Рабочая программа дополнительного образования (кружок по русскому языку) "Пишу грамотно. Культура речи"
рабочая программа по русскому языку (6 класс)
Программа составлена на основе тем, изучаемых в 6 классе. Даёт возможность отработать темы, вызывающие трудности в процессе изучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pishu_pravilno._kultura_rechi.docx | 33.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Г. МОСКВЫ «ШКОЛА № 2120»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Пишу грамотно. Культура речи»
Направленность: общеинтеллектуальная
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 12 лет (6 класс)
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Степанова Н.Е.
педагог дополнительного образования,
учитель русского языка и литературы
Москва 2021
1.Пояснительная записка
Программа курса «Пишу грамотно. Культура речи» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в рамках Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Данная программа составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы.
Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Изучая с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами применения правил на практике. Большое значение в формировании навыков грамотного письма играет систематическая работа и на уроке, и во внеурочное время.
Программа курса «Пишу грамотно. Культура речи» разработана как дополнение учебнику «Русский язык. 6 класс» (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др., - Москва.: Просвещение, 2021)
Необходимость создания данной программы обусловлена проблемой орфографической грамотности учащихся, недостаточностью времени на уроке для практического овладения русским языком.
Актуальность программы обусловлена тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; актуализирует потребности учащихся в реализации своего творческого потенциала.
Цель курса: формирование орфографической грамотности учащихся.
Задачи курса:
1.Образовательные: повторить с учащимися основной теоретический материал по орфографии, фонетике, морфемике за курс русского языка 5 класса; систематизировать и обобщить полученные знания; совершенствовать орфографические, лингвистические и коммуникативные навыки учащихся; познакомить с историей письменности и правилами русского правописания приставок и корней.
2.Развивающие: развивать языковые компетенции учащихся (орфографические нормы), обеспечивающие свободное владение русским литературным языком; развивать потребность в речевом самосовершенствовании; прививать любовь к чтению;
3. Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, его истории.
Общая характеристика курса
Курс «Пишу грамотно. Культура речи» направлен на формирование орфографической грамотности учащихся, развитие орфографической зоркости. Он связан с программой по русскому языку, расширяет и систематизирует теоретические сведения по орфографии, фонетике, морфемике за 5-6 классы.
Программа курса позволит учащимся углубить знания по данному предмету, закрепить практические умения и навыки, поможет подготовиться к успешному написанию контрольных работ, олимпиадам, ГИА по русскому языку.
Основное внимание в программе курса уделяется правописанию корней и приставок, предупреждению орфографических ошибок, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Программа курса основана на историческом подходе к слову, его истокам.
Курс имеет практико-ориентированный характер. Занятия курса построены на чередовании теоретических заданий с практическими. Учащиеся проводят исследования, эксперименты, учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой и словарями, составлять планы, самоинструкции к правилам, делать выводы.
Большое значение в формировании навыков грамотного письма играет чтение. Ведь если дети плохие читатели, они обязательно безграмотны. Важно заинтересовать учащихся чтением книг. Закрепление изученного материала на занятиях курса основано на работе с отдельными предложениями, отрывками из произведений русской и зарубежной литературы.
С целью активного овладения русским языком, пробуждения интереса к занятиям большое место отводится занимательности, игровым формам обучения.
Навыки, приобретённые в ходе занятий, становятся достоянием коммуникативной культуры личности.
Формы контроля: самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
Формы работы: сочетание индивидуальной и групповой форм работы.
Основные методы и приёмы работы:
- объяснение учителя;
- создание проблемной ситуации;
-работа со словарями, презентациями, символами, схемами, рисунками,
ребусами, тестами онлайн;
- различные виды грамматического разбора;
- составление планов, самоинструкций к правилам;
- создание мини- проектов;
- работа с обучающей программой- тренажером по русскому языку «Фраза»
-работа с раздаточным материалом (предложения и отрывки из произведений русской и зарубежной литературы).
Педагогические технологии и средства обучения:
Технология дифференцированного обучения
Тип программы: образовательная.
Направление программы: общеинтеллектуальное.
Сроки реализации программы: 1 год
Место курса в учебном плане: на курс «Пишу грамотно. Культура речи» отводится 38 часогв (по 1 занятию в неделю). Занятия курса организованы по принципу добровольности, с применением безотметочной системы оценивания.
