Интегрированный урок русского языка и информатики в 9 классе "Языковые подсистемы и информатика".
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Белоногова Наталья Ивановна

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 32»

Интегрированный урок

(русский язык + информатика + ИКТ)

по морфемике и словообразованию в 9 Б классе

"Языковые подсистемы и информатика"

Учитель информатики:

Салихова Лилия Завдятовна

Учитель русского языка и литературы:

Белоногова Наталья Ивановна

г. Нижнекамск, 2010 г.

Дата: 21. 04. 2010 г.

Класс: 9 Б

Вид урока: урок систематизации и обобщения изученного материала (обобщающий).

Тип урока: комбинированный.

Технология: личностно-ориентированная.

Цель:  обобщить и углубить знания по словообразованию и морфемике, совершенствовать умения различать морфемы в составе слова, выделять их значения, определять средства и способы формирования слов; обобщить и углубить знания по теме “Текстовый процессор MS Word”, совершенствовать умения по работе с таблицами, шрифтами.

Задачи урока:

  1. Воспитательные:
  1. воспитывать познавательный интерес к предметам “Русский язык” и “Информатика и информационные технологии”;
  2. совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к слову.

  1. Обучающие:
  1. углубление, обобщение и систематизация знаний по темам “Морфемика и словообразование”, “Текстовый процессор MS Word”;
  2. формирование умения применять полученные знания на практике.

  1. Развивающие:
  1. развивать связную речь, память, логическое мышление, орфографическую зоркость;
  2. развивать умение выполнять типичные задания ЕГЭ (части А и В, раздел “Морфемика и словообразование”);
  3. развивать ИКТ-компетентность учащихся;
  4. развивать ключевые компетентности учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация изученного материала.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Материально-техническая база:

  1. презентация “Морфемика и словообразование” (Приложение 1);
  2. мультимедиа;
  3. раздаточный материал по русскому языку (Приложение 2);
  4. тест по морфемике и словообразованию (Приложение 3);
  5. буклет по теме “Морфемика” (Приложение 4);
  6. практическая работа в MS Word (Приложение 5).

План урока

1 Организационный момент.         Приветствие. Мотивационное начало урока        .

2 Постановка цели урока. Актуализация знаний.

3 Использование слайдов, работа с (Приложением 2), (Приложением 4). Этап систематизации знаний, повторение изученного материала.

4 Использование слайдов, работа с (Приложением 2), (Приложением 4), (Приложением 3), (Приложением 5).

5 Подведение итогов. Запись домашнего задания.

Ход урока

1. Организационный момент

Для урока приготовлена презентация в среде программы Power Point с целью визуализации информации по ходу обобщения материала (Приложение 1).

На экране (Приложение 1, слайд 1).

(слайд 1)                                  Языковые подсистемы и информатика

Повторение изученного материала

На партах учеников разложены:

  1. раздаточный материал по русскому языку (Приложение 2);
  2. буклет по теме “Морфемика” (Приложение 4);
  3. рабочие тетради по русскому языку и информатике.

Учителя приветствуют учащихся.

2. Мотивационное начало урока

Учитель русского языка: на предыдущих уроках мы повторяли довольно сложную тему “Морфемика и словообразование”. Вопросы по данной теме есть в материалах ЕГЭ.

Сегодня у нас завершающий урок и начать его хочу со слов Николая Васильевича Гоголя

(слайд 2)

 постижение законов русского языка есть тяжкая обязанность, но и наслаждение …

       Н.В.Гоголь

Далее ставятся перед учащимися цели, которые необходимо достичь, для успешной сдачи ЕГЭ

(слайд 3)     Цели урока:

  1. обобщить и углубить знания по словообразованию и морфемике;
  2. развивать умение выполнять типичные задания  ЕГЭ (часть А и В, раздел «Морфемика и словообразование»), различать морфемы в составе слова и выделять их значения, определять  средства и способы образования слов;
  3. показать целесообразность межпредметных связей уроков русского языка и информатики;
  4. закрепить навыки работы в текстовом процессоре MS Word.

3. Актуализация знаний

Фронтальная работа с классом (учащиеся продолжают фразы учителя русского языка):

(слайд 4)

Морфемика – ….

Словообразование – …

Морфема – …

Приставка – ….

Корень – ….

Суффикс – ….

Окончание – ….

