Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Автор: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Медведева Альфия Нургаиновна
Учебный предмет: русский язык
Класс: 9
УМК:
Авторы программы: В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова
Учебный комплекс: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2011
Русский язык. Практика. 9 класс/ под ред. А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа,2009
Тема урока: «Повторение орфографии. Правописание чередующихся гласных в корне»
Тип урока: повторение, обобщение, систематизация пройденного материала
Используемые технологии: структурирование учебного материала, создание кейса, ИКТ(презентация PowerPoint 2010, онлайн-тестирование в программе Knowig)
Пояснительная записка:
Опыт показывает, что к 9 классу программный материал по орфографии требует актуализации. Учащиеся нуждаются в повторении пройденного материала и в овладении более совершенными, по сравнению с 5 – 7 классами, навыками правописания в связи с расширением лексики и ростом языковой культуры. Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составленная на основе основной образовательной программы основного общего образования и программы для гимназий, лицеев и общеобразовательных школ с углубленным изучением русского языка, включает систему уроков повторения и обобщения в конце учебного года. Представленный урок – один из них.
Результаты практических занятий и контрольных срезов показывают, что наиболее часто учащиеся затрудняются при выборе орфограммы в корне: не различают безударную и чередующуюся гласные, не помнят значений корней с чередующимися гласными и принципы выбора буквы. Знание орфограммы «Чередующиеся гласные в корне» необходимо при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx | 36.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Республиканский конкурс
«Лучшая методическая разработка»
Технологическая карта урока
Автор: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Медведева Альфия Нургаиновна
Учебный предмет: русский язык
Класс: 9
УМК:
Авторы программы: В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова
Учебный комплекс: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2011
Русский язык. Практика. 9 класс/ под ред. А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа,2009
Тема урока: «Повторение орфографии. Правописание чередующихся гласных в корне»
Тип урока: повторение, обобщение, систематизация пройденного материала
Используемые технологии: структурирование учебного материала, создание кейса, ИКТ(презентация PowerPoint 2010, онлайн-тестирование в программе Knowig)
Пояснительная записка:
Опыт показывает, что к 9 классу программный материал по орфографии требует актуализации. Учащиеся нуждаются в повторении пройденного материала и в овладении более совершенными, по сравнению с 5 – 7 классами, навыками правописания в связи с расширением лексики и ростом языковой культуры. Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составленная на основе основной образовательной программы основного общего образования и программы для гимназий, лицеев и общеобразовательных школ с углубленным изучением русского языка, включает систему уроков повторения и обобщения в конце учебного года. Представленный урок – один из них.
Результаты практических занятий и контрольных срезов показывают, что наиболее часто учащиеся затрудняются при выборе орфограммы в корне: не различают безударную и чередующуюся гласные, не помнят значений корней с чередующимися гласными и принципы выбора буквы. Знание орфограммы «Чередующиеся гласные в корне» необходимо при сдаче ГИА и ЕГЭ.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||||
1. Этап постановки цели и задач урока | ||||||||||
1.Предлагает прочитать текст и найти в словах изученные ранее орфограммы 2.Формулирует после обсуждения тему, цели и задачи урока (Приложение1, слайды 2-6) | Коллективная работа 1. Изучают текст, находят слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне», выписывают, обозначая орфограммы 2. Выдвигают предположение о теме, цели и задачах урока | 1. Находить нужную информацию, наблюдая за текстом 2. Формулировать тему, цель и задачи урока | 1. Взаимодействуют с учителем и одноклассниками в процессе работы с текстом | 1. Строить диалог с собеседником 2. Строить монологическую речь, используя научную терминологию | 1.Контролируют правильность ответов обучающихся | 1. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой 2. Дополнять, исправлять высказывания собеседников | ||||
2. Этап проверки домашнего задания | ||||||||||
