Интегрированный урок русского языка и информатики в 9 классе "Языковые подсистемы и информатика".
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Авторы: Белоногова Н.И., Салихова Л.З.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированный урок русского языка и информатики "Языковые подсистемы и информатика". | 33.15 КБ |
Презентация к интегрированному уроку "Языковые подсистемы и информатика". | 236 КБ |
Приложение № 2 | 30.5 КБ |
Приложение № 3 | 265.05 КБ |
Приложение № 4 | 48.5 КБ |
Приложение № 5 | 34.5 КБ |
Приложение № 6 | 16.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 32»
Интегрированный урок
(русский язык + информатика + ИКТ)
по морфемике и словообразованию в 9 Б классе
"Языковые подсистемы и информатика"
Учитель информатики:
Салихова Лилия Завдятовна
Учитель русского языка и литературы:
Белоногова Наталья Ивановна
г. Нижнекамск, 2010 г.
Дата: 21. 04. 2010 г.
Класс: 9 Б
Вид урока: урок систематизации и обобщения изученного материала (обобщающий).
Тип урока: комбинированный.
Технология: личностно-ориентированная.
Цель: обобщить и углубить знания по словообразованию и морфемике, совершенствовать умения различать морфемы в составе слова, выделять их значения, определять средства и способы формирования слов; обобщить и углубить знания по теме “Текстовый процессор MS Word”, совершенствовать умения по работе с таблицами, шрифтами.
Задачи урока:
- Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к предметам “Русский язык” и “Информатика и информационные технологии”;
- совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.
- Обучающие:
- углубление, обобщение и систематизация знаний по темам “Морфемика и словообразование”, “Текстовый процессор MS Word”;
- формирование умения применять полученные знания на практике.
- Развивающие:
- развивать связную речь, память, логическое мышление, орфографическую зоркость;
- развивать умение выполнять типичные задания ЕГЭ (части А и В, раздел “Морфемика и словообразование”);
- развивать ИКТ-компетентность учащихся;
- развивать ключевые компетентности учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация изученного материала.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.
Организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Материально-техническая база:
- презентация “Морфемика и словообразование” (Приложение 1);
- мультимедиа;
- раздаточный материал по русскому языку (Приложение 2);
- тест по морфемике и словообразованию (Приложение 3);
- буклет по теме “Морфемика” (Приложение 4);
- практическая работа в MS Word (Приложение 5).
План урока
1 Организационный момент. Приветствие. Мотивационное начало урока .
2 Постановка цели урока. Актуализация знаний.
3 Использование слайдов, работа с (Приложением 2), (Приложением 4). Этап систематизации знаний, повторение изученного материала.
4 Использование слайдов, работа с (Приложением 2), (Приложением 4), (Приложением 3), (Приложением 5).
5 Подведение итогов. Запись домашнего задания.
Ход урока
1. Организационный момент
Для урока приготовлена презентация в среде программы Power Point с целью визуализации информации по ходу обобщения материала (Приложение 1).
На экране (Приложение 1, слайд 1).
(слайд 1) Языковые подсистемы и информатика
Повторение изученного материала
На партах учеников разложены:
- раздаточный материал по русскому языку (Приложение 2);
- буклет по теме “Морфемика” (Приложение 4);
- рабочие тетради по русскому языку и информатике.
Учителя приветствуют учащихся.
2. Мотивационное начало урока
Учитель русского языка: на предыдущих уроках мы повторяли довольно сложную тему “Морфемика и словообразование”. Вопросы по данной теме есть в материалах ЕГЭ.
Сегодня у нас завершающий урок и начать его хочу со слов Николая Васильевича Гоголя
(слайд 2)
… постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение …
Н.В.Гоголь
Далее ставятся перед учащимися цели, которые необходимо достичь, для успешной сдачи ЕГЭ
(слайд 3) Цели урока:
- обобщить и углубить знания по словообразованию и морфемике;
- развивать умение выполнять типичные задания ЕГЭ (часть А и В, раздел «Морфемика и словообразование»), различать морфемы в составе слова и выделять их значения, определять средства и способы образования слов;
- показать целесообразность межпредметных связей уроков русского языка и информатики;
- закрепить навыки работы в текстовом процессоре MS Word.
