Культура русской речи
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Кулле Киминская средняя общеобразовательная школа имени С.Хакима
Программа
элективного курса по русскому языку
«Культура русской речи».
9 класс.
Составила:
учитель
русского языка и литературы
Сафина Р.Р.
2011
Пояснительная записка.
Сегодня в российском обществе как никогда остро стоит проблема сохранения национальной культуры, в том числе и культуры речи. Чтобы разобраться в непростых реалиях современной жизни, молодым людям необходимо научиться формулировать свои мысли, идеи, вопросы, связно выражать своё мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности. Умение понять суть явления и словесно сформулировать своё отношение к нему – непременное условие становления свободной личности человека.
В связи с захлестнувшей общество разноголосицей мнений, суждений, идеологией у представителей многих профессий возникает потребность в таком виде воздействия на людей, как убеждение словом.
Программа призвана дать некоторые теоретические сведения и широкий практический материал для работы.
Программа курса рассчитана на 20 часов.
Включает несколько тем: учение о нормах русского литературного языка, стилистику, риторику, понятие о дискутивно-полемической речи и о культуре общения.
1 раздел – « Культура речи как научная дисциплина. Нормы русского литературного языка» - призван прежде всего скорректировать речь учащихся, научить их находить речевые ошибки разного типа и сознательно исправлять их.
(7 часов).
2 раздел – « Стилистика» - призван дать представление о языковых стилистических ресурсах, стилях речи. Система упражнений познакомит учащихся с речевыми произведениями в различных стилях и жанрах (3 часа).
3 раздел – « Риторика» - дать представление об основных этапах работы над публичным выступлением (3 часа).
4 раздел – « Дискутивно-полемическая речь» - посвящён рассмотрению проблем культуры спора.(3 часа).
5 раздел – « Культура речи и культура общения» - призван скорректировать речевое поведение учащегося в обществе, воспитывать вежливого собеседника (4 часа)
Цель: формирование речевых навыков.
Задачи:
-активизировать познавательную деятельность учащихся;
- учить грамотной, убедительной и выразительной речи;
- формулировать свои мысли, идеи, вопросы, связно выражать своё мнение относительно тех или иных проблем окружающей действительности.
- воспитывать вежливого и тактичного собеседника.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать нормы литературного произношения, правила речевого этикета и поведения, уметь составлять связные тексты, владеть грамотной и чёткой дикцией, умело доказывать свои мысли
Учебно-тематический план.
1 занятие:
Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина… Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. Качество хорошей речи. Орфоэпические нормы русского языка.
Практический материал:
-упражнение по разграничению твёрдого и мягкого произношения согласных перед гласным Е: д(э)нди, пион(е)р… ;
- упражнения по развитию дикции и интонации.
2 занятие:
Акцентологические нормы русского языка.
Упражнения по развитию умения правильно ставить ударение в словах.
3 занятие:
Морфологические нормы русского языка. Словообразовательные нормы. Число существительных. Варианты падежных окончаний.
Упражнения на образование различных форм слов.
4 занятие:
Определение рода имён существительных. Склонение географических наименований (топонимов) и собственных имён. Употребление числительных. Формы местоимений Формы глагола.
5 занятие:
Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические связи в словосочетании. Синтаксические связи в предложении.
Занятия 6 – 7:
Лексические нормы в русском языке. Нормы употребления фразеологизмов.
Занятие 8:
Стили речи. Разговорный стиль. Художественный стиль. Тропы и фигуры
Занятие 9-10.
Официально - деловой стиль. Научный стиль. Публицистический стиль.
Упражнения по написанию заявлений, аннотаций, рефератов, рецензий ( домашние задания).
Занятие 11.
Стилистическая норма. Стилистические ошибки.
Упражнения на исправление стилистических ошибок в текстах.
Занятие 12-13.
Из истории развития риторики. Выбор темы выступления. Слово и текст. Ассоциативные связи слов в тексте. Текст как развёрнутое суждение.
Упражнения на составление текстов.
Занятие 14-15.
Культура речи и культура общения. Правила ведения речи.. Речевое поведение.
Занятие 16.
Этикет и речь. Речевой этикет вежливость.