1. Организует проверку домашнего задания 2. Вопрос: какова цель домашнего задания? 3. Организует самооценку и взаимооценку выступающих в паре учеников | Коллективная работа 1. Формулируют цель домашнего задания: повторить правописание чередующихся гласных в корне, привести примеры, составить словарную диктовку Работа в паре 2. Один ученик диктует словарный диктант, другой записывает, комментирует и графически обозначает орфограммы 3. Остальные обучающиеся записывают в тетрадь | 1. Применять ранее полученные знания при написании диктанта 2. Графически обозначать орфограмму | 1. Работают в паре, взаимодействуют с классным коллективом | 1. Умение работать в паре и в коллективе | 1. Оценивают содержание словарного диктанта, грамотность и знания учеников, работающих у доски 2. Дополняют диктант своими примерами | 1. Осуществлять взаимоконтроль 2. Сохранять поставленную цель | ||||
3. Этап повторения и обобщения учебного материала по теме урока. Фронтальный опрос | ||||||||||
Организует фронтальный опрос: 1. Чередование каких гласных происходит в корне слова? 2. От чего зависит выбор букв О-А, Е-И в корне? 3. На сколько групп можно разделить корни с чередующимися гласными? 4. Есть ли слова – исключения в этих группах? Назовите их. 5. Какие задачи вы поставите перед собой перед следующим этапом урока? | Коллективная работа 1. Отвечают на вопросы учителя, вспоминая соответствующие правила, актуализируя свои знания 2. Формулируют цель опроса: вспомнить все случаи чередования в корне, повторить правила написания. 3. Ставят задачи: а) сгруппировать корни с чередованиями по принципу выбора гласной б) выработать алгоритм действий при выборе гласной | 1. Учатся анализировать, обобщать, делать выводы, структурировать учебный материал 2.Учатся ставить перед собой задачи перед следующим этапом урока: а) привести в систему знания по теме урока б) создать кейс, при помощи которого применять полученные знания на практике | 1. Весь класс принимает участие во фронтальном опросе | 1. Понимать на слух ответы одноклассников2. Уметь отстаивать свою точку зрения 3. Строить речевое высказывание 4. Использовать научную терминологию | 1. В ходе опроса осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль | 1. Принимать и сохранять учебную цель и задачу | ||||
4. Этап структурирования учебного материала. Создание кейса. | ||||||||||
1.Предлагает заполнить сводную таблицу «Чередование гласных в корне». 2. Даёт новую информацию о корнях с чередованием гласных: клон-клан, твор-твар, скоч-скак, плов-плав, мок-мак, ровн-равн 3.Оценивает индивидуальную домашнюю работу по теме урока (Приложение 2, слайды 7,8) | Индивидуальная работа 1. Ученик рассказывает о корнях клон-клан, твор-твар, скоч-скак, плов-плав, мок-мак, ровн-равн, приводит примеры, записывает на доске, графически обосновывая выбор гласной. Коллективная работа 1. Предлагают варианты оформления таблицы, ещё раз формулируют правила, обсуждают количество групп корней с чередованием гласных, выбор гласной в которых зависит: а) от ударения б) от согласной на конце корня в) от суффикса -а- после корня г) от значения корня. 2. Решают включить в таблицу как можно больше слов-исключений | 1. Уметь структурировать знания, выделять главную информацию, осуществлять анализ информации 2. Уметь выстраивать алгоритм действий | 1. Участвуют в обсуждении содержания таблицы, высказывают своё мнение | 1. Уметь формулировать своё мнение и отстаивать позицию 2. Уметь строить речевое высказывание с использованием научных знаний и терминов | 1. В ходе обсуждения осуществляют самоконтроль, исправляют ошибки, уточняют высказывания одноклассников | 1. Контролировать цель и задачи 2. Отстаивать свою точку зрения 3. Адекватно воспринимать замечания и исправления со стороны учителя и одноклассников | ||||
5. Этап закрепления учебного материала | ||||||||||
I. 1.Предлагает сформулировать цель следующего этапа урока 2. Организует задание для закрепления материала: распределить слова из предложений в четыре группы, включённые в таблицу, используя алгоритм, сформулированный на предыдущем этапе урока (Приложение 3, слайд 9) | Коллективная и индивидуальная работа 1. Формулируют цель этапа урока: закрепить навык правописания чередующихся гласных в корне. 2. Записывают, используя кейс, слова в четыре группы, графически обозначая орфограммы | 1. Уметь использовать полученные знания, логически мыслить 2. Уметь использовать алгоритм действий при решении орфографических задач | 1. Озвучивают результат, последовательно объясняя причину выбора той или иной группы 2. Озвучивают правило | 1. Умение доказывать правильность своего выбора | 1. В ходе проверки осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль | 1. Обнаруживать ошибки одноклассников 2. Адекватно воспринимать оценку учителя | ||||