3. Актуализация знаний
Фронтальная работа с классом (учащиеся продолжают фразы учителя русского языка):
(слайд 4)
Морфемика – ….
Словообразование – …
Морфема – …
Приставка – ….
Корень – ….
Суффикс – ….
Окончание – ….
Основа слова – …
Учащиеся устно работают, вспоминая способы образования слов.
(слайд 5) СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ
(слайд 6) СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ
Учащиеся письменно в тетрадях выполняют задания 1-2 приложения №2 (слайды 7-8).
Практическая работа по русскому языку (приложение №2)
1. | школа-интернат физкультура новостройка трехэтажный | определите, каким способом образованы данные слова |
2. | радостный предрасположить каким-нибудь | сделайте морфемный разбор данных слов |
4. Этап систематизации знаний, повторение изученного материала
На этом этапе повторяются способы образования слов, рассматриваются типичные задания ЕГЭ (части А и В), порядок и пример морфемного анализа слова, порядок и пример словообразовательного анализа слова. В ходе работы используется (Приложение 4).
(слайд 9) ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ЕГЭ
(слайд 10) Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
(слайд 11) Какое слово неправильно разобрано по составу?
(слайд 12) В каком слове нет суффикса -чик-?
(слайд 13) Укажите в предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом?
Учитель информатики:
Далее из учащихся класса формируется две группы. Объясняется дальнейшая работа этих групп.
Задания для 1 группы письменно в тетрадях по русскому языку выполнить (Приложение 2, задания 3 – 6).
3. | 1. выход, газопровод, кондитерский, вырасти 2. ошейник, наконечник, безрукавка, вход 3. труженик, самовар, бумажонка, гвоздичный | разберите слова по составу |
4. | водянистый, по-весеннему, запеть, водяной, запевала, весенний, весна, петь, вода, запевать. | объедините слова в словообразовательные цепочки |
5. | дом земля любовь ночь | образуйте от данных слов как можно больше однокоренных слов, выделите в них морфемы |
6. | печник, деловой, шелковистый | сделайте словообразовательный анализ данных слов |
Задания для 2 группы находятся в папке “Русский язык” на диске Н (Приложение 1, слайды 17, 18). Выполнить на персональных компьютерах в текстовом процессоре MS Word практические задания (Приложение 3), (Приложение 5).
(слайд 14) ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРЕ
В процессе выполнения практических работ учащиеся меняются местами.
Гимнастика для глаз (слайды 15-19).
Затем учащиеся в конце урока выполняют контрольный тест по морфемике и словообразованию.
(слад 20) ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРЕ
5. Подведение итогов. Запись домашнего задания.
(слайд 21) Ожидаемый результат
Русский язык
Вывод, к которому подводятся учащиеся: для того, чтобы успешно выполнить задания ЕГЭ по морфемике и словообразованию: необходимо знать способы образования слов, уметь правильно делать морфемный и словообразовательный анализы заданных слов.
Информатика и ИКТ
Обратить внимание на типичные ошибки, допущенные при работе с текстовым процессором
MS Word: форматирование таблиц, распределение текста по колонкам.
6. Постановка домашнего задания по русскому языку и информатике (слайд 22)
Русский язык:
- Стр. 15, упр. 22
Учебник Разумовской «Русский язык 9 класс».
Информатика:
Повторить способы создания и форматирования таблиц, списков.
Учебник Семакин «Информатика и ИКТ 9 класс».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Приложение №2
Практическая работа по русскому языку
1. | школа-интернат физкультура новостройка трехэтажный | определите, каким способом образованы данные слова |
2. | радостный предрасположить каким-нибудь | сделайте морфемный разбор данных слов |
3. | 1. выход, газопровод, кондитерский, вырасти 2. ошейник, наконечник, безрукавка, вход 3. труженик, самовар, бумажонка, гвоздичный | разберите слова по составу |
4. | водянистый, по-весеннему, запеть, водяной, запевала, весенний, весна, петь, вода, запевать. | объедините слова в словообразовательные цепочки |
5. | дом земля любовь ночь | образуйте от данных слов как можно больше однокоренных слов, выделите в них морфемы |
6. | печник, деловой, шелковистый | сделайте словообразовательный анализ данных слов |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Морфемика - это состав, строение слова
Морфемы – значимые части слова: основа, окончание, корень, приставка, суффикс.