Основа слова – …

Учащиеся устно работают, вспоминая способы образования слов.

(слайд 5)                        СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

                                                   МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ

(слайд 6)                                 СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

НЕМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ

Учащиеся письменно в тетрадях выполняют задания 1-2 приложения №2 (слайды 7-8).

Практическая работа по русскому языку (приложение №2)

1.

школа-интернат

физкультура

новостройка

трехэтажный

определите, каким способом образованы данные слова

2.

радостный

предрасположить

каким-нибудь

сделайте морфемный разбор данных слов

4. Этап систематизации знаний, повторение изученного материала

На этом этапе повторяются способы образования слов, рассматриваются типичные задания ЕГЭ (части А и В), порядок и пример морфемного анализа слова, порядок и пример словообразовательного анализа слова. В ходе работы используется (Приложение 4).

(слайд 9)                                  ТИПИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ЕГЭ

(слайд 10)      Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?

(слайд 11)                    Какое слово неправильно разобрано по составу?

   

(слайд 12)                                  В каком слове нет суффикса -чик-?

(слайд 13)  Укажите в предложении слово, образованное приставочно-суффиксальным способом?

Учитель информатики:

Далее из учащихся класса формируется две группы. Объясняется дальнейшая работа этих групп.

Задания для 1 группы письменно в тетрадях по русскому языку выполнить (Приложение 2, задания 3 – 6).

3.

1. выход, газопровод, кондитерский, вырасти

2. ошейник, наконечник,  безрукавка, вход

3. труженик, самовар, бумажонка, гвоздичный

разберите слова по составу

4.

водянистый, по-весеннему, запеть, водяной, запевала, весенний, весна, петь, вода, запевать.

объедините слова в словообразовательные цепочки

5.

дом

земля

любовь

ночь

образуйте от данных слов как можно больше однокоренных слов, выделите в них морфемы

6.

печник, деловой, шелковистый

сделайте словообразовательный  анализ данных слов

Задания для 2 группы находятся в папке “Русский язык” на диске Н (Приложение 1, слайды 17, 18). Выполнить на персональных компьютерах в текстовом процессоре MS Word практические задания (Приложение 3), (Приложение 5).

 

(слайд 14)                          ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРЕ

В процессе выполнения практических работ учащиеся меняются местами.

Гимнастика для глаз (слайды 15-19).

Затем учащиеся в конце урока выполняют контрольный тест по морфемике и словообразованию.

(слад 20)                   ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА КОМПЬЮТЕРЕ

5. Подведение итогов. Запись домашнего задания.

 (слайд 21)                                           Ожидаемый результат        

                         

Русский язык

Вывод, к которому подводятся учащиеся: для того, чтобы успешно выполнить задания ЕГЭ по морфемике и словообразованию: необходимо знать способы образования слов, уметь правильно делать морфемный и словообразовательный анализы заданных слов.

Информатика и ИКТ

Обратить внимание на типичные ошибки, допущенные при работе с текстовым процессором

MS Word: форматирование таблиц, распределение текста по колонкам.

6. Постановка домашнего задания по русскому языку и информатике (слайд 22)

Русский язык:

  1. Стр. 15, упр. 22

Учебник Разумовской «Русский язык 9 класс».

Информатика:

Повторить способы создания и форматирования таблиц, списков.

Учебник Семакин  «Информатика и ИКТ 9 класс».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Практическая работа по русскому языку

1.

школа-интернат

физкультура

новостройка

трехэтажный

определите, каким способом образованы данные слова

2.

радостный

предрасположить

каким-нибудь

сделайте морфемный разбор данных слов

3.

1. выход, газопровод, кондитерский, вырасти

2. ошейник, наконечник,  безрукавка, вход

3. труженик, самовар, бумажонка, гвоздичный

разберите слова по составу

4.

водянистый, по-весеннему, запеть, водяной, запевала, весенний, весна, петь, вода, запевать.

объедините слова в словообразовательные цепочки

5.

дом

земля

любовь

ночь

образуйте от данных слов как можно больше однокоренных слов, выделите в них морфемы

6.

печник, деловой, шелковистый

сделайте словообразовательный  анализ данных слов



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Морфемика - это состав, строение слова

Морфемы – значимые части слова: основа, окончание, корень, приставка, суффикс.

