Программа дополнительного образования Кружок «Культура русской речи» 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Программа кружка"Культура речи"11класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_kultura_russkoy_rechi.docx | 42.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
дополнительного образования
Кружок «Культура русской речи»
Учитель Парфенова Елена Петровна
Программа рассчитана на учащихся 11-х класса
Данная авторская программа основывается на учебных пособиях Л. Г. Смирновой «Культура русской речи» и «Нормы русского литературного языка» (под ред. О. В. Загоровской) Введенской Л.А., Черкасовой М.Н. «Русский язык и культура речи»
Пояснительная записка.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.
Содержание данной образовательной программы направлено на
-создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья ребенка;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Актуальность программы заключается в решении важной проблемы современности: совершенствовании умений и навыков подрастающего поколения свободно выражать свои мысли и чувства как в устной, так и в письменной форме, овладеть нормами русского литературного языка, соблюдать этические нормы общения.
Цель:
-научить школьников логически верно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения
Задачи:
-ознакомить с критериями «правильной речи»;
-формирование языковой и коммуникативной компетенции учащихся
- привитие интереса учащихся к русскому языку;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме;
- развитие языкового кругозора, мышления, исследовательских умений;
- повысить общую языковую культуру;
- развивать у учащихся стремление следить за правильностью речи, учиться анализировать свою речь и речь своих товарищей с точки зрения её соответствия литературным нормам
В центре внимания - культура речи, лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Конечная цель состоит в освоении приёмов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.
Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения нормы, связанной с тем или иным языковым явлением. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.
Таким образом, на занятиях данного кружка формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивать языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их, применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
∙ качественное повышение уровня речевой культуры;
∙ формирование коммуникативной компетенции (организация речевой деятельности языковыми средствами и способами, адекватными ситуациями общения);
∙ расширение культурного уровня, обогащению представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства.
∙ овладение различными нормами литературного языка (лексическими, орфоэпическими; морфологическими; стилистическими).
Учебно-тематический план
Календарно-тематическое планирование (68 ч.)
№п/п | Дата | Тема занятия |
1 | 18.09 | Что такое культура речи? |
2 | 18.09 | Задача культуры речи |
3 | 25.09 | Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности |
4 | 25.09 | Понятие нормы литературного языка |
5 | 2.10 | О правильном ударении и произношении |
6 | 2.10 | Орфоэпический практикум |
7 | 16.10 | Лексические нормы в русском языке |
8 | 16.10 | Паронимы |
9 | 23.10 | Выразительность и чистота речи |
10 | 23.10 | Средства звуковой выразительности речи |
11 | 30.10 | Морфологические нормы современного русского языка |
12 | 30.10 | Употребление грамматических форм существительных |
13 | 6.11 | Морфологический практикум |
14 | 6.11 | Основные типы речевых ошибок в области морфологии |
15 | 13.11 | Основные причины варьирования морфологических норм |
16 | 13.11 | Синтаксические нормы русского языка |
17 | 20.11 | Синтаксические связи в словосочетании |
18 | 20.11 | Синтаксические связи в предложении. Согласование подлежащего и сказуемого |
19 | 27.11 | Согласование определений |
20 | 27.11 | Построение предложений с однородными членами |
21 | 4.12 | Предложения с причастным оборотом |
22 | 4.12 | Построение предложений с деепричастным оборотом |
23 | 11.12 | Стилистически грамотное использование причастных и деепричастных оборотов |
24 | 11.12 | Стилистически грамотное использование причастных и деепричастных оборотов |
25 | 18.12 | Особенности использования в речи сложных предложений |
26 | 18.12 | Особенности использования в речи сложных предложений |
27 | 25.12 | Построение предложений с косвенной речью. |
28 | 25.12 | Умение использовать различные способы введения цитат при написании сочинений |
29 | Практикум по работе с синтаксическими конструкциями | |
30 | Порядок слов . Интонация как семантико-стилистическое средство в русском языке | |
31 | Синтаксические средства художественной выразительности | |
32 | Риторический вопрос,риторические восклицания | |
33 | Параллелизм.Градация | |
34 | Культура поведения, культура речи и речевой этикет. | |
35 | .Этические нормы общения | |
36 | Падение речевой культуры как социальное явление. Речевая агрессия и пути её преодоления | |
37-38 | Понятие экологии речи. Чистота языка. Выдающиеся лингвисты о русском языке. Закон о защите русского языка | |
39 | Нормативные словари современного русского языка и справочники: орфоэпический словарь, толковый словарь, словарь грамматических трудностей, орфографический словарь и справочники по русскому правописанию. | |
40 | Богатство и разнообразие речи. | |
41 | Выразительность речи. | |
42-43 | Источник богатства и выразительности русской речи | |
44 | Уместность речи. Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи. | |
45 | Оценка точности, чистоты, богатства, выразительности и уместности речевого высказывания, его соответствия нормам современного русского литературного языка. | |
46 | Этимологические шутки на фоне сознательных нарушений языковой нормы | |
47 | Коммуникативные качества речи как культурно-речевые критерии функциональных стилей… | |
48 | Сферы функционирования публицистического стиля | |
49 | Культура делового общения. Официально-деловой стиль. | |
50 | Культура устной деловой речи. | |
51 | Особенности устной публичной речи. | |
52 | Секрет хорошего выступления. | |
53 | Разговорный стиль. | |
54 | Культура монологической речи. | |
54-55 | Ошибки в средствах массовой информации.Лингвистические ошибки вокруг нас | |
56 | Анализ рекламных объявлений в СМИ. | |
57 | Рекламные объявления как источник распространения и укоренения в устной и письменной речи лингвистических ошибок | |
58 | Когда газетный заголовок – каламбур | |
59-60 | Современные заимствования и степень их освоения в русском языке. Нужны ли русскому языку заимствования? Нужны ли русскому языку иностранные слова-сорняки? | |
61-62 | Речевая культура молодёжи в современной России | |
63 | Работа над правильностью речи. Устранение из речи черт просторечий | |
64 | Работа над правильностью речи. Умение анализировать текст исходя из критериев точности, выразительности при передаче его содержания. | |
65-66 | Работа над правильностью речи Устранение отклонений от литературной нормы Многословие и пустословие. | |
67-68 | Итоговое занятие в форме конференции учащихся «Способы повышения культуры речи « |
1. Бердникова Е.Д., Петрякова А.Г. Тесты по культуре речи. — М., 2000.
