Элективный курс "Культура русской речи", 9 класс.
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме
Данный курс позволяет систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся по теории речевой культуры, актуализирует внимание на формировании мыслительной и общей культуры личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс "Культура русской речи", 9 класс | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8
с углубленным изучением отдельных предметов»
МАОУ «Средняя школа № 8»
Культура русской речи
Программа курса по выбору для учащихся 9 классов
(элективный курс рассчитан на 34 часа)
Программа составлена на основе примерной программы
Л.Г. Смирнова. Культура русской речи.
Программа элективного курса. -
М: «Русское слово» 2005 г.
Учитель русского языка и литературы
Н.И. Шарыгина
г. Когалым, 2016
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Культура русской речи» предназначена для учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы и рассчитан на 34 часа. Данный курс позволяет систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся по теории
речевой культуры, актуализирует внимание на формировании мыслительной и общей культуры личности. Развитие продуктивного мышления осуществляется через анализ языковых норм в текстах различных стилей.
К теоретической базе относится знание основных норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные); норм речевого этикета, признаков текста, основных признаков устной речи, логичности и уместности высказывания.
Программа направлена на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, способствует самореализации личности в творческой деятельности, стимулирует самообразование учащихся.
Цель курса
Развитие речевой личности учащихся путем совершенствования нормативности и целесообразности их речи.
Задачи курса:
— ориентировать преподавание на интенсивную интеллектуальную работу культуры мышления;
— способствовать приобщению учащихся к национальным культурным традициям, вырабатывать отношение к собственной речи как к производной этой культуры;
— формировать отношение к языковой культуре как фактору утверждения и укрепления российской государственности;
— помогать становлению культуросообразной речевой личности, способной к самореализации в высказывании;
— воспитывать у школьников уважение к нормам речевого этикета, личностной адаптированности этих норм;
— развивать коммуникативные навыки, способность понимать, воспринимать, реагировать, реализуя перцептивную составляющую взаимодействия;
— способствовать формированию умения продуцировать и воспринимать целесообразные речевые структуры на основе норм языка, а из вариантов выбирать более приемлемые с целью их последующего закрепления в речевом поведении.
Формы проведения занятий: лекции, практикумы, аналитические беседы.
Требования к уровню освоения курса
«Культура русской речи»
После завершения курса учащийся должен знать и уметь:
1. Строить речь в соответствии с языковыми нормами и качествами оптимальной речи (точность, логичность, уместность и т. д.), подчиняя сказанное требованиям этики и специфики ситуации.
- Исправлять речевые ошибки и недочеты в устной и письменной речи, умея аргументировать свою позицию требованиями современного русского языка, а при необходимости — и фактами исторического языкознания.
- Вести себя соответственно понятию языковой (речевой) личности; уметь строить грамотный монолог, достигая коммуникативного эффекта и, при ситуационном запросе, коммуникативного лидирования.
- Исключить из своей речи элементы ненормативной лексики и грамматики, умея объяснить, почему целесообразность употребления слова и фразы невозможна вне их нормативной кодифицированности.
- Уметь использовать необходимые источники информации для полного и корректного аргументирования или опровержения суждения.
- Привлекать лексические и стилистические резервы языка при строении речи для максимально точного и полного изложения мысли.
- Применять знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии и синтаксису. Работать со словарями различных типов.
Наконец, учащиеся, освоившие курс «Культура русской речи», приобретают умение грамотно и целесообразно строить высказывание, устное и письменное, что обусловливает высокое качество жизни и возможность реализовать себя в будущей профессиональной деятельности.
Содержание курса «Культура русской речи»
Понятие о культуре речи (1час)
Язык и речь; современный русский литературный язык — высшая форма национального языка.
Языковая и речевая личность (1 час)
Культура речи как 1) область лингвистической прагматики; 2) характеристика нормативных компонентов языка; 3) атрибут личности.
Норма и ошибка в речи (3 часа)
Культура речи и риторика; нормативность и целесообразность речи; норма языка и ошибка в речевом употреблении. Тавтология и плеоназм; контаминация как причина речевых недочетов и ошибок. Двусмысленность как речевое явление.
Культура речи и современное состояние русской речи. Культура речи — фактор мыслительной культуры.
Орфоэпические нормы русского языка (3 часа)
Орфоэпия и фонетика — лингвистическая наука о звуковой стороне языка. Московская и Ленинградская произносительные традиции. Изменения в произношении слов, обусловленные динамичностью нормы.
Произношение отдельных сочетаний звуков. Фонетические явления, их роль в поддержании языковых норм и адекватного речевого поведения: ассимиляция, диссимиляция, эпентеза, диереза, метатеза; стяжение звуков; ошибки, вызванные неверным функционированием названных фонетических процессов в речи. Особенности произношения слов с твердым-мягким согласным перед [э]; [э] — [о] на месте букв е — ё в некоторых словах русского языка. Явления аллитерации и ассонанса
в достижении речевой действенности и визуализации
Русская акцентология (4 часа)
Ударение, его фонетические компоненты (ударение динамическое, музыкальное, количественное); разноместность и подвижность ударения в русском языке.
