Планирование по курсу "Культура русской речи" 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Марериал содержит пояснительную записку, список используемой литературы, календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_po_kulture_rechi.docx | 158.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Курс «Культура русской речи» предназначен для обучающихся 9 классов основной школы. Программа курса «Культура русской речи» составлена на основе авторской программы под редакцией А.А.Мурашова, В.Ф.Русецкого.
Значение и актуальность данного курса в современном школьном образовании определяется, с одной стороны, ключевой ролью речевой культуры в формировании мыслительной и общей культуры личности, а с другой – серьезным снижением уровня речевой культуры общества к проблемам нормативности речи. Это делает курс «Культура русской речи» актуальным в системе развития языковой (речевой) личности учащихся.
Цель курса – развитие речевой личности учащихся путем совершенствования нормативности и целесообразности их речи.
Задачи курса:
- ориентировать преподавание на интенсивную интеллектуальную работу культуры мышления;
- способствовать приобщению учащихся к национальным культурным традициям, вырабатывать отношение к собственной речи как к производной этой культуры;
- формировать отношение к языковой культуре как фактору утверждения и укрепления российской государственности;
- помогать становлению культуросообразной речевой личности, способной к самореализации в высказывании;
- воспитывать у школьников уважение к нормам речевого этикета, личностной адаптированности этих норм;
- развивать коммуникативные навыки, способность понимать, воспринимать, реагировать, реализуя перцептивную составляющую взаимодействия;
- способствовать формированию умения продуцировать и воспринимать целесообразные речевые структуры на основе норм языка, а из вариантов выбирать более приемлемые с целью их последующего закрепления в речевом поведении.
Принципы, обеспечивающие преподавание курса:
- Научность: практикум и выполнение разных видов упражнений курса ориентированы на владение обширной теоретической базой, знание тезауруса, лингвистической, психологической и педагогической специфики речепорождения и речевосприятия.
- Системность: курс делится на блоки «Нормативность речи» и «Целесообразность речи», каждый из которых имеет структуру, обусловленную методически оправданным углублением и усложнением трактовок понятий и категорий.
- Природосообразность: учитель исходит из сложившихся ценностных ориентаций и приоритетов учащихся, из зоны ближайшего и актуального развития, из наличных и проектируемых возможностей каждого из них. Сведения по курсу преподносятся с учетом готовности класса их воспринимать; в любом случае начинать преподавание следует, разъяснив значение культуры речи в жизни учащихся, в их самореализации.
- Культуросообразность: курс преподносится в контексте русской культурно-языковой традиции. У учеников воспитывается отрицательное отношение к элементам повседневного общения, выходящим за пределы нормативной и целесообразной речи. Так, при разговоре о маргинальных явлениях русской речи педагогу важно рассказать об их происхождении в языке, вторжении в речь, аргументировать суждения об их недопустимости в речи нашего современника.
- Креативность: в основе преподавания-изучения курса находится педагогика творческого взаимодействия учителя и ученика, предполагающая следующую реализацию принципа:
- диалогичность в работе над материалом;
- импровизационность – возможность ролевого интерпретирования заданий в соответствии с их спецификой;
- чередование индивидуальной и совместной работы с деятельностью в составе творческих команд;
- агональность – соревновательность групп с возможностью рецензировать и комментировать выступления каждой из них (прием аналитического комментария);
- творческий характер заданий – предлагается увидеть явление с разных сторон, преподнести в разных ролевых интерпретациях, дописать и отредактировать тексты;
- компактность тем: в конце каждого блока, соответствующего 2-3 темам, предлагаются вопросы для письменных и устных самостоятельных работ, интегрирующие полученные знания и предполагающие работу с литературой.
6. Последовательность: сначала у учащихся формируется и закрепляется представление о нормативности речи, затем о целесообразности, то есть о качествах оптимальной речи и возможности организовать высказывание, исходя из требований нормы, но сообразно коммуникативной ситуации для достижения необходимого эффекта общения.
По завершении курса «Культура русской речи» учащиеся должны иметь следующие умения и навыки:
- Строить речь в соответствии с языковыми нормами и качествами оптимальной речи (точность, логичность, уместность и т.д.), подчиняя сказанное требованиям этики и специфики ситуации.
- Исправлять речевые ошибки и недочеты в устной и письменной речи, умея аргументировать свою позицию требованиям современного русского языка, а при необходимости - и фактам исторического языкознания.
- Вести себя соответственно понятию языковой (речевой) личности, уметь строить грамотный монолог и участвовать в диалоге, достигая коммуникативного эффекта и, при ситуационном запросе, коммуникативного лидирования.
- Исключить из своей речи элементы ненормативной лексики и грамматики, умея объяснить почему целесообразность употребления слова и фразы невозможна вне их нормативной кодифицированности.