Упражнения « Давайте говорить друг другу комплименты!».
Занятие 17.
Культура поведения, культура общения и речевой этикет. Невербальные средства общения.
Подведение итогов курса « Что нового мы узнали? Чему научились?»
Содержание курса.
1 занятие:
Национальный язык включает в себя диалекты, жаргоны, просторечие. Литературный язык – высшая образцовая форма языка.
Нормативный аспект культуры речи важный, но не единственный. Поиском и отбором языковых средств занимается коммуникативный аспект. Этические нормы языкового поведения русских.
Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, выразительность, уместность.
Нормы русского литературного языка
Упражнение: определите характер нарушения норм русского литературного языка в следующих просторечных выражениях…
Орфоэпические нормы русского языка. Особенности произношения некоторых звуков и их сочетаний.
Интонация.
Упражнения на выработку правильной интонации.
2 занятие:
Акцентология. Место ударения в слове. Постановка ударений в формах кратких прилагательных, полных и кратких страдательных причастий, глаголах.
Практические упражнения « Поставь ударение и проверь себя по словарю».
3 занятие:
Морфология. Морфологические нормы. Речевые ошибки. Выразительные возможности словообразования.
Число существительных (практические упражнения).
Варианты падежных окончаний (практические упражнения).
4 занятие:
Правила определения рода имён существительных, географических названий, аббревиатур, несклоняемых заимствованных существительных.
Упражнение:
- определите род и лексическое значение слов.
- определите род аббревиатур и возможность их склонения.
Склонение географических названий и собственных имён.
Упражнение: составьте предложения, в которых приведённые ниже имена употреблялись бы в косвенных падежах.
Употребление числительных. Формы местоимений. Формы глагола.
5 занятие:
Синтаксические нормы русского языка. Согласование подлежащего и сказуемого. Синтаксические ошибки.
Упражнение: определите характер нарушения синтаксических норм в приведённых ниже упражнениях…
Синтаксические связи в словосочетании. Особенности управления некоторых предлогов, глаголов в сочетании с предлогом ПО.
Синтаксические связи в предложении.
Упражнения:
- согласуйте подлежащее со сказуемым…
- согласуйте местоимение с различными частями речи в формах вежливого обращения к одному лицу.
исправьте предложения…
6 занятие:
Лексические нормы в русском языке. Лексикология. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Исконно русская, заимствованная лексика. Старославянизмы. Устаревшая лексика и неологизмы. Слова с ограниченной сферой употребления: диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Фразеологизмы. Речевые ошибки, связанные с употреблением слов и фразеологизмов.
Упражнение:
- определите лексическое значение следующих слов…
- приведите краткое толкование следующих заимствованных слов…
7 занятие:
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления.
Практическое занятие:
- распределите слова по группам…
- выделите слова…
- выберите из приведённых в скобках слов существительные, сочетающиеся с соответствующим прилагательным – паронимом…
- определите точный источник крылатых выражений…
8занятие:
Стилистика. Стиль.
Упражнение: определите принадлежность текстов к определённому стилю речи…
Разговорный стиль.
Упражнения: определите, какие особенности разговорной речи отражены в следующем тексте…
Художественный стиль. Топы и фигуры.
Упражнения: найдите в текстах выразительные средства речи…
9 - 10 занятия:
Официально – деловой стиль. Основной тип текста – документ. Использование стилистически нейтральных и книжных элементов.
Заявление:
1.Расположение частей заявления.
2. Использование клишированных форм в заявлении.
Доверенность. Автобиография.
Научный стиль. Аннотация. Реферат. Рецензия.
Публицистический стиль.
Домашнее задание: написать рецензию на рассказ А.П. Чехова « Тоска».
11занятие:
Стилистическая норма, Стилистическая ошибка.
Тавтология, Плеоназм.
Смешение в одном тексте разностильных языковых элементов.
Канцеляризмы. Речевые штампы.
Упражнения: найдите и исправьте…
12 занятие:
Из истории развития риторики. Сократ, Платон, Демосфен, Аристотель, Цицерон, Квинтилиан.
Роды красноречия.