2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. — М., 1993.
3. Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.
4. Горелов И.Н., Еталычев В.Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М., 1991.
5. Крысин Л.П. Язык в современном обществе. — М., 1977.
6. Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. — М., 2000.
7. Колесов В.З. Культура речи — культура поведения. — Л., 1988.
8. Львова С.Л. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.
9. Львова С.М. Речевой этикет. — М., 1995.
10. Львова С.И. Схемы-таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация: Раздаточные материалы. — М., 2005.
11. Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учащихся — М.. 1992.
12. Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика — М.. 2002.
13. Норман Б.Х. Язык — знакомый незнакомец. — Минск., 1987.
14. Розенталь Д.И. Сборник упражнений по русскому языку. Учебное пособие. — М., 1989.
15. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. — М., 1996.
Словари
1. Балакай А.Т. Словарь русского речевого этикета. — М., 2001.
2. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2004.
3. Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. — М., 2003.
4. Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М 1983.
5. Скорлуповская Е.В., Снетова Г.Л. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. — М., 2000.
Для учителя
1. Акишина А.Л., Формановская Н.И. Этикет русского письма. - М., 1981.
2. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: Учебник для студ. сред.проф. учеб, завел. — М., 2006.
3. Введенская Л. А. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.
4. Введенская Л. А., Павлова Л.Г., Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. — Ростов-на-Дону, 2001.
5. Гойхман О.Л., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.
6. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. — М., 2001.
7. Горбачевич К.С. Вариантность слов и языковая норма. — Л., 1978.
8. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1994.
9. Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5 — 9 классы. — М., 1989.
10. Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000.
11. Львова С.И. Язык в речевом общении. Книга для учителя. — М., 1991.
12. Минеева С.Л. Полемика — диспут — дискуссия. — М., 1990.
13. Мучник Б.С. Культура письменной речи (формирование стилистического мышления). - М., 1994.
14. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. — М., 1998.
15. Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И. Максимова. — М., 2000.
16. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / под ред. О.Я. Гойхмана. — М., 2002.
17. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И. Дуняев и др.; под ред. В.Д. Черняк. — М., 2002.
18. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980.
19. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.
20. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. — М., 2006.
21. Формановская Н.И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. — М., 2002.
22. УайтсайдР. О чем говорят лица. — СПб., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура русской речи
элективный курс для 10 класса по русскому языку...
рабочая программа элективного курса "Культура русской речи"
материал для подготовки выпускников к ЕГЭ...
Планирование по курсу "Культура русской речи" 9 класс
Марериал содержит пояснительную записку, список используемой литературы, календарно-тематическое планирование....
Программа элективного курса "Культура русской речи"
Элективный курс «Культура русской речи» «поддерживает» изучение данного курса русского языка в гуманитарном направлении, но может быть использован и в других профилях.Программа рассчитана на 34 часа (...
Элективный курс "Культура русской речи", 9 класс.
Данный курс позволяет систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся по теории речевой культуры, актуализирует внимание на формировании мыслительной и общей культуры личности....
Рабочая программа дополнительного образования Кружок «Парки, музеи» 9 класс
ЦЕЛЬ данного курса состоит в подведении учащихся к пониманию, что их малая родина Москва – столица большого государства, имеющая свою историю, памятники архитектуры и множество достопримечательн...
Рабочая программа дополнительного образования (кружок по русскому языку) "Пишу грамотно. Культура речи"
Программа составлена на основе тем, изучаемых в 6 классе. Даёт возможность отработать темы, вызывающие трудности в процессе изучения....