Лексика русского языка в историческом процессе и в современном употреблении
Лексика русского языка. Разделение слов русского языка по происхождению на исконные и заимствованные. История их появления в русском языке. Приметы заимствований из разных языков. Судьба заимствованных слов.
Исторические модификации лексики: устаревшие слова, неологизмы.
Специфические явления лексики в синхронном осмыслении. Многозначность, омонимия (омонимы, омофоны, омографы, омоформы), антонимия, синонимия (синонимы идеографические, стилистические и др.). Паронимия как проблема культуры речи.
Грамматическая правильность русской речи (8 часов)
Основные категории грамматики
Имя существительное: род отдельных слов, склонение и род сложносоставных слов, аббревиатур; особенности в образовании падежных форм, специфика склонения географических названий.
Имя прилагательное: семантические оттенки полных и кратких форм, специфика образования форм степеней сравнения.
Имя числительное: склонение составных числительных (количественных и порядковых); числительные собирательные и возможность их образования.
Местоимение: анафорическое и дейктическое; особенности синтаксиса предложений, исключающие двусмысленность, связанную с употреблением местоимений.
Глагол: специфика недостаточных и избыточных, императива; деепричастие — особая форма глагола: образование форм деепричастий; координированность деепричастия с подлежащим (семантически) и сказуемым (синтаксически).
Предлоги и их грамматически корректное использование в тексте. Функционирование союзов. Частицы, их стилистические и экспрессивные потенциалы. Особенности функционирования звукоподражаний и междометий в речи.
Основные случаи согласования слов в тексте — моделирование, конструирование, объяснение морфологических и синтаксических закономерностей при рассмотрении взаимоотношений между словами.
Стилистические нормы. Стили в русском языке (6 часов)
Понятие о стилистике. Стиль. Языковая основа стиля. Синонимия как основа стилистики. Коммуникативные стили; книжный (высокий), нейтральный, сниженный.
Средства художественной выразительности речи — тропы, речевые фигуры. Речевые недочеты, приобретающие значение при создании эстетически выразительного текста. Взаимоотношения требований нормативности и художественной выразительности.
Языковые черты и жанровые разновидности основных функциональных стилей современного русского языка: научного, официально-делового, публицистического, разговорного, художественного.
Логичность и логика высказывания (3 часа)
Целесообразность речи; условия логичности речи и причины логических ошибок. Логические ошибки в речи, их исправление или использование как специального средства художественной выразительности.
Точность речи (2 часа)
Точность речи. Точность предметная и понятийная. Речевые ошибки, связанные с неточностью. Точность — средство понимания текста в системе авторских ценностных ориентиров и коннотация. Слово, являющееся носителем новых смыслов, основанных на более точном видении ситуации и речевого поведения. Точность, зависящая от фигур речевой выразительности.
Уместность речи (2 часа)
Уместность речи — ситуативная (ситуационная) и стилистическая. Нарушение стереотипа ожиданий читателя и слушателя с точки зрения точности и уместности речи. Коммуникативная комфортность, обусловленная уместностью речи; этические нормы.
Подведение итогов курса (1 час)
Тематическое планирование курса
«Культура русской речи» (34 часа)
№ | Тема | Тип занятия | Виды деятельности |
1 | Понятие о культуре речи | Лекция с элементами беседы | Конспект |
2 | Языковая и речевая личность | Практикум | Тренировочные упражнения. |
3 | Норма и ошибка в речи | Лекция с элементами беседы. | Наблюдения. Анализ текстов различных жанров. |
4 | Тавтология и плеоназм; контаминация как причина речевых недочетов и ошибок. | Аналитическая беседа. Практикум. | Анализ текстов различных жанров. |
5 | Двусмысленность как речевое явление | Практикум. | Выполнение упражнений. |
6 | Орфоэпия и фонетика — лингвистическая наука о звуковой стороне языка. | Лекция | Конспектирование |
7 | Ошибки, вызванные неверным функционированием фонетических процессов. | Аналитическая беседа. | Наблюдения. Составление акцентологического словаря. |
8 | Явления аллитерации и ассонанса | Практикум | Написание текста на лингвистическую тему. |
9 | Русская акцентология | Практикум, аналитическая беседа. | Составление словаря акцентологических ошибок. Выполнение тестовых заданий. |
10 | Лексика русского языка. Разделение слов русского языка по происхождению. | Практикум | Выполнение тестовых заданий. |
11 | Многозначность, омонимия, антонимия, синонимия | Практикум | Написание текста на лингвистическую тему. |
12 | Паронимия как проблема культуры речи. | Практикум | Наблюдения. Выполнение тестовых заданий. |
13 | Основные категории грамматики. | Лекция с элементами беседы. | Конспектирование |
14 | Имя существительное. | Практические задания. | Работа с текстами. |
15 | Семантические оттенки полных и кратких форм прилагательных. | Практические задания. | Редактирование текста. |
16 | Особенности синтаксиса предложений, исключающие двусмысленность. | Аналитическая беседа. | Работа с текстами. |
