Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Алексеева Анастасия Евгеньевна

2 урок в теме (закрепление изученного материала)

Тема «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»

Цель: формирование умения постановки запятой в сложном предложении.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Автор  проекта: Алексеева Анастасия Евгеньевна, Красноармейский район, село Миасское, учитель русского языка и литературы, МОУ «Миасская СОШ№1».

2. Предмет: русский язык.
3. Класс: 7.
4. Тема урока: запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.
5. Цель урока: формирование умения постановки запятой в сложном предложении.

6. Задачи урока: 

1) учить видеть структуру сложного предложения; определять границы простых предложений в составе сложного; правильно расставлять знаки препинания; различать сочинительные и подчинительные союзы;

2) развивать творческие способности, мышление, связную речь;

3) воспитывать бережное отношение к уральской природе.
7. Планируемые образовательные результаты: 

  • личностные: развивать умения давать адекватную  оценку и самооценку учебной деятельности, осознавать границы собственного знания и «незнания»;

  • метапредметные: умение  задавать вопросы, формулировать собственное мнение, работать в парах, коллективно; развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимать оценку учителя; умение  задавать вопросы, формулировать собственное мнение, работать в парах, коллективно; формировать умения структурировать знания, читать и слушать, извлекая нужную информацию, делать обобщения и выводы;

  • предметные: развивать умения отвечать на вопросы, работать со сложными предложениями и текстами, анализировать их.

Оборудование: учебник по русскому языку 7 класс ( авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.), видеофрагмент («Южный Урал (Карабаш, Миньяр, Айские притёсы, Аша)»), презентация, текст стихотворения Л. Татьяничевой (у каждого на парте), текст стихотворений  Г. Черкасовой (у каждого на парте), карточки с предложениями для самостоятельной работы.

 8. Содержание урока:

Этап урока

Содержание и виды деятельности учащихся

  1. Вводный (организационно-мотивационный) этап

Запись числа и классной работы.

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки,

Сосны босые

Сбегают с подоблачных скал.

В лугах,

На ковровых просторах,

Среди плодоносных полей

Лежат голубые озёра

Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звёздный узор,

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

Я сердцем всё это вбирала,

Свой край полюбив навсегда.

Но главная сила Урала —

В чудесном искусстве труда.

Люблю я огонь созиданья

В суровой его красоте,

Мартенов и домен дыханье

И ветер больших скоростей.

Мне дороги лица простые

И руки, что плавят металл.

… Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал. (Видеоряд, музыка) Стихотворение читает учитель

Домны, мартены (слайд)

Какова тема данного стихотворения (о чем оно?) – любовь к Уралу, к Родине.

Главная мысль: лирический герой показывает/демонстрирует любовь к России и к своей малой Родине через любование природой и уральскими людьми. (7 минут)

Словарная работа:

  1. Определите, формы какой части речи перед вам? Какие это формы?
  2. Какой разбор мы должны выполнить? (морфемный и словообразовательный)
  3. Искусство. (Составьте и запишите простое предложение о своей малой родине). (4 минуты)

Актуализация знаний.

Перед вами – текст стихотворения Л. Татьяничевой, в нем есть выделенные предложения. Сколько в них грамматических основ? Как называются такие предложения? С помощью чего простые предложения в составе сложных соединяются? А чем разделяются? (3 минуты)

Целеполагание.

Сформулируйте тему урока.

Сформулируйте цель урока. (2 минуты)

Физминутка:

Сочинительный союз 1 вариант (приседает)

Подчинительный союз 2 вариант (потягивается)

А, НО, ЧТО, И, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО.

ИЛИ,ЧТОБЫ, КАК, ОДНАКО. (3 минуты)

  1. Основной (информационно-аналитический) этап

 

Основной этап урока. Выработка навыка постановки запятой в СП, выработка умения составления схем ССП и ССП.

Прочитайте стихотворения о малой Родине Черкасовой Галины Михайловны.

Выпишите выделенные предложения, подчеркните грамматические основы, составьте схемы. (7 минут)

Черкасова Галина Михайловна, с. Миасское

По ягоды. Макаро́ва дорожка

Еще не нагрелась дорога лесная:
Пока от июльской жары отдыхает.
Запуталось солнце в косичках березы,
Росинки блестят на былинках, как слёзы.
А голову кружит лесной аромат,
Цветы и травинки проснуться спешат.
В тени еще даже зябко немножко, и
Нас дальше зовёт Макаро́ва дорожка!

Когда до поляны клубничной дойдем,
Согреется все июльским теплом.
Наполнив клубникою спелой лукошко,
Под тенью берез отдохнем.
Знакомой уже Макаро́вой дорожкой,
Уставшие к дому пойдем.

