Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме"Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Тип урока: урок изучения нового материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy.urok_.9kl.docx | 26.87 КБ |
prezentatsiya_uroka_9klass.ppt | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи»
Цели: организовать деятельность учащихся по изучению многочленных сложных предложениях с различными видами связи.
Задачи:
- образовательные: формировать умение определять виды союзной и бессоюзной связи в
сложном предложении с разными видами связи;
отработать навык постановки знаков препинания в сложном
предложении с разными видами связи;
- развивающие: развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять,
делать вывод;
совершенствовать навык самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности;
- воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, родному краю;
воспитывать потребность правильно оценивать собственную деятельность;
воспитывать культуру речи;
Тип урока: урок изучения нового материала
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III.Актуализация изученного
Слово учителя.
-На протяжении многих уроков мы работаем со сложными синтаксическими конструкциями. Повторим изученное.
-На какие группы делятся сложные предложения в зависимости от средства связи между частями?(союзные,бессоюзные)
-Какими могут быть союзные сложные предложения в зависимости от средств связи?(ССП, СПП)
-С помощью чего соединяются части сложных предложений?(с помощью союзов, союзных слов,интонации)
-Как отличить ССП от СПП?
-Смотрим на экран. Читаем предложение. Записываем в тетрадь.
1.Анализ предложения. (слайд )
Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (Г.Березко)
- Выделите грамматические основы, составьте схему предложения.
- Сделайте вывод о способе связи предложений
/Грамматические основы: дождь заливал, находился Горбунов, образовались озера.
Схема предложения.
[ ] ; [ , (где… ) , ].(слайд)
Части этого предложения соединяются при помощи бессоюзной и союзной подчинительной связи. /
- Сложные предложения могут состоять из частей, связанных различными видами связи. Подумайте, о чем же пойдет речь сегодня на уроке?
- Итак, тема нашего урока: «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи». (слайд)
IV. Изучение нового материала.
Слово учителя
Сложные предложения могут включать в свой состав предложения, соединенные между собой разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной. СЛОЖНЫЕ предложения,в которых сообщается о нескольких ситуациях, обычно содержат в своём составе несколько простых предложений-три и более. Такие предложения называются многочленными сложными предложениями с различными видами союзной(сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи.
В зависимости от разных сочетаний видов связи в таких сложных предложениях выделяются следующие группы: (слайд)
I. Сочинение + подчинение.
II. Сочинение + бессоюзная связь.
III.Подчинение + бессоюзная связь.
IV. Сочинение + подчинение + бессоюзная связь.
-Одним из заданий тестовой работы в ГИА (задание №14)вы знаете, именно задание, в котором нужно указать номер предложения с разными видами связи.
-Что необходимо знать и уметь, работая со сложными синтаксическими конструкциями?
Работая со сложными синтаксическими конструкциями, необходимо:
- находить грамматические основы предложений;
- видеть границы простых предложений;
- разбираться в смысловых отношениях между простыми предложениями.
V. Закрепление
-Рассмотрим примеры предложений с разными сочетаниями видов связи. 1.Анализ предложений. Составление схем.
1) Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила моя мать.
Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной.
[ , (в которую… ), ] , и [ ] , (с кем… ).
2) Река тоже присмирела; немного погодя в ней кто-то плеснул в последний раз, и она стала неподвижна.
Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.
[ ] ; [ ] , и [ ].
Плакучие ивы купали в озере свои ветви; кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие жёлтые цветы.
Предложение сложное, с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной.
[ ] ; [ ], (в которой … ).
На следующий день Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция.
Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной.
[ , (когда… ) , ] , но [ ] , (что… ) : [ ].
2. Конструирование предложений. Работа в группах.
-Из простых предложений составить СП с разными видами связи, построить схему. (слайд)
1. Тучи с самого утра кружились над городом. 2. Тучи к вечеру заволокли небо. 3. Стало темно. 4. Было совсем не поздно.
(Тучи, которые с самого утра кружились над городом, совсем заволокли небо, и стало темно, хотя было ещё не поздно.
[ ,(которые ), ], и [ ], ( ).
3. Работа с учебником.
-Откройте учебникстр.142, упр. 209- устно
-Перед вами тестовое задание №14 ГИА, оно и на экране.
4.Тест по заданию №14 ГИА.
1. Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной и подчинительной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображенные на картине. (2) В этом искусство живописца сродни работе писателя. (3) В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. (4) Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно.
2. Среди предложений найдите сложное(-ые)предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (2) Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. (3) Анне Васильевне вспомнился сегодняшний урок и все другие ее уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.
3. Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
1) Лист бумаги. (2) Сожмите его и расправьте. (3)На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично,то часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»… (4) Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать полеты в нужном направлении к нужному месту. (5) Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…
4. Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).