1) Окончание - изменяемая часть слова, которая обеспечивает связь слов в словосочетании и предложении и указывает значение рода, числа, падежа

Как выделить окончание  в слове

1. Исследовать, изменяется ли слово. Если не изменяется – окончания нет.

2. Если изменяется, то изменить, ставя слово в две или три формы.

3. Изменяющаяся часть слова – окончание.

Надо запомнить: деепричастия, наречия, предлоги окончаний не имеют, т.к. являются неизменяемыми частями речи.

ПРИМЕРЫ:
Колыхаясь и сверкая, движутся полки (М.Лермонтов).

Летом на улице жарко. (В предложении слово летом является наречием, а не существительным, т.к. отвечает на вопрос Когда? и является обстоятельством, следовательно, окончания не имеет. Жарко также является наречием, окончания в этом слове нет)

Работы были выполнены в течение суток. (В течение – производный предлог, неизменяемая часть речи, окончания нет.)

Надо запомнить: изменяемые части речи могут иметь нулевое окончание. Чтобы найти его, поставьте слово в две или три формы.

Зима (0) – зимой, о зиме.

Много птиц (0)– птица, о птице.

Слышал (0) – слышала, слышали.

Одевал(0)ся – одевалась, одевались.

Прибежал (0) – прибежала, прибежали.

2) Корень – общая часть родственных слов, значимая часть слова. Слова с одинаковыми  корнями называются однокоренными.

Как выделить корень в слове

1. Найти основу: для этого выделить окончание.

2. Подобрать родственные (однокоренные, т. е. с одинаковым значением) слова.

3. Найти наименьшую общую часть родственных слов.

Пример: 1) вода; 2) водяной, водный, водянистый; 3) вода

3) Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Как выделить приставку в слове

1. Найти в слове корень.

2. Определить часть слова, стоящую перед корнем.

3. Подобрать однокоренные слова без первой части, т.е. без приставки.

Пример: 1) подводный 2) подводный 3) водяной, вода, водянистый

4) Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Как выделить суффикс  в слове

1. Найти основу (часть слова без окончания)

2. Найти слово, от которого образовалось анализируемое слово. Выделить в нем основу (она называется производящей).

3. Наложить основы в словах друг на друга и выделить последующую часть слова, которая образовала наше анализируемое слово.

Пример: 1) руководитель(0) 2) руководить 3) руководитель - руководить

Надо запомнить: в слове может быть не один, а два и более суффиксов.

Обычно два суффикса:

1.  В глаголах прошедшего времени (глагольный тематический –а-, -я-, -и-, -е-, -ну- и формообразующий суффикс –л-). Например: прыгнул, прочитал.

2.  В глаголах на –ся, -сь. Например: восторгается, улыбаюсь;

3.  В деепричастиях. Например: запекая, вычистив, сказав, возвращаясь.

4.  В причастиях. Например: прочитанный, разыгравший, избегающий.

Формообразующие суффиксы

Суффиксы

Формы слов

-е- (выш-е); -ее/-ей (быстр-ее)

-ше (рань-ше), -же (глуб-же)

простая сравнительная степень прилагательных и наречий

- ейш-/-айш-

(быстр-ейш-ий, высоч-айш-ий)

простая превосходная степень сравнения прилагательных

-л (чита-л)

прошедшее время глагола

-и (пиш-и)

повелительное наклонение глагола

-ть/-ти (писа-ть, пас-ти)

(часто этот суффикс рассматривается как окончание.)

неопределенная форма глаголов (инфинитив)

-ущ-/-ющ- (пиш-ущ-ий, рису-ющ-ий)

-ащ-/ящ- (держ-ащ-ий, говор-ящ-ий)

-вш-/-ш- (держа-вш-ий, нес-ш-ий)

-ем-/-им-/-ом- (раздава-ем-ый, твор-им-мый, нес-ом-ый)

-енн-/-онн-/-нн- (принес-ённ-ый, разобра-нн-ый)

-т- (разби-т-ый)

действительные причастия

страдательные причастия

-а/-я (держ-а, нес-я)

-в/-вши/-ши (удержа-в, удержа-вши, принес-ши)

деепричастие



Предварительный просмотр:

ПРЛОЖЕНИЕ №5

Практическая работа в текстовом процессоре MS Word.

Задание 1.

Вставить пропущенное слово в словообразовательной цепочке вместо многоточия и выделить его красным цветом, начертание – полужирный курсив (через панель Форматирование).