Настоящая программа предназначена для внеурочной деятельности учащихся 6 класса, интересующихся русским языком и желающих изучить его глубоко, составлена с учётом психологических особенностей учащихся данного возраста.
Её можно использовать и как дополнительный материал при проведении уроков русского языка.
Планируемые результаты:
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные: уважительное отношение к родному языку, гордость за него; интерес к изучению языка, его истории; стремление к речевому самосовершенствованию; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; ответственность за произнесённое и написанное слово; умение работать в паре, коллективе.
Метапредметные: понимание информации устного и письменного сообщения; соблюдение основных правил орфографии в процессе письменного общения; правильное изложение своих мыслей в устной и письменной форме; умение извлекать информацию из различных источников, пользование словарями различных типов, справочной литературой; самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; составление плана; владение разными видами чтения; использование родного языка как средство получения знаний по другим учебным предметам.
Предметные: знание правил правописания приставок и корней; нахождение в словах изученных орфограмм, умение обосновывать их выбор; нахождение и исправление орфографических ошибок; составление самоинструкций к орфографическим правилам; умение пользоваться ими.
2. Содержание программы курса «Пишу грамотно. Культура речи»
Введение (1 час)
1.Тайны русского языка.
Знакомство с целями и задачами курса
Дорога в письменность (2 часа)
2. Как обходились без письма
Возникновения письма. А начинали все медведи. Значение выражений «медвежий угол и медвежья услуга». Понятно без слов (символы - сигналы).
3. Древние письмена
Виды древних писем. Рисуночное письмо. Договор между читающим и пишущим. «Священные знаки». Мини-проект «Дорога в письменность»
Кто-кто в алфавите живет? (3 часа)
4. Как возникла наша письменность?
Застывшие звуки. Виды письменности: финикийская письменность, греческий алфавит, кириллица, глаголица.
5. Меня зовут Фонема.
Звуки-смыслоразличители (фонемы); фонемы и буквы; поиграем с фонемами.
6. Для всех ли фонем есть буквы?
Рождение звуков, звонкие и глухие «двойняшки», самонаблюдение, воображение, звонкие и глухие «одиночки», твердые и мягкие фонемы, буква-подсказчица (ъ), буква- помощница (ь), таинственная фонема (йот), буквы- «актеры»(е,ё,ю,я), алфавит; работа по отрывкам из стихотворений И.Бунина, Б.Заходера «Моя вообразилия», В. Левина, Р.Муха, Аксельрода «На бульваре», Р.Киплинг, М.Ломоносова, рассказу А. Чехова «Каштанка»; по пословицам о науке, знаниях, книгах и грамотности
В путь за «главным» правилом (5 часов)
7. «Ошибкоопасные места».
«Зеркальные» ( например, грабли) и «незеркальные» слова (например, дуб), работа по отрывку из сказки Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц», понятие «орфографическая зоркость».
8. Тайна фонемы.
Чередование звуков. Ключ к тайне фонемы (определение позиции). Кто разгадал фонему? (ученый- лингвист И.А. Бодуэн де Куртенэ)
9. Опасные согласные
Звуки – «волшебники» (р,л,м,н- сонорные звуки), звуки живут по закону, «ошибкоопасные места» в словах, работа по отрывкам из произведений А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Фефер
10. На сцене гласные
Роль ударений в словах.
11. Выходим на главное правило
Главное правило – фонемное, проверочная работа по карточкам
«Фонемные» и «нефонемные» правила (4 часа)
12. «Фонемы повелевают буквами». Когда Ь знак пишется, а когда не пишется?
Мягкий знак в словах, орфографические правила, в которых «командуют» фонемы, работа по отрывкам из произведений А. Пушкина, М.Цветаевой, решение проблемных игровых ситуации.
13. Ваши старые знакомые.
Твердые и мягкие согласные, разгадывание ребусов, составление шуточных двустиший,
14. Правило о непроизносимых согласных - «фонемное»!
Непроизносимые согласные в корне слова. Тренировка необходима. Работа по программе - тренажер «Фраза».
15. «Нефонемное» правило
Написание букв ы- ,и- после ц .Тест онлайн.
Как «оседлать» правило? (3 часа)
16. Волшебное средство - «самоинструкция»
Самоинструкции к правилу, пользование ими на письме.
17- 18 Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам
Практическая работа «Составление самоинструкций к разным правилам», проверочная работа по составлению самоинструкции к правилу
Память и грамотность(2 часа)
19. Виды памяти.
