Интегрированный урок (русский язык – информатика) в 8 клаассе.Тема "Односоставные предложения»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Основная цель урока - повторить, обобщить. систематизировать знания об односоставных предложениях. Технология: групповая работа, групповой проект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа»

Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения»

Интегрированный урок (русский язык – информатика)

Технология: групповая работа, групповой проект.

Учитель русского языка и литературы – Чепурина М.В.

Цель урока: повторить, обобщить, систематизировать знания об односоставных предложениях; развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах.

Задачи урока:

образовательная:

  • формирование прочных знаний об особенностях односоставных предложений;
  • формировать практический  навык умения  учащихся находить  односоставные предложения в тексте и определять их вид;
  • формировать навыки литературоведческого и языкового анализа  текста с целью нахождения и определения роли односоставных предложений в тексте.
  • Закрепление навыков пользования офисными приложениями через многопользовательский документ.

развивающая:

  • совершенствовать работу учащихся с различными источниками информации: учебными, справочными.
  • развивать умение учащихся осуществлять причинно-следственные связи  при анализе предложений и текста;
  • обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме ;
  • развивать речевые, мыслительные и коммуникативные навыки;
  • Формирование навыков по обработке и структурированию информации.

воспитательная:

  • Формировать умения работать в группе;
  • способствовать  формированию  высокой самооценки при получении знаний;
  • учить  видеть и чувствовать красоту русской речи.

  • Формы организации деятельности: работа в группах. 

Оборудование:

  • Тетради-справочники по подготовке к зачету.
  • Раздаточный материал (тексты, задания группам).
  • Компьютер, проектор, экран, доступ в интернет.

Методические приёмы: групповая проектная работа.

План урока:

  1. Повторение.
  2. Обобщение знаний. Рассказ о видах односоставных предложений. Групповая работа.
  3. Рефлексия.
  4. Групповой проект.

Ход урока

Учитель русского языка (о цели урока):  Наша работа рассчитана на два урока, на первом - повторяем, обобщаем, систематизируем  знания об односоставных предложениях, определяем их роль в речи. На втором – создаем наглядное пособие «Виды односоставных предложений». Работаем в группах. И результатом сегодняшнего урока должен стать групповой проект.

Вы не первый раз работаете в группе, знаете правила, сформированы и группы.

Группа № 1, 2, 3, 4.

На уроке вы можете пользоваться тетрадями-справочниками, которые  ведете к зачету.

I. Повторим тему «Виды односоставных предложений». 

Учитель русского языка:

- Назовите виды односоставных предложений.

- На какие две группы делятся все односоставные предложения?

- Односоставные предложения любят поэты, часто используют писатели. Почему? На этот вопрос вам предстоит ответить, работая в группах.

II. Задания № 1 для групп. Группа должна определить, о каком виде односоставных предложений будет говорить.

Группа № 1. Какой вид односоставных предложений использует А.Фет в стихотворении?

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,

Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений

 Милого лица.

(А. Фет)      (назывные)

Группа № 2. О каком из видов односоставных предложений слова М.В. Ломоносова?

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит». (определенно-личные предложения).

Группа № 3. О каком из видов односоставных предложений А.М. Пешковский сказал:

«Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное». (неопределенно-личные предложения).

Группа № 4.   Какой вид односоставных предложений использует И.Бунин в стихотворении?

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В овраге сыростью грибной. (безличные)

   

III. Обобщение материала.  Виды односоставных предложений. Работа в группах.

Группа состоит из трех-четырех человек. Каждый учащийся является активным участником, выполняя определённую роль. Один даёт определение  (правило) - теоретик, второй  подбирает примеры, иллюстрирующие правило - практик, третий находит примеры в предложенных стихотворениях  – аналитик. Каждая группа может задать по одному вопросу другой группе. За каждый правильный ответ вы получите дополнительные баллы.

Задания для групп. Рассказ построить по плану.

1) Назывные предложения

а) Дать определение односоставного назывного предложения.

Ученики. Назывные предложения (номинативные) – односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует (имеется ) в настоящем, то есть назывные предложения утверждают, поэтому назывные предложения не могут быть отрицательными. С частицами вот, вон предложения приобретают указательное значение. Чаще употребляются в художественных и публицистических стилях. С их помощью лаконично и точно рисуется место, время действия, пейзаж, обстановка.

б) Приведите примеры.

в) Выразительно прочитайте стихотворения. Найдите в предложенных стихотворениях назывные предложения. Определите, чем выражена грамматическая основа.

г) Ответьте на вопрос: какова роль односоставных предложений в данном тексте?

д) Ответить на вопрос другой группы.

е) Представить виды односоставных предложений в виде схемы.

2) Определённо-личные предложения

а) Дать определение односоставного определенно-личного предложения.

Ученики. Определенно-личные предложения – односоставные предложения со сказуемым – глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно, так как окончания глаголов определенно указывают на лицо и число. Определенно-личные предложения делают повествование динамичным, живым, внимание сосредоточивается на действии. Используются в различных стилях речи. Дают возможность избежать повторения личных местоимений.