II.1.Формирует группы для групповой работы: выписать из текста слова с пропущенными буквами, группируя их по видам орфограмм – гласных в корне
2.Организует взаимооценку групп, оценивает знания наиболее активных участников групп (Приложение 4, слайд 10) | Групповая работа 1. Актуализируют ранее полученные знания, вспоминают орфограмму «Проверяемая и непроверяемая гласная в корне» 2. Записывают слова, группируя их по видам орфограмм | 1. Уметь различать орфограммы в корне 2. Знать значения корней, не путать безударные и чередующиеся гласные в корне | 1. Каждая группа поручает озвучить свой результат наиболее подготовленному ученику 2. Отвечающая группа имеет право первая исправить свои ошибки | 1. Высказывать своё мнение о правильности ответа, находить ошибки | 1. В ходе выступления представителей групп остальные контролируют правильность и полноту ответа | 1. Осуществлять самоконтроль | ||||
III. 1. Организует выполнение задания в формате ГИА: указать слово с чередующейся гласной в корне 2. Оценивает ответы учащихся (Слайды 11,12) | Коллективная и индивидуальная работа 1. Выписывают слова с чередующейся гласной в корне 2. Устно и графически обозначают условия выбора гласной | 1.Уметь находить в тесте слова с чередующейся гласной в корне, не путать с другими орфограммами | 1. Все учащиеся принимают участие в обсуждении ответов во фронтальном режиме | 1. Строить монологическое высказывание при проверке задания | 1. Осуществляют самоконтроль в процессе выполнения задания | 1. Принимать и сохранять учебную цель и задачи | ||||
6. Контрольный этап | ||||||||||
Организует 4 теста онлайн по темам: 1. Чередующиеся безударные гласные в корне, выбор которых зависит от ударения 2. Чередующиеся безударные гласные в корне, выбор которых зависит от согласных, находящихся на конце корня 3. Чередующиеся безударные гласные в корне, выбор которых зависит от следующего за корнем суффикса -а - 4. Чередующиеся безударные гласные в корне, выбор которых зависит от значения корня (Приложение 5, программа тестирования Knowing) | Индивидуальная работа Выполняют тесты по предложенным темам в режиме онлайн | 1. Уметь различать орфограммы в корне 2. Знать значения корней, не путать безударные и чередующиеся гласные в корне 3. Различать все случаи чередования гласных в корне 4. Уметь использовать полученные знания на практике | - | - | Осуществляют самоконтроль (каждый получает оценку) | 1. Принимать и сохранять учебную цель и задачи 2. Осуществлять итоговый контроль по результату тестирования | ||||
7. Итоговый этап | ||||||||||
1.Организует подведение итогов урока, предлагает вопросы:
2. Подводит итоги урока (Слайд 13) | 1. Повторяют цели и задачи урока 2. Вспоминают этапы урока, содержание заданий 3. Анализируют итоги тестирования | 1. Уметь адекватно оценивать уровень усвоения материала, делать выводы и обобщения по содержанию урока | 1. Высказываются по поводу наиболее удачных этапов урока 2. Высказывают пожелания на будущее | 1. Анализировать учебную ситуацию 2. Высказывать своё мнение, аргументируя его и используя научную терминологию | 1. Прослушивают мнения одноклассников, вносят свои предложения | 1. Осуществлять контроль над выполнением учебных целей и задач и результатом урока | ||||
8.Этап объяснения домашнего задания | ||||||||||
1. Объясняет домашнее задание: А. Выучить содержание таблицы Б. На выбор: а) выписать из произведений русских писателей, изученных в 9 классе, слова с чередующимися гласными в корне, обозначить в них орфограммы (10-15 предложений) б) творческое задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Весна», используя слова с чередующимися гласными в корне 2. Предлагает ответить на вопрос: с какой целью вы получили именно такое задание? (Слайд 14) | Формулируют цели домашнего задания:
| 1. Уметь ставить перед собой цели и задачи 2. Понимать требования учителя и критерии его оценки | 1. Задают вопросы, уточняют задания | 1. Понимать поставленные задачи | 1. Последующий само- и взаимоконтроль | 1. Принимать и сохранять учебную цель и задачи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)
В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила в виде технологической карты....
Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс
Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним
Тип урока: Открытие нового знания.Цели: повторить понятия «синонимы», «антонимы»; формировать умение использовать синонимы...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».
Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....
технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"
laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...