- Уметь использовать необходимые источники информации для полного и корректного аргументирования или опровержения суждения.
- Привлекать лексические и стилистические резервы языка при строении речи, в целях максимально точного и полного изложения мысли приводить в конгруэнтность элементы вербального и невербального общения.
- Учащиеся, освоившие курс «Культура русской речи», приобретают умение грамотно и целесообразно строить высказывание, устное или письменное, что обуславливает высокое качество жизни и возможность реализовать себя в будущей профессиональной деятельности.
Тематическое планирование в 9 классе по курсу «Культура русской речи»
Понятие о культуре речи 2
Норма и ошибка в речи 3
Орфоэпические нормы русского языка 1
Техника речи 1
Явления аллитерации и ассонанса 1
Русская акцентология 1
Лексика русского языка в историческом процессе и в современном
употреблении 3
Грамматическая правильность русской речи 6
Стилистические нормы. Стили речи 11
Логичность и логика высказывания 1
Точность речи 1
Уместность речи 1
Действенность речи 1
Итоговое занятие 1
Итого: 34
№п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий |
1. | Понятие о культуре речи | 2 | Язык и речь; современный русский литературный язык – высшая форма национального языка. Языковая и речевая личность (определения понятий, сформулированные акад. В.В.Виноградовым, Ю.П.Карауловым, способности и свойства языковой личности). |
2. | Норма и ошибка в речи | 3 | Культура речи (три значения термина культура речи) и риторика (как сделать речь убедительной и выразительной, доступной и краткой точной и уместной, богатой и чистой?); нормативность и целесообразность речи (норма языка и ошибка в речевом употреблении). Тавтология и плеоназм; контаминация как причина речевых ошибок и недочетов. Культура речи и современное состояние русской речи. |
3. | Орфоэпические нормы русского языка | 1 | Орфоэпия и фонетика – лингвистическая наука о звуковой стороне языка (Московская и Ленинградская произносительные традиции; изменения в произношении слов). Произношение отдельных сочетаний звуков (фонетические явления, их роль в поддержании языковых норм и адекватного речевого поведения). |
4. | Явления аллитерации и ассонанса | 1 | Звукопись и способы ее организации. Что такое аллитерация? Что такое ассонанс? Роль согласных и гласных в смысловом различении слов. Прием звукоподражания. Благозвучие. Гиатус. |
5. | Техника речи | 1 | Речевой аппарат. Качества голоса: благозвучность, тембр, гибкость, полетность, суггестивность, выносливость; выработка индивидуальных речевых особенностей: темпа, тембра, интонационно-выразительных возможностей. Дикция. |
6. | Русская акцентология | 1 | Ударение, его фонетические компоненты. Логическое ударение, его роль в коммуникативной валентности сказанного. |
7. | Лексика русского языка в историческом процессе и в современном употреблении | 2 | Лексика русского языка. Разделение слов русского языка по происхождению на исконно-русские и заимствованные. Исторические модификации лексики: устаревшие слова, неологизмы. Окказионализмы. Специфические явления (многозначность, омонимия, синонимия, антонимия). Лексика ограниченного употребления (территориально – диалектизмы, социально – арго, сленг, табуированная экспрессивная лексика, профессионализмы). Лексика разговорная и просторечная. |
8. | Грамматическая правильность русской речи | 6 | Имя существительное: род отдельных слов, склонение и род сложносокращенных слов, аббревиатур; особенности в образовании падежных форм, специфика склонения географических названий. Имя прилагательное: семантические оттенки полных и кратких форм, специфика образования форм степеней сравнения. Имя числительное: склонение составных числительных (количественных и порядковых), числительные собирательные и возможность их образования. Местоимение: анафорическое и дейктическое; особенности синтаксиса предложений, исключающие двусмысленность, связанную употреблением местоимений. Глагол: специфика императива; деепричастие – особая форма глагола: образование форм деепричастий, координированность деепричастия с подлежащим (семантически) и сказуемым (синтаксически). Использование служебных частей речи. Функционирование предлогов и союзов. Частицы, их стилистические и экспрессивные потенциалы. Особенности функционирования звукоподражаний и междометий в речи. |
9. | Стилистические нормы. Стили в русском языке | 10 | Понятие о стилистике. Стиль. Языковая основа стиля. Коммуникативные стили: книжный (высокий), нейтральный, сниженный. Средства художественной выразительности – тропы, речевые фигуры. Речевые недочеты, приобретающие значение при создании эстетически выразительного текста. Взаимоотношения требований нормативности и художественной выразительности. Языковые черты и жанровые признаки научного стиля. Языковые черты и жанровые признаки официально-делового стиля. Языковые черты и жанровые признаки публицистического стиля. Языковые черты и жанровые признаки разговорного стиля. Языковые черты и жанровые признаки художественного стиля. |
10. | Логичность и логика высказывания | 1 | Целесообразность речи, условия логичности речи, причины логических ошибок. Логические ошибки в речи, их исправление или использование как специального средства художественной выразительности. Логические парадоксы. |
11. | Точность речи | 1 | Точность речи. Точность предметная и понятийная. Речевые ошибки, связанные с неточностью речи. |
12. | Уместность речи | 1 | Уместность речи – ситуативная (ситуационная) и стилистическая. Уместность речи в различных ситуациях общения и при различных коммуникативных задачах. Нормы речевого этикета. |
13. | Действенность речи | 1 | Понятие о действенности речи. Параметры действенного выступления. Взаимодействие говорящего и слушающего. Невербальное общение. |
14. | Итоговое занятие | 1 | Тест |
Литература:
- Программа курса «Культура русской речи». Авторы: А.А.Мурашов, В.Ф.Русецкий.