Виды памяти. Упражнения по развитию зрительной памяти.
20. Поговорим о плане.
Практическое занятие «Составление плана», работа по отрывку из сказки А. Милна о Вини - Пухе, анализ шуточного плана Кролика по похищению Крошки Ру, проверочная работа по составлению плана.
Из чего строятся слова? (2 часа)
21. Строительная работа морфем.
Роль суффиксов, приставок, окончаний в словах, игра «Приставки «смыслиночки»»;
22.Где же хранятся слова?
Копилки слов - словари. Как найти слово в словаре?
Приставки-труженицы (11 часов)
23.Поговорим обо всех приставках сразу.
Много ли на свете приставок? Группы приставок. Законы приставок.
24. Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа).
Приставки вы- ,су-, у-, па-, пра-, об- (обо) и др.. Секреты безошибочного письма .Игры с приставками. «Ошибкоопасные» согласные в приставках первой группы (пред-, под-, над-, в- ,об-, от-, с-). Коварная приставка с-.
25. Нарушители главного правила (приставки второй группы)
Все наоборот (приставки без- (бес-),роз- (рос-),из- (ис-) и др. Алгоритм написания приставок. Не «съешьте» второе с- (слова рассказ, рассвет и др.) Игры и упражнения с приставками. Работа по программе - тренажер «Фраза».
26. Самые трудные (приставки третьей группы)
Вот они: пре- и при-. Почему трудные? Игры с приставками.
27. Что может означать приставка пре-?
Значения приставки пре-. Тренировочные упражнения. Работа по программе - тренажер «Фраза».
28. Что может означать приставка пре-?
Значения приставки пре-. Тренировочные упражнения.
29. Что может означать приставка при-?
Значения приставки при-. Тренировочные упражнения. Работа по программе - тренажер «Фраза».
30. Что может означать приставка при-?
Значения приставки при-. Тренировочные упражнения.
31. Гласные в приставках пре- и при- (закрепление изученного).
Тренировочные упражнения по написанию приставок пре- и при-. Алгоритм написания приставок пре- и при-, тест онлайн.
32. Гласные в приставках пре- и при- (закрепление изученного).
Тренировочные упражнения по написанию приставок пре- и при-.
Смотри в корень! (5 часов)
33. Слова - «родственники»
Правильные и неправильные корни. Секреты родственных слов. Сколько бывает родственных слов?
34. Кто командует корнями?
Полногласные и неполногласные согласные. Орфограмма с девчачьим именем (суффикс ира-). Суффикс а- продолжает командовать. Командует ударение. Заря и зарница. Командуют согласные звуки. Командует смысл. Тренировочные упражнения. Приведем наши знания в порядок! Алгоритм написания корней с чередующимися гласными и согласными.
35. Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!»
Способы добычи проверочных слов. Игра «Словесный мяч». Проверить удается не все. Не все требует проверки. Откуда «вылетают» проверочные слова? Слова, «убежавшие» от первоначальных значений, проверочная работа по карточкам
36. Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!»
Способы добычи проверочных слов.
37. «Пересаженные» корни
Старые знакомцы ( корни фон-, микро-, авто-, аква-, теле-). Когда без словаря не обойтись? «Школьный словарь строения слов русского языка» З.А. Потихи. Шарады.
38. Обобщение изученного.
