Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме"Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Марочкина Галина Николаевна

Тип урока: урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy.urok_.9kl.docx26.87 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_uroka_9klass.ppt199.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи»

Цели: организовать деятельность учащихся по изучению многочленных сложных  предложениях с различными видами связи.

Задачи:

- образовательные: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в

сложном предложении с разными видами связи;

отработать навык постановки знаков препинания в сложном

предложении с разными видами связи;

- развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять,

делать вывод;

совершенствовать навык самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;

- воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, родному краю;

воспитывать потребность правильно оценивать собственную деятельность;

воспитывать культуру речи;

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III.Актуализация изученного

Слово учителя.

-На протяжении многих уроков мы работаем со сложными синтаксическими конструкциями. Повторим изученное.

-На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от средства связи между частями?(союзные,бессоюзные)

-Какими могут быть союзные сложные предложения в зависимости от средств связи?(ССП, СПП)

-С помощью чего соединяются части сложных предложений?(с помощью союзов, союзных слов,интонации)

-Как отличить ССП от СПП?

-Смотрим на экран. Читаем предложение. Записываем в тетрадь.

1.Анализ предложения.                 (слайд )

Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (Г.Березко)

- Выделите грамматические основы, составьте схему предложения.

- Сделайте вывод о способе связи предложений

/Грамматические основы: дождь заливал, находился Горбунов, образовались озера.

Схема предложения.

[       ] ; [    , (где…   ) ,     ].(слайд)

Части этого предложения соединяются при помощи бессоюзной и союзной подчинительной связи. /

- Сложные предложения могут состоять из частей, связанных различными видами связи. Подумайте, о чем же пойдет речь сегодня на уроке?

- Итак, тема нашего урока: «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи». (слайд)

IV. Изучение нового материала.

 Слово учителя        

Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединенные между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной. СЛОЖНЫЕ  предложения,в которых сообщается о нескольких ситуациях, обычно содержат в своём составе несколько простых предложений-три и более. Такие предложения  называются многочленными сложными предложениями с различными видами союзной(сочинительной и подчинительной)  и бессоюзной связи.

        В зависимости от разных сочетаний видов связи в таких сложных предложениях выделяются следующие группы:   (слайд)

I. Сочинение + подчинение.

II. Сочинение + бессоюзная связь.

III.Подчинение + бессоюзная связь.

IV. Сочинение + подчинение + бессоюзная связь.

-Одним из заданий тестовой работы в ГИА (задание №14)вы знаете, именно задание,  в котором нужно указать номер предложения с разными видами связи.

-Что необходимо знать и уметь, работая со сложными синтаксическими конструкциями?

Работая со сложными синтаксическими конструкциями, необходимо:

- находить грамматические основы предложений;

- видеть границы простых предложений;

- разбираться в смысловых отношениях между простыми предложениями.

V. Закрепление

-Рассмотрим примеры предложений с разными сочетаниями видов связи. 1.Анализ  предложений. Составление  схем.

1) Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила моя мать.

        Предложение сложное, с разными  видами связи: сочинительной  и подчинительной.

        [   , (в которую…  ),   ] , и [    ] , (с кем…  ).

2) Река тоже присмирела; немного погодя  в ней кто-то плеснул в последний раз, и она стала неподвижна.

        Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и  бессоюзной.

        [    ] ; [    ] , и [    ].

Плакучие ивы купали в озере свои ветви; кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие жёлтые цветы.

        Предложение сложное, с разными  видами связи:  бессоюзной и подчинительной.

        [    ] ; [    ], (в которой …  ).

На следующий день Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция.

        Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной  и  бессоюзной.

        [    , (когда…  ) ,   ] , но [    ] , (что…  ) : [    ].

2. Конструирование предложений. Работа в группах.                               

-Из простых предложений составить СП с разными видами связи, построить  схему.    (слайд)

 1. Тучи с самого утра кружились над городом. 2. Тучи к вечеру заволокли небо. 3. Стало темно. 4. Было совсем не поздно.

(Тучи, которые с самого утра кружились над городом, совсем заволокли небо, и стало темно, хотя было ещё не поздно.

[  ,(которые ),  ], и [   ],  (   ).   

3. Работа  с  учебником.

-Откройте учебникстр.142, упр. 209- устно

-Перед вами тестовое задание №14 ГИА, оно и на экране.

4.Тест по заданию №14 ГИА.

1.   Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной и подчинительной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображенные на картине. (2) В этом искусство живописца сродни работе писателя. (3) В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. (4) Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно.

2.  Среди предложений найдите сложное(-ые)предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (2) Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. (3) Анне Васильевне вспомнился сегодняшний урок и все другие ее уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.

