Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
2 урок в теме (закрепление изученного материала)
Тема «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»
Цель: формирование умения постановки запятой в сложном предложении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
1. Автор проекта: Алексеева Анастасия Евгеньевна, Красноармейский район, село Миасское, учитель русского языка и литературы, МОУ «Миасская СОШ№1».
2. Предмет: русский язык.
3. Класс: 7.
4. Тема урока: запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.
5. Цель урока: формирование умения постановки запятой в сложном предложении.
6. Задачи урока:
1) учить видеть структуру сложного предложения; определять границы простых предложений в составе сложного; правильно расставлять знаки препинания; различать сочинительные и подчинительные союзы;
2) развивать творческие способности, мышление, связную речь;
3) воспитывать бережное отношение к уральской природе.
7. Планируемые образовательные результаты:
- личностные: развивать умения давать адекватную оценку и самооценку учебной деятельности, осознавать границы собственного знания и «незнания»;
- метапредметные: умение задавать вопросы, формулировать собственное мнение, работать в парах, коллективно; развивать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимать оценку учителя; умение задавать вопросы, формулировать собственное мнение, работать в парах, коллективно; формировать умения структурировать знания, читать и слушать, извлекая нужную информацию, делать обобщения и выводы;
- предметные: развивать умения отвечать на вопросы, работать со сложными предложениями и текстами, анализировать их.
Оборудование: учебник по русскому языку 7 класс ( авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.), видеофрагмент («Южный Урал (Карабаш, Миньяр, Айские притёсы, Аша)»), презентация, текст стихотворения Л. Татьяничевой (у каждого на парте), текст стихотворений Г. Черкасовой (у каждого на парте), карточки с предложениями для самостоятельной работы.
8. Содержание урока:
Этап урока | Содержание и виды деятельности учащихся |
| Запись числа и классной работы. Когда говорят о России, Я вижу свой синий Урал. Как девочки, Сосны босые Сбегают с подоблачных скал. В лугах, На ковровых просторах, Среди плодоносных полей Лежат голубые озёра Осколками древних морей. Богаче, чем краски рассвета, Светлее, чем звёздный узор, Земные огни самоцветов В торжественном сумраке гор. Я сердцем всё это вбирала, Свой край полюбив навсегда. Но главная сила Урала — В чудесном искусстве труда. Люблю я огонь созиданья В суровой его красоте, Мартенов и домен дыханье И ветер больших скоростей. Мне дороги лица простые И руки, что плавят металл. … Когда говорят о России, Я вижу свой синий Урал. (Видеоряд, музыка) Стихотворение читает учитель Домны, мартены (слайд) Какова тема данного стихотворения (о чем оно?) – любовь к Уралу, к Родине. Главная мысль: лирический герой показывает/демонстрирует любовь к России и к своей малой Родине через любование природой и уральскими людьми. (7 минут) Словарная работа:
Актуализация знаний. Перед вами – текст стихотворения Л. Татьяничевой, в нем есть выделенные предложения. Сколько в них грамматических основ? Как называются такие предложения? С помощью чего простые предложения в составе сложных соединяются? А чем разделяются? (3 минуты) Целеполагание. Сформулируйте тему урока. Сформулируйте цель урока. (2 минуты) Физминутка: Сочинительный союз 1 вариант (приседает) Подчинительный союз 2 вариант (потягивается) А, НО, ЧТО, И, КОГДА, ПОТОМУ ЧТО. ИЛИ,ЧТОБЫ, КАК, ОДНАКО. (3 минуты) |
|
Основной этап урока. Выработка навыка постановки запятой в СП, выработка умения составления схем ССП и ССП. Прочитайте стихотворения о малой Родине Черкасовой Галины Михайловны. Выпишите выделенные предложения, подчеркните грамматические основы, составьте схемы. (7 минут) Черкасова Галина Михайловна, с. Миасское По ягоды. Макаро́ва дорожка Еще не нагрелась дорога лесная: Марьина квасни́ца По ночам мне часто снится Самостоятельная работа (5 минут). Расставьте недостающие знаки препинания, союз заключите в овал, подчеркните грамматические основы, составьте схемы предложений.