Выбор темы выступления. Тема и цель выступления.
Упражнение: составьте краткий текст, основную мысль которого выражало бы одно из приведённых ниже крылатых латинских выражений. Начните текст следующей фразой: « Древние говорили, что…».
13 занятие:
Композиция текста. Вступление, основная часть, заключение. Способы расположения к себе слушателей: юмористическое замечание, цитата, иллюстрированный пример. Строение каждой части текста.
Классификация выступлений: развлекательное, информационное, агитационное.
Язык публичного выступления: правильность, логичность, точность, уместность, богатство, экономичность, выразительность. Следует избегать штампов…
Упражнение: потренируйтесь в использовании различных видов тропов и стилистических фигур, Составьте период, начинающийся словами: « Если бы люди прислушались к голосу разума…», «Если бы люди с уважением относились друг к другу…», « Если бы родители лучше понимали своих детей…». Опишите современную политическую, экономическую, культурную ситуацию. Используя градацию, антитезы, метафору, иронию, гиперболы и т. д.
14-15 занятие:
Произнесение речи. Выражение
Практическое занятие:
- подготовьте краткую показательную речь ( т. е. речь, приуроченную к какому – либо торжественному событию), соответствующую следующим ситуациям: « Юбилей школы», « Юбилей любимого учителя»…
- Наметьте круг проблем, которые вы можете затронуть, готовя выступления на перечисленные темы. Подготовьте агитационное выступление (продолжительностью 5 – 7 мин.) на одну из предложенных тем, определив предварительно его целеустановку (убеждающее, воодушевляющее, побуждающее).
16 занятие:
Дискутивно-полемическая речь. Спор. Диспут. Дискуссия. Полемика. Дебаты или прения.
Типы споров. Устные и письменные споры. Спор ради выяснения истины. Спор ради убеждения противника. Спор, целью которого является победа. Спор ради спора.
Ведение спора. Доказательства в споре. Тезис и антитезис. Доводы или аргументы: логические и психологические.
Опровержение точки зрения оппонента. Непозволительные уловки. Поведение во время спора.
17 занятие:
Итоговое занятие по всему курсу.
Тест по культуре речи.
Список литературы:
Л.Г. Смирнова « Культура русской речи». М. « Русское слово» 2004;
Н.И. Формановская « Речевой этикет и культура общения» М. « Высшая школа» 1989;
С.И. Львова « Язык в речевом общении» М. « Просвещение» 1992;
В.Е. Гольдин « Речь и этикет» М. « Просвещение» 1983;
С.Н. Цейтлин « Речевые ошибки и их предупреждение» М. « Просвещение» 1982;
Д.Э Розенталь « А как лучше сказать?» М. « Просвещение» 1988;
Е.В. Язовицкий « Говорите правильно» Л. « Просвещение» 1969;
Т. А. Ладыженская « Развивайте дар слова» М. « Просвещение» 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа элективного курса "Культура русской речи"
материал для подготовки выпускников к ЕГЭ...
Планирование по курсу "Культура русской речи" 9 класс
Марериал содержит пояснительную записку, список используемой литературы, календарно-тематическое планирование....
Программа элективного курса "Культура русской речи"
Элективный курс «Культура русской речи» «поддерживает» изучение данного курса русского языка в гуманитарном направлении, но может быть использован и в других профилях.Программа рассчитана на 34 часа (...
О культуре русской речи
Каждое случайно потерянное слово – это потерянный для нас мир, мир нашей культуры. А истинная любовь к родному языку – это чувство ответственности каждого из нас за прошлое, настоящее и будущее русско...
Рабочая программа элективного курса «Культура русской речи»
Рабочая программа элективного курса«Культура русской речи» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Образовательная программа «Культура русской речи» (дал...
Классный час «О культуре русской речи и здоровье души »
Цель: обучающиеся получат возможность познакомиться со значением и ролью слова в жизни человека. Задачи:· определить смысл общения как деятел...
Тестовые материалы и задания к элективному курсу «Культура русской речи»
Материалы содержат тестовые задания по культуре речи и могут использоваться для подготовки к сдаче единого государственного экзамена по русскому языку в 10-11 классах...