1) Окончание - изменяемая часть слова, которая обеспечивает связь слов в словосочетании и предложении и указывает значение рода, числа, падежа
Как выделить окончание в слове |
1. Исследовать, изменяется ли слово. Если не изменяется – окончания нет. 2. Если изменяется, то изменить, ставя слово в две или три формы. 3. Изменяющаяся часть слова – окончание. |
Надо запомнить: деепричастия, наречия, предлоги окончаний не имеют, т.к. являются неизменяемыми частями речи.
ПРИМЕРЫ:
Колыхаясь и сверкая, движутся полки (М.Лермонтов).
Летом на улице жарко. (В предложении слово летом является наречием, а не существительным, т.к. отвечает на вопрос Когда? и является обстоятельством, следовательно, окончания не имеет. Жарко также является наречием, окончания в этом слове нет)
Работы были выполнены в течение суток. (В течение – производный предлог, неизменяемая часть речи, окончания нет.)
Надо запомнить: изменяемые части речи могут иметь нулевое окончание. Чтобы найти его, поставьте слово в две или три формы.
Зима (0) – зимой, о зиме.
Много птиц (0)– птица, о птице.
Слышал (0) – слышала, слышали.
Одевал(0)ся – одевалась, одевались.
Прибежал (0) – прибежала, прибежали.
2) Корень – общая часть родственных слов, значимая часть слова. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными.
Как выделить корень в слове |
1. Найти основу: для этого выделить окончание. 2. Подобрать родственные (однокоренные, т. е. с одинаковым значением) слова. 3. Найти наименьшую общую часть родственных слов. |
Пример: 1) вода; 2) водяной, водный, водянистый; 3) вода |
3) Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Как выделить приставку в слове |
1. Найти в слове корень. 2. Определить часть слова, стоящую перед корнем. 3. Подобрать однокоренные слова без первой части, т.е. без приставки. |
Пример: 1) подводный 2) подводный 3) водяной, вода, водянистый |
4) Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Как выделить суффикс в слове |
1. Найти основу (часть слова без окончания) 2. Найти слово, от которого образовалось анализируемое слово. Выделить в нем основу (она называется производящей). 3. Наложить основы в словах друг на друга и выделить последующую часть слова, которая образовала наше анализируемое слово. |
Пример: 1) руководитель(0) 2) руководить 3) руководитель - руководить |
Надо запомнить: в слове может быть не один, а два и более суффиксов.
Обычно два суффикса:
1. В глаголах прошедшего времени (глагольный тематический –а-, -я-, -и-, -е-, -ну- и формообразующий суффикс –л-). Например: прыгнул, прочитал.
2. В глаголах на –ся, -сь. Например: восторгается, улыбаюсь;
3. В деепричастиях. Например: запекая, вычистив, сказав, возвращаясь.
4. В причастиях. Например: прочитанный, разыгравший, избегающий.
Формообразующие суффиксы
Суффиксы | Формы слов |
-е- (выш-е); -ее/-ей (быстр-ее) -ше (рань-ше), -же (глуб-же) | простая сравнительная степень прилагательных и наречий |
- ейш-/-айш- (быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий) | простая превосходная степень сравнения прилагательных |
-л (чита-л) | прошедшее время глагола |
-и (пиш-и) | повелительное наклонение глагола |
-ть/-ти (писа-ть, пас-ти) (часто этот суффикс рассматривается как окончание.) | неопределенная форма глаголов (инфинитив) |
-ущ-/-ющ- (пиш-ущ-ий, рису-ющ-ий) -ащ-/ящ- (держ-ащ-ий, говор-ящ-ий) -вш-/-ш- (держа-вш-ий, нес-ш-ий) -ем-/-им-/-ом- (раздава-ем-ый, твор-им-мый, нес-ом-ый) -енн-/-онн-/-нн- (принес-ённ-ый, разобра-нн-ый) -т- (разби-т-ый) | действительные причастия страдательные причастия |
-а/-я (держ-а, нес-я) -в/-вши/-ши (удержа-в, удержа-вши, принес-ши) | деепричастие |
Предварительный просмотр:
ПРЛОЖЕНИЕ №5
Практическая работа в текстовом процессоре MS Word.
Задание 1.