б) Привести примеры.

в) Выразительно прочитайте стихотворения. Найдите в предложенных стихотворениях определенно-личные предложения. Определите, чем выражена грамматическая основа.

г) Ответьте на вопрос: какова роль односоставных предложений в данном тексте?

д) Ответить на вопрос другой группы.

е) Создать макет учебного пособия «Виды односоставных предложений». (схема, таблица)

3) Неопределённо-личные предложения

Неопределенно-личные предложения – это односоставные предложения со сказуемым- глаголом в форме 3 лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно. Говорящий или не считает нужным называть действующее лицо, или его нельзя назвать, так как оно неизвестно.

а) Дать определение односоставного неопределенно-личного предложения.

б) Приведите  примеры.

в) Выразительно прочитайте стихотворения. Найдите в предложенных стихотворениях неопределенно-личные предложения. Определите, чем выражена грамматическая основа.

г) Ответьте на вопрос: какова роль односоставных предложений в данном тексте?

д) Ответить на вопрос другой группы.

е) Создать макет учебного пособия «Виды односоставных предложений». (схема, таблица)

4) Безличные предложения

а) Дать определение односоставного безличного предложения.

Ученики. Безличное предложение – это односоставное предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего. Сказуемое в безличном предложении может быть простым глагольным сказуемым, составным именным сказуемым или составным глагольным сказуемым. Безличные предложения разнообразны по форме и значению. Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы, состоянии человека, о действии стихийных сил. Безличные предложения могут выражать желательность или необходимость действия.

б) Приведите примеры.

в) Выразительно прочитайте стихотворения. Найдите в предложенных стихотворениях безличные предложения. Определите, чем выражена грамматическая основа.

г) Ответьте на вопрос: какова роль односоставных предложений в данном тексте?

д) Ответить на вопрос другой группы.

е) Создать макет учебного пособия «Виды односоставных предложений». (схема, таблица)

Ответы учащихся оцениваются после выступления каждой группы.

Учитель русского языка: Какой вид односоставных предложений не назван? (Обобщенно-личные)

Учитель русского языка: Расскажите о данном виде односоставных предложений.

III. Вывод.

Учитель русского языка. В чем своеобразие односоставных предложений?

Ученики. Своеобразие, то есть оригинальность, отличие односоставных предложений, заключается в том, что односоставные предложения точны и лаконичны. Отсутствие второго главного члена в предложении указывает на то, что особенно важно для автора: действие или называние явлений.

Выставление оценок.

IV. Рефлексия.

Учитель русского языка.

- Оцените работу группы в целом.

- Кто, на ваш взгляд, внес больший вклад в работу группы?

V. Составление макета наглядного пособия.

Задание: каждая группа составляет макет таблицы-схемы «Виды односоставных предложений», обобщая материал урока.

VI. Составление таблицы, схемы «Виды односоставных предложений» .

Работа выполняется на компьютерах в сервисе Google Docs.

Учитель информатики:

Актуализация знаний

Вопросы:

- При помощи какой модели можно наглядно представить структурированную информацию? (информационной)

- Информационная модель может быть выражена в виде графика, таблицы, схемы, диаграммы, картинки и т.д. Для выполнения вашего задания какой вид будет наиболее оптимальным? (схема, таблица)

- При помощи какой программы удобнее всего представить информационную модель в виде схемы или таблицы? (текстовый редактор, например, MS Word)

- Для организации работы в группе над одним и тем же документом необходим многопользовательский режим. Какой из рассмотренных нами ранее сервисов позволяет работать одновременно нескольким пользователям в одном документе? (Google Docs)

Формулировка задания

Схему односоставных предложений вам необходимо будет оформить в сервисе Google Docs. Рассаживаемся за компьютерами таким образом, чтобы члены одной группы находились за соседними компьютерами.

Каждая группа будет работать совместно в своём документе. Для этого пройдите по ссылкам, находящимся в папке вашего класса, выбрав номер своей группы.

Интерфейс сервиса предельно приближен к привычному нам интерфейсу офисных программ. Основная задача: в пределах установленного времени оформить схему односоставных предложений. Для этого вам потребуется грамотно распределить обязанности в группе, чтобы успеть вовремя и качественно выполнить работу. Подумайте: какую часть схемы лучше доверить тому или иному участнику группы. Кто займётся итоговым форматированием схемы?

В конце урока на экране будут представлены получившиеся схемы и каждой группе нужно будет презентовать свою работу, ответив на следующие вопросы:

- Почему именно такое представление выбрано?

- Как распределялись роли в группе?

- Чем обусловлено цветовое решение схемы?

Помните: грамотное оформление схемы не менее важно, чем её смысловое содержание.

VII. Презентация проектных работ. (Защита таблицы, схемы).

  1. Домашнее задание по выбору.

Приложение к уроку.

Тексты для работы в группах:

Определенно-личные предложения.

1. Нет любви ни к деревне, ни к городу,

Как же смог я её донести?