|
|
Вывод по теме: между простыми предложениями, входящими в состав сложного, ставится запятая. (2 минуты) Домашнее задание: упр. 367 (составить предложения по схемам о малой Родине). (1 минута) Рефлексия. (5 минут) Задание на выбор:
Озвучивание (1 минута) |
Приложение 1. Тексты стихотворений
Стихотворение Людьмилы Татьяничевой, 1949 г.
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с подоблачных скал.
В лугах,
На ковровых просторах,
Среди плодоносных полей
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей.
Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звёздный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.
Я сердцем всё это вбирала,
Свой край полюбив навсегда.
Но главная сила Урала —
В чудесном искусстве труда.
Люблю я огонь созиданья
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.
Мне дороги лица простые
И руки, что плавят металл.
… Когда говорят о России,
*Людмила Константиновна Татья́ничева (1915— 1980) — русская советская поэтесса, прозаик и общественный деятель, журналист, собственный корреспондент.
Задание. Прочитайте стихотворения о малой Родине Черкасовой Галины Михайловны.
Выпишите выделенные предложения, подчеркните грамматические основы, составьте схемы.
Черкасова Галина Михайловна, с. Миасское
По ягоды. Макаро́ва дорожка
Еще не нагрелась дорога лесная:
Пока от июльской жары отдыхает.
Запуталось солнце в косичках березы,
Росинки блестят на былинках, как слёзы.
А голову кружит лесной аромат,
Цветы и травинки проснуться спешат.
В тени еще даже зябко немножко, и
Нас дальше зовёт Макаро́ва дорожка!
Когда до поляны клубничной дойдем,
Согреется все июльским теплом.
Наполнив клубникою спелой лукошко,
Под тенью берез отдохнем.
Знакомой уже Макаро́вой дорожкой,
Уставшие к дому пойдем.
Марьина квасни́ца
По ночам мне часто снится
Заповедный уголок,
Его Марьиной квасни́цей
Кто-то издавна нарёк.
На глухой лесной дороге
Есть овражек небольшой.
Разлила квасок там Марья,
Что везла косцам с собой.
Даже в зной в тени оврага
Всегда можно отдохнуть.
Будто квас, испив прохладу,
Дальше свой продолжить путь.
Приложение 2. Карточка для рефлексии
Мы не выбираем, где родиться.
Я рад(а), что родился (ась) в России.
Я люблю Урал и считаю, что здесь есть красивая природа, хорошие люди.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по русскому языку по теме "Соединительные О и Е в сложных словах"
полный план-конспект по теме с использованием современных образовательных технологий...
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Простое осложненное предложение"
Данный урок по теме "Простое осложненное предложение" проводится в 7 классе в ходе изучения раздела "Синтаксис" (учебник 7 класса, авторы: С.И.львова, В.В.Львов ФГОС). Обучающиеся повторяют сведения о...
Урок - игра русскому языку в 7 классе на тему "Запятая в сложном предложении"
Данный урок преследует цели:Обучающие- формировать умение постановки запятой в сложном предложении;- повторить знаки препинания между однородными членами предложения;- продолжить работу по овладению у...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения"
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Синтаксический разбор сложного предложения" и презентация к нему...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Определение - второстепенный член предложения" (с презентацией)
Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО, содержит презентацию, карточки для рефлексии, материал для работы с текстом...
Конспект урока по русскому языку для 8 класса по теме "Понятие об односоставных предложениях".
Урок является первым в разделе «Односоставные предложения». Его дидактическая цель - создание условий для осознания и осмысления понятия об односоставных предложениях. Тип урока...
Конспект урока по русскому языку по теме "Виды простого предложения по строению грамматической основы"
Конспект урока, технологическая карта, презентация....