |
Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи | синонимы | |
Раздел науки о языке, в котором изучается лексика | лексикология | |
Словарный состав языка | лексика | |
Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением | антонимы |
Слова-подсказки: лексика, лексикология, омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова, однозначные слова.
3.Распределите данные пары слов и отдельные слова в нужные ячейки "шкатулки". Какие слова и словосочетания являются лишними?
многозначные слова | омонимы | синонимы | антонимы |
Игла | Ключ | тяжёлый - трудный | рано - поздно |
Земля | наряд | грусть - скорбь | весёлый - грустный |
прямое значение | переносное значение | ||
золотое кольцо | железное здоровье | ||
ледяная глыба | ледяной взгляд |
Лишние слова: блистать - блеск (разные части речи: глагол - существительное) - не являются синонимами; (стакан из) стекла - (вода) стекла (разные части речи: существительное - глагол) - не являются омонимами.
4.Заполните таблицу. Сравните, используя синонимы и антонимы.
черника | общее | брусника |
листики светло-зелёные, нежные, как крылышки | лесная, круглая (по форме) ягода | листики темно-зелёные, плотные |
черные ягоды | маленькая | кроваво красные ягоды |
пресная | стебелёк тоненький | терпкая |
вкусная, полезная |
Заполняется совместно с учителем.
5. Работа с текстом.
...Неожиданно донёсся запах подснежника!... Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и доступно. Но для каждого он сейчас украшение жизни. Вот так и среди нас : есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные и маленькие, но с огромной душой. Они – то и украшают жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве, - доброту, простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. (Г. Троепольский)
- Найдите в тексте антонимы: маленький - огромный
- Найдите синонимы: положено - доступно; незаметные - маленькие; доброта - простота - доверие; радость - счастье.
- Многозначные слова: донёсся, каждый, украшают.
- Слова, употреблённые в переносном значении: крохотная капля голубого неба; первовестник радости и счастья; с чистым сердцем; с огромной душой.
6 .Продолжите предложения
Я понял, что...____________________________________________________________________
Я узнал, что...____________________________________________________________________
Теперь я могу...__________________________________________________________________
Я научился______________________________________________________________________
Для меня сегодня было важным ____________________________________________________
7. Мишень.
1. 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русский язык + образовательная технология «ИнтеллекТ» по теме «Повторение и обобщение по теме: «Союз» (7 класс)
Образовательными целями урока является уточнение и расширение представлений по теме «Союз»; формирование умений определять роль союзов в предложении; закрепление навыков пра...
Технологическая карта урока русского языка в свете требований ФГОС
Принятый документ ФГОС заставляет учителя пересмотреть требования к урокам. Данный материал соответствует им....
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка в соответствии с ФГОС
Технологическая карта урока русского языка в соответствии с ФГОС на тему: "Словообразование имён существительных"...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"
Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...
Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»
Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...