17 | Координированность деепричастия с подлежащим (семантически) и сказуемым (синтаксически). | Практические задания. | Выполнение тестовых заданий. |
18 | Стилистические и экспрессивные потенциалы служебных частей речи. | Практические задания. | Создание текста. |
19 | Основные случаи согласования слов в тексте. | Практические задания. | Выполнение тестовых заданий. |
20 | Морфологические и синтаксические закономерности. | Практические задания. | Создание текста. |
21 | Стилистические нормы. Стили в русском языке | Лекция с элементами беседы. | Конспектирование. |
22 | Средства художественной выразительности речи — тропы, речевые фигуры. | Практикум. Аналитическая беседа. | Редактирование текста |
23 | Речевые недочеты. | Практикум. | Работа с текстами. |
24 | Языковые черты и жанровые разновидности основных функциональных стилей современного русского языка. | Практикум. | Написание текста на лингвистическую тему. |
25 | Нормативность и художественная выразительность. | Практикум. | Выполнение тестовых заданий. |
26 | Создание текста с учетом стилистических особенностей. | Практикум. | Написание текста на лингвистическую тему. |
27 | Логичность и логика высказывания | Дискуссия на актуальную, социально значимую тему. | Анализ текста. |
28 | Логические ошибки в речи. | Практикум. | Выполнение тестовых заданий. |
29 | Коммуникативный замысел и логика при создании текста. | Практикум. | Написание текста. |
30 | Точность речи. | Практикум. | Работа с текстами. |
31 | Точность, зависящая от фигур речевой выразительности. | Практикум. | Выполнение тестовых заданий. |
32 | Уместность речи | Лекция с элементами беседы. | Конспектирование. |
33 | Обусловленная уместность речи; этические нормы. | Практикум. | Написание текста. |
34 | Подведение итогов курса | Практическая работа | Написание текста на лингвистическую тему |
Критерии оценки за письменную и устную работу учащихся
- Решение тестовых заданий/ контрольно-измерительные материалы.
- Работа с текстом: содержательный анализ прочитанного текста / проверочные задания.
- Создание текста на лингвистическую тему / контрольные задания по написанию текста.
- Самоанализ средств художественной изобразительности / контрольные задания.
- Оценивание выполнения тестовых заданий на понимание текста/ процент выполнения заданий части А.
- Оценивание выполнения тестовых заданий на знание грамматических норм / процент выполнения заданий части В.
- Оценивание сочинений на лингвистическую тему / пятибальная шкала при соблюдении орфографических и пунктуационных норм.
- Использование контрольно-измерительных материалов (ГИА) / контрольные задания.
Список литературы
1. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учебное пособие / О.М.Казарцева – М., 1998.
2. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова.- М., 2002.
3. Введенская, Л.А., Пономарев, А.М. Русский язык: культура речи, текст, функциональные стили, редактирование / Л.А.Введенская, А.М.Пономарев. – Ростов-на-Дону, 2001.
4. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка / И.Б.Голуб. – М., 1997.
5. Скворецкая, Е.В. Культура речи (упражнения и рекомендации): учебное пособие / Е.В.Скворецкая. – Новосибирск, 1991.
6. Введенская, А.А., Павлова, Л.Г. Культура и искусство речи /А.А.Введенская, Л.Г.Павлова. – Ростов-на-Дону, 1996.
7. Ефремова, Т.Ф., Костомаров, В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т.Ф. Ефремова, В.Г.Костомаров. – М., 2000.
8. Иванова, Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы / Т.Ф.Иванова. – М., 2004.
9. Орфоэпический словарь / Под ред. Т.Н. Гурьевой. – М., 2003.
10. Словарь трудностей / Под ред. Т.Н. Гурьевой. – М., 2003.
11. И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, Г.Т. Егораева. Типовые тестовые задания по русскому языку (ГИА в новой форме), практикум по написанию сочинения на лингвистическую тему. – М,, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие элективного курса «Культура речи» в 8 классе по русскому языку на тему: «Использование поэтических тропов мастерами русского слова»
Цель: показать на примере художественных произведений красоту русской речиЗадачи: 1. закрепить знания по теме «Основные виды тропов»...
Элективный курс «Русская речь»
Особенностью данного курса является его нацеленность на совершенствование основных видов речевой деятельности в из единстве и взаимосвязи: на развитие способности осознанно воспринимать звучащую реч...
Элективный курс "Русская речь"
элективный курс по подготовке к ЕГЭ...
Рабочая программа по элективному курсу (русский язык) «Средства речевой выразительности (Моя речь – мое достоинство)» 6 класс
Рабочая программа по элективному курсу (русский язык)«Средства речевой выразительности(Моя речь – мое достоинство)» 6 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ РЕЧИ" 10 класс
Цели рабочей программы элективного курса по русскому языку в 10 классе:повторение и изучение выразительных средств речи.Задачи курса:воспитание культурно-ценностного отношения к русской ре...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ» Класс 10 Уровень базовый
Центральные объекты изучения данного курса – лексическое богатство русского языка, текст как речевое произведение, язык как словесное искусств, а наиболее приемлемым я...