(1) Автор размышляет о том, какое влияние на окружающую среду оказывает цивилизация в наше время, какую опасность таит в себе безумное отношение к диким животным, что нужно предпринять, чтобы избежать нежелательных последствий того, что происходит. (2) Журналист признает, что состояние хозяйства страны и человеческого бытия губительным образом обернулось против крупных животных: лосей, оленей, бобров, кабанов. (3) Численность их, еще недавно повсюду значительная, местами упала почти до нуля. (4). Причина всему – браконьерство. (5) И нет реальной силы его остановить: в человека-заступника грабитель выстрелит с такой же беспощадностью, с какой стреляет он и в животных.
Ответы: 1-1, 2-3, 3-3, 4-5
VI.Подведение итогов урока
-Что узнали на уроке?
-Какие виды связей существуют между частями сложного предложения?
VII. Домашнее задание:
§ 18, упр. 211,стр.143
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Анализ предложения. Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. [ ] ; [ , ( где…), ].
Тема урока: « Сложные предложения с различными видами употребления союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи»
Связи предложений в составе сложных. 1.Сочинение + подчинение. 2.Сочинение + бессоюзная связь. 3.Подчинение + бессоюзная связь. 4.Сочинение+подчинение+бессоюзная связь.
1. Сочинение + подчинение. Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила моя мать. Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и подчинительной; [ , (в которую… ), ] , и [ ] , (с кем… ).
2.Сочинение + бессоюзная связь. Река тоже присмирела; немного погодя в ней кто-то плеснул в последний раз, и она стала неподвижна. Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной. [ ] ; [ ] , и [ ].
3.Подчинение + бессоюзная связь. Плакучие ивы купали в озере свои ветви; кое-где берега поросли осокой, в которой прятались большие жёлтые цветы. Предложение сложное, с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной. [ ] ; [ ], (в которой … ).
4.Сочинение+подчинение+бессоюзная связь. На следующий день Пастухову удалось связаться с санбатом, но оттуда ответили, что Звягинцева переправили в армейский госпиталь: требовалась сложная операция. Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной . [ ], но [ ] , (что ) : [ ].
1. Тучи с самого утра кружились над городом. 2. Тучи к вечеру заволокли небо. 3. Стало темно. 4. Было совсем не поздно. Тучи, которые с самого утра кружились над городом, к вечеру заволокли небо, и стало темно, хотя было ещё не поздно. [ ,( которые ) , ], и [ ], ( ) . Конструирование предложений. Работа в группах.
Работа по учебнику. Упр.209,стр.142-устно
Тест по заданию №14 ГИА. Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной и подчинительной. Напишите номер(-а) предложения(-ий). (1) Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображенные на картине. (2) В этом искусство живописца сродни работе писателя. (3) В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. (4) Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно.
2 . Среди предложений найдите сложное(-ые)предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий). (1) Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (2) Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. (3) Анне Васильевне вспомнился сегодняшний урок и все другие ее уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.
3. Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий). (1) Лист бумаги. (2) Сожмите его и расправьте. (3)На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично, то часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»… (4) Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать полеты в нужном направлении к нужному месту. (5) Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…
4 . Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной(подчинительной) и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий). (1) Автор размышляет о том, какое влияние на окружающую среду оказывает цивилизация в наше время, какую опасность таит в себе безумное отношение к диким животным, что нужно предпринять, чтобы избежать нежелательных последствий того, что происходит. (2) Журналист признает, что состояние хозяйства страны и человеческого бытия губительным образом обернулось против крупных животных: лосей, оленей, бобров, кабанов. (3) Численность их, еще недавно повсюду значительная, местами упала почти до нуля. (4) Причина всему – браконьерство. (5) И нет реальной силы его остановить: в человека-заступника грабитель выстрелит с такой же беспощадностью, с какой стреляет он и в животных.
Ответы: 1-1 2-3 3-3 4-5
Итог урока Что узнали на уроке? Какие виды связей существуют между частями сложного предложения?
Домашнее задание §37, упражнение 211, стр.143
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период»
Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период». Урок включается в программу часов по развитию речи. Материал урока позволяет повторить о...
Конспект урока: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них
Цели: закрепление изученного по теме урока;нахождение видов сложных предложений (СП) в тексте;составление схем СП;построение сложных синтаксических конструкций (ССК);применение ССК в собственной...
Урок- практикум 11 класс Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.
Цель: провести мониторинг сформированности у учащихся умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять знаки препина...
Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.
В данном конспекте урока по теме "Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи" подобран материал из произведения А.С. Пушкина "Евгений Онегин"....
Конспект урока по теме "Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи", 9 класс
Тема урока раскрывается на языковом материале одного предложения Л.Н. Толстого "Война и мир"...
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи 9 класс
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: "Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи 9 класс"...
Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"
Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...