Конспект урока в 5 класс по теме: "Ряды в разных морфемах" (2 урок)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Петрова Ольга Васильевна

Целью урока является знакомство с чередованием фонем в морфемах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx12.91 КБ

Предварительный просмотр:

Итак, мы начинаем с вами второй урок. Обратимся к слайду. Ответьте на вопрос, который есть на нем, предварительно прочитав материал. Итак, чем же отличаются слова пруд и прут? Отличается ли смысл этих слов? А при произношении эти слова звучат одинаково? Чтобы узнать, какая буква пишется, что нужно сделать? Как называется такая позиция? Итак, цель нашего сегодняшнего урока – научиться выявлять сильные и слабые позиции в словах. Итак, какие сильные позиции бывают у согласных? 1)перед гласными, жар-шар, дом-том, пруды-прутом 2) перед сонорными согласными глин-клин, змей-смех. Какие сильные позиции бывают у гласных? (ударная) поля-поле, дома-дом. Чем дальше от сильной позиции стоит гласная, тем сильнее она редуцирована, то есть изменена, сужена. Например, молоко. Последний звук о слышен хорошо, т.к. стоит в сильной позиции, предыдущий о слышен немного хуже, а первый вообще практически съедается. В слове колокольчик. Первый звук о почти не слышен, второй слышен лучше, хорошо слышно третий ударный о и мы практически съедаем при произнесении последний гласный и. это говорит о том, что все гласные звуки, которые стоят после ударного сужаются, редуцируются.

Вам понятно? Дети приводят примеры слов с сильной позицией согласных, затем гласных.

 А теперь переходим к следующему этапу. Очень часто орфография (как переводится слово орфография?)  зависит от знаний о слабых и сильных позициях. То есть, мы должны четко знать, что сильную позицию проверять не нужно, а вот слабую – необходимо. Сейчас большинство из вас поработает с предложениями, а 1 группа подготовит план и краткий пересказ статьи на стр.78. Ну а мы работаем с предложениями.

Обоз продвигался по гладкой санной дороге степной местности. С утра солнце слепило глаза, а к вечеру на востоке показалось белое облачко. (По вариантам 1 вариант все гласные в сильной позиции из 1 предложения, 2 вариант – из второго, затем то же самое. 1 вариант – согласные в слабой позиции 1 предложение, 2 вариант – 2 предложение.). Как сделать из слабой позиции сильную?

Сколько раз в предложении произносится звук з?

Зина обратилась с просьбой к Лизе.

А звук с в этом предложении?

Сани легко ехали по скользкой дороге.

Выступление группы. Вопросы от детей.

Итак, ребята, какой вывод мы можем сделать по теме сегодняшнего урока?

Кто помнит, каковы наши цели? Достигли ли вы поставленных целей?

Смайлик настроения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока 5 класс. тема: "Жизнь организмов на разных материках"

Методическая разработка технологической картф урока по теме:" Жизньв морях и океанах" 5 класс.. УМК И.Н Понамаревой....

План урока по теме: Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны- интегрированный урок. (8 класс)

Интегрированный урок- (8 класс) по теме: Атмосферные фронты.Циклоны и антициклоны....

Конспект урока в 5 класс по теме: "Ряды в разных морфемах" (1 урок)

Целью урока является знакомство с чередованием фонем в морфемах...

Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»

ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период.  (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...

Разработка урока 7 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Музыка»

ТемаУрок межпредметных связей. Музыка.  Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме «Музыка»Зад...

Разработка урока к учебнику О.А. Радченко «Вундеркинды плюс» 7 класс по теме 1 «Летние каникулы» к уроку 8 «Парки для скалолазов» Материал рассчитан на два урока.

Материал рассчитан на два урока. План урока включает в себя задания на закрепление новой лексике по теме, повторение временных форм глагола и порядок слов в сложных предложениях с союзами weil, darum,...