3.Тематическое планирование курса
«Пишу правильно. Культура речи.», 6 класс (38 часов)
№ № | Тема занятия | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата | |
план | факт | ||||
Введение (1час) | |||||
1 | Тайны русского языка | 1 | Знакомятся с курсом, целями и задачами | ||
Дорога в письменность (2 часа) | |||||
22 |
Как обходились без письма | 1 | Знакомятся с историей возникновения письма; отгадывают символы, указанные на рисунках; объясняют значение выражений медвежий угол и медвежья услуга; читают стихотворение Н.Некрасова «Генерал Топтыгин» | ||
33 |
Древние письмена | 1 | Знакомятся с видами древних писем; работают с отрывками из поэмы Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате»; разгадывают рисуночные письма, «священные знаки», создают мини-проект | ||
Кто-кто в алфавите живет?(3 часа) | |||||
44 |
Как возникла наша письменность? | 1 | Знакомятся с разными видами письменности: финикийская письменность, греческий алфавит, кириллица, глаголица; работают по рисункам греческой и финской надписи, рассматривают тексы кириллицы и глаголицы | ||
55 | Меня зовут «Фонема» | 1 | Знакомятся с историей появления звуков-смыслоразличителей (фонем); игра со словом «сом»; работают по стихотворению Б. Заходера «Забавная история о фонемах», М.Матвеева «Путаница», выполняют задания к ним. | ||
66 |
Для всех ли фонем есть буквы? | 1 | Поисковая работа. Отвечают на вопрос «Как рождаются звуки?»; проводят опыт- эксперимент, занимаются самонаблюдением; рисуют в тетрадях двухэтажный дом и «заселяют» его согласными; работают по отрывку из стихотворения И.Бунина, рассказа А.Чехова «Каштанка», по стихотворениям Б.Заходера «Моя вообразилия», В. Левина, Р.Муха, Аксельрода «На бульваре», Р.Киплинга; М.Ломоносова; вспоминают пословицы о науке, знаниях, книгах и грамотности; делают выводы, составляют краткий рассказ о буквах и фонемах | ||
В путь за «главным» правилом (5 часов) | |||||
77 |
«Ошибкоопасные места» | 1 | Знакомятся с «зеркальными» и «незеркальными» словами, работают по отрывку из сказки Антуана де Сент- Экзюпери «Маленький принц», отвечают на вопрос «Что такое орфографическая зоркость»? | ||
8 |
Тайна фонемы | 1 | Отвечают на вопрос «Всегда ли чередования помогают различать смысл?», выясняют значение старинного слова чредой из сказки А.С. Пушкина, находят ключ к тайне фонем (определяют позицию звуков) | ||
9 | Опасные согласные | 1 | Знакомятся со звуками – «волшебниками», находят в словах «ошибкоопасные места», работают с отрывками из произведений А.Пушкина, М.Лермонтова, И.Фефер. | ||
110 | На сцене гласные | 1 | Выясняют, какую роль играют ударения в словах, выполняют задания. | ||
111 | Выходим на главное правило | 1 | Отвечают на вопросы, выводят фонемное правило, выполняют проверочную работу по карточкам | ||
«Фонемные» и «нефонемные» правила (4 часа) | |||||
112 | «Фонемы повелевают буквами». Когда Ь знак пишется, а когда не пишется? | 1 | Работают со словами, выясняют их различия, выводят правило по написанию мягкого знака, заполняют таблицу, работают с отрывками из произведений А. Пушкина, М.Цветаевой, решают проблемные игровые ситуации. | ||
113 |
Ваши старые знакомые | 1 | Работают с твердыми и мягкими согласными, разгадывают ребусы, дописывают шуточные двустишия | ||
114 | Правило о непроизносимых согласных -«фонемное». | 1 | Выполняют задания по написанию непроизносимых согласных в корне слова, работа по программе - тренажер «Фраза» | ||
115 |
«Нефонемное» правило. | 1 | Выполняют тренировочные задания по написанию букв ы, и после ц, выполняют тест онлайн | ||
Как «оседлать» правило? (3 часа) | |||||
116 |
Волшебное средство - «самоинструкция» | 1 | Составляют самоинструкцию к правилу, учатся пользоваться ей на письме | ||
117 118 | Инструкции к «фонемным» и «нефонемным» правилам. | 2 | Практическая работа «Составление самоинструкций к разным правилам», выполняют проверочную работу по составлению самоинструкции к правилу | ||
Память и грамотность(2 часа) | |||||
19 |
Виды памяти. | 1 | Работают с текстом, знакомятся с видами памяти, выполняют упражнения по развитию зрительной памяти | ||
20 |
Поговорим о плане. | 1 | Практическое занятие «Составление плана», работают по сказке А. Милна о Вини - Пухе, анализируют шуточный план Кролика по похищению Крошки Ру, выполняют проверочную работу по составлению плана | ||
Из чего строятся слова? (2 часа) | |||||
21 |
Строительная работа морфем | 1 | На примере разных произведений выясняют роль суффиксов, приставок в словах, играют в игру «Приставки «смыслиночки»; | ||
22 | Где же хранятся слова? | 1 | Работают с разными видами словарей | ||
Приставки-труженицы (7 часов) | |||||
23 | Поговорим о всех приставках сразу | 1 | Игра с приставками, выводят законы приставок, секреты безошибочного письма | ||