Учить  -> учитель  ->  …   -> учительствовать

  1. учительский              
  2. учительница
  3. учение
  4. учительство

Новый ->  обновить  -> …  ->   возобновление

  1. обновитель
  2. обновка
  3. возобновить
  4. новизна

Пар  ->  парить -> …  ->  испарение

  1. парной
  2. испарить
  3. парильня
  4. парник

Задание 2.

Вставить пропущенное слово в словообразовательной цепочке вместо многоточия, выделить его синим цветом с эффектом двойного подчеркивания (с помощью команды Формат – Шрифт).

Свет  -> светить  -> …  ->  освещение

  1. осветитель
  2. светлый
  3. осветить
  4. просвет

Сказать -> предсказать  ->  … -> предсказательница

  1. сказание
  2. рассказывать
  3. предсказывать
  4. предсказатель

Живой -> живить -> оживить  ->… -> оживленность

  1. оживление
  2. оживленно
  3. живительный
  4. оживленный

Задание 3.

Внимательно прочтите слова и заполните таблицу. Полученную таблицу отформатировать по своему усмотрению.

Берет, обе, течет, сестра, снежный, лицевой, несут, строго, седьмой, несли, быстро, зимой, пятый, два, синева, синий, говорить, интересный, сеяный, гусиный, реже.

Корень+окончание

Корень+суффикс+окончание

Корень+суффикс

Задание 4.

Выберите слова, морфемное строение которых соответствует указанной схеме, и заполните таблицу. Таблицу отформатируйте по своему усмотрению.





О

Безопасный, взрыв, черноморский, стекловидный, вход, безотказный, всплеск, взмах, безоружный, разнообразный, вскрик, безобидный, противотанковый, взгляд, безоблачный, вольнодумец, взнос.

Не забудьте выполненную практическую работу сохранить в свою папку!!!



Предварительный просмотр:

Порядок морфемного анализа

  1. Определите часть речи
  2. У изменяемого слова найдите окончание
  3. Укажите основу слова
  4. Выделите приставки (если они есть)
  5. Выделите суффиксы (если они есть)
  6. Выделите корень, подберите однокоренные слова
  7. Запишите графическую схему слова

Пример морфемного анализа

ПРИЛЕТАЮТ – глагол

Имеет окончание –ют (2 лицо, мн.ч.) Основа:   ПРИЛЕТА

Приставка:  ПРИ-

Суффикс:  -А- (суффикс неопределенной формы глагола)

Корень: -ЛЕТ-

однокоренные слова ЛЕТАЮТ, ЛЁТЧИК, УЛЁТЕТЬ

Порядок словообразовательного анализа

  1. Дать толкование лексического значения слова
  2. Сравнить состав данного слова с однокоренным. Найти слово (сочетание слов), от которого оно образовано
  3. Выявить морфему, с помощью которой оно образовано
  4. Построить словообразовательную цепочку
  5. Определить способ словообразования

Пример словообразовательного анализа

УЧИТЕЛЬСТВО – существительное имеет собирательное значение «множество учителей»

Однокоренные слова: УЧИТЕЛЬ, УЧИТЬ,  образовано от слова УЧИТЕЛЬ

Слово образовано с помощью суффикса -СТВ-

УЧИТЬ             УЧИТЕЛЬ            УЧИТЕЛЬСТВО

Способ словообразования: СУФФИКСАЛЬНЫЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и информатики в 5 классе

Данная разработка содержит материал для  обобщения  и закрепления  основного  программного материала по теме  «Построение и редактирование текста»; развития  ...

интегрированный урок русский язык и информатика

Современную эпоху, в которую мы вступили в новом тысячелетии, называют “информационной эпохой”, так как самым важным продуктом становится информация. Перед школьным образованием стоит проблема –...

Интегрированный урок русского языка и информатики

Тема урока русского языка: "Лексика ограниченная в употреблении".Тема урока информатики и ИКТ: "Устройство компьютера"....

интегрированный урок Русский язык/Информатика "Второстепенные члены предложения", 5 класс

Интегрированный урок Информатика /Русский язык 5 классВставка текста в графическом редакторе PaintВторостепенные члены предложения.Образовательные целипо русскому языку- проверить  знания учащихс...

Интегрированный урок (русский язык+математика+информатика) по теме "Язык и логика"

Интегрированный урок (русский язык+математика+информатика) по теме "Язык и логика"....