Вставить пропущенное слово в словообразовательной цепочке вместо многоточия и выделить его красным цветом, начертание – полужирный курсив (через панель Форматирование).
Учить -> учитель -> … -> учительствовать
- учительский
- учительница
- учение
- учительство
Новый -> обновить -> … -> возобновление
- обновитель
- обновка
- возобновить
- новизна
Пар -> парить -> … -> испарение
- парной
- испарить
- парильня
- парник
Задание 2.
Вставить пропущенное слово в словообразовательной цепочке вместо многоточия, выделить его синим цветом с эффектом двойного подчеркивания (с помощью команды Формат – Шрифт).
Свет -> светить -> … -> освещение
- осветитель
- светлый
- осветить
- просвет
Сказать -> предсказать -> … -> предсказательница
- сказание
- рассказывать
- предсказывать
- предсказатель
Живой -> живить -> оживить ->… -> оживленность
- оживление
- оживленно
- живительный
- оживленный
Задание 3.
Внимательно прочтите слова и заполните таблицу. Полученную таблицу отформатировать по своему усмотрению.
Берет, обе, течет, сестра, снежный, лицевой, несут, строго, седьмой, несли, быстро, зимой, пятый, два, синева, синий, говорить, интересный, сеяный, гусиный, реже.
Корень+окончание | Корень+суффикс+окончание | Корень+суффикс |
Задание 4.
Выберите слова, морфемное строение которых соответствует указанной схеме, и заполните таблицу. Таблицу отформатируйте по своему усмотрению.
□ | □ | О□ |
Безопасный, взрыв, черноморский, стекловидный, вход, безотказный, всплеск, взмах, безоружный, разнообразный, вскрик, безобидный, противотанковый, взгляд, безоблачный, вольнодумец, взнос.
Не забудьте выполненную практическую работу сохранить в свою папку!!!
Предварительный просмотр:
Порядок морфемного анализа
- Определите часть речи
- У изменяемого слова найдите окончание
- Укажите основу слова
- Выделите приставки (если они есть)
- Выделите суффиксы (если они есть)
- Выделите корень, подберите однокоренные слова
- Запишите графическую схему слова
Пример морфемного анализа
ПРИЛЕТАЮТ – глагол
Имеет окончание –ют (2 лицо, мн.ч.) Основа: ПРИЛЕТА
Приставка: ПРИ-
Суффикс: -А- (суффикс неопределенной формы глагола)
Корень: -ЛЕТ-
однокоренные слова ЛЕТАЮТ, ЛЁТЧИК, УЛЁТЕТЬ
Порядок словообразовательного анализа
- Дать толкование лексического значения слова
- Сравнить состав данного слова с однокоренным. Найти слово (сочетание слов), от которого оно образовано
- Выявить морфему, с помощью которой оно образовано
- Построить словообразовательную цепочку
- Определить способ словообразования
Пример словообразовательного анализа
УЧИТЕЛЬСТВО – существительное имеет собирательное значение «множество учителей»
Однокоренные слова: УЧИТЕЛЬ, УЧИТЬ, образовано от слова УЧИТЕЛЬ
Слово образовано с помощью суффикса -СТВ-
УЧИТЬ УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЬСТВО
Способ словообразования: СУФФИКСАЛЬНЫЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и информатики в 5 классе
Данная разработка содержит материал для обобщения и закрепления основного программного материала по теме «Построение и редактирование текста»; развития ...
Интегрированный урок русского языка и информатики "Использование алгоритмов при работе с различными видами орфограмм."
Интегрированный урок. 9 класс....
интегрированный урок русский язык и информатика
Современную эпоху, в которую мы вступили в новом тысячелетии, называют “информационной эпохой”, так как самым важным продуктом становится информация. Перед школьным образованием стоит проблема –...
Интегрированный урок русского языка и информатики
Тема урока русского языка: "Лексика ограниченная в употреблении".Тема урока информатики и ИКТ: "Устройство компьютера"....
интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс
Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 классВставка текста в графическом редакторе PaintВторостепенные члены предложения.Образовательные целипо русскому языку- проверить знания учащихс...
Интегрированный урок (русский язык+математика+информатика) по теме "Язык и логика"
Интегрированный урок (русский язык+математика+информатика) по теме "Язык и логика"....