М., Просвещение, 2007 г.
- С.И.Львова. Уроки словесности. М., Дрофа, 2000 г.
- В.В.Соколова. Культура речи. Культура общения. М., Просвещение, 2000 г.
- Ф.П.Сергеев. Речевые ошибки. Волгоград, Учитель, 2001 г.
- Р.Г.Чечет, И.Н.Софронова. Тесты по стилистике и культуре речи. Минск, Тетра, 2005 г.
02.09. 09.09. 16.09. 23.09. 30.10. 7.10. 14.10. 21.10. 28.10. 9 11.11. 18.11. 25.11. 02.12. 09.12. 16.12. 23.12. 30.12. 8 13.01. 20.01. 27.01. 03.02. 10/17.02. 24.02. 03.03. 10.03. 17.03 10 07.04. 14.04. 21.04. 28.04. 05.04. 12.05. 19.04. 7 | 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22-23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. | 1 ЧЕТВЕРТЬ Понятие о культуре речи – 2 Язык и речь; современный русский литературный язык – высшая форма национального языка. Языковая и речевая личность. Норма и ошибка в речи – 3 Культура речи и риторика; нормативность и целесообразность речи. Тавтология и плеоназм. Культура речи и современное состояние русской речи. Орфоэпические нормы русского языка – 1 Орфоэпия и фонетика – лингвистическая наука о звуковой стороне языка. Произношение отдельных сочетаний звуков. Явления аллитерации и ассонанса - 1 Техника речи – 1 Русская акцентология – 1 2 ЧЕТВЕРТЬ Лексика русского языка в историческом процессе и в современном употреблении – 3 Лексика русского языка. Специфические явления лексики. Лексика ограниченного употребления. Грамматическая правильность русской речи – 6 Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. 3 ЧЕТВЕРТЬ Использование служебных частей речи. Стилистические нормы. Стили в русском языке – 11 Понятие о стилистике. Стиль. Языковая основа стиля. Коммуникативные стили: книжный (высокий), нейтральный, сниженный. Средства художественной выразительности – тропы, речевые фигуры. Речевые недочеты, приобретающие значение при создании эстетически выразительного текста. Взаимоотношения требований нормативности и художественной выразительности. Языковые черты и жанровые признаки научного стиля. Языковые черты и жанровые признаки официально-делового стиля. Языковые черты и жанровые признаки публицистического стиля. 4 ЧЕТВЕРТЬ Языковые черты и жанровые признаки разговорного стиля. Языковые черты и жанровые признаки художественного стиля. Логичность и логика высказывания – 1 Точность речи – 1 Уместность речи – 1 Действенность речи – 1 Итоговое занятие – 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование уроков по русскому языку 7 класс
Календарно-тематическое планирование составлено по программе Т. Ладыженской...
Планирование уроков по русскому языку 9 класс
Календарно-тематическое планирование составлено по программе Т. Ладыженской...
Тематическое планирование уроков по русскому языку .5 класс.
Тематическое планирование составлено с учетом особенностей национальной школы. В работе с учащимися используются различные формы: лекция, беседа, работа с учебником, индивидуальная работа по карт...
Тематическое планирование учебного предмета русский язык в 8 классе
Календарно-тематическое планирование по русскому языку для национальных школ....
Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе
Урок по теме «Собирательные числительные» относится к типу уроков объяснения нового материала. В его структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент, повторен...
Учебно-тематическое планирование спецкурса по русскому языку "Особенности русской орфографии" 6 класс
Спецкурс по русскому языку «Особенности русской орфографии» рассчитан на 34 часа и предназначен для учащихся 6 классов.Курс непосредственно связан с программой по р...
Планирование уроков по русской родной литературе и родному русскому языку для 7 классов
Содержит тематическое планирование и рабочую программу по новому предмету. Составлена на основе примерной программы ,вязтой с сайта НИРО(Нижегородский институт развития образования)...