3.   Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

1) Лист бумаги.  (2) Сожмите его и расправьте. (3)На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично,то часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»… (4) Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать полеты в нужном направлении к нужному месту. (5) Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…

4. Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) Автор размышляет о том, какое влияние на окружающую среду оказывает цивилизация в наше время, какую опасность таит в себе безумное отношение к диким животным, что нужно предпринять, чтобы избежать нежелательных последствий того, что происходит. (2) Журналист признает, что состояние хозяйства страны и человеческого бытия губительным образом обернулось против крупных животных: лосей, оленей, бобров, кабанов. (3) Численность их, еще недавно повсюду значительная, местами упала почти до нуля. (4). Причина всему – браконьерство. (5) И нет реальной силы его остановить: в человека-заступника грабитель выстрелит с такой же беспощадностью, с какой стреляет он и в животных.

Ответы: 1-1, 2-3, 3-3, 4-5

VI.Подведение итогов урока

-Что узнали на уроке?

-Какие виды связей существуют между частями сложного предложения?

VII. Домашнее задание:

 § 18, упр. 211,стр.143


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сложные предложения

Слайд 2

Анализ предложения. Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. [ ] ; [ , ( где…), ].

Слайд 3

Тема урока: « Сложные предложения с различными видами употребления союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи»

Слайд 4

Связи предложений в составе сложных. 1.Сочинение + подчинение. 2.Сочинение + бессоюзная связь. 3.Подчинение + бессоюзная связь. 4.Сочинение+подчинение+бессоюзная связь.

Слайд 5

1. Сочинение + подчинение. Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила моя мать. Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; [ , (в которую… ), ] , и [ ] , (с кем… ).

Слайд 6

2.Сочинение + бессоюзная связь. Река тоже присмирела; немного погодя в ней кто-то плеснул в последний раз, и она стала неподвижна. Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной. [ ] ; [ ] , и [ ].

Слайд 7

3.Подчинение + бессоюзная связь. Плакучие ивы купали в озере свои ветви; кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие жёлтые цветы. Предложение сложное, с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной. [ ] ; [ ], (в которой … ).

Слайд 8

4.Сочинение+подчинение+бессоюзная связь. На следующий день Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция. Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной . [ ], но [ ] , (что ) : [ ].

Слайд 9

1. Тучи с самого утра кружились над городом. 2. Тучи к вечеру заволокли небо. 3. Стало темно. 4. Было совсем не поздно. Тучи, которые с самого утра кружились над городом, к вечеру заволокли небо, и стало темно, хотя было ещё не поздно. [ ,( которые ) , ], и [ ], ( ) . Конструирование предложений. Работа в группах.

Слайд 10

Работа по учебнику. Упр.209,стр.142-устно

Слайд 11

Тест по заданию №14 ГИА. Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной и подчинительной. Напишите номер(-а) предложения(-ий). (1) Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображенные на картине. (2) В этом искусство живописца сродни работе писателя. (3) В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. (4) Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно.

Слайд 12

2 . Среди предложений найдите сложное(-ые)предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий). (1) Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (2) Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. (3) Анне Васильевне вспомнился сегодняшний урок и все другие ее уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.

Слайд 13

3. Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий). (1) Лист бумаги. (2) Сожмите его и расправьте. (3)На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично, то часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»… (4) Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать полеты в нужном направлении к нужному месту. (5) Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…

Слайд 14

4 . Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной(подчинительной) и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий). (1) Автор размышляет о том, какое влияние на окружающую среду оказывает цивилизация в наше время, какую опасность таит в себе безумное отношение к диким животным, что нужно предпринять, чтобы избежать нежелательных последствий того, что происходит. (2) Журналист признает, что состояние хозяйства страны и человеческого бытия губительным образом обернулось против крупных животных: лосей, оленей, бобров, кабанов. (3) Численность их, еще недавно повсюду значительная, местами упала почти до нуля. (4) Причина всему – браконьерство. (5) И нет реальной силы его остановить: в человека-заступника грабитель выстрелит с такой же беспощадностью, с какой стреляет он и в животных.

Слайд 15

Ответы: 1-1 2-3 3-3 4-5

Слайд 16

Итог урока Что узнали на уроке? Какие виды связей существуют между частями сложного предложения?

Слайд 17

Домашнее задание §37, упражнение 211, стр.143


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период»

Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период». Урок включается в программу часов по развитию речи. Материал урока позволяет повторить о...

Конспект урока: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

Цели: закрепление изученного по теме урока;нахождение видов сложных предложений (СП) в тексте;составление схем СП;построение сложных синтаксических конструкций (ССК);применение ССК в собственной...

Урок- практикум 11 класс Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

Цель: провести мониторинг сформированности у учащихся умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять  знаки препина...

Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

В данном конспекте урока по теме "Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи" подобран материал из произведения А.С. Пушкина "Евгений Онегин"....

Конспект урока по теме "Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи", 9 класс

Тема урока раскрывается на языковом материале одного предложения Л.Н. Толстого "Война и мир"...

Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи 9 класс

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: "Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи 9 класс"...

Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"

Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...