Брошу всё. Отпущу себе бороду

И бродягой пойду по Руси. (С. Есенин)

2. Плетемся по грибы.

 Шоссе, Леса, Канавы.

Дорожные столбы

Налево и направо.

С широкого шоссе

Идем во тьму лесную.

По щиколку в росе

Плутаем врассыпную.

         (Б.Пастернак)

3. В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чём? (М. Лермонтов)

4. Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

(А.Пушкин)

5. Учись у них - у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
(А.Фет)

6.  Еду. Тихо. Слышны звоны                       

Под копытом на снегу,                              

Только серые вороны

Расшумелись на лугу. (С. Есенин)

7.Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных, -

Я предаюсь моим мечтам.

(А.С.Пушкин)

Назывные предложения.

1. Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть!

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный легкий шелест.

Туманная и тихая лазурь

Над грустно сиротеющей землею.

И как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый  холодный ветр порою.

Ущерб, изнеможенье -  и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

(Ф.Тютчев)

2. Опять дожди, опять туманы,

  И листопад, и голый лес,

  И потемневшие поляны,

  И низкий серый свод небес, -    С.Аксаков.

3. Плетемся по грибы.

 Шоссе, Леса, Канавы.

Дорожные столбы

Налево и направо.

С широкого шоссе

Идем во тьму лесную.

По щиколку в росе

Плутаем врассыпную.

         (Б.Пастернак)

4. Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые.

 Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые

5. Чудная картина,                                      Свет небес высоких,

 Как ты мне родна!                                  И блестящий снег,

 Белая равнина,                                        И саней далёких

 Полная луна,                                          Одинокий бег.         ( А.Фет)

Неопределенно-личные предложения.

Древнерусские зодчие стремились выделять церкви среди остальных городских зданий. 2) В северных городах на фоне серых бревенчатых домов церкви строили белоснежными. 3) В южных оставляли в красновато-розовой кирпичной окраске. 4) Купола церквей делали медными и золотистыми. 5) Их часто золотили. 6) Таким образом, церковные постройки на перекрестках и площадях становились заметными. (По Б.Рыбакову)

1. По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ.
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.

(И.Крылов)

2. Я спросил сегодня у менялы,
Что дает за полтумана по рублю,
Как сказать мне для прекрасной Лалы
По-персидски нежное «люблю»?

…………………………………………………….

И ответил мне меняла кратко:

О любви в словах не говорят,

О любви вздыхают лишь украдкой,

Да глаза, как яхонты, горят.

(Сергей Есенин. Я спросил сегодня у менялы)

3. Зла, добра ли? — Ты вся — не отсюда.
Мудрено про тебя говорят:

Для иных ты — и Муза, и чудо.

Для меня ты — мученье и ад.

(Александр Блок. К Музе)

4. А.Ахматова.

 Сероглазый король

Слава тебе, безысходная боль!

Умер вчера сероглазый король.

Вечер осенний был душен и ал,

Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:

«Знаешь, с охоты его принесли,

Тело у старого дуба нашли…»

  1. А.С.Пушкин.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечет. ….


6. А.С.Пушкин.

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена.

Безличные предложения.

1. Иван Бунин:

   Не видно птиц. Покорно чахнет

   Лес, опустевший и больной.

    Грибы сошли, но крепко пахнет

    В овраге сыростью грибной.

2. Ф.Тютчев:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -

Я ничего не пойму.

3. Б.Пастернак.

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.

4. М.Ю.Лермонтов.

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
        И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.*
        Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Материал к уроку.

Назывные предложения широко используются в художественной литературе, особенно в поэзии. С помощью  назывных предложений создаются лаконичные и выразительные картины.

В неопределенно-личных предложениях подлежащее только подразумевается, оно неопределенно, так как говорящего в таких случаях интересует лишь совершаемое действие, а не его исполнитель.

Обобщенно-личные предложения придают речи точность и меткость выражений.

Безличные предложения особенно распространены в художественных текстах, что объясняется выразительностью этих синтаксических конструкций: лаконично и ярко они помогают изобразить состояние природы, окружающей героев обстановки, сложные ощущения человека, его душевное состояние. Авторское Я скрывается за безличной формой, которая позволяет смягчить категоричность высказывания, сделать повествование более лаконичным


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс

Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 классВставка текста в графическом редакторе PaintВторостепенные члены предложения.Образовательные целипо русскому языку- проверить  знания учащихс...

Интегрированный урок русского языка — английского языка по теме: «Грамматическая основа предложения. Порядок слов»

Интегрированный урок русского языка — английского языка  по теме: «Грамматическая основа предложения. Порядок слов»...

Интегрированный урок "Русский язык + Информатика "

Интегрированный урок «Русский язык + Информатика»Тема: Язык- важнейшее средство общения.Цель урока: познакомить с правилами общения, с формулами речевого этикета, используемыми в данн...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и английского языка по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными условия"

Данный урок позволяет формировать у обучающихся умения определять структуру сложноподчинённых предложений с придаточными условными как в русском, так и в английском языке. Воспитывает доброжелательное...