Марьина квасни́ца

По ночам мне часто снится
Заповедный уголок,
Его Марьиной квасни́цей
Кто-то издавна нарёк.
На глухой лесной дороге
Есть овражек небольшой.
Разлила квасок там Марья,
Что везла косцам с собой.
Даже в зной в тени оврага
Всегда можно отдохнуть.
Будто квас, испив прохладу,
Дальше свой продолжить путь.

Самостоятельная работа (5 минут).

Расставьте недостающие знаки препинания, союз заключите в овал, подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложений.

  1. Черствеет душа, когда долго живёшь не дома.
  2. Любовь к Родине нам прививают с детства, и это чувство остается с нами на всю жизнь.
  3. Если нет у тебя Родины, нет и матери.

  1. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

 

Вывод по теме: между простыми предложениями, входящими в состав сложного, ставится запятая. (2 минуты)

Домашнее задание: упр. 367 (составить предложения по схемам о малой Родине). (1 минута)

Рефлексия. (5 минут)

Задание на выбор:

  1. Задание: напишите, как вы относитесь к своей малой Родине и почему? Используйте в своем рассуждении ССП и СПП.
  2. Задание: выполните задание на карточке. (Подчеркните грамматические основы, возьмите в овал союзы, начертите схемы: 1. Мы не выбираем, где  родиться. 2. Я рад(а), что родился (ась) в России. 3. Я люблю Урал и считаю, что здесь есть красивая природа, хорошие люди.)

Озвучивание (1 минута)


Приложение 1. Тексты стихотворений

Стихотворение Людьмилы Татьяничевой, 1949 г.

Когда говорят о России,

Я вижу свой синий Урал.

Как девочки,

Сосны босые

Сбегают с подоблачных скал.

В лугах,

На ковровых просторах,

Среди плодоносных полей

Лежат голубые озёра

Осколками древних морей.

Богаче, чем краски рассвета,

Светлее, чем звёздный узор,

Земные огни самоцветов

В торжественном сумраке гор.

Я сердцем всё это вбирала,

Свой край полюбив навсегда.

Но главная сила Урала —

В чудесном искусстве труда.

Люблю я огонь созиданья

В суровой его красоте,

Мартенов и домен дыханье

И ветер больших скоростей.

Мне дороги лица простые

И руки, что плавят металл.

… Когда говорят о России,

*Людмила Константиновна Татья́ничева (1915— 1980) — русская советская поэтесса, прозаик и общественный деятель, журналист, собственный корреспондент.


Задание. Прочитайте стихотворения о малой Родине Черкасовой Галины Михайловны.

Выпишите выделенные предложения, подчеркните грамматические основы, составьте схемы.

Черкасова Галина Михайловна, с. Миасское

По ягоды. Макаро́ва дорожка

Еще не нагрелась дорога лесная:
Пока от июльской жары отдыхает.
Запуталось солнце в косичках березы,
Росинки блестят на былинках, как слёзы.
А голову кружит лесной аромат,
Цветы и травинки проснуться спешат.
В тени еще даже зябко немножко, и
Нас дальше зовёт Макаро́ва дорожка!

Когда до поляны клубничной дойдем,
Согреется все июльским теплом.
Наполнив клубникою спелой лукошко,
Под тенью берез отдохнем.
Знакомой уже Макаро́вой дорожкой,
Уставшие к дому пойдем.

Марьина квасни́ца

По ночам мне часто снится
Заповедный уголок,
Его Марьиной квасни́цей
Кто-то издавна нарёк.
На глухой лесной дороге
Есть овражек небольшой.
Разлила квасок там Марья,
Что везла косцам с собой.
Даже в зной в тени оврага
Всегда можно отдохнуть.
Будто квас, испив прохладу,
Дальше свой продолжить путь.

Приложение 2. Карточка для рефлексии

Мы не выбираем, где  родиться.

Я рад(а), что родился (ась) в России.

Я люблю Урал и считаю, что здесь есть красивая природа, хорошие люди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку по теме "Соединительные О и Е в сложных словах"

полный план-конспект по теме с использованием современных образовательных технологий...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Простое осложненное предложение"

Данный урок по теме "Простое осложненное предложение" проводится в 7 классе в ходе изучения раздела "Синтаксис" (учебник 7 класса, авторы: С.И.львова, В.В.Львов ФГОС). Обучающиеся повторяют сведения о...

Урок - игра русскому языку в 7 классе на тему "Запятая в сложном предложении"

Данный урок преследует цели:Обучающие- формировать умение постановки запятой в сложном предложении;- повторить знаки препинания между однородными членами предложения;- продолжить работу по овладению у...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения" и презентация к нему...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Определение - второстепенный член предложения" (с презентацией)

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО, содержит презентацию, карточки для рефлексии, материал для работы с текстом...

Конспект урока по русскому языку для 8 класса по теме "Понятие об односоставных предложениях".

Урок является первым в разделе «Односоставные предложения». Его дидактическая цель - создание условий для осознания и осмысления понятия об односоставных предложениях. Тип урока...