24 | Приставки, которые пишутся всегда одинаково (первая группа) | 1 | Работают с текстами, находят приставки первой группы, делают выводы | ||
25 | Нарушители главного правила (приставки второй группы) | 1 | Составляют инструкцию по правописанию приставок, выполняют игры и упражнения с приставками, работают по программе- тренажер «Фраза». | ||
26 | Самые трудные (приставки третьей группы) | 1 | Отвечают на вопрос «Почему приставки пре- и при- являются самыми трудными?», игры с приставками | ||
27 |
Что может означать приставка пре-? | 1 | Опираясь на тексты, проводят исследования по написанию приставки пре- , делают вывод, работают по программе- тренажер «Фраза». | ||
28 | Что может означать приставка пре-? | ||||
29 |
Что может означать приставка при-? | 1 | Опираясь на тексты, проводят исследования по написанию приставки при-, делают вывод, работают по программе- тренажер «Фраза». | ||
30 | Что может означать приставка при-? | ||||
31 | Гласные в приставках пре- и при (закрепление изученного) . | 1 | Практическое занятие по написанию приставок пре и при, составляют образец рассуждения по данному правилу, выполняют тест онлайн | ||
32 | Гласные в приставках пре- и при (закрепление изученного) . | ||||
Смотри в корень! (5 часов) | |||||
33 |
Слова - «родственники» | 1 | Выясняют значение выражения «Зри в корень!», раскрывают секреты родственных слов, выполняют задания по данной теме, работают со словарями | ||
34 | Кто командует корнями? | 1 | Знакомятся с группами корней с чередующими гласными | ||
35 |
Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!» | 1 | Выясняют значение выражения «Не лезьте за словом в карман!», изучают способы «добычи» проверочных слов, игра «Словесный мяч», составляют инструкцию по написанию гласной в корне слова, выполняют проверочную работу по карточкам | ||
36 |
Корень и «главное» правило, или «Не лезьте за словом в карман!» |
|
|
|
|
37 | «Пересаженные» корни | 1 | Знакомятся с историей корней и приставок, заимствованных из других языков, работают со «Школьным словарем строения слов русского языка» З.А.Потихи. Разгадывают шарады | ||
38 | Обобщение изученного. | 1 | Выполняют итоговый тест |
4. Ожидаемые результаты и способы определения их достижения
В ходе реализации программы учащиеся должны знать:
- историю возникновения письменности;
- правила русского правописания приставок и корней;
- виды тренировки памяти.
В ходе реализации программы учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- находить в словах изученные орфограммы;
- уметь обосновывать их выбор;
- находить и исправлять орфографические ошибки;
- составлять планы, самоинструкции к орфографическим правилам;
- уметь пользоваться ими;
Способом определения достижения ожидаемых результатов станут созданные учениками мини-проекты, проверочные и тестовые работы.
5. Формы подведения итогов реализации программы.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает задания по основным разделам курса, презентации проектов на школьных мероприятиях по предмету.
6. Список источников к рабочей программе
Источники, рекомендованные для учителя | Источники, рекомендованные для учащихся |
1. ФГОС: основное общее образование // ФГОС.- М.: Просвещение, 2008. 2.Баранов. М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов»,- М.: Просвещение, 2021 . 3. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. и др .Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений — М.: Просвещение, 2011. 4. Бабайцева В.В.. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1. 5.Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения). | 1.Бондаренко Н.М., Граник Г.Г. «Секреты орфографии». - М.: Просвещение.,1997. 2. Печенёва, Т. А. Будем учиться писать грамотно. – Минск : Пейто, 1998. 3. Обучающая программа- тренажер по русскому «Фраза» 4. Сеть Интернет ( образовательный сайт Захарьиной Елены Алексеевны. Интерактивные технологии в образовании.) http://saharina.ru/tests/ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования ( Кружок «Информатика»)
Рабочая программа дополнительного образования: кружок по информатике для 5-7 классов на 2011-2012 учебный год....
Рабочая программа дополнительного образования (Кружок "Эврика")
В рабочей программе представлена работа с учащимися 7-9 классов по физике во внеурочное время....
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Мимическое пение».
Рабочая программа д...
Рабочая программа дополнительных платных занятий по русскому языку "Пишем без ошибок"
рабочая программа...
Рабочая программа дополнительного образования" Кружок по математике в 6-м классе"
Рабочая программа дополнительного образования для учителей математики(6-ой класс)...
Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Мой верный друг – русский язык»
Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Мой верный друг – русский язык».Отличительными особенностями